Готовая дипломная работа
на тему:«Политическая культура в современной западной политологии»
Цена: 3,000 руб.
Номер: V5679
Предмет: Политология
Год: 2007
Тип: дипломы
Отзывы
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!
Политическая культура – одна из фундаментальных категорий современной западной политологии. Проблемы политической культуры на сегодняшний день занимают одно из центральных мест в теоретических и политических дискуссиях как Запада, так и России.
Соотношение политики и культуры в политической практике и политологии может быть рассмотрено двояко. С одной стороны, как воздействие политики, политической власти на культурную сферу, то есть как культурная политика. С другой стороны, как влияние культурных факторов на политику. Политика в данном случае приобретает конкретную форму, соотносящую ее с определенным временем и пространством. Именно в этом втором смысле обычно и говорят о политической культуре.
Надо сказать, что в политологии включение «политической культуры» в научный анализ возможно в качестве некого концепта, понятия, описывающего определенное явление, а также в качестве принципа моделирования политической реальности, существующего наряду с другими принципами. В последнем случае исследователь исходит из естественного представления, что политика многоаспектное и многофакторное явление.
Объектом данной работы является концепт политической культуры, а предметом – процесс его зарождения, формирования и развития.
Цель данной работы состоит в том, чтобы проследить судьбу понятия «политическая культура» в зарубежной политологии на всем протяжении периода его существования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: непосредственно рассмотреть понятие политической культуры у ее исследователей, а также выявить направления и подходы, которые обозначились при изучении данного концепта, на каждом определенном отрезке времени.
Первая глава, охватывающая период 50-60-х годов XX века, посвящена возникновению понятия политическая культура и ее первым исследованиям. Концепция Г. Алмонда и С. Вербы, появившаяся в этот период, для последующих исследователей политической культуры стала классической. Вторая глава посвящена 70-м годам XX века, наиболее сложному, кризисному периоду в истории исследований политической культуры. В этот период подвергается сомнению целесообразность использования понятия политической культуры, на существующие концепции обрушивается град критики. В третьей главе рассматриваются концепции политической культуры, увидевшие свет в 80-90-е годы XX века.
Хронологические рамки исследования определяются периодом существования концепта, и охватывают время с середины 50-х годов прошлого века, когда, впервые возникло понятие «политическая культура» и появилось его определение, до настоящего времени.
В советских общественных науках литература, посвященная концепциям политической культуры в западной политологии, ограничивается статьей В.В.Смирнова «Концепции политической культуры в политической науке США» (1977). Автор статьи полагает, что большинство исследований в политологии США сосредоточено на изучении приобретения людьми ориентаций, направленных на поддержку существующего режима в буржуазных странах. В концепции Г.Алмонда и С. Вербы, по мнению В. В. Смирнова, изучение объективного содержания политических систем подменяется их типологизацией на основе реконструкции состояний политической культуры в прошлом и описания исторических событий, вызвавших изменения в этой культуре. Критериями оценки политической культуры является степень приближения к американскому типу .
Отдельные аспекты в исследовании политической культуры и ее методологии в западной политологии – прежде всего в плане оценки работ Г.Алмонда и С. Верба – рассматриваются в книге В. Г. Каленского «Политологическая наука в США» (1969) . Автор полагает, что основные вопросы, на которые пытаются ответить Г. Алмонд и С. Верба в книге «Культура гражданственности», это – способствует ли политическая культура укреплению режимов, а также какой тип политической культуры необходим для установления режима «стабильной демократии» в молодых развивающихся странах. Высший тип политической культуры для авторов «Культуры гражданственности», по заключению В. Г. Каленского, складывается в условиях буржуазной плюралистической демократии, образцом которой является демократия англо-американского типа. Отдавая должное тому, что авторы подметили некоторые характерные черты политической культуры исследуемых стран В. Г. Каленский считает, что их работа страдает ограниченностью подхода. Основные недостатки он видит в том, что при изучении «доиндустриальных систем» не учитывается «неоколониализм», а при рассмотрении политической культуры США – возникновение движения «новых левых сил» , и ко всему вышесказанному «вполне определенно выступает идеологическая ориентация автора» .
Ф. М. Бурлацкий и А. А. Галкин в монографии «Социология. Политика. Международные отношения» (1974) отмечают, что в 60 – 70-е годы понятие политической культуры стало широко применяться в буржуазной социологии и политологии, но при этом они полагают, что политическая культура трактуется крайне сужено . Как наиболее типичную они рассматривают концепцию Алмонда-Вербы, она, по мнению авторов, в определенной мере может быть использована при изучении политических культур, но для этого такая классификация нуждается в серьезных уточнениях: во-первых, полученная на ее основе картина должна рассматриваться как результат предыдущего и исходный пункт последующего исторического развития; во-вторых, детализация такой классификации должна быть осуществлена в результате классового подхода к формированию политической культуры .
Авторы коллективной монографии «Современная буржуазная политическая наука» под ред. Г. Х. Шахназарова (1982) полагают, что в основе системных концепций американских политологов лежат крайне формализованные абстрактные и внеисторические модели политической системы, которые неспособны дать представление о конкретно-исторических социально-политических процессах .
В книге С. А. Егорова «Политическая система, политическое развитие, право: критика немарксистских политических концепций» (1983) приводится беглый перечень и анализ некоторых концепций политической культуры 60 – 80-х годов XX века. Автор считает, что с самого начала эта концепция использовалась в буржуазной политологии для обоснования превосходства буржуазной политической системы англо-американского типа над иными политическими системами . Концепцию Алмонда-Вербы он называет «явно идеологизированной». В общем С. А. Егоров считает, что концепции 60 – 80-х годов не представляют собой единой, согласованной и долгосрочной политической теории, которая опиралась бы на подлинно научную эмпирическую и теоретико-методологическую основу. Многие из этих концепций отражают присущие буржуазной политологии фрагментарность, эклектизм и разрыв между теорией и практикой, между историческим и логическим аспектами познания социально-политических явлений, ее идеологическую роль .
Работы 70-х–80-х годов, в которых, так или иначе, затрагивается политическая культура, посвящены в основном критическому анализу ее буржуазных концепций. Общим в этих работах (как и в других критических разборах, посвященных каким-либо буржуазным концепциям) являются обвинения в идеологизированности, а так же изначальное положение о марксистской методологии как единственно подлинно научной, что ведет к недооценке работ западных исследователей.
Определенная доля истины содержится в том, что появление концепции политической культуры было связано с обоснованием существовавшей англо-американской демократии. Но разработка понятия была вызвана не только этим, как утверждали советские исследователи. Так же в отечественных работах обращалось внимание на суженное толкование понятие политической культуры. Как первый, так и второй элементы критики присутствовали в зарубежном анализе концепций политической культуры.
В 1990 году появляется монография Э. Я. Баталова «Политическая культура современного американского общества», в которой он рассматривает сложившиеся представления о политической культуре в западной политологии. Основной объект критики Э. Я. Баталова сводится к тому, что «понятие политической культуры берется вне соотнесения с более общим, родовым понятием культуры и поскольку отсутствует консенсус относительно если не содержания, то, по крайней мере, сущности последнего, а тем самым понятие политической культуры остается открытым для нерелевантного наполнения» . В целом эти претензии адресованы концепции Алмонда-Вербы, но с необходимостью введения понятия политическая культура автор исследования согласен.
В статье К. С. Гаджиева «Политическая культура: концептуальный аспект» (1991) при анализе политической культуры, автор движется в русле, предложенном западными исследователями Г. Алмондом, С. Вербой, Д.Дивайном, Л. Паем .
Похожие работы:
«Политическая власть: формирование и функционирование в современной России» ➨
Политическая власть —основная категория государствоведения и самый труднопостижимая часть общественной жизни ...
Основные направления современной политологии ➨
К концу XIX — началу XX в. складывается собственно политическое направление — политическая наука (политология), ...
Политическая культура, ее сущность и роль в обществе ➨
Введение
Политика носит всепроникающий характер, довлеет над иными сферами жизни, что ведет к политизации ...