ГлавнаяГотовые работы Формирование информационных умений при работе с источниками информации (текстами)

Готовая работа

на тему:

«Формирование информационных умений при работе с источниками информации (текстами)»









Цена: 400 руб.

Номер: V5771

Предмет: Информатика

Год: 2008

Тип: разное

Отзывы

Айжамал 26.08.2020
Вас беспокоит автор статьи Айжамал из Кыргызстана,  моя статья опубликована, и в этом ваша заслуга. Огромная благодарность Вам за оказанные услуги.
Татьяна М. 12.06.2020
Спасибо Вам за сотрудничество! Я ВКР защитила на 5 (пять). Огромное спасибо Вам и Вашей команде Курсовой проект.
Юлианна В. 09.04.2018
Мы стали Магистрами)))
Николай А. 01.03.2018
Мария,добрый день! Спасибо большое. Защитился на 4!всего доброго
Инна М. 14.03.2018
Добрый день,хочу выразить слова благодарности Вашей и организации и тайному исполнителю моей работы.Я сегодня защитилась на 4!!!! Отзыв на сайт обязательно прикреплю,друзьям и знакомым  буду Вас рекомендовать. Успехов Вам!!!
Ольга С. 09.02.2018
Курсовая на "5"! Спасибо огромное!!!
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Ксения 16.01.2018
Спасибо большое!!! Очень приятно с Вами сотрудничать!
Ольга 14.01.2018
Светлана, добрый день! Хочу сказать Вам и Вашим сотрудникам огромное спасибо за курсовую работу!!! оценили на \5\!))
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Вера 07.03.18
Защита прошла на отлично. Спасибо большое :)
Яна 06.10.2017
Большое спасибо Вам и автору!!! Это именно то, что нужно!!!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!

Поделиться

Введение
Содержание
Литература
ВВЕДЕНИЕ



Современному школьнику предстоит жить и работать в мире информационных технологий. Уже сейчас школа, учитель и учебник давно перестали быть единственными источниками информации. Информация (от лат. informatio - разъяснение, осведомление) - содержание какого-либо сообщения, сведения о чем-либо, рассматриваемые в аспекте их передачи и времени; это значение, вкладываемое человеком в данные на основании известных соглашений, используемых для их представления. Как считает Н.Ю.Соколова, учитель одной из московских школ, в последние годы количество внешкольной информации, получаемой ребенком из различных средств массовой коммуникации (радио, телевидение, газеты, журналы и др.), стало существенно преобладать над объемом знаний, предлагаемых школой. Более того, по мнению автора, эта информация все чаще идет вразрез со школьным образованием. Дело в том, что эти два источника знаний основаны на противоположных принципах: в то время как школьное учение нацелено на основательные знания и требует от учащегося значительной затраты сил и активности, средства массовой информации во главу угла ставят зрелищность, простоту, доступность и предполагают пассивное восприятие, создающее, как правило, видимость познания. Между тем, продолжает писать Н.Ю.Соколова, интенсивность воздействия на личность средств массовой коммуникации весьма значительна. Средства массовой коммуникации не только информируют современного человека о состоянии мира, воспитывают, обучают, развлекают, но и достаточно сильно изменяют весь строй его мышления, стиль мировосприятия и тип культуры. Особенно сильно их влияние на формирующуюся личность, на ребенка, который оказывается под «ударом» множества информационных потоков.

Именно поэтому, по мнению М.Ю. Демидовой, сегодня необходима информатизация образования, то есть, изменение содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки учащихся [7]. Задача современного учителя должна сводиться к обучению приемам формирования и наиболее эффективного использования собственного для каждого ученика информационного пространства. Как считает автор, на уроках должна создаваться основа, «скелет» знаний, а уже на него каждый ученик из индивидуального информационного поля должен «нанизывать» объем личных знаний. Поэтому обучение основным приемам работы с информацией необходимо рассматривать в современной школе как одно из основных общеучебных умений, формирование, которого осуществляется на всех предметах. Целью обучения является освоение учащимися информационной культуры, то есть общих представлений об информационных процессах в окружающем мире, об источниках той или иной информации, о системе морально-этических норм. Информационная культура, вообще говоря, является частью коммуникативной, познавательной и, в некоторой мере, эстетической культуры, которые выделены как инвариантные компоненты структуры деятельности, лежащие в основе концепции современной школы [7].

Для развития умения работать с информацией, необходимо систематически предлагать учащимся различные ее источники, например дополнительную литературу по предмету, и организовывать с ней работу на уроках.

По мнению А.В.Усовой, к моменту завершения среднего образования учащиеся должны владеть определенными умениями в работе с различной литературой, а именно: пересказывать текст прочитанного своими словами, составлять план прочитанного, выделять в тексте основные структурные элементы системы научных знаний, работать с научно-популярной литературой; подготовить на основе работы с источниками доклад, сообщения; определять и высказывать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам т.д. [22, 23].

Для проверки сформированности этих умений, ученикам 10 класса был предложен объемный текст, который они должны были прочитать и предложить различные способы работы с этим текстом.

Анализ результата показал, что у большинства учащихся умения работать с информацией, не сформированы. Таким образом, эта проблема и на сегодняшний день остается актуальной.

Именно поэтому ко многим задачам современной школы, как считает Н.Ю. Соколова, сегодня необходимо добавить еще один блок: научить верно воспринимать информацию из различных источников, оценивать ее качество, проявлять избирательность при ее потреблении, «вписывать» сведения, которые несут СМИ, в те знания, которые дает школа, критически относиться к любой информации, понимать ее скрытый смысл и т.д.

Вследствие этого обстоятельства, в педагогике появилось новое направление, призванное решать данные задачи; оно получило название медиаобразование (media - носитель, пригодный или используемый для записи данных, непосредственно считываемых человеком). Основные его цели заключаются в следующем:

- обучение восприятию и переработке информации;

- развитие критического мышления, умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения;

- включение внешкольной информации в контекст общего базового образования, в систему формируемых в предметных областях знаний и умений;

- формирование умений находить, готовить, передавать и принимать требуемую информацию, в том числе с использованием различного технического инструментария.

Необходимо сказать и о том, что сегодня существует потребность в прочных физических знаниях у современных школьников. Определяется это рядом особенностей. Как известно, физика образует прочный фундамент всего естествознания, методы физической науки обеспечили мощный прогресс в развитии таких наук, как биология, химия, астрономия, геология и др. Поэтому важным звеном обучения физике является формирование у учащихся учебно-информационных умений (умений самостоятельно получать информацию из различных источников).

Данная проблема привлекала внимание ряда исследователей. Труды А. В. Усовой, В. К. Буряка, А. А. Боброва и др. посвящены работе с учебниками физики в сочетании с использованием дидактических средств. Работы В. И. Богдана, Д. И. Кульбицкого, А. А. Луцевича, И. И. Цыркуна посвящены формированию практических и экспериментальных умений при обучении физике. Однако не все аспекты проблемы исследованы должным образом. Слабая теоретическая разработка целенаправленного и планомерного формирования учебно-информационных умений у учащихся не позволяет учителю практически использовать их в процессе обучения физике в средней школе [11].

Объектом исследования является процесс обучения учащихся на занятиях элективного курса по оптике.

Предмет исследования – метод формирования информационных умений при работе с источниками информации.

Цель исследования – обоснование и разработка методики формирования информационных умений при работе с источниками информации.

Гипотеза исследования – если в обучении учащихся на занятиях по физике использовать задания разного типа и цифровые образовательные ресурсы, направленные на организацию самостоятельной поисковой работы учащихся, то можно сформировать информационные умения при работе с текстами по физике, углубить знания учащихся и сформировать научное мировоззрение.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть общие вопросы формирования информационных умений.

2. Рассмотреть вопросы формирования информационных умений при работе с текстовыми источниками информации.

3. Провести теоретическое обоснование и разработать модель методики формирования информационных умений при работе с источниками информации.

4. Обосновать систему заданий, подобрать задания и составить требования к системе заданий.

5. Разработать методику организации деятельности учащихся при выполнении заданий, дать методические рекомендации.

6. Провести эксперимент по проверке гипотезы.

Научная новизна:

1. Разработан элективный курс «Физика XX века».

2. Разработана модель методики изучения физики.

Методы:

Для решения поставленных задач использованы следующие методы: теоретический анализ проблемы на основе изучения методологической, педагогической, методической, учебной и научно-популярной литературы, констатирующий учебный эксперимент, обучающий педагогический эксперимент, статистическая обработка результатов эксперимента, моделирование методики формирования информационных умений при работе с источниками информации.

Теоретическая значимость:

Разработана модель формирования информационных умений при работе с источниками информации (текстами).

Практическая значимость:

Разработаны методические рекомендации по проведению элективного курса «Физика XX века», уроки и задания для учащихся по данной теме. Использование этих разработок в учебном процессе позволит сформировать у учащихся представления о квантовых свойствах света, углубить их знания по этой теме.

Положения выносимые на защиту:

1. Информационные умения могут быть сформированы при использовании на уроках физики заданий разного типа, направленных на организацию самостоятельной поисковой деятельности учащихся.

2. В элективный курс «Физика XX века» целесообразно включить такие вопросы, как решение нестандартных задач, достижения и перспективы современной космонавтики и т.д. Проведенный эксперимент показывает, что этот материал достаточно успешно усваивается учащимися.

3. Исследовательские экспериментальные умения могут формироваться в процессе выполнения учащимися лабораторных работ с использованием компьютерных моделей, при этом в случае отсутствия компьютерного класса или необходимого числа компьютеров для индивидуального выполнения лабораторной работы, эту работу можно проводить фронтальным или групповым методом.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем диссертации - 81 страница, 3 таблицы. Библиография включает 23 наименования.
400 руб.

Похожие работы:

Роль информации в современной экономике и рынок информационный услуг. особенности формирования рынка информационных услуг в России 

Введение Актуальность темы. Экономическая информация состоит из всех объективных фактов и всех предположений, ...

Свойства информации, стоимость и цена информации 

Введение Актуальность темы заключается в том, что рассуждения о качественном изменении той роли, которую информация ...

Поиск по базе выполненных нами работ: