ГлавнаяГотовые работы Законы царя Хаммурапи.

Готовый реферат

на тему:

«Законы царя Хаммурапи.»









Цена: 750 руб.

Номер: V7195

Предмет: Право

Год: 2007

Тип: рефераты

Отзывы

Айжамал 26.08.2020
Вас беспокоит автор статьи Айжамал из Кыргызстана,  моя статья опубликована, и в этом ваша заслуга. Огромная благодарность Вам за оказанные услуги.
Татьяна М. 12.06.2020
Спасибо Вам за сотрудничество! Я ВКР защитила на 5 (пять). Огромное спасибо Вам и Вашей команде Курсовой проект.
Юлианна В. 09.04.2018
Мы стали Магистрами)))
Николай А. 01.03.2018
Мария,добрый день! Спасибо большое. Защитился на 4!всего доброго
Инна М. 14.03.2018
Добрый день,хочу выразить слова благодарности Вашей и организации и тайному исполнителю моей работы.Я сегодня защитилась на 4!!!! Отзыв на сайт обязательно прикреплю,друзьям и знакомым  буду Вас рекомендовать. Успехов Вам!!!
Ольга С. 09.02.2018
Курсовая на "5"! Спасибо огромное!!!
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Ксения 16.01.2018
Спасибо большое!!! Очень приятно с Вами сотрудничать!
Ольга 14.01.2018
Светлана, добрый день! Хочу сказать Вам и Вашим сотрудникам огромное спасибо за курсовую работу!!! оценили на \5\!))
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Вера 07.03.18
Защита прошла на отлично. Спасибо большое :)
Яна 06.10.2017
Большое спасибо Вам и автору!!! Это именно то, что нужно!!!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!

Поделиться

Введение
Содержание
Литература
Введение



Самым известным, самым полным сборником законов всей Месопотамии является кодификация царя Хаммурапи, которую и доныне считают одним из самых давних сборников правовых норм в мире.

Хаммурапи составил свои законы уже на третьем году царствования – они были записаны на глиняных табличках. Впоследствии, на 35-ом году царствования, когда ему удалось победить всех врагов «сверху и снизу», по его приказу законы были высечены на черном базальтовом столбе. Тогда же, очевидно, составлены их введение и заключение.

Этот базальтовый столб найден в конце 1901 г. французской археологической экспедицией во главе с Ж. Морганом в г. Сузы в Иране на месте прежней столицы Эламского царства. Очевидно, столб вывезен туда как трофей. Эламский правитель приказал в центре столба очистить место, вероятно, для собственной записи, но самой записи он не сделал. Стертую часть (около 35 статей) частично удалось возобновить благодаря следующим находкам в тех же Сузах и других местах (найдены обломки еще одной подобной стелы, глиняные таблички с текстом некоторых статей законов).

Следовательно, на сегодня неизвестны целиком или почти целиком 21 статья, а в четырех статьях остаются значительные пробелы. Всего же текст законов Хаммурапи, кроме пролога и эпилога, насчитывает 282 статьи.

Для работы с «Законами» необходимо составить себе предварительное представление об эпохе Хаммурапи – так называемом Старовавилонском периоде (кон. XX – нач. XVI вв. до н.э.). В XXI в. до н.э. на централизованное общемесопотамское «царство Шумера и Аккада» обрушились кочевники-амореи, обитавшие ранее в Сирийской степи. В итоге бурных политических событий изменились и политические системы, и общественно-экономический строй древней Месопотамии, а сама она к концу XIX в. оказалась разделена между несколькими крупными царствами с аморейскими (в Эшнунне – аккадской) династиями во главе. Это были: верхнемесопотамская держава Шамшиадада I, Вавилонское царство, царство Эшнунны на Дияле и царство Ларсы на юге Нижней Месопотамии, от которых зависел ряд более мелких политических образований.

После распада первого из этих государств на среднеевфратское царство Мари и верхнемесопотамско-среднетигрское государство Субарту (ок. 1780) гегемонию над всей Месопотамией на несколько лет захватывают эламиты (ок. 1770).

Этой обстановкой воспользовался Хаммурапи, царь Вавилона (1792-1750) – незаурядный государственный деятель и удачливый военный организатор, глубоко и искренне уверовавший в свою провиденциальную миссию – объединить Месопотамию. В 1764 он, в союзе с Мари, поднял мятеж против эламской гегемонии и начал войну со всеми остальными государствами Месопотамии, их общим покровителем – Эламом и вассалами последнего в горах Загроса. При этом он открыто провозгласил восстановление общемесопотамской державы «Шумера и Аккада», некогда уничтоженной кочевниками.

Около 1755 война завершилась полным триумфом Хаммурапи, объединившего всю Месопотамию (где он по ходу дела подчинил, а затем и уничтожил союзное Мари) и даже западный Элам с общеэламской столицей Сузами.

«Законы» были в окончательной редакции изданы только после этой победы, как своего рода итог всей государственной деятельности Хаммурапи. Этот царь ставил себе в заслугу, прежде всего, водворение справедливого порядка в созданной им империи, а саму свою победу (в самом деле небывалую) рассматривал как явный божественный мандат на устроение такого порядка.

«Законы» принадлежат к важнейшим источникам по древневавилонскому и вообще древневосточному праву, на долгое время послужили основой вавилонского права и тем самым дают возможность восстанавливать многие стороны социально-экономического строя Месопотамии II тыс. до н.э.

Следует учесть, что Хаммурапи, существенно усилив роль государства в общественной и хозяйственной жизни страны (впоследствии частично утраченную), не изменил основ этой жизни, как они сложились в начале тысячелетия и сохранялись вплоть до его конца, а частично и позже.



1. Общая характеристика Законов Хаммурапи



Законы Хаммурапи составляют чрезвычайно интересную и обширную законодательную памятку. Кодификация Хаммурапи не имеет характера божественной воли. В прологе Хаммурапи отмечает, что бог солнца и справедливости Шамаш появился царю во сне и распорядился, чтобы тот установил в стране «право и справедливость», причем рассказал царю, как это осуществить, и подарил ему свои законы. Бог, следовательно, дает права и законы царю, а тот объявляет их уже от своего имени всему народу.

В эпилоге царь еще раз отмечает необходимость придерживаться всех данных законов, угрожает суровыми религиозными (божьими) и царскими (светскими) наказаниями их нарушителям. Он также провозглашает, что будет защищать всех потерпевших. В законах Хаммурапи регулируется спектр правовых отношений вавилонского общества, в частности, в отрасли гражданского, обязательственного права, брачно-семейного и наследственного права, трудовых отношений, уголовного и уголовно-процессуального права.

Это типичная кодификация рабовладельческого государства, где все права и привилегии закреплены за рабовладельцами, где их жизнь, честь, достоинство, имущество охраняются очень суровыми средствами, а раб – лицо бесправное. Здесь и свободные выделяются между собой по правовому положению – одни всевластные, полноправные, другие, – второстепенные, люди хуже, низшего сорта.

Нормы законника имеют казуистичный характер. Кроме этого, здесь перемешаны предписания из разных отраслей права. Однако, когда прочитать весь текст законов, то его можно разделить по содержанию на определенные группы. Следовательно, в своде законов прослеживаем определенную внутреннюю систему.

Первые пять статей посвященные суду и судопроизводству. Они направлены против господствующего в судах произвола, волокиты, системы подкупа судей и свидетелей. Судьям угрожают суровые наказания (штраф в 12-кратном размере суммы иска и лишения должности) за изменение уже вынесенных судебных решений, обвинителям – за фальшивое обвинение, свидетелям – за неправдивые свидетельства (ст. 1-4).

Раздел второй посвящен регулированию проблем собственности (ст. 6-126). Сюда отнесены нормы, которые регулируют правовое положение разных форм собственности, пользование чужой собственностью, договорные и внедоговорные обязательства. Этот раздел также содержит нормы, которые касаются защиты собственности, владения, устанавливают наказание за грабеж, кражу чужого имущества, потраву полей и тому подобное.

Раздел третий посвящен браку, семье, наследованию (ст. 127-195). В нем рассматриваются вопросы о формах и условиях заключения брака, условия допустимости многоженства, развода, имущественных, личных взаимоотношениях супругов, родителей и детей. Предусмотрены разные преступления и проступки, направленные против семьи, установленного порядка семейных отношений.

Четвертый раздел – это нормы, которые предусматривают преступления против личности и ответственность за них, то есть посвященные защите личности, жизни, чести, здоровья (ст. 196-214).

Пятый, последний, раздел посвящен труду, условиям труда и его оплаты, орудиям труда (ст. 215-282). Идет речь о вознаграждении и ответственности за свой труд строителя, судовладельца, врача, ветеринара, о сельскохозяйственных рабочих, ремесленниках, пастухах, о найме разных вещей, животных, рабов, транспортных средств.

Можно назвать такие причины появления законов Хаммурапи:

1. Вавилон стал большим государством, присоединив к себе много соседних государств, городов, народов. Поэтому возникла необходимость установить единые законы на территории всего государства, которые бы регулировали правовые вопросы, правовые отношения.

2. Стремление рабовладельцев, знати, жрецов четко определить свои права и привилегии, обеспечить себя, свое имущество от посягательств других.

3. Стремление самого царя сгладить острые социальные противоречия, которые на то время возникли в обществе.

2. Регулирование отдельных сфер общественных отношений

2.1. Брачно-семейные отношения



Брачному обряду предшествовало заключение определенного соглашения между женихом или его отцом и отцом невесты. Это были своеобразное обручение. При этом жених вручал семье девушки определенную сумму денег – тирхату и брачный подарок самой новобрачной или её семье – библу (ст. 139, 159). Соглашение не означало в будущем обязательного брака: обе стороны могли от него отступить. Однако это налагало определенную ответственность – моральную и материальную.

Если отказывался от брака жених, то он не мог требовать возвращения ни тирхату, ни брачного подарка. Если же отказывалась невеста или ее семья, то они возвращали все получено в двойном размере (ст. 160). Следовательно, и тирхату, и библу выступали не как плата за товар, то есть девушку, как это было у многих древних народов, а как своеобразная гарантия заключения брака. Девушка в вавилонян выступает не как товар, а как равноправная сторона в браке. Об этом свидетельствует и форма заключения брака: кроме традиционного обряда нужно было заключить брачный договор, в котором предусмотрены определенные права и обязанности сторон. Без заключения такого договора брак считался недействительным (ст. 128).

Допускали брак свободного с рабыней (ст. 170). Детей от такого брака считали свободными, так же как от брака свободной с рабом (царским или мушкенума). Однако в последнем случае в случае смерти мужчины – раба половина его имущества переходила к его хозяину и только вторую его половину наследовали жена и дети.

При бракосочетании отец давал дочери приданое – шерикту. Шерикту выдавали дочери и при посвящении ее в жрицы. Получив приданое, дочь уже не могла наследовать родительское имущество после их смерти (ст. 183). Шерикту становилось собственностью дочери, однако после бракосочетания переходило в пользование мужа, а после смерти жены – к ее детям.
750 руб.

Похожие работы:

Общая и предельная полезность. Законы Госсена 

Актуальность темы: я выбрала эту тему для написания курсовой работы, потому что, не смотря на столь давнее происхождение, ...

Законы Булевой алгебры 

ВВЕДЕНИЕ

Среди задач, для решения которых привлекают компьютер, немало таких, которые принято называть логическими. ...

Законы сохранения взаимодействия. 

Момент импульса (или кинетический момент, угловой момент, орбитальный момент, момент количества движения) характеризует ...

Законы_организации 

Введение

В условиях постоянно меняющейся внешней среды, развития технологий и усиливающейся конкуренции ...

Поиск по базе выполненных нами работ: