При изучении культуры Египта необходимо учитывать те причины, которые привели к возникновению и длительному сохранению некоторых ее особенностей. С образованием классовых отношений она стала средством идеологического воздействия на сознание эксплуатируемых масс в целях укрепления и возвеличивания власти фараона и рабовладельческой верхушки общества. Пути развития египетской культуры были в значительной степени обусловлены ее постоянной зависимостью от религии, что было связано с общим сравнительно медленным развитием египетской культуры. Застойность характера древнеегипетского рабовладельческого строя объясняется тем, что основа его хозяйства – земледелие – было построено на искусственном орошении, которое требовало сохранения общины, в то же время сохранение религиозного объяснения мира препятствовало, например, объяснению явлений природы.
Культура Древнего Египта в значительной степени определяется спе-цификой становления Египетского государства, географическими и этнографическими факторами. Большое влияние на формирование древ-неегипетской культуры оказывала религия, основными чертами которой были: длительное сохранение пережитков фетишизма и тотемизма, синкретизм (объединение в одном двух или нескольких божеств, перенесение качеств и свойств одного божества на другое) и, наконец, тесная связь религии с магией. Религиозные традиции в долине Нила были особенно прочными и живучими. Жречество обладало огромной силой, и хотя оно вступало иногда в конфликты с царской властью, это не мешало ему создавать учения о божественности фараона и призывать массы населения к повиновению «сыну Солнца», как именовали себя властители Египта. В конечном итоге различные религиозные культы в Египте поддерживали старинные устои и призывали к повиновению властьимущим. Безусловно, египетская религия на протяжении тысячелетий изменялась, приспособлялась к социальным сдвигам и политическим переменам. Однако многие старинные верования, связанные еще с исчезающими родоплеменными обычаями, сохранялись в долине Нила дольше и упорней, чем в других древних странах. Вначале – собирательство и охота, потом скотоводство и земледелие создали тот круг верований, представлений и обычаев, которые легли в основу древних культов растений и животных. «Греческих путешественников», - писал Редер Д. – «особенно поражал необычайно распространенный в Египте культ диких и домашних животных, а также всевозможных птиц, рыб и насекомых. Примеры можно приводить бесконечно. Почти любой представитель египетской фауны почитался в той или иной области (а некоторые и по всей стране). Во многих местностях даже крокодил считался священным и неприкосновенным властителем речных вод, и охота на него строго воспрещалась. Маленьких крокодильчиков помещали в храмовых прудах, откармливали медовыми пирогами и в случае преждевременной смерти мумифицировали, окутывали погребальными пеленами и с почетом погребали. Никто в Египте не смел обидеть кошку, за ее убийство виновник мог поплатиться жизнью. Огромным почитанием пользовались такие птицы, как ибис, кобчик, коршун, а из насекомых особенно навозный жук (т. н. скарабей)».
Культура Древнего Египта не только поражает разнообразием своих форм, но и имеет колоссальное значение для дальнейшего развития мирового процесса в области религии, науки и искусства. Культурные достижения Египта повлияли на внешний мир и (в значительной мере через греков) дошли до нас. Геродот вполне справедливо считал египтян учителями геометрии. Образ сфинкса стал классическим в европейском искусстве. Подлинные египетские обелиски возвышаются в Риме и Париже. Сфинксы из красного гранита, привезенные из Египта (они относятся к XV веку до нашей эры), украшают набережную Невы в Санкт-Петербурге.
750 руб.
В массовом сознании утвердилось представление о культуре, как об особой сфере общества, которая как бы отделена от повседневной жизни и фактически тождественна искусству и литературе. Этот взгляд закреплен в выражениях типа «работник культуры», «деятели культуры», под которыми подразумеваются поэты и писатели, музыканты и артисты.
На деле же культура – явление масштабное, несводимое к одному только искусству, явление соразмерное обществу и цивилизации. Потому культура не только теснейшим образом связана со всеми сторонами жизни общества и человека, а пропитывает ее.
Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, и, наоборот, нет ни общества, ни социальной группы, ни человека без культуры и вне культуры. Согласно, одного из основоположников русской и американской социологических школ Сорокина: «...Любая организованная группа неизбежно обладает культурой. Более того, ни социальная группа, ни индивид (за исключением просто биологического организма) не могут существовать... без культуры».
Культура олицетворяет своеобразие, уникальность и неповторимость общества, народа, социальной группы, короче – того субъекта, которому она принадлежит. Культуру с этой точки зрения можно представить как портрет социальной общности. Это связано с тем, что она складывается на протяжении длительного времени и представляет собой аккумуляцию своеобразного исторического опыта, который люди приобрели. Другими словами, каждая культура непременно имеет «историческое измерение», которое, может быть не заметно на первый взгляд, но без него никакая культура, даже если речь идёт о культуре небольшой социальной группы, не существует.
Культура поэтому содержит в себе наиболее типичные, повторяющиеся, распространённые, воспроизводящиеся регулярно, черты и свойства социальной общности. Общим знаменателем всего многообразного содержания культуры, следовательно, можно считать традицию. Она обнаруживает себя во всех элементах культуры, формируя ее своеобразие, а на поверхности общественной жизни она проявляется в виде привычки.
Можно сказать, что каждой культуре присущ механизм селекции, отбора, благодаря которому она как бы отфильтровывает общественную жизнь, практику, оставляя в качестве культурных образцов, стандартов, канонов только некоторые элементы. Они становятся общими и в определённой мере обязательными для всех членов социальной общности.
Здесь можно привести прискорбный пример. Правовой нигилизм, пренебрежительное отношение к закону и праву – наша традиция, уходящая своими корнями далеко в прошлое и «канонизированная» в известной пословице «закон, что дышло, куда повернёшь, туда и вышло». В эпоху перестройки в общественное сознание была введена европейская идея правового государства. Но практика и глубинное отношение к закону не изменилось, поскольку не изменился сам закон, оставшийся неправовым, «волей господствующего класса», поскольку идея правового государства не была «увязана» с коренными ценностями отечественной культуры, в первую очередь – с идеей справедливости. Более того, так как небрежение законом демонстрируют именно сами законодатели, правовой нигилизм лишь усиливается.
Культура народа формируется и откристаллизовывается на протяжении целых исторических эпох, она – прошлое, опрокинутое в настоящее. Она – «память» о прошлом, зафиксированная в стереотипах сознания и поведения, символах, обрядах и обычаях. Это – наиболее глубинные её пласты, которые тысячью нитей связаны с более динамичными и меняющимися поверхностными слоями, отражающими специфику конкретной исторической эпохи и часто несущими в себе новое и противоречащее традициям содержание.
750 руб.
1.Георгиева Т.С. Христианство и русская культура. - М., 2001.
2.Зезина М.Р., Кошман Л.В. и др.История русской культуры. - М., 1990.
3. Культурология: История мировой культуры: Учебник для ВУЗов/ под ред. Проф. А. Н. Марковой. – М.: «Культура и спорт», 1998.
4. Смирнова В. В. Мировая художественная культура. – М., 1995, ч.I.
5. Буданова В. П. История мировых цивилизаций: Учебник: Раздел VI. Глава 2. 2004 г.
6. Жданов Н. В., Игнатенко А. А. Ислам на пороге XXI века, М., 1989. с. 220.
7. Хрестоматия по культурологии. (Учебное пособие) Под ред. Рудигина А.А. 1998. – 592с.
8. Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – нач. XIX века: Учеб.пособие для ун-тов.-М.: Высш. шк., 1989.- 480 с.
9. Культурология для технических вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
10. Затонский Д. Постмодернизм в историческом интерьере // Вопросы литературы, М., 1996. №3. С. 197.
11. Козловски П. Современность постмодерна // Вопросы философии. М., 1995, №10. С. 87.
12. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: «Правда», 1989.
13. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. С.-П.: Издательство С.-Петербургского университета, 1995.
750 руб.