Ответ (Задание 1):
ADL-LC (Life Cycle) (см. рис.1) – матрица Артура Д. Литтла – многофакторная модель для стратегического анализа диверсифицированных компаний, а также инструмент стратегического управления, который обосновывает принятие решений по стратегиям отдельных бизнесов организаций.
Матрица модели ADL-LC – матрица размерности 5х4, величина круга показывает величину оборота, прибыли или имущества СЕБ.
Конкурентное положение Жизненный цикл
Появление (рождение) Рост (развитие) Зрелость Спад
(старение)
Доминирующее Бизнес С
Сильное Бизнес А
Удобное (заметное)
Посредственное Бизнес Б
Слабое
Рис. 1 Матрица Артура Д. Литтла (ADL-LC (Life Cycle))
Определим стадию развития каждого вида бизнеса Корпорации и его конкурентное положение внутри нее:
Бизнес А находится на стадии зрелости, его конкурентное положение можно охарактеризовать как сильное.
На данной стадии происходит полное насыщение рынка. Все или большинство потенциальных покупателей приобретают продукцию достаточно регулярно. Зрелость характеризуется стабильностью известных покупателей, технологий, распределения долей на рынке, хотя конкуренция на рынке за его перераспределение все еще может продолжаться. Объем продаж достигает предельно высокого уровня, после чего наступает замедление роста и затем полная остановка, прибыли достигают предельно высокого уровня и остаются на этом уровне или начинают немного снижаться, в то время как движение наличности становится или остается позитивным.
Бизнес Б находится на стадии рождения, его конкурентное положение можно охарактеризовать как посредственное.
Отрасль, находящаяся на этой стадии, как правило, является возникшей недавно, как осознание существования некоторой неудовлетворенной потребности группы потребителей или путем развития рынков товаров, основанных на новых технологиях, ранее не существовавших или не использовавшихся, для удовлетворения определенных потребностей потребителя. Основными характеристиками такой отрасли являются изменения в технологии, энергичный поиск новых потребителей и фрагментарность предложений на быстро меняющемся рынке. Объем продаж быстро растет, прибыли, как правило, нет, а скорее наоборот, только инвестиции. Поэтому поток денежной наличности здесь пока еще отрицательный. Идет поглощение денежной наличности для развития отрасли.
Бизнес С находится на стадии спада, его конкурентное положение можно охарактеризовать как доминирующее.
На данной стадии покупатели постепенно теряют интерес к продукции либо потому, что новые и более качественные ее заменители начинают вытеснять старую продукцию, либо потому, что меняются потребительские предпочтения или вкусы покупателей. Главными характеристиками этой стадии являются падение спроса, уменьшение числа конкурентов и, во многих аналогичных производствах, сужение ассортимента товаров. Объем продаж резко падает, прибыли снижаются, движение наличности падает медленно; все параметры сходятся к нулю.
Стратегические рекомендации по позициям модели ADL-LC (табл.1.).
1. Прямая интеграция
2.Обратная интеграция
3.Вхождение в рынок
4.Первичное развитие рынка
5.Увеличение производственных мощностей
6.Рационализация дистрибьюторской системы
7.Развитие производства за рубежом
8.Развитие бизнеса за рубежом
9.Экспорт традиционного продукта
10.Лицензирование за рубежом
11.Осторожные действия
12.Новые продукты/традиционные рынки
13.Новые продукты/новые рынки
14.Системное повышение эффективности
15.Действия при национализации рынка
16.Полная рационализация бизнеса
17.Улучшение ассортимента продукта
18.Совершенствование продукта
19.Традиционные продукты/новые рынки
20.Традиционные продукты/традиционные рынки
21.Переход на эффективную технологию
22.Традиционное снижение стоимости
23.Обеспечение выживания
24.Отказ от бизнеса.
Табл. 1 Позиции (квадранты) модели ADL-LC для выбора стратегических рекомендаций (СР)
Положение в конкуренции Жизненный цикл
Появление (рождение) Рост (развитие) Зрелость Спад (старение)
Доминирующее СР 3, 4, 5 СР 2, 7, 14, 20, 21, 22 СР 2, 7, 14, 20 СР 2, 7, 14, 20, 21, 22
Сильное СР 3, 4, 5 СР 2, 7, 14, 20, 21, 22 СР 2, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 20 СР 6, 7, 14, 18, 20
Удобное (заметное) СР 1, 3, 5, 7, 8, 12, 13, 19, 21 СР 2, 7, 14, 20, 21, 22 СР 1, 2, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 19, 20 СР 6, 17, 18, 22
Посредственное СР 1, 3, 19 СР 1, 3, 19 СР 6, 7, 14, 18, 20 СР 23, 24
Слабое 3, 5, 6, 12, 17, 18 СР 3, 6, 14, 17, 18, 21 СР 3, 6, 14, 15, 17, 18, 21, 23 СР 24
Таким образом, для бизнеса рекомендуються следующие стратегии развития:
- бизнес А- стратегии СР 2, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 20
- бизнес Б- стратегии СР 1, 3, 19
- бизнес С- стратегии СР 2, 7, 14, 20, 21, 22.
750 руб.
Задание 1
Каждый из трех видов бизнеса Корпорации N можно кратко охарактеризовать следующим образом:
Бизнес А: Данный вид специализируется на определенном подтипе продукции, бизнес достаточно прочный. Большинство клиентов этого направления приобретают продукцию достаточно регулярно.
Используемые технологии производства и реализации продукции достаточно стабильны и совершенны. На данном этапе деятельности уже достигнут предельно высокий уровень продаж, в связи с чем прибыль достигла также высокого уровня и начала немного снижаться. Движение наличности становится позитивным.
Бизнес Б: В данном направлении начал развиваться недавно. Небольшой, имеет ряд критически слабых сторон, мешающих ему в конечном счете стать центром генерации прибыли для Корпорации, так как ресурсы для поддержания бизнеса недостаточны. Требуются значительные инвестиции для активной разработки новых технологий, позволяющих совершенствовать и модифицировать продукцию. Рынок товаров активно развивается, ведется активный поиск новых клиентов. Объем продаж постепенно набирает обороты, но прибыль на данном этапе несущественная .
Бизнес С: Имеет определенные особенности и преимущества, так как является лидером в отрасли, которая слабо концентрирована (все конкуренты находятся примерно на одном уровне). Тем не менее, покупатели теряют интерес к продукции этого направления деятельности Корпорации, так как ее начинают вытеснять более качественные заменители. Спрос падает, происходит сужение ассортимента. Объем продаж падает, в связи с чем прибыль имеет тенденцию к снижению.
Используя данную информацию:
- определите стадию развития каждого вида бизнеса Корпорации и его конкурентное положение внутри нее;
- определите положение каждого вида бизнеса на матрице модели ADL/LC;
- осуществите «естественный выбор» стратегии развития каждого бизнеса в соответствии с его позицией на матрице.
Задание 2.
Вы изучили, что исходным этапом процесса разработки стратегии является анализ стратегических факторов среды, в которой действует предприятие.
Вам предлагается рассмотреть среду такого известного предприятия, как Макдоналдс, с трех позиций:
Общая среда (макроокружение) Рабочая среда Внутренняя среда
1.Экономические факторы:
-инфляция;
-стадия экономического цикла;
-уровень налогообложения;
-курс валюты.
1.Поставщики:
-надежность;
-цена продукции;
-своевременность поставок;
-качество продукции. 1.Цели и задачи:
-производственные;
-финансовые;
-социальные.
2.Политические факторы:
-политическая обстановка в стране;
законодательство об охране окружающей среды; антимонопольное законодательство; денежно-кредитная политика; государственное регулирование.
изменения в правилах импорта и экспорта сырья, оборудования, технологий и готовой продукции, изменения 2.Трудовые ресурсы:
- демографические факторы (пол, возраст);
- уровень образования. 2.Структура:
-производственная;
-управления;
-сеть филиалов.
3.Социальные и культурные факторы:
-возросшая обеспокоенность потребителей состоянием окружающей среды, на которую влияет переработка упаковки;
-количество детей, женщин (демографическая ситуация);
отношение к труду; требование контроля за загрязнением окружающей среды;
-социальное благосостояние. это цели, структура, задачи, технология, люди.
3. Потребителя:
-располагаемый доход;
- стиль жизни;
-образовательные стандарты;
-покупательские привычки; -отношение к отдыху;
-отношение к качеству товаров и услуг; 3.Технология:
- используемая технология производства;
-используемое сырье;
-технология управления персоналом;
-технология и уровень сервисного обслуживания ;
-технология маркетинговой деятельности.
4.Технологические факторы:
-технология производства;
-технология подбора кадров;
-технология производства продуктов питания:
-методы продажи продукции.
4.Конкуренты:
-количество;
-ассортимент услуг;
- ценовая политика;
- качество продукции конкурентов;
-уровень обслуживания. 5.Люди:
- компетентность и профессионализм работников:
-уровень образования;
-культура обслуживания.
Задание 3
Молочный комбинат «Здоровье» производит молочную продукцию.
Комбинат планирует на 30% увеличить объемы производства в отчетном году, а также расширить ассортимент молочной продукции.
В рамках этого продолжает развиваться программа "Школьное молоко", а также проводится техническое усовершенствование производственных мощностей.
C этого года на предприятии внедрен новый проект "Тетра Фино Асептик", в соответствии с которым введена в действие новая упаковочная линия. Это позволяет увеличить срок годности молочных продуктов до 30 дней. В приведенной ниже таблице показан ассортимент выпускаемой данным предприятием продукции, рентабельность продаж всех видов продукции.
На основании этих данных, а также с учетом знаний основных принципов дифференцированного маркетинга, полученных Вами из курса Стратегический менеджмент, разработайте продуктово-маркетинговую стратегию для предприятия «Здоровье».
Наименование Ед/измер Рентабельность продукции
Молоко цельное сгущенное с сахаром 8,5%, бан 15%
Сливки сгущенные с сахаром 20% , бан 10%
Молоко сгущенное с сахаром и какао, бан 11%
Бифидок 0,5 л Пак 7%
Варенец 0,45 л Пак 3%
Йогурт 2,5% 0,25 л Бан 22%
Йогурт 2,5% 0,5 л Пак 20%
Кефир 1%1 л Пак 12%
Масло «Столичное» Кг 2%
Масло «Столичное» фасованное 0,25 Бан 10%
Масло шоколадное Кг 0,5%
Масло шоколадное фасованное 0,25 Бан 4%
Масса творожная плодово-ягодная 0,25 Бан 16%
Масса творожная с изюмом 0,25 Бан 18%
Масса творожная с какао 0,25 Бан 13%
Молоко топленное 4% 0,45 л Пак 7,5%
Молоко 2,5% 1 л Пак 29%
Молоко 3,2% на розлив Литр 33%
Ряженка 4% 0,5 л Пак 16,5%
Сливки 10% 0,5 л Пак 21%
Снежок 2,5% 0,5 л Пак 8%
Творог 9% Кг 13%
Сметана 10% на розлив 1,2%
Сметана 10% 0,5 л Пак 24%
Йогурт на розлив Кг 0,7%
Сметана 20% 0,25 л Пак 29,5%
Ряженка на розлив Кг 0,5%
750 руб.
Литература
1. Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации. К: ООО «Галиос», 2001
2.Виханский О.С. Стратегическое управление, 2-е изд. М.: Гардарика, 1998.
3.Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: Экономистъ, 2002. – 416 с.
4.Попов С.А. Стратегическое управление. М.: «ИНФРА-М», 1999 – 344 с.
5.Стратегический менеджмент. Учебное пособие. Сост. .С.В.Васильев. Великий Новгород, 2004 г. – 121 с.
6.Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Пер. с англ. М.: ЮНИТИ, 1998.
7.Акофф Росс. Планирование будущего корпораций. М: «Прогресс», 1985.
8.Бенвенисте Гай. Овладение политикой планирования. М., 1994.
9.Боумэн Клифф. Основы стратегического менеджмента. М., «Банки и биржи», 1997.
10.Виханский О.С. Стратегическое управление, 2-е изд. М.: Гардарика, 1998.
750 руб.