Солон жил в трудное время. Отмирал прежний порядок, основанный на господстве родовой знати, демос (народ) поднимался на борьбу против аристократии. Незнатные, но зажиточные горожане считали несправедливым безраздельное господство аристократии в судах и управлении. Ломка традиционных устоев жизни болезненно отзывалась в сознании людей. Тяжело было жить крестьянину, попавшему в долговую кабалу и потерявшему веру в справедливость сильных. С безысходной тоской смотрели на жизнь аристократы - проклиная, призывая кары небесные на головы «своемыслящей черни», не видя ничего хорошего в будущем. Мегарский поэт-аристократ Феогнид, изгнанный из родного города, уверял: «Лучшая доля для смертных - на свет никогда не родиться. И никогда не видать яркого солнца лучей».
Солон был человеком жизнерадостным и даже легкомысленным, по определению его биографа Плутарха. Он любил жизнь и, претерпев много неудач и разочарований, писал: «Ныне мне стали милы Дионис, Киприда и Музы - те, чьи забавы радость вселяют в людей». Разгорающиеся в обществе вражда и ненависть заставляли страдать и его: «Да, понимаю, и в сердце глубоко мне горе запало: Вижу, как клонится ниц бывшая первой страна Меж ионийских земель». Он оказался близок к новым людям, поднявшимся из народа, понимал их нужды, осознавал их силу. Поэтому в отличие от аристократов, упорствующих в приверженности старому порядку, он готов был содействовать утверждению новой социально-политической системы и знал, как это сделать.
Ещё до того как стать законодателем, Солон принимал активное участие в политической жизни Афин. Его родной город вёл долгую войну с соседним городом Мегара за обладание островом Саламин, лежащим у самых берегов Аттики. После очередного поражения афинское народное собрание запретило под страхом смертной казни поднимать вопрос о возобновлении войны. Многие горожане, недовольные запретом, не решались открыто выступить против него. Тогда Солон, чтобы поднять боевой дух афинян, выбежал, притворившись сумасшедшим, на площадь и пропел стихи, в которых призывал к захвату Саламина. Стихи произвели на граждан Афин столь сильное впечатление, что они тут же решили начать войну с мегарянами и назначили Солона военачальником. Остров был отвоёван, а Солон приобрёл значительный политический авторитет. Нет ничего странного в том, что выступление сумасшедшего его соотечественники восприняли всерьёз: сумасшествие, считали древние, - от богов. И в данном случае боги через Солона выразили свою волю.
Действия Солона характеризуют его как человека рационального. Постоянно обращаясь к авторитету богов, в делах житейских он предпочитал руководствоваться здравым смыслом. Доказывая исконную принадлежность Саламина Афинам, Солон не побоялся вскрыть на острове несколько могил и показать мегарянам, что мёртвые захоронены по обычаю афинян. Более того, он пошёл на откровенный подлог: пользуясь авторитетностью в Греции стихов Гомера, вставил в один из них строку, доказывавшую давнюю связь Саламина с Афинами. Подобные хитрости тогда пороком не считались - напротив, они создавали человеку репутацию умного и тонкого политика. Солона стали приглашать посредником в спорах между знатными афинскими родами. Уважение и известность во всей Греции принесло ему выступление в защиту дельфийского храма бога Аполлона, землю которого захватили жители города Кирры.
Несомненно, политические взгляды Солона сформировались и были хорошо известны в афинском обществе 594 г. до н. э. Именно тогда он был избран архонтом-простатом - высшим должностным лицом в Афинах с неограниченными полномочиями. К этому времени противоречия между народом и знатью достигли предела, но у враждующих сторон хватило благоразумия обратиться к Солону с просьбой о проведении необходимых реформ. Солон не без колебаний приступил к преобразованию государственного строя Афин. Знать надеялась, что Солон, сам будучи аристократом, укрепит её позиции. Демос, считая Солона человеком справедливым, ждал от него проведения всеобщего передела имущества и уравнения всех в правах. Солон же не собирался делать ни того ни другого. Претензии знати он считал чрезмерными и укорял её в своих стихах: «Вы же в груди у себя успокойте могучее сердце: Много досталось вам благ - ими пресытились вы. Меру поставьте надменному духу: не то перестанем мы подчиняться, а вам будет не по сердцу всё». Неприемлема была для Солона и идея всеобщего имущественного и политического равенства, которую он ставил в один ряд с ненавистной ему тиранией: «Мне равно не по душе силой править тирании, как и в пажитях родных Дать худым и благородным долю равную иметь».
По убеждению Солона, жизнь общества должны регулировать право и законы, принятые при всеобщем согласии. Эти принципы были положены Солоном в основу проводимых им реформ. Для Солона богатые и бедные, знатные и незнатные - равноправные члены единого гражданского общества. Ради единства и процветания общества необходимы взаимные уступки, компромиссы. О своей роли Солон сказал в стихах: “Встал я, могучим щитом тех и других прикрывая, И никому побеждать не дал неправо других”. Для последовательного проведения в жизнь подобного намерения требовались мужество и сильная воля.
Реформы Солона не привели к коренной ломке сложившихся в Афинах к началу VI в. до н. э. общественных отношений. Они лишь изменили то, что грозило государству гибелью. Солон провёл сисахрию («стряхивание бремени»), т. е. отменил все долги, сделанные под заклад земли (заимодавцы ставили на земельный участок должника камень с записью долга), и навсегда запретил обращать свободных афинских граждан в рабство. Всех граждан Солон разделил на четыре разряда в зависимости от величины их земельного дохода (пентакосиомедимны, всадники, зевгиты и феты). Отныне социальный статус афинского гражданина зависел не от его происхождения, а от величины его частной собственности. Все граждане Афин могли принимать участие в Народном собрании (экклесии) и в созданном Солоном суде присяжных (гелием),
Реформы вызвали недовольство со стороны аристократии. Пытаясь объяснить согражданам значение преобразований. Солон снова прибег к стихам. В них много горьких признаний: «На (борьбу всё мужество собрав, Я точно волк вертелся среди стаи псов». И ещё: «Все когда-то ликовали, а теперь меня всегда злобным взором провожают, словно я их злейший враг».
Попытка добиться всеобщего согласия не удалась. Не желая ничего менять в своих законах, Солон покидает Афины и снова становится путешественником. Он плывёт в Египет, ведёт там беседы со жрецами, потом отправляется на Кипр, и помогает местному царю основать новый город. Античные авторы написали много рассказов о встречах Солона со знаменитыми современниками. При посещении столицы Лидийского царства - города Сарды - он, например, беседовал с вошедшим в историю царём Крезом и преподал ему урок эллинской мудрости.
Через долгих десять лет Солон вернулся в Афины уже стариком. Ему пришлось стать свидетелем того, как непрекращающаяся борьба между его согражданами закончилась установлением тирании Писистрата. Хотя Писистрат был его родственником и в прошлом их связывала дружба, Солон разгадал устремления честолюбца и попытался предупредить афинян о грозящей опасности: «Вы ведь свой взор обратили на речи коварного мужа». Когда Писистрат со своей охраной захватил Акрополь, Солон призвал граждан к вооружённой борьбе против тирана. Приближённые самозваного правителя объявили Солона сумасшедшим, на что он ответил: «Точно ли я сумасшедший, покажет недолгое время: выступит правда на свет, сколько её ни топи».
Судьбу Солона после прихода к власти Писистрата античные писатели освещают по-разному. Диоген Лаэртский пишет, что он уехал из Афин и умер, прожив до 80 лет, на Кипре. По утверждению Плутарха, Солон остался в Афинах, и Писистрат сумел привлечь его на свою сторону, во всём советуясь со старым другом. Сколько лет Солон прожил при Писистрате, Плутарх точно не знает.
Современники оказались глухи к увещеваниям Солона, однако много лет спустя, покончив с тиранией, афиняне обратились к заветам великого реформатора. Принципы меры, золотой середины, гражданского единства были правильно определены им как основы существования полиса. Поэтому Солона афиняне причислили к семи мудрецам - так называли нескольких его современников, активно, как и он, участвовавших в разработке и создании основ государственного строя греческого полиса.
Говорят, Анахарсис, скиф царского рода, причисленный греками к мудрецам, узнав, что Солон занят составлением законов для афинян, стал смеяться над его работой. Он считал, что Солон желает добиться невозможного - он мечтает удержать граждан от преступлений и корыстолюбия писаными законами, которые ничем не отличаются от паутины: когда попадаются слабые и бедные, их удержат, а сильные и богатые вырвутся. На это Солон, говорят, возразил, что и договоры люди соблюдают, когда нарушать их невыгодно ни той ни другой стороне; и законы он так приноравливает к интересам граждан, что покажет всем, насколько лучше поступать честно, чем нарушать законы. Однако результат получился скорее тот, какой предполагал Анахарсис, чем тот на который надеялся Солон (Плутарх. Солон, V).
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Создание государства в Афинах 5
Глава 2. Характеристика реформ Солона 7
Глава 3. Характеристика реформ Клисфена 20
Заключение 28
Список литературы 31
Введение
Актуальность настоящего исследования. Тема «Афинская рабовладельческая демократия» - одна из ключевых в курсе «История Древней Греции». Ее изучение связано с выяснением таких принципиально важных вопросов, как процесс формирования Афинского рабовладельческого государства, наиболее развитого полиса на территории Греции; выявление основных черт и сущности первой на земле демократии; этапов борьбы за установление демократических порядков, укрепления и функционирования этой системы; а также извлечение уроков из конкретного исторического опыта. Приступая к работе с источниками, следует иметь в виду, что среди разнообразных письменных материалов по теме, особое место принадлежит трактату Аристотеля «Афинская полития». В этой работе изложена политическая история Афин на протяжении VII-IV вв. до н.э. Это единственное сочинение в дошедшей до нас античной традиции, где освещается столь большой период афинской истории в связном и последовательном изложении событий. При характеристике «Афинской политии» как исторического источника, необходимо обратить внимание на обстоятельства находки трактата, выяснить такие вопросы, как авторство и время написания сочинения, его тема, концепция, основное содержание, степень достоверности данных трактата в связи с источниками «Афинской политии» Аристотеля и политическими взглядами автора. В процессе работы необходимо сопоставление (там, где это возможно) данных трактата с параллельной литературной традицией. Из предшественников Аристотеля наибольший интерес представляют сведения Геродота и Фукидида, среди поздних авторов - данные Плутарха. При работе с источниками необходимо помнить, что они были написаны спустя несколько столетий после описываемых событий.
Цель данной работы – анализ роли реформ Солона и Клисфена в формировании Афинского рабовладельческого государства.
Задачи работы:
- провести анализ общих тенденций складывания Афинского государства;
- отметить влияние реформ указанных политических деятелей.
Глава 1. Создание государства в Афинах
Изучая древнейший общественный строй Аттики, следует обратить внимание на массовое разорение аттического крестьянства, оказавшегося в долговой кабале у землевладельцев-эвпатридов, у которых в VIII-VII вв. до н.э. находилась и политическая власть. Процесс создания госудасртва в Афинах тесно связан с процессом постепенного ограничения царской власти и замены ее выборными должностными лицами - архонтами, когда коллегия архонтов и ареопаг становятся главными орудиями политического господства аристократии.
По легенде, Тесей (герой греческой мифологии, убивший минотавра и тем избавивший афинян от дани царю Крита Миносу) объединил под своей властью все провинции Аттики в 7 веке B.C. Но научно доказано, что синойкизм (i.e. объединение) произошел в 8 веке К этому времени в Афинах существовал определенный сословный строй. Все население делилось на 3 сословия:
1. эвпатр’иды (родовая знать, аристократия)
2. геом’оры (земледельцы)
3. деми’урги (ремесленники) Последние 2 сословия составляли «демос», то есть народ.
Также все население делилось на 4 филы, каждая из которых делилась на фр’атрии, а фратрии в свою очередь делились на роды. Запись законов, проведенная в 621 г. архонтом Драконтом, не привела к радикальным переменам. 594 г. – Солон был избран на должность 1-го архонта. Ему было поручено провести реформы, которые смогут примирить сословия (аристократы считали, что он проведет реформы в их пользу (т.к. он сам из среды аристократов), народ надеялся на реформы в свою пользу (т.к. Солон по роду своей деятельности был ближе к простым людям)).
На основе анализа источников можно проследить основные этапы в борьбе за установление демократии в Афинском государстве:
1. Килонова смута, законы Драконта;
2. Реформы Солона;
3. Тирания Писистрата и Писистратидов;
4. Реформы Клисфена.
Одним из наиболее ранних эпизодов политической борьбы в Афинах была так называемая Килонова смута. «Для понимания причин этого явления, его характера, результатов и исторического значения представляется важным последовательное выяснение следующих вопросов: социальное происхождение Килона, его замысел, движущие силы выступления, отношение к нему афинского демоса, результаты выступления, причины неудачи Килона, историческое значение этого выступления» 1.
Глава 2. Характеристика реформ Солона
Прежде чем перейти к рассмотрению реформ, проведенных Солоном, необходимо представить социально-политическую ситуацию в Афинах, сложившуюся к VII веку до н.э. (род. ок. 640 – ум. ок. 560 гг. до н.э.) – греческий государственный деятель и поэт. Был сыном Эксекестида из афинского аристократического рода Медонтидов, по материнской линии находился в родстве с будущим тираном Афин Писистратом. Сыграл важную роль во время долгой войны Афин с Мегарой за остров Саламин, призывая соотечественников к борьбе в знаменитой элегии, из которой нам известно несколько стихов. Около 594 г. до н.э. был избран архонтом и посредником, задачей которого было разрешение трудной политической и хозяйственной ситуации в Аттике. Солон провел ряд хозяйственных реформ, как то: отмена долгов, лежавших на крестьянских хозяйствах, и рабства за долги, денежная реформа, унификация мер и весов, получение афинского гражданства осевшими здесь чужеземцами, ремесленниками и купцами. Эти реформы оздоровили сельское хозяйство и заложили основы развития ремесла и торговли. За основание политических реформ Солон принял уже существовавшее разделение населения на четыре класса по имущественному признаку. Таким образом он уничтожил привилегии по праву рождения, а достаток гражданина поставил в зависимость от его участия в делах государства. Солон ограничил полномочия аристократического совета Ареопага в пользу народного собрания и Совета Четырехсот, выбираемого родовыми филами. Он ввел народный суд (heliaia), смягчил Драконовы законы. После проведения реформ Солон оставил должность и уехал из страны. Он совершил путешествие на Кипр, в Египет и Малую Азию.
Поэтическое творчество Солона было тесно связано с его политической деятельностью и выполняло публицистические функции. Солон высказывал свои мысли в трохеях, литературную форму которым придал Архилох, а также в элегиях, порой напоминающих о Каллине и Тиртее. Многими своими идеями он обязан Гесиоду. От творчества Солона сохранились только фрагменты. В поэзии Солон выражал свои политические взгляды, защищал проводимые им реформы, объяснял их значение. Он также выступал в роли наставника соотечественников и моралиста, благодаря чему его причислили к семи мудрецам.
К воинским элегиям можно отнести упомянутый выше фрагмент, связанный с выступлением Солона во время войны за Саламин. В более длинном ямбическом отрывке Солон как бы представляет отчет о своей деятельности. Он призывает в свидетели «черную землю, мать олимпийских богов», которую он освободил от тяготивших ее межевых столбов. Она была рабыней, а теперь свободна. Солон гордится тем, что он вернул гражданские права афинянам, которые были проданы в рабство за долги и «уже забыли аттическую речь». Он считает своей заслугой установление единого закона для всех и напоминает, что другой на его месте стремился бы получить власть тирана, а все достижения реформы присвоил бы себе. В трохеических тетраметрах он отвергает упреки в том, что оказался глупцом, ибо не сумел воспользоваться случаем, чтобы стать тираном. Солон полагает, что может гордиться своими поступками, поскольку он поставил общественные интересы выше личных. А тем, кто полагал, что он должен пойти в реформах еще дальше (в том числе произвести передел земельных участков), отвечал, что он дал народу столько власти, сколько было надобно, и не стоит превышать меру. Чрезмерная же свобода столь же пагубна, как и избыток несправедливости. Всякое же излишество рождает гордыню (hybris), причину всех неудач. Следовательно, виной всему является глупость. В других произведениях он остерегал от тирании, а когда она воцарилась в Афинах, утверждал, что их жители сами призвали ее своими неразумными поступками и не должны искать причин в немилости богов. В рефлективно-моральных элегиях Солон изложил свою концепцию счастливой жизни. Они напоминают о Гесиоде, но Солон гораздо менее пессимистичен, а богатство, к которому человек должен стремиться, является чем-то значительно большим, чем запас, позволяющий ему дожить до нового урожая. Основой же человеческого благополучия представляется благосклонность богов, доброе имя среди соотечественников и не слишком большой, честно нажитый достаток. Нечестность всегда влечет за собой несчастье. Надежда на лучшее будущее позволяет людям переносить трудности и беды, но в конечном итоге все зависит от богов. Также Солон выступает против чрезмерной жажды богатства, ибо человеку, который смертен и не может взять с собой свое имущество в загробный мир, для счастья нужно немногое. Те же самые законы, что управляют жизнью одного человека, Солон относит и к государству. К упадку приведет погоня его жителей за золотом. Дела плохо идут там, где благородные люди бедны, а дурные – богаты. Солон призывает к сохранению существующего общественного порядка (эвномии), приводя аргументы, напоминающие о противопоставлении хорошо и плохо устроенных городов у Гесиода. Человеческую жизнь Солон разделил на 10 семилетних периодов, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. Сам он хотел жить 80 лет. На эту тему Солон спорит с Мимнермом, считавшим жизнь старика лишенной ценности. Сохранившиеся фрагменты творчества Солона доказывают, что в любом деле он последовательно выступал сторонником умеренности и равновесия, противником крайностей. Язык Солона еще близок к эпической традиции: живой и выразительный. Сравнения из мира природы подчеркивают тезис о том, что в природе и в обществе царят одни и те же законы.
1,200 руб.
1. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. 2-е изд. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. – М, 1999. – 624 с.
2. Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. Издание второе. Под ред. Омельченко О.А.. Т.1 – М, 1999. – 528 с.
3. Всеобщая история государства и права: Учебник / Под ред. проф. К.И. Батыра. – М, 1999. – 456 с.
4. История Древней Греции: Учеб./ Под ред. В.И. Кузищина. – 2-ое изд. – М, 1996.- 399с.
5. Историки античности. В 2 т./Сост. М.Томашевская. Т.1. Древняя Греция. М, 1989
6. История древнего мира. Под ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свеницкой. 3-е изд. М, 1989. Т.1-3.
7. История политических и правовых учений. Древний мир. Под ред. Нерсесянца. М, 1985.
8. Лурье С.Я. История Греции. Под ред. Э.Д. Фролова, Спб, 1993
9. Яковлев П.А. История государства и права зарубежных стран. – М.: Олма-пресс, 2005
1,200 руб.