Готовый реферат
на тему:«Культурная речь»
Цена: 750 руб.
Номер: V8101
Предмет: Педагогика
Год: 2008
Тип: рефераты
Отзывы
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!
Богатая речь определяется как речь, в которой запас слов, моделей словосочетаний и предложений, находящихся в активном словаре, является большим, чем в обычном наборе, и используется для незатруднительного и целесообразного общения.
В языке существуют понятия активного и пассивного словаря. Активный словарь – это лексические единицы, которые говорящий (пишущий) на данном языке активно, без затруднений употребляет в речи в противовес пассивному словарю. Это лексикон человека. Пассивный словарь предполагает контекстное понимание языковых единиц, но не использование их в обычном речевом общении.
Речь тем богаче, чем она разнообразнее по своей языковой структуре, чем больше запас слов, их значений, типовых интонаций и т. д., - тот запас, из которого человек способен выбрать нужное ему средство и применить его для построения речи, выражающей необходимую информацию .
Богатство речи – это и совокупность навыков, нужных для незатруднительного и целесообразного применения средств языка, которые находятся в активном языковом запасе человека.
Для расширения нашего активного словаря необходимо знание такого свойства русского языка, как полисемия, и лексических единиц, которые в науке получили названия омонимы, синонимы, антонимы, паронимы, фразеологизмы.
Под полисемией понимают наличие различных, но в какой-то мере связанных между собой значений и смыслов одного и того же слова; различных интерпретаций одной и той же языковой модели в зависимости от контекста. Так, лексема «земля» контекстуально может интерпретироваться и как почва, и как суша, и как мир, и как планета, и как материк, и как страна, край, и как вещество и др.
Омонимы – это разные слова, имеющие одинаковое звучание и написание. Например, наряд1 – одежда и наряд2 – распоряжение.
Большой интерес в связи с культурой речи представляют слова, близкие друг другу по значению – синонимы или только по звучанию – паронимы.
Синонимы (от греч. synonymus - соименный) - слова, близкие по значению, но не тождественные: славный, хороший, замечательный; мыслить, думать, размышлять, соображать; смелость, храбрость, отвага. Наряду с лексической синонимией существует и синонимия выражений - таких языковых конструкций, с помощью которых объ¬ясняются или уточняются значения высказываний другими словами, но имеющими тот же смысл. Например: «Третьего дня я получил депешу» - «Позавчера мне пришло сообщение (извещение, письмо)».
Синонимы выполняют в языке ряд функций: экспрессивно-стилистическую, замещения, уточнения и др.
Паронимы (от греч. para + onyma - возле имени) - это слова, близкие, главным образом, только по звучанию: невежа - невежда, орден - ордер, эффект - аффект - дефект, правый - правдивый и др. Причиной смешения паронимов является недостаточное знание соответствующих слов, имеющих близкий звуковой облик, особенно при близости каких-либо других их характеристик, например, общей сферы употребления. Тогда рождается грубая речевая ошибка. Так, паронимы «лоцман – боцман» обозначают судовые (корабельные) про¬фессии. Однако значения этих слов различны: лоцман - проводник судов, хорошо знающий фарватер; боцман - лицо младшего начальствующего состава, которому судовая команда подчинена по хозяй¬ственным работам. Замена этих слов ведет к искажению сути этих специальностей, к смысловой путанице: «Лоцман командует матросами, убирающими палубу». – «Боцман искусно провел корабль в порт». Бессмыслица получится в случае смешения паронимов «экскаватор –эскалатор»: «Эскалатор вырыл глубокую яму» (вм. экскаватор); «эф¬фект – аффект»: «Выступление произвело большой аффект» (вм. эф¬фект).
Антонимы (от греч. anti + onyma - против имени) - это слова, различные по звучанию и имеющие прямо противоположные значе¬ния: добро - зло, правда - ложь, широкий - узкий, удалять - при¬ближать и т. п. Антонимы, как правило, относятся к одной части ре¬чи и образуют пары.
Антонимические противопоставления слов могут формировать¬ся и контекстуально: «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой». Русская антонимия - яркое выразительное средство при созда¬нии противопоставлений, контрастов, антитез (стилистическая фигу¬ра: от греч. antithesis - противоположение): «Мягко стелет, да жест¬ко спать». Антонимы используются не только для выражения контраста, но и для полноты отображения явлений действительности: «Спят бо¬гатые, и бедные, и мудрые, и глупые, и добрые, и лютые».
Фразеологизмы (фразеология - от греч. phasis + logos - учение о выражениях, оборотах речи) - устойчивые, семантически недели¬мые сочетания слов: «спустя рукава», «бить ключом», «остаться с носом», «собаку съел» и т. п.
Употребление фразеологизмов придает речи яркость, живость, образность, так как сама природа фразеологизмов, их стилистическая окрашенность обогащает речь, служит «противоядием» речевым штампам.
Разнообразие, оригинальность и самобытность русского языка позволяют каждому сделать свою речь богатой и оригинальной. Убогая, бедная в языковом отношении речь воспринимается как отрицательная характеристика человека, свидетельствует о его поверхностных знаниях, низкой речевой культуре, о недостаточном запасе слов.
Стократ прав К. И. Чуковский, написавший в книге «Живой как жизнь»: «Не для того наш народ вместе с гениями русского слова – от Пушкина до Чехова и Горького – создал для нас и для наших потомков богатый, свободный и сильный язык, поражающий своими изощренными, гибкими, бесконечно разнообразными формами, не для того нам оставлено в дар это величайшее сокровище нашей национальной культуры, чтобы мы, с презрением забросив его, свели свою речь к нескольким десяткам штампованных фраз.
Сказать это нужно со всей строгостью» .
Похожие работы:
В сосуде находится смесь азота и водорода. При температуре Т, когда азот полностью диссоциировал на атомы, а диссоциацией ...
Тело массой 2,5 кг свободно падает с высоты 10 м. Определить кинетическую энергию тела на высоте 3 м. Сопротивлением ...
Самобытная художественная культура Беларуси формировалась на протяжении столетий. Здесь существовали оригинальные ...
1. Структура публичного выступления
В теории ораторского искусства под структурой речи по¬нимается построение ...
Архитектура Междуречья и Месопотамии ➨
Введение
Археологические раскопки, проводимые в разных частях земного шара, указывают на существование в древнем ...