§ 2.1. Театр в Древней Греции
Театр в Древней Греции был государственным учреждением, и организацию театральных представлений брало на себя государст¬во, назначая для этой цели специальных лиц.
Драмы ставились на трех праздниках в честь Диониса: на Малых, или Сельских, Дио¬нисиях; Ленеях; на Великих, или Городских, Дионисиях.
Драматические представления проходили как состязания дра¬матургов, хорегов, актеров. В них участвовали три трагических и три комических поэта. Каждый из трагиков должен был предста¬вить четыре пьесы: три трагедии и одну сатировскую драму. Тра¬гедии были связаны единым сюжетом. После них ставилась сатировская драма на тот же сюжет, что и трагедии. Трагическая три¬логия и сатировская драма составляли тетралогию. Комические поэты представляли по одной комедии.
Состязания продолжались три дня. Каждый день с утра играли тетралогию одного драматурга; под вечер исполняли одну коме¬дию. К участию в состязаниях допускались только новые произ¬ведения; если ставились старые, уже игравшиеся, то они шли вне конкурса.
Разрешение на постановку пьесы драматурги получали от ар¬хонта . Он же давал драматургам разрешение набрать хор. Все из¬держки, связанные с обучением хора, изготовлением костюмов, ре¬петициями и т. д., брали на себя богатые граждане Афин. Гражда¬нин, подготовивший хор для драматических состязаний, назывался хорёгом.
Для драматических состязаний требовалось шесть хорегов, так как у каждого драматурга был свой хор. Хотя расходы по организации и подготовке хора составляли весьма зна¬чительную сумму, недостатка в хорёгах в период расцвета афин¬ской демократии не наблюдалось. Исполнение обязанностей хорега было делом весьма почетным. Считалось, что хореги, актеры и члены хора находятся под особым покровительством божества. Все они на время подготовки к драматическим состязаниям осво¬бождались даже от военной службы.
Судили на состязаниях особые выборные лица. Для победив¬ших драматургов были установлены три награды.
Победившие драматурги получали от государ¬ства гонорар и награждались венком из плюща. На долю хорегов, которые подготовили хор для победивших драматургов, выпадала еще большая честь: хорег имел право воздвигнуть памятник в ознаменование своей победы.
На пьедестале памятника указыва¬лось время представления, имя победившего драматурга, название его пьесы и имя хорега. Результаты состязаний вносились, кро¬ме того, в особый протокол, который хранился в государственном архиве Афин. Такие протоколы назывались дидаскалиями.
§ 2.2. Актёры в Древней Греции
Актёры в Древней Греции считались людьми уважаемыми. Только свободнорождённый мужчина мог играть в театре. Сначала в спектаклях при¬нимали участие хор и только один актёр; Эсхил ввёл второго актёра, Софокл - третьего. Один исполнитель обычно играл несколько ролей. Актёры должны бы¬ли не только хорошо декламировать, но и петь, владеть отточенной, выразительной жестикуляцией. В трагедии хор состоял из пятнадцати человек, а в комедии мог включать двадцать четыре.
Обычно хор не принимал участия в действии - он обобщал и комментиро¬вал события. В комедиях Аристофана появилась особая партия - парабаза, когда хор снимал маски и от своего имени обращался к залу.
Актеры должны были не, только хорошо декламировать стихи, но и владеть вокальным мастерством: в наиболее пате¬тических местах актеры испол¬няли арии - монодии. Путем постоянных упражнений грече¬ские актеры вырабатывали звучность и выразительность голоса, безукоризненность дик¬ции и доводили до большого со¬вершенства искусство пения. Греческие актеры должны были владеть и искусством танца, искусством движения. Они мно¬го работали над гибкостью и выразительностью тела. Акте¬ры выступали в масках, так что мимика была исключена из игры. Тем больше внимания приходилось уделять жесту.
Искусство сцены, родившееся в Древней Греции, стало основой ев¬ропейского театра. Именно в ту да¬лёкую пору сформировались веду¬щие жанры драматургии, возник сам тип зрелища. На пороге III тысячеле¬тия лучшие театральные режиссёры всего мира обращаются к древнегре¬ческой драматургии, стремятся вос¬создать формы античного театра, приспособив их к требованиям со¬временной сцены.
Яркий пример такого подхода - спектакль «Орестея». Это режиссёрская версия три¬логии Эсхила, осуществлённая вы¬дающимся немецким режиссёром Петером Штайном в 1979 г. в Герма¬нии и в 1998 г. в России.
§ 2.3. Архитектура древнегреческого театра
Первоначально место для представлений устраивалось в Древ¬ней Греции крайне просто: хор со своими песнопениями и пляс¬ками выступал на круглой утрамбованной площадке - орхестре, вокруг которой и собирались зрители.
Но по мере того как возрастало значение театрального искусства в общественной и культурной жизни Греции и по мере усложнения драмы возникла необходимость в усовершенствова¬ниях. Холмистый ландшафт Греции подсказал наиболее рацио¬нальное устройство сценической площадки и зрительских мест: орхестра стала располагаться у подножия холма, а зрители раз¬мещались по его склону.
Театральные сооружения не были само¬стоятельными постройками, типа городского здания или храма: они, как правило, входили в какой-нибудь архитектурный ан¬самбль.
Например, театр Диониса в Афинах расположен на склоне Акрополя; театр в Эпидавре входил в ансамбль святилища бога-врачева¬теля Асклепия.
Все древнегреческие театры были открытыми и вмещали огром¬ное количество зрителей. Афинский театр Диониса, например, вмещал до 17 тысяч человек, театр в Эпидавре - до 10 тысяч.
В V в. до н. э. в Греции сложился устойчивый тип театраль¬ного сооружения, характерный для всей эпохи античности.
Театр имел три главные части: орхестру, тёатрон (места для зрителей, от глагола теаомай-«смотрю») и скёну (скенэ-«палатка», позже - деревянное или каменное строение).
Размер театра определялся диаметром орхестры. Скена располагалась по касательной к окружности орхест¬ры. Передняя стена скены - проскёний, имевший обычно вид ко¬лоннады, - изображал фасад храма или дворца.
К скене примы¬кали два боковых строения, которые назывались параскёниями. Параскении служили местом для хранения декораций и другого театрального имущества; при необходимости параскении, как и проскёний, могли изображать фасад жилища или храма и обыгрываться по ходу действия драмы.
1,200 руб.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Происхождение древнегреческой драмы и театра 5
§ 1.1. Основа древнегреческой драматургии 5
§ 1.2. Возникновение драмы 7
§ 1.3. Комедии Древней Греции 9
Глава 2. Организация театральных представлений 11
§ 2.1. Театр в Древней Греции 11
§ 2.2. Актёры в Древней Греции 12
§ 2.3. Архитектура древнегреческого театра 14
Глава 3. Театр эпохи эллинизма 17
§ 3.1. Театр новых исторических условий 17
§ 3.2. Идеология эллинистического общества 18
§ 3.3. Новая аттическая комедия 18
Заключение 22
Список литературы 24
Введение
Драма родилась в Греции в VI в. до н. э., когда окончательно установился рабовладельческий строй.
Рабство, как пишет Эн¬гельс, на первых порах играло прогрессивную роль в развитии общества: «Только рабство сделало возможным в более крупном масштабе разделение труда между земледелием и промышленно¬стью и таким путем создало условия для расцвета культуры древ¬него мира - для греческой культуры. Без рабства не было бы гре¬ческого государства; греческого искусства и греческой науки...».
Распад родового строя привел почти во всей Элладе к созданию городов-государств, которые представляли собой общи¬ны свободных граждан, связанных племенным родством. Каждое такое государство состояло из небольшого города и примыкавших к нему деревень. Вся территория считалась собственностью госу¬дарства, земельные наделы могли получать только свободные чле¬ны общины.
В каждом полисе был свой уклад жизни, существовали свои политические и этические нормы. Были полисы аристократические, власть в которых принадлежала родовой аристокра¬тии. Были полисы демократические, где все государ¬ственные вопросы решались народным собранием, где соблюдались равенство граждан перед законом, свобода слова, право каждого гражданина быть избранным на государственные должности.
Развитие драмы происходит именно в демократических поли¬сах. В Спарте никогда не было ни драматургов, ни театра. Зато Афины становятся центром культурной жизни всей Греции. Здесь, на аттической земле, расцветают науки и искусства.
Это происходит потому, что именно в демократическом полисе, несмотря на недостатки и противоречия афинской рабовладельче¬ской демократии, были возможности для выявления способностей человека: каждый афинский гражданин в пределах своего государ¬ства считал себя равноправным и полноправным членом общества.
Связь с общественно-политической жизнью, служение интере¬сам народа, внимание к человеку со всем богатством его духов¬ной жизни, использование лучших достижений греческого эпоса и лирики - все это сделало афинский театр театром больших идей и прекрасной художественной формы.
Такие идеи, как страстный протест против всякого насилия и угнетения, проповедь горя¬чей любви к родине, непоколебимость в отстаивании гражданских и гуманистических убеждений, были всегда близки и понятны про¬грессивному человечеству.
Глава 1. Происхождение древнегреческой драмы и театра
§ 1.1. Основа древнегреческой дра¬матургии
В основе древнегреческой дра¬матургии лежат мифы. Они были из¬вестны каждому греку, и зрителям особенно интересна и важна была трактовка событий автором пьесы и актёрами, нравственная оценка поступков героев.
Расцвет антично¬го театра приходится на V в. до н. э. Именно в это время творили великие поэты-драматурги - Эсхил, Софокл и Еврипид. Персонажи их траге¬дий - Эдип, Антигона, Прометей - стали вечными образами мирового сценического искусства. К сюжетам античных пьес не раз обращались драматурги последующих эпох. До наших дней дошли и сочинения Аристофана - создателя политиче¬ской комедии.
Тип театрального здания сложил¬ся в Греции под влиянием климати¬ческих условий и рельефа. Зрители первых спектак¬лей рассаживались по склонам хол¬мов, внизу, на поляне, выступали актёры. Театр Диониса в Афинах, появившийся в конце VI в. до н. э, располагался на южном склоне Ак¬рополя.
На склонах холмов были устрое¬ны театры и в других городах - Ме¬гаполисе и Эпидавре. Театр в Афинах вмещал семнадцать тысяч человек, в Эпидавре - десять тысяч.
Огромные размеры театров при¬вели к необходимости использовать маски. Черты лица актёра зрители просто не смогли бы разглядеть. Каждая маска выражала определён¬ное состояние, и в соответствии с сюжетом актёр в течение спектак¬ля менял собственные «лики».
Маски были своеобразными крупными пла¬нами персонажей и одновременно служили резонаторами - усиливали звучание голосов. Маска меняла про¬порции тела, поэтому исполнители вставали на котурны, а под одежду на¬девали толщинки. Котурны делали фигуру выше, а движения - значи¬тельнее. До сих пор в театре сущест¬вует выражение «на котурнах» - оно означает излишнюю величавость, да¬же выспренность игры.
Ярко окрашенные природными красителями ткани, из которых ши¬ли сложные костюмы, также укруп¬няли и подчёркивали фигуру. Цвет одежды наделялся символическим значением.
Цари появлялись в длин¬ных пурпурных плащах, царицы - в белых, с пурпурной полосой. Чёр¬ный цвет означал траур или несчас¬тье. Короткая одежда полагалась ве¬стникам. Также символичны были атрибуты, например оливковые вет¬ви в руках просящих.
Маски в комедиях были карика¬турными или являлись шаржиро¬ванными портретами известных лю¬дей. Костюмы обычно подчёркивали непомерный живот, толстый зад. Артистов хора иногда одевали в ко¬стюмы животных, например лягу¬шек и птиц в пьесах Аристофана.
В древнегреческом театре ис¬пользовали простейшие машины: эккиклему и эорему. Последняя представляла собой подъёмный механизм, с помощью которого персонажи «взлетали под небеса»или опу¬скались на землю. Именно в грече¬ском театре родилось знаменитое выражение «Бог из машины».
Позже этот термин стал озна¬чать немотивированную раз¬вязку, внешнее, не подготов¬ленное развитием действия разрешение конфликта, как в трагедии, так и в комедии.
§ 1.2. Возникновение драмы
Появлению драмы в Греции предшествовал длительный период, на протяжении которого ведущее место занимали сначала эпос, а затем лирика. Эпосу и лирике в свою очередь предшествовал фольклор - пословицы и поговорки, трудовые и обрядовые песни, гимны богам, мифы и другие виды устного народного творчества.
Мифология занимала в греческом фольклоре особое место. Эта форма народного творчества возникла на ранней стадии развития человеческого общества и сыграла огромную роль в эволюции всех видов античного искусства; она, как писал К. Маркс, «составляла не только арсенал греческого искусства, но и его почву».
Сюжеты и герои греческих мифов преобладают во всех родах и видах ан¬тичной литературы, в том числе в драме.
Мифология греков, как и других древних народов, выросла из стремления понять и объяснить окружающий мир. Греческие ми¬фы разнообразны по содержанию: в них рассказывается о проис¬хождении мира, о греческих богах и героях, о возникновении обы¬чаев, обрядов. Миф был тесно связан с языческой религией.
При этом в Греции не было замкнутой касты жрецов, которая препят¬ствовала бы изображению богов в образе людей и мешала бы сво¬бодному созданию мифов и их поэтизации. Поэтому греческие ми¬фы богаты жизненными мотивами, наблюдениями, деталями.
Возникновению драмы, как уже отмечалось, предшествовали эпос и лирика. Это богатый героический эпос - поэмы «Илиада» и «Одиссея», дидактический эпос - поэмы Гесиода; это произведения лирических поэтов VI в. до н. э. Драма стала как бы синтезом достижений ранее сложившихся родов литературы, вобрав в себя монументальный, героический ха¬рактер эпоса и индивидуальное начало, идущее от лирики.
Рождение греческой драмы и театра связано с обрядовыми играми мимического характера, которые возникли у многих наро¬дов на ранней ступени развития и сохранялись на протяжении ве¬ков. У земледельческих народов мимические игры входили в со¬став праздников, посвященных умирающим и воскресающим бо¬гам плодородия. Праздники этого типа имели две стороны: «стра¬стную», серьезную, и карнавальную, прославляющую победу свет¬лых сил жизни.
В Греции обряды были связаны с культом богов - покровите¬лей земледелия: Деметры, ее дочери Коры, Диониса. Такие обряды превращались иногда в культовую драму. Например, в городе Элевсине во время мистерий устраивались игры, во время которых изобра¬жалось бракосочетание Зевса и Деметры, похищение Коры Плуто¬ном, скитания Деметры в поисках дочери и возвращение Коры на землю.
Мимическими элементами был богат и культ Диониса. Дионис считался богом творческих сил природы; позднее он стал богом виноделия, а потом богом поэзии и театра. Символами Диониса считались растения, особенно виноградная лоза. Его час¬то изображали в виде быка или козла.
Трагедия отражала страстную сторону дионисийского культа, ко¬медия - карнавально-сатирическую. Сатировская драма представ¬ляется средним жанром. Веселый игровой характер и счастливый конец определили ее место на праздниках в честь Диониса: сатировскую драму ставили как заключение к представлению трагедий.
Трагедия, по свидетельству Аристотеля, ведет свое начало от запевал дифирамба, комедия - от запевал фаллических песен. К диалогу, который вели эти запевалы с хором, примешивались элементы актерской игры, и миф как бы оживал перед участника¬ми праздника.
Проливают свет на происхождение греческой драмы и сами сло¬ва трагедия и комедия. Слово трагедия происходит от двух грече¬ских слов: трагос - «козел» и одэ - «песнь», т. е. «песнь козлов». Это название вновь ведет нас к сатирам - спутникам Диониса, козлоногим существам, прославлявшим подвиги и страдания бога.
Греческая трагедия, как правило, брала сюжеты из мифологии, которая хорошо была известна каждому греку. Интерес зрителей сосредоточивался не на фабуле, а на трактовке мифа автором, на той общественной и нравственной проблематике, которая развора¬чивалась вокруг всем известных эпизодов мифа. Используя мифо¬логическую оболочку, драматург отражал в трагедии современную ему общественно-политическую жизнь, высказывал свои этические, философские, религиозные воззрения. Поэтому роль трагических представлений в общественно-политическом и этическом воспита¬нии граждан была огромна.
1,200 руб.
1. Головин В.В., История античного театра, Искусство, М., 1998
2. История зарубежного театра. Театр Западной Европы от античности до Просвещения. Учебн. Пособие, под редакцией Г.Н. Бояджиева, М., 1981
3. Каллистов Д.П., Античный театр,4-е издание, М., 2001
4. Кун Н., Легенды и мифы Древней Греции, 3-е издание, М., 1999
5. Маркс К, Энгельс Ф. Сочинения, 2-е издание, т. 20.
6. Ярхо В.Н., Драматургия Эсхима и некоторые проблемы древнегреческой трагедии, М., 1989
1,200 руб.