Готовая курсовая работа
на тему:«международно-правовой статус Антарктики»
Цена: 1,200 руб.
Номер: V8760
Предмет: Международное право
Год: 2008
Тип: курсовые
Отзывы
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!
С 15 октября по 1 декабря 1959 г. в Вашингтоне проходила Международная конференция по проблемам Антарктики. Ее полноправными участниками являлись 12 держав, которые к периоду, начала Конференции непосредственно проводили научные исследования в Антарктике. В их число входили как страны, которые выдвинули территориальные претензии на антарктические районы (Австралия, Аргентина, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, Франция и Чили), так и страны, которые не признавали этих претензий (Бельгия, СССР, США, Южно-Африканский Союз и Япония). 1 декабря 1959 г. Конференция приняла Договор об Антарктике, который на продолжительное время обусловил ее международно-правовой режим и стал примечательным событием международной жизни.
Статья I Договора об Антарктике устанавливает: "Антарктика используется только в мирных целях. Запрещаются, в частности, любые мероприятия военного характера, такие как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания любых видов оружия" (п. 1).
Таким образом, колоссальная часть земного шара - целый материк и примыкающий к нему большой район - в первый раз в истории международных взаимоотношений Антарктида была превращена в зону мира, в пределах которой воспрещается всякая военная деятельность и допускается только мирная исследовательская работа. Запрет Договором всяких военных операций обозначает, что Антарктика не может быть милитаризована ни в мирное время, ни в период войны. Вместе с тем показанное воспрещение в Антарктиде "любых действий военного характера" заверяет то, что Антарктика не может стать местом военных действий и вооруженных конфликтов, то есть она является нейтральной территорией.
В то же время Договор об Антарктике не мешает употреблению "военного персонала или оснащения для научных исследований или для любых других мирных целей" (п. 2 ст. I). Это положение было включено согласно предложению отдельных участников конференции, которые высказали, что они в суровых и трудных условиях Антарктики могут реализовывать научные исследования в мирных целях только при условии привлечения военного персонала и применении военного оснащения. В целях предупреждения возможных злоупотреблений в этом вопросе Договор обязывает любую договаривающуюся сторону оповещать другие договаривающиеся стороны "о всяком военном персонале или оборудовании, которое предназначено для направления его в Антарктику с соблюдением обстоятельств, предусмотренных п. 2 ст. I Договора".
Как было позднее определено сторонами Договора, данная информация обязана содержать, в частности, разновидности, очерчивание и вооружение морских судов, самолетов и других транспортных средств, которые вводятся в район действия Договора, время прибытия и пребывания, а также маршруты следования экспедиций. Кроме того, участники Договора определили строгую систему контроля за исполнением его инструкций.
Одной из ключевых статей Договора об Антарктике является ст. V, которая гласит: "всякие ядерные взрывы в Антарктике и ликвидация в этом районе радиоактивных материалов воспрещаются" (п. 1). В Антарктике, таким образом, запрещены ядерные взрывы как в военных, так и в мирных целях, что чрезвычайно значительным образом фиксирует и дополняет положения Договора о непозволительности реализации в Антарктике мероприятий военного характера. Запрет любых ядерных взрывов наряду с запретом ликвидации в этом районе радиоактивных материалов превратило Антарктику и в безъядерную зону. Но Договор не предусматривает запрета на применение в Антарктике ядерного оборудования или ядерной техники. Ввиду этого обстоятельства на американской базе Мак-Мердо была возведена и функционировала в 60-х годах и первой половине 70-х атомная электростанция (АЭС). А после этого американские исследователи выявили, что при работе этой АЭС случается утечка радиоактивных отходов. АЭС пришлось ликвидировать, а загрязненный ею район скрупулезно очистить. По-видимому, из-за затруднений решения в обстановке Антарктики проблемы совершенной ядерной безопасности иные проекты создания атомных блоков в Антарктике реализованы не были.
Договор объявляет свободу научных исследований в Антарктике. Статья II Договора гласит: "Свобода научных исследований в Антарктике и сотрудничество в этом, направлении когда они применялись на протяжении Международного геофизического года, будут длиться". На протяжении Международного геофизического года, разумеется, не было юридических ограничений независимости научных разработок в Антарктике в мирных целях. Любая страна и ее народ, а также международные организации имели возможность свободно проводить научные разработки в Антарктических районах. Договор зафиксировал этот существенный принцип. В целях содействия международному сотрудничеству в научных исследованиях Антарктики участники Договора условились в максимально возможной и практически осуществимой степени производить обмен планами научных работ, результатами и данными научных наблюдений, а также обмен научным персоналом между экспедициями и станциями в Антарктике. Всячески поощряется утверждение взаимоотношений делового сотрудничества с теми специализированными учреждениями ООН и другими международными организациями, для которых Антарктика представляет интерес в научном или техническом плане.
События, которые произошли в Антарктике вслед за тем вступлением Договора в силу, подтверждают то, что обмены научными сведениями и научным персоналом снискали устойчивый и обширный характер. Научный совет по исследованию Антарктики благополучно взаимодействует с разными международными организациями, такими как Научный комитет по исследованию океана, Комитет по исследованию космоса, а также со многими национальными учреждениями и органами, которые занимаются вопросами исследования Антарктики. Сотрудничеству в научных исследованиях сопутствует взаимодействие в оснащении деятельности научных станций, функционировании транспорта, в оказании медицинской помощи, взаимной выручке в экстремальных ситуациях в суровых антарктических условиях.
Важным для анализа Договора об Антарктике и его содержания является та причина, что участникам удалось пересилить противостояние по территориальным вопросам как извне группы стран, которые выдвинули территориальные претензии на антарктические районы, так и между этой группой стран в целом и государствами, которые не признали этих претензий.
Советский Союз, который не признал выдвинутых претензий на Антарктику, накануне Вашингтонской конференции сообщил, что "сохраняет за собой все права, которые основаны на открытиях и разработках русских моряков и ученых, включая право на предъявление подобающих территориальных претензий в Антарктике". В то же время было подчеркнуто, что "надлежало бы избежать введения в проектируемый договор каких-либо положений, которые затрагивают вопрос о территориальных претензиях в Антарктике, которые могли бы рассматриваться как условия которые ставят одни государства в неравное условия по отношению к другим государствам".
Компромиссный выход сложной территориальной ситуации составило содержание ст. IV Договора об Антарктике. В ней обусловлено, что ни одно из положений Договора не должно трактоваться как "отказ любой из Договаривающихся сторон от ранее заявленных прав или претензий на территориальный суверенитет в Антарктике" или, с другой стороны, как "отказ от любого основания для предъявления претензии по поводу территориального суверенитета в Антарктике или урезание этой основы, которое государство может иметь в результате ее деятельности
или деятельности ее граждан в Антарктике или
по прочим причинам". Таким образом, одни участники Договора не отказались от ранее заявленных территориальных претензий в Антарктике, а другие - от любой основы для выдвижения таких претензий. Вместе с тем ничто в Договоре не должно истолковываться как "причиняющее ущерб воззрению любой из Договаривающихся сторон относительно признания или непризнания ею права или претензии, или основы для претензии любого другого государства на территориальный суверенитет в Антарктике" (п. с ст. IV). Таким образом, позиции государств с многообразными подходами к решению территориальной проблемы в Антарктике очутились как бы закованными Договором на период его действия. Договор по Антарктике основал необходимое равновесие многообразных существовавших позиций в вопросе о территориальных претензиях в Антарктике. Тем не менее участники Договора в создании обстановки стабильности в территориальных вопросах пошли дальше. В Договоре далее проговорено: "Никакие действия или деятельность, имеющие место, пока данный Договор находится в силе, не образуют основы для заявления поддержания или отрицания какой-либо претензии на территориальный суверенитет в Антарктике и не создают никаких прав суверенитета в Антарктике. Никакая новая претензия или расширение существующей претензии на территориальный суверенитет в Антарктике не заявляется, пока настоящий Договор остается в силе".
Изложенное выше приемлемое для всех сторон Договора решение вопроса о территориальных претензиях и территориальном суверенитете в Антарктике открыло пути для реального обеспечения применения Антарктики исключительно в мирных целях и исполнения там свободы научных исследований в интересах всего человечества, как это предусмотрено самим Договором. С вопросом о территориальных претензиях был связан и вопрос о юрисдикции над людьми во время их пребывания в различных районах Антарктики.
Похожие работы:
Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в России. ➨
Введение
Актуальность данной темы заключается в том, что вопрос о субъектах административного права является ...
административно-правовой статус гражданина ➨
ВВЕДЕНИЕ
Административное право – важнейшая отрасль правовой системы любой страны. Особенно велика его ...
Правовой статус органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях ➨
Введение
В новом Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) детально ...
Правовой статус - сложная, собирательная категория, отражающая весь комплекс связей человека с обществом, государством, ...
Уголовно-процессуальный статус подозреваемого ➨
Введение
Проводимая судебно-правовая реформа в Российской Федерации призвана обеспечить демократизацию ...