Готовая контрольная работа
на тему:«Семья как социальная группа и социальный институт.»
Цена: 750 руб.
Номер: V8884
Предмет: Социология
Год: 2008
Тип: контрольные
Отзывы
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!
Социология семьи – отрасль, которая изучает формирование, развитие и функционирование семьи, брачно-семейных отношений в конкретных социально-экономических и культурных условиях.
Социальные институты (от лат. Institutum – установление, учреждение) – это исторически сформированные стойкие формы организации совместной деятельности людей. Термин “социальный институт” употребляется в самых разнообразных значениях .
Одним из самых древних социальных институтов является семья. Возникла семья в недрах первобытного общества значительно раньше классов, наций, государств. Общественная ценность и значимость семьи обусловлена ее “производством и воссозданием” непосредственно жизни, воспитанием детей, формированием их индивидуального сознания. Семья – объединение на браке или кровному родстве, усыновлении людей, связанных общностью быта, на взаимной моральной ответственности за воспитание детей, заботе о родных и взаимопомощи. Вместе с тем – это малая контактная группа людей, которые взаимодействуют между собой, особенная форма взаимодействия. Государство, которое состоит из полноценных, развитых и культурных семей, богатое государство, у него есть будущее.
Н. Смелзер писал: “Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединении людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей” . Аристотель определяет семью как форму общения.
Из определения семья выплывает, что основными являются три ее признака:
- брачные или кровнородственные связки между всеми ее членами;
- общее проживание в одном помещении;
- общий семейный бюджет.
Но также следует отметить, что в современной зарубежной литературе все больше научных работников фиксирует перенесение акцентов из рассмотрения семьи как социального института в плоскость социологического анализа семьи как малой социальной группы. Немецкий социолог Х. Тирелл характеризует «растворение» семьи в обществе и изменения ее функциональных границ как процесс деинституализации современной семьи. В развитых странах он обусловлен многими причинами. Потеря экономического значения семьи (когда все ее члены занимались общим трудом на собственном лоскутке земли или производством какого-то продукта или товара) привела к тому, что основанием брака постепенно становится интимная сфера . Средством соединения в семью становятся не столько экономические предпосылки, потребности и экономическая зависимость, сколько фактор любви. В настоящее время семья и брак ориентируются преимущественно на эмоциональные отношения и интересы. Происходит последующая приватизация жизни людей и изоляция семьи от общества, основанная на эволюции традиционных ценностей (обязанность уступает место современным индивидуалистским ценностям или стоимостям самореализации и самоутверждения). Большинство современной молодежи развитых стран считает основной ценностью каких-нибудь парных отношений любовь, признание и понимание; на первый план выдвигается партнерство.
Почти все западные исследователи соглашаются, что из всех традиционных основ построения семьи и ее роли в обществе в настоящее время сохранилась только одна — забота о потомках. Лишь в отношении к детям и их социализации (то есть подготовке к вступлению во взрослую социальную жизнь) на Западе еще хранится значение семьи как социального института. Семья достает преобладающую ориентацию на ребенка и, что наиболее важно, осознание этой ориентации . Историко-культурные исследования удостоверяют, что с ростом темпов индустриализации той или другой страны с ребенком связывают в большей мере психологические, чем материальные ценности. Одновременно изменяются и ролевые позиции родителей: на смену заботе о материальном обеспечении ребенка приходит новая потребность: возможность раскрытия себя в ребенке.
Следовательно, и в нашей, и в других странах сегодня происходят похожие процессы эволюции семьи. Это обусловлено переходом посткоммунистических стран от тоталитарных к демократическим формам социально-политического уклада, от «закрытого» к «открытому» типу обществ. Семья все больше выходит из под контроля государства и общества в целом. Отношение государства к семье постепенно перестает быть сугубо потребительским и инструменталистским. Государство избавляется функций контроля и применения карательных санкций по отношению к семьям и их членам, прежде всего подростков и несовершеннолетних. На первый план выступает обеспечение государством благоприятных условий для образования и существования семей, особенно молодых, и отображения этих процессов в государственной семейной политике (соответствующем законодательстве и конкретных мероприятиях типа льготного кредитования, паевой помощи в строительстве жилья, выпуска специальных групп недорогих товаров для молодых семей и их детей и тому подобное).
Хотя внимание исследователей-социологов к семье как социальному институту ощутимо уменьшается, все же в данное время существуют достаточные предпосылки для постановки вопроса об интеграции двух парадигм. Она может осуществляться в пределах представлений о семье как социальной системе. Если рассматривать семью как систему во всей ее многогранности и сложности, то станет понятным наличие разных исследовательских подходов, потому что даже одни и те же свойства системы отображаются в разных терминах и значениях. Системный подход в настоящее время широко используется как во всей социологии, так и в ее отдельных направлениях и отраслях.
Общепризнанным в современном социологической мысли является положение об изменениях, которые касаются семьи, в течение всех времен ее существования. В западной социологии существует специальное направление — историческая социология, которая занимается сравнительным анализом эволюции семьи в исторической перспективе. Один из ее представителей, Дж. Голдторп, считает, что семью и семейную жизнь следует рассматривать в динамике, а не в статике. Он выделяет несколько этапов развития семьи в англосакской среде:
- семья в дохристианском обществе (из доминацией парной семьи, поздних браков, большим количеством одиноких людей);
- семья в христианском обществе (с большим влиянием церкви на семейную жизнь и брак, запрещением браков между кровными родственниками, с добровольным вступлением в брак, практической невозможностью разводов, запрещением абортов и тому подобное);
- семья в индустриальном обществе (с началом в конце XVIII ст. промышленного переворота происходит первая революция в семейной жизни: снижение возраста вступления в брак, увеличение рождаемости, широкое распространение женского труда, разрешение разводов за судебным решением и т.п.) .
Современный этап развития западного общества принес вторую революцию в семейной жизни, которая не только коренным образом изменила семью и семейные отношения, но, по мнению многих исследователей, подвергла сомнению именно существование семьи. Это обусловлено целым рядом обстоятельств экономического и культурного характера.
Похожие работы:
Семья как важнейший социальный институт ➨
Семья является одним из пяти фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность ...
Семья как социальный институт ➨
Введение
Социальный институт – это устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей ...
Семья как базовый социальный институт. Формы брака. Формы и проблемы современной семьи. ➨
Введение
Семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества ...
Семья как социальный институт. ➨
Введение
Рассматривая семью как социальный институт следует, прежде всего, отметить, что выделяют два главных ...
Социология как наука. Методы социологических исследований. Семья как социальный институт. ➨
1 Социология как наука
1.1 Предмет социологии
Впервые в научный оборот понятие социологии было введено французским ...