Готовый реферат
на тему:«Культура Древней Руси (9 - начало 13 в.в.).»
Цена: 750 руб.
Номер: V9157
Предмет: Разное
Год: 2008
Тип: рефераты
Отзывы
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!
Культура любой страны, повторяя определенные типологиче¬ские закономерности развития, обладает и ярко выраженной спецификой, что делает ее неповторимой и узнаваемой среди множества других цивилизаций [6].
В истории России можно выделить несколько периодов, резко отличающихся своим социокультурным своеобразием. Ещё Н.А. Бердяев в своей работе «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937) выделил «пять разных Россий: Россию киевскую, Россию татарского периода, Россию московскую, Россию императорскую и, наконец, новую советскую Россию». К этому списку можно добавить дохристианскую Россию, а также Россию новейшего времени. Несомненно, каждый период резко отличается от предыдущего и последующего своим социокультурным своеобразием и внутренним единством [4]. Переход же от одного периода к другому сопровождался «ломкой» системы, революционной сменой культурно-исторической парадигмы. В истории русской культуры таких ломок было восемь: 1) Крещение Руси; 2) начало монголо-татарского ига; 3) создание Московского царства и утверждение русского само¬державия: 4) религиозный Раскол и начало Петровских реформ: 5) осуществление крестьянской реформы (отмена крепостного права); 6) Октябрьская революция 1917 г.; 7) «Великий перелом» — сталинский Термидор (начало советского тоталитаризма); 8) Август 1991 г. — крушение тоталитарного режима и начало либеральных реформ [4].
До сих пор для России справедлива ситуация, когда ее «про¬шлое непредсказуемо». Такому положению дел способствовали не только особенности социально-политической ситуации, но и объективные причины: скудность археологических находок, трудности в их однозначной интерпретации, связанные с не¬возможностью достоверно однозначного реконструирования языческого миропонимания древних славян, отсутствие ранних письменных источников, поздняя фиксация (конец XVII в.) фольклорных памятников и сравнительно недавнее (XIX в.) обращение к их собирательству и научному изучению, позднее складывание летописной традиции, недостаточная сохранность памятников материальной культуры, связанная с суровой ис¬торией России, отягощенной нашествиями, раздорами, посто¬янными потерями и утратами [6].
Однако, интерес к культуре древнерусского периода сегодня исключительно велик. Это свя¬зано с поиском тех точек опоры, которые способны дать импульс к возрождению великих духовных традиций России, к очище¬нию ее истории от многолетних фальсификационных наслоений [10]. Для оценки становления и развития культуры Древней Руси 9-13вв необходимо рассмотреть факторы её формирования, а также дать характеристику отдельных элементов культуры в дохристианский и христианский периоды.
Факторы становления древнерусской культуры
На становление самобытности культурного пути России повлияла целая совокупность фак¬торов, к которым относятся [6]:
1. Специфика геополитической доминанты (то есть географические и обусловленные ими политиче¬ские факторы).
Развитие специфических свойств русского художественного сознания зависело от географических особенностей располо¬жения нашей страны: необъятность земель, суровый климат и незначительная плотность населения [10; 14]. Этот фактор связан с об¬ширностью повторно колонизируемых славянами земель, не¬достаточной плодородностью последних, трудностями их воз¬делывания.
К геополитическим факторам русской культуры относят равнину, степь и речные пути.
Русская культура начала свое становление в границах Восточ¬но-Европейской (Великой Русской) равнины, которая отличает¬ся огромными открытыми пространствами, практиче¬ски полным отсутствием гор, природными богатствами, ярко вы¬раженной зональностью, наличием разнообразных природных «ре¬гионов» — от тундры на севере до степной и лесостепной зоны на юге [6]. Разнообразие природных условий и связанное с этим формирование региональных особенностей хозяйственной деятель¬ности довольно рано обусловили появление трех возможных цент¬ров культурно-хозяйственной жизни: северного, южного, «центрального» со «столицами» в Новгороде, Киеве и Ростове Великом. Нали¬чие этих центров — показатель не только разнообразия возможных путей культурно-исторического развития, но и объективного по¬лицентризма, изначальной вариативности, пластичности русской культуры. Данные районы не только аккумулировали в себе раз¬личный природно-демографический субстрат, но и были сори¬ентированы на различные регионально-культурные влияния; Киев в основном на греко-византийский мир, Новгород — на северо¬европейский, Ростов - на европейскую культуру и мир кочевых цивилизаций [6].
Еще од¬ним фактором, выполняющим интегративную роль, были реки. Они служили проводниками при освоении новых территорий и основании поселений. А так как самые крупные реки текут на восток или юго-восток, то этим условилось и преимущественное распространение Руси в указанную сторону [13].
К геополитическим факторам также относятся степи, которые стали архетипом всего враждебного, разруши¬тельного, символом великого противостояния Руси кочевым ци¬вилизациям Востока. Через степь в русскую культуру вошел тюрк¬ский (туранский) элемент, сформировалась объективная возможность цивилизационного и культурного синтеза Запада и Востока [6].
2. Многообразие этнического материала.
Террито¬рию, на которой впоследствии образовалось русское государ¬ство, населяло более 150 племен. К IX—X вв. на Восточно-Евро¬пейской равнине расселились многочисленные племена восточ¬ных славян: тиверцы, уличи, дулебы, бужане, волыняне, поляне, древляне, дреговичи, радимичи, северяне, вятичи, кривичи и т.д., которые активно взаимодействовали с угро-финскими, тюркски¬ми и иными племенами. Разнообразие этнического субстрата было тесно связано с существованием различных верований, разнооб¬разных протогосударственных и государственных форм. Разнообразие этносов и богатство культурных влияний рождало сложные процессы взаимодействия и взаимодетерминации различных культурных элементов, что сообщало рус¬ской культуре своеобразный «пограничный» характер, который в XIX —XX веках осмысливался в категориях «соборности» и «всечеловечности» [6].
3. Характер власти.
К середине X века Ки¬евская Русь была разделена на отдельные княжества, однако обладала высоким уровнем развития духовной и материальной культуры, ремесла и торговли, военного дела и т. д. [11]. Князь Владимир, придя к власти, стремился объединить все земли русские в еди¬ное государство. Он решил реформировать языческую религиозную систему, искусственно создав иерархию божеств. В соз¬данном им в Киеве пантеоне первое место занимал Пе¬рун, выполненный из золота и серебра. Кроме него в этот пантеон входили Хорс, Дажьбог, Стрибог, иранское божество Симаргл и женское божество Мокошь. Но возможно ли было привести довольно примитивную систему славянских культов в соответствие с новыми требо¬ваниями, которые были выдвинуты появлением классо¬вого общества и государства? Реформирование языческого культа не при¬вело к успеху. Лучше всего эти требования могла удов¬летворить мировая религия, сама созданная в условиях поздней античности, приспособленная к феодальному обществу и отвечающая той стадии развития, в которую вступила Русь. Христианство, как господствующая рели¬гия в средневековье, освящало классовое неравенство, отношения господства и подчинения, феодальную струк¬туру общества, обожествляло государственную власть, что вполне соответствовало условиям Руси [11].
Полагают, что государственно-религиозная доминанта как потенциально объединяющий фактор была определяющей для всей культуры Руси [6].
4. Заимствования, культурные влияния в истории России.
В последнее время активно разра¬батывается модель русской культуры, в которой подчеркивается дихотомичный (двойственный) характер последней [6]. С принятием христианства языческая культура не была уничтожена, а приспособлена к задачам новой [1]. Этот синтез славяно-русской дохристианской культуры с тем культурным пластом, который поступил на Русь с приняти¬ем христианства из Византии и Болгарии и приобщал страну к византийской и славянской христианской культурам, а че¬рез них — к культурам античной и ближневосточной, создал феномен русской средневековой культуры [1].
Можно заключить, что географическое и политическое нахождение Руси между Западом и Востоком и связанная с ними постоянная подверженность перекрестному влиянию различных цивилизаций оказало плодотворное влияние на духовную жизнь и культуру русского народа [6].
Похожие работы:
Культура конца 19 - начало 20 века. (Культура серебрянного века) ➨
Введение. Начало XX в. – переломное время не только в политической и социально – экономической жизни России, но ...
Особенности культуры Древней Руси ➨
Русская культура - это, можно сказать, классическая культура, строящаяся на мощных заимствованиях из других, более ...
Культура древних славян.Культура Киевской Руси. ➨
ВВЕДЕНИЕ
Целью данной работы является ознакомление с культурой древних славян и населения Киевской Руси. ...
Культура и искусство Древней Руси ➨
ВВЕДЕНИЕ
Целью данной работы является ознакомление с культурой населения Киевской Руси. Культура и ее познание ...
Культура древних славян.Культура Киевской Руси ➨
Целью данной работы является ознакомление с культурой древних славян и населения Киевской Руси. Культура и ее ...