2.2. Социальное обеспечение
Центральным звеном общественного механизма предоставления и поддержания денежных доходов общественных иждивенцев служит социальное обеспечение. Эта система распадается в свою очередь на две подсистемы, различающиеся между собой и по объектам и по размерам социальных выплат, и по источникам их финансирования.
Одной из важнейших составных частей социальной политики является обязательное страхование социальных рисков, механизмы которого позволяют эффективно аккумулировать и использовать финансовые ресурсы на социальную защиту граждан.
Но, несмотря на десятки различных форм и методов регулирования социальных рисков, в большинстве развитых стран доминантой в общей системе управления социальными рисками на протяжении длительного времени остается социальное страхование. Например, в странах Европейского союза объем средств, ежегодно проходящих через механизм социального страхования, в два раза превышает ассигнования государственного бюджета на социальную помощь и в три раза – поступления на дополнительную добровольную социальную защиту. Аналогичная ситуация складывается и в России. Основным элементом российской системы социальной защиты также является социальное страхование. По данным Госкомстата за 1999 г., средства социального страхования составляли более 69 % в общем объеме расходов на обязательную социальную защиту населения.
Социальное страхование существует в двух формах: обязательного и добровольного.
Обязательное социальное страхование является особой разновидностью государственных социальных гарантий, обеспечиваемых через целевые внебюджетные фонды. В случае дефицита средств в этих фондах, государство оказывает им поддержку за счет бюджета. Таким образом, государство выступает гарантом финансовой устойчивости подобных фондов и реализации программ обязательного социального страхования.
Добровольное социальное страхование строится на принципах коллективной солидарности и самопомощи при отсутствии страховой поддержки государства. Отличительными чертами этой формы социального страхования являются демократизм управления страховыми фондами, наиболее полная реализация принципа самоуправления, социальное партнерство работодателей и наемных работников, тесная зависимость страховых выплат и программ от уровня доходов страхователей. Фонды добровольного социального страхования рассматриваются не как альтернатива обязательного страхования, а как дополнение к нему. Взаимное дополнение этих фондов позволяет компенсировать недостатки одного вида страхования достоинствами другого.
Принцип самоуправления в социальном страховании означает, что все участники этой системы, то есть работники и работодатели несут ответственность за управление страховой организацией.
К демократическим принципам организации системы социального страхования можно отнести:
разгосударствление системы социальной защиты и страхования;
принцип солидарности, который предполагает обязательность уплаты взносов и бюджетные дотации, разумную централизацию средств и их распределение между регионами, отраслями, страхователями.
справедливость оказания социальной защиты при наступлении страхового случая, которая достигается дифференцированием условий и норм обеспечения и обслуживания,
учитывающих трудовой вклад работника, причины утраты им трудоспособности и ее степень;
автономность управления фондами социального страхования под общим государственным контролем;
дополнение обязательной и гарантируемой государством системы социального страхования добровольными формами страхования, а так же их сочетание.
Существующая система обязательного социального страхования в Российской Федерации включает в свою сферу следующие виды:
• пенсионное страхование работающих от различных социальных рисков – старости, инвалидности и утраты кормильца. Страховщиком выступает Пенсионный фонд Российской Федерации;
• страхование временной утраты трудоспособности (не совсем правильно именуемое как «социальное страхование»). Страховщиком является Фонд социального страхования Российской Федерации;
• обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; страховщик – Фонд социального страхования Российской Федерации;
• медицинское страхование; страховщики – федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования.
Другую систему социального обеспечения образует общественное, прежде всего, государственное, вспомоществование. Оно предусматривает регулярные денежные выплаты, а также разнообразную натуральную помощь и индивидуальные социальные услуги. Как правило, объекты социального вспомоществования не в состоянии обеспечить себе сколько-нибудь приемлемые условия существования. В большинстве своем это лица, никогда не относившиеся к экономически активному населению. Отличительная особенность общественного вспомоществования заключается в том, что основу его финансирования образуют поступления в государственный бюджет. Они формируются главным образом посредством общего налогообложения.
1,200 руб.
Введение 3
1.Теоретические основы социальной политики в рыночной экономике 5
1.1.Необходимость социальной политики в рыночной экономике 5
1.2. Основные подходы к определению социальной политики 8
1.3. Цели, задачи и функции социальной политики 10
2. Основные направления социальной политики в рыночной экономике 14
2.1. Государственная политика формирования и регулирования доходов 14
2.2. Социальное обеспечение 22
2.3. Государственное регулирование рынка труда 25
Заключение 29
Список литературы 30
Введение
15 января 2008 года В.В. Путин заявил, что Россия ставит перед собой задачу - к 2020 году войти в пятерку крупнейших экономик мира. Однако это не является самоцелью. От объема экономики будут зависеть возможности государства в решении социальных вопросов. Чтобы обеспечить такое динамичное, опережающее движение России вперед, уже сейчас нужно активно переходить к качественно новой социальной политике - политике социального развития. Естественно от эффективности социальной политики будет зависеть успех нашей деятельности вообще, потому что она направлена на удовлетворение жизненно важных интересов людей. Для конкретного человека это значит, что он сможет рассчитывать на доступную и качественную медицинскую помощь, может получить достойное образование, которое даст ему возможность устроиться по профессии и хорошо законно зарабатывать. Должны активно задействовать механизмы государственной поддержки и финансовые инструменты, опираясь на которые человек сможет приобретать или арендовать жилье.
Основа социальной политики, по мнению В.В. Путина, - это адекватный уровень доходов людей. Уже в ближайшие годы мы должны покончить с бедностью среди пенсионеров, подняв средний размер пенсий выше прожиточного минимума.
Таким образом, социальная политика оценивается как важный элемент повышения качества жизни населения, что и объясняет актуальность и практическую значимость темы.
Целью работы является изучение социальной политики в условиях рыночной экономике.
Цель работы достигается через решение следующих задач:
- раскрыть понятие социальной политики;
- определить основные цели, задачи и функции социальной политики;
- раскрыть направления реализации социальной политики.
Структура работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы.
1. Теоретические основы социальной политики в рыночной экономике
Необходимость социальной политики в рыночной экономике
Как известно, экономика функционирует в целях удовлетворения естественных потребностей ее организатора - человека. Однако в силу несовершенства известных экономических законов производства, распределения обмена и потребления человек вынужден испытывать определенные неудобства, а иногда и страдать: от нехватки и невозможности приобретения первоочередных предметов потребления при неисчерпаемых возможностях их производства, а иногда и наличия их перепроизводства; невозможности получения медицинской помощи при высоком уровне развития этой отрасли; от безработицы, когда производство не справляется со своими \"обязанностями\"; нехватки жилья при наличии пустующих квартир; лишений и страданий в старости, имея за плечами огромный трудовой стаж, и т. д.
Возникает вопрос: можно ли смягчить последствия несовершенства организации общественного производства? Мировая практика дает положительный ответ на данный вопрос, решение этой проблемы в развитых капиталистических странах осуществляется посредством организации социальной защиты граждан. Другими словами, путем придания общественному производству большей социальной справедливости. При этом следует иметь в виду, что месту между эффективностью производства и социальной защищенностью, между экономическими и социальными ценностями существует не только взаимосвязь, но и определенное противоречие . Приоритет, отдаваемый эффективности, опирающийся на неограниченную конкуренцию, ведет к массовым увольнениям, усилению поляризации доходов обострению социальных отношений. С другой стороны, далеко идущее государственное вмешательство в целях повышения стандартов социальной защищенности людей приводит к подавлению предпринимательской инициативы, снижению эффективности и конкурентоспособности производства, бюрократизации системы социальной защищенности.
Рыночное распределение доходов без всякого вмешательства государства означает лишь одну «справедливость»: доходы всех владельцев факторов производства формируются на основе законов спроса и предложения, а так же предельной производительности факторов. С этой точки зрения, например, совершенно справедливым будет низкий доход лиц неквалифицированного труда, спрос на который невелик. И также справедливым будет высокий доход брокера, сумевшего предугадать динамику цен. Рыночный механизм никоим образом не дает гарантированного уровня благосостояния.
Тем не менее, в ХХ веке в промышленно развитых странах Запада все более распространяются концепции и доктрины, возлагающие на государство задачу обеспечения таких прав человека, как право на определенный стандарт благосостояния.
Особую популярность приобретает теория и практика «социального рыночного хозяйства», означающие широкие социальные мероприятия, проводимые государством. Таким образом, в реальной жизни распределение доходов в странах с рыночной экономикой осуществляется не только в результате свободной игры рыночных сил, но и на основе государственного регулирования различных потоков доходов путем их перераспределения.
Социальная политика государства - одно из направлений его деятельности по регулированию социально - экономических условий жизни общества. Суть социальной политики общества государства в поддержании отношений как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.
Социальная политика многосубъектна и многоуровнева. Социальную политику может осуществлять не только государство, но и фирмы, предприятия, некоммерческие организации. Наличие социальной политики - признак социально – рыночного хозяйства, признак социальной направленности государства.
С точки зрения функционирования экономической системы, социальная политика играет двойную роль.
Во-первых, по мере экономического роста, накопления национального богатства создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, и в этом смысле в социальной политики концентрируются цели экономического роста; все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве средства реализации социальной политики.
Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, их знаниям, культуре, физическому и нравственному развитию. В свою очередь это требует дальнейшего развития социальной сферы.
1.2. Основные подходы к определению социальной политики
В настоящее время как в отечественной, так и зарубежной литературе существует достаточно много определений социальной политики. Можно выделить по крайней мере пять подходов к данному вопросу.
Первый подход (наиболее распространенный) рассматривает социальную политику как общественные действия по решению проблем, затрагивающих все общество. Его представители отождествляют социально и общественно, а цель социальной политики видят в способствовании достижений всего общества.
Представители второго подхода исходят из социально-трудовых отношений и ориентируются на их стабилизацию, регламентирование отношений труда и капитала, исключение возможных экстремистских или радикальных вариантов разрешения противоречий.
Третья группа исследователей рассматривает социальную политику как вид общественной деятельности, нацеленны в первую очередь, на потенциально опасные слои нетрудоспособных, маргиналов, деклассированных элементов. Суть социальной политики в данном случае - обеспечить низшим слоям общества через систему государственной помощи и общественной благотворительности минимальный приемлемый уровень удовлетворения их потребности, снизив таким образом уровень их агрессивности.
Четвертая группа исследователей рассматривает социальную политику как инструмент, смягчающий негативные последствия индивидуального и социального неравенства через систему перераспределительных мероприятий. В данном случае цель политики - удержать дифференциацию доходов в безопасных рамках.
Пятая группа авторов исходит из принципов социальной справедливости и социального неравенства как базовых ценностей современного гражданского общества и социального государства.
Баркер Р. в своем словаре пишет: «Социальная политика - деятельность и принцип общества, формирующие способ, при помощи которого оно вмешивается и регулирует отношения между индивидами, группами, общинами, социальными учреждениями. Эти принципы и действия являются результатом обычаев и ценностей общества и в большей степени определяет распределение ресурсов и уровень благосостояния его людей».
1,200 руб.
1. Албегова И.Ф., Буторина А.А., Янкевич Г.А. Социальная политика как отражение социальной структуры современного российского общества. Ярославль,2007.
2. Борисов Е., Волков Ф. Основы экономической теории. – М.,2001.
3. Григорьева И.А. Социальная политика и социальное реформирование. М., 1998.
4. Долан Э.Д., Линдсей Д.Е. Рынок: микроэкономическая модель. Спб.,2000.
5. Курс экономической теории / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров: АСА, 1995. – 625 с.
6. Курс экономической теории Под Ред. Чепурина М.,Киров,2004.
7. Макконелл Р.,.Брю С.Л. Экономикс. М., 2000.
8. Митрашенков О.А. Социальная политика в России: мега тенденции 1998 - 2010г.г. М., МГСУ: изд-во \"Союз\". 1998.
9. Политика доходов и заработной платы. под ред. д.э.н., проф. П.В. Савченко, д.э.н., проф. Ю.П. Кокина; М – 2000.
10. Роик В. Социальная защита: содержание понятия // Человек и труд, 11/2000. С. 42-44.
11. Рузавин Ф., Мартынов В. Курс рыночной экономики. – М.,2000.
12. \'Современная экономика. \\ Под ред. Мамедова О.Ю. М.,2005
13. Социальная политика России: история и современность. Сборник докладов и сообщений межрегиональной научно-теоретической конференции, прошедшей 28-29 апреля 1999г. в г. Новочеркасске - Новочеркасск, 1999.
14. Социально – трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы / Под ред. Акимова А.К., Волгина Н.А. и др. М.: Молодая гвардия, 1996. – 835 с.
15. Страхование» под ред. д.э.н., проф. Т.А. Федоровой; М – 2006, с. 60 – 61
16. Холостова Е.И. Социальная политика. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.. СТИМГУС, 2000.
17. Шаронов А. О некоторых аспектах социальной политики // Экономист. – 1998г. - №8.
18. Шестакова Е. Реформирование системы социальной защиты населения в странах Восточной Европы // Мировая экономика и международные отношения, 1/1997. С. 45-53.
19. Экономика. Учебник / Под ред. А.И. Архипова и др. М.: Проспект, 1998. – 792 с.
1,200 руб.