Определенный толчок к улучшению англо-советских отношений дал визит Макмиллана в Москву в феврале-марте 1959 г. Хотя по обсуждавшимся политическим вопросам были высказаны разные точки зрения, в совместном коммюнике подчеркивалось, что различие во взглядах «должно устраняться путем переговоров, а не путем применения силы».
В мае 1959 г. был подписан договор о товарообороте сроком на 5 лет, в результате осуществления которого объем англо-советской торговли возрос на 58%. Это был фактически первый в 50-е годы шаг Англии на пути к расширению 'взаимовыгодной торговли между двумя странами.
В апреле 1964 г. этот договор был продлен еще на 5 лет. Осенью 1964 г. обе стороны подписали контракт на поставку английскими фирмами в Советский Союз комплектного оборудования для завода по производству териленового волокна стоимостью около 30 мли. фунтов стерлингов. 80% стоимости этого оборудования оплачивалось за счет кредита, предоставленного СССР английским банком «Мидлэнд бэнк» сроком на 15 лет.
С тех пор англо-советская торговля стала расти. Только в период с 1959 по 1967 г. СССР импортировал из Англии машины и оборудование, включая 127 различных комплектных предприятий, на общую сумму 550 млн. рублей. Английское правительство сняло многие введенные ранее ограничения на поставку товаров в СССР. Англо-советская торговля получила бы новый стимул, если бы было принято советское предложение о ее долгосрочном планировании.
С конца 1964 г. до середины 1970 г. у власти в Англии находилось лейбористское правительство во главе с Г. Вильсоном. Будучи в оппозиции, лейбористы выступали за «социалистическую внешнюю политику», сотрудничество между Востоком и Западом на основе мирного сосуществования, за принятие «плана Рапацкого», против допуска ФРГ к ядерному оружию и т. д.
Если бы, став во главе правительства, лейбористские лидеры на деле осуществляли то, что обещали, будучи в оппозиции, это открыло бы большие перспективы для развития всестороннего сотрудничества между СССР и Англией не только в экономической, но и в политической области. Но, как это не раз бывало и прежде, лейбористы не выполнили своих обещаний.
В течение 1965-1970 гг. состоялся обмен рядом взаимных визитов глав правительств, министров иностранных дел и других государственных деятелей обеих стран. В ходе двусторонних переговоров обсуждались многие важные международные вопросы, а также проблемы англо-советских отношений. Была достигнута договоренность о дальнейшем расширении торговли, связей в области науки, техники, образования и культуры, подписаны консульская конвенция, соглашение об установлении прямой телетайпной связи между Лондоном и Москвой на случай неотложных консультаций на правительственном уровне и т. д.
Но лейбористское правительство не проявило реализма по таким важным международно-политическим проблемам, как обеспечение коллективной безопасности в Европе, пресечение агрессии США в Индокитае, обуздание западногерманского реваншизма и недопущение ФРГ к ядерному оружию, признание всеми государствами незыблемости европейских границ.
Не пошли они в то время и на подписание с СССР договора о дружбе, сотрудничестве и ненападении, предложение о котором было сделано А. Н. Косыгиным во время визита в Лондон в феврале 1967 г.
Правительство Г. Вильсона в 1968 г. заняло недружелюбную в отношении СССР позицию в связи с оказанием Советским Союзом и другими братскими социалистическими странами помощи чехословацкому народу в защите революционных завоеваний. Оно поддерживало агрессивную политику США в разных районах земного шара, потворствовало и израильской агрессии против арабских стран, предпринятой летом 1967 г.
При консервативном правительстве Э. Хита, пришедшем к власти в июне 1970 г., отношение Англии к СССР и другим социалистическим странам ухудшилось.
Опыт англо-советских отношений в 50-60-е годы свидетельствует, что их улучшение и всестороннее развитие на благо народов обоих государств и всеобщего мира возможно было только на путях реалистического подхода Англии к решению международных проблем и ее отхода от агрессивного курса США. Что касается Советского Союза, то он последовательно и настойчиво добивался активизации своих отношений с Англией и превращения их в источник мира и безопасности в Европе и во всем мире.
Глава 2. Великобритания и СССР: печальный опыт «холодной войны»
§ 2.1. Тенденциозный подход некоторых советских англоведов
В настоящее время отсутствуют крупные фундаментальные труды по истории отношений между Великобританией и СССР в послевоенный период. Опубликованные ранее работы несут неизбежный отпечаток идейно-политического и административного диктата.
Как отметил академик В.Г. Трухановский, «русско-английские и советско-английские отношения - тема, на которой наиболее сильно отразился тенденциозный подход в старых книгах некоторых советских англоведов» .
Это объясняется не только рядом идеологических и политических причин, но и сложностью самих отношений, насчитывающих несколько веков, их острым политическим характером. Россия и Британия – великие державы. Их роль в мировой истории огромна, соответственно велико их воздействие на исторические судьбы друг друга.
Для отношений нашей страны с Британией характерен удивительный феномен. За последние два столетия Россия и Британия прошли через три великие войны, когда им грозила страшная опасность и речь шла о выживании государств и народов. В этих трёх эпохальных испытаниях обе державы объединились в тесном союзе против общего врага, сплачивали вокруг себя в мощных коалициях другие страны и в результате обеспечили три величайшие в мировой истории победы. Но как только эти победы одерживались, союзнические отношения разрушались и сменялись острой конфронтацией.
Имеется в виду совместными усилиями одержанная в начале XIX в. победа в наполеоновских войнах, победа в первой мировой войне, после которой отношения между Россией и Британией опять стали конфронтационными.
Наконец, во второй мировой войне угроза для обеих стран со стороны Германии и её союзников была самой страшной за всю историю. Тесный союз СССР и Англии вместе с США и другими странами снял эту угрозу и обеспечил огромного исторического значения победу. Но не успели умолкнуть орудия, как союзнические отношения между СССР, Британией и США начали перерождаться в конфронтацию, и открылся длительный период «холодной войны».
Вторая мировая война положила начало новому послевоенному устройству мира. Она ослабила Британию, закрепила её отставание, выводя на первый план две новые державы: США и СССР, хотя после них Британия была, бесспорно, самым крупным субъектом международной политики.
Раскроем одну из причин возникновения «холодной войны» через призму фактической потери Великобританией положения великой державы. Отсюда острое желание вернуть утраченные позиции на мировой исторической сцене и, как последняя попытка, – ставка на англо-американский союз, желание столкнуть в противоборстве США и СССР.
Британия, по мере того, как оба государства будут всё больше втягиваться в новую конфронтацию, ослабляя тем самым себя и свои международные позиции, могла бы, по мысли её лидеров, вернуть положение великой державы.
В ретроспективе история заката Британии как мировой державы представляется процессом неизбежным. Две мировые войны расточили её богатство и приблизили Америку и Россию к мировому преобладанию. Действительно, история свидетельствует о постоянном упадке - от британского преобладания на рубеже веков до положения военного сателлита США, на что только и могла претендовать Британия после 1945 г. Потеряв империю, Британия получила роль, которую до того с презрением отвергала, - роль члена Европейского сообщества.
Чтобы лучше понять историю подъёма и упадка Британии, надо определить, что же такое могущество. Дэвид Рейнольдс, профессор Кембриджского университета, предлагает такую трактовку данного слова.
«Могущество – это сумма взаимоотношений, это возможность склонить кого-либо сделать то, чего они иначе не сделали бы» .
То есть могущество зависит не только от собственной силы, но и от слабости противников. В викторианскую эпоху Британия была, безусловно, великой державой, но степень её величия зависела, в первую очередь, от слабости других стран. Экономическое преобладание Британии основывалось на том, что она первой вступила на путь индустриализации. Её международные позиции во многом были обязаны в общем мирному и стабильному для Европы столетию после 1815 г.
В двадцатом веке соперники Британии оказались более дерзкими, а её колонии - менее уступчивыми. Германия, Америка, Япония прошли собственный промышленный переворот, догнав, а затем и обойдя Британию. Длительный европейский мир завершился двумя попытками Германии установить свою гегемонию, что истощило богатство Британии и позволило другим странам, прежде всего США и СССР, расширить собственное могущество и влияние.
В 1916-1917 гг. страна стояла перед лицом безнадёжного кризиса. Её союзники, а тогда это были Франция и Россия, сами находились на грани истощения. Война ежедневно обходилась Великобритании в 5 млн. фунтов стерлингов, из которых 2 млн. поступали из США.
1,200 руб.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Внешняя политика Англии и советско-английские отношения 7
§ 1.1. Снижение роли Англии в международных делах 8
§ 1.2. Политика Англии в отношении Советского Союза 11
§ 1.3. Предпосылки к улучшению англо-советских отношений 14
Глава 2. Великобритания и СССР: печальный опыт холодной войны 17
§ 2.1. Тенденциозный подход некоторых советских англоведов 17
§ 2.2. Недооценка потенциала европейской интеграции 24
Глава 3. Трудная дорога к партнерству 27
§ 3.1. Роль в истории отношений СССР и Великобритании 27
§ 3.2. Современный этап отношений 30
§ 3.3. Перспективы политического сотрудничества сегодня 33
Заключение 37
Использованная литература 42
Введение
Анализ процессов возникновения, развития, взаимодействия современных международных конфликтов не может быть оторван от исследования внешней политики государств, являющихся их прямыми или косвенными участниками.
От момента зарождения на основе того или иного противоречия до своего исхода международный конфликт развивается в процессе взаимодействия внешней политики двух или нескольких государств. В теоретико-методологическом и практическом планах объективное течение конфликта нельзя рассматривать вне действия субъективного фактора - внешней политики государств-участников.
Порою этот фактор имеет не меньшее конфликтообразующее значение, чем то противоречие, которое первоначально послужило почвой и лежит в основе данного конфликта. Сам по себе международный конфликт - особое политическое отношение государств, выражаемое их внешнеполитической, а на определенной фазе развития - и военной деятельностью.
Однако возникает настоятельная потребность и в специальном, сфокусированном и концентрированном исследовании самой внешней политики различных государств - США, Англии, Франции, ФРГ, Японии, Италии, военных группировок, политических объединений капиталистических государств и нейтральных стран.
«Холодная война» - так с легкой руки американского журналиста Уолтера Липпмана стал называться исторический период развития цивилизации, охватывающий почти полвека.
Победители фашизма во Второй мировой войне раскололись на два противостоящих лагеря: социалистические государства во главе с Советским Союзом и капиталистические страны, возглавляемые Соединенными Штатами Америки. Безусловно, идеологическое противоборство двух социально-политических систем возникло еще раньше, сразу же после Октябрьской революции в России.
Однако за время совместных сражений против фашистско-милитаристского блока союзники по антигитлеровской коалиции, казалось, нашли общий язык и дружески решали проблемы, возникавшие в ходе борьбы против общего врага. Но нет, как только стих гром орудий, СССР и западные демократии оказались «по разные стороны баррикад».
Однако эпоха «холодной войны» разительно отличалась от довоенной конфронтации сил различной идеологической ориентации, а также от противоречий политического, экономического, геостратегического характера между отдельными государствами или коалициями предшествующих эпох.
Принято считать, что «холодная война» началась с известной речи Уинстона Черчилля в Фултоне 6 марта 1946 года, когда он впервые упомянул о существовании «железного занавеса».
Однако для нас конфронтация с западными союзниками началась сразу же, как только Красная Армия вступила на территорию стран Восточной Европы. Конфликт интересов был налицо. Принцип проведения многопартийных выборов на освобожденных землях и формирование коалиционных правительств, как предложил в Ялте президент Рузвельт, мог быть приемлем для нас лишь на переходный период после поражения гитлеровской Германии.
Бывший премьер-министр Англии У. Черчилль обвинил СССР в "безграничном распространении своей силы и своих доктрин" в мире.
Вскоре Трумэн провозгласил программу мер по "спасению" Европы от советской экспансии ("доктрина Трумэна"). Он предложил оказать широкомасштабную экономическую помощь странам Европы; разместить вдоль границ СССР сеть американских военных баз; поддержать внутреннюю оппозицию в странах Восточной Европы; использовать обычные вооружения и ядерное оружие для шантажа советского руководства.
Все это должно было не только не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР, но и заставить Советский Союз уйти в свои прежние границы.
Глобальное антагонистическое военное и политико-идеологическое противостояние развитых демократий и левототалитарных государств ушло в прошлое после крушения коммунистических режимов в СССР и странах Центральной и Восточной Европы.
Однако отношения России и Великобритании после окончания "холодной войны" складывались отнюдь не гладко. Обозначились области как совпадения, так и столкновения интересов. Далеко не просто оказалось преодолеть интеллектуальное и эмоциональное наследие прошлого. В конечном итоге и в России, и в Великобритании появились весьма скептические оценки перспектив и возможностей сотрудничества двух государств.
Это ставит несколько важных и сложных вопросов. Порождаются ли выявившиеся в них сложности преходящими обстоятельствами, в частности трудностями адаптации к новой, быстро меняющейся международной среде, или они вызваны столкновениями жизненно важных национальных интересов двух государств?
«Холодная война» тормозила возникновение некоторых этнических, религиозных и расовых конфликтов, но после ее завершения они проявились с нарастающей силой.
По мнению исследователей, войны чаще происходят на религиозной или этнической основе, нежели на почве различий в политической идеологии. Усиление роли религиозной составляющей ставит под сомнение теории модернизации и секуляризации, преобладавшие в западной социально-политической науке на протяжении ХХ века.
И все же наиболее популярными среди конфликтологов пока остаются «экономические» концепции.
Можно ли выстроить и реализовать позитивную долгосрочную повестку дня российско-британских отношений, и если да, то в чем она заключается? Каково место России и Великобритании в международной политике начала XXI века? Окончательных ответов на эти вопросы пока нет.
Актуальность курсовой работы заключена в том, что с учётом роли Великобритании в прошлом и в современном мире интерес к исследованию её роли в истории нашей страны остаётся значительным.
К тому же, в настоящее время в мировой историографии наблюдается повышение исследовательского внимания к истории «холодной войны», к изменению характера взаимоотношений между бывшими союзниками после перехода от сотрудничества в годы второй мировой войны к блоковому противостоянию и ядерной дипломатии.
Цель курсовой работы показать, что все таки опыт российско-британских отношений в период "холодной войны" дает определенные основания для некоторых размышлений и выводов.
Глава 1. Внешняя политика Англии и советско-английские отношения
В 50-е и 60-е годы внешнеполитический курс Англии оставался по-прежнему агрессивным. Его острие было направлено на подрыв мирового социализма, подавление национально-освободительного движения, поддержку всех сил мировой реакции.
Хотя Англия, опираясь на свою экономическую мощь, и играла в эти годы важную роль в международных отношениях, ее влияние на решение мировых дел падало. Английская внешняя политика оказалась в состоянии хронического кризиса.
Нарастанию этого кризиса в решающей степени способствовало новое соотношение сил в мире, сложившееся после второй мировой войны. Экономическое и военное могущество, а также политическое влияние СССР и всего социалистического содружества на международные отношения стали непреодолимым барьером на пути осуществления Англией экспансионистских целей на мировой арене.
§ 1.1. Снижение роли Англии в международных делах
Снижение роли Англии в международных делах объясняется тем, что в течение 50-60-х годов под могучим натиском национально-освободительного движения рухнула Британская колониальная империя. Это привело к заметному ослаблению контроля английского финансового капитала над бывшими колониями, ослаблению, а нередко и к полной утрате его влияния на политический курс освободившихся стран.
Чтобы держать бывшие колонии и полуколонии в экономической зависимости, английский империализм создал так называемое Содружество наций, в него вошло 32 страны. Среди них - Канада, Австралия и Новая Зеландия, а также большинство завоевавших политическую независимость государств Азии, Африки и бассейна Карибского моря, являвшихся колониями Англии. В страны Содружества наций направляется основная масса заграничных капиталовложений английских монополий.
Но центробежные тенденции внутри Содружества наций из года в год растут, многие бывшие колонии Англии, став политически независимыми, проводят антиимпериалистическую внешнюю политику, нередко выступают вместе с социалистическими государствами в решении важных международных вопросов.
Тем не менее, английский империализм все еще остается одним из оплотов колониализма и неоколониализма в Азии, Африке и Латинской Америке. Но вернуть утраченные политические, экономические и военно-стратегические позиции в этих районах он уже не сможет.
Ослабление позиций Англии в международных отношениях есть и результат снижения ее удельного веса в экономике капиталистического мира. Если до конца 50-х годов Англия занимала второе место после США по общему объему промышленного производства, то в 1960 г. ее обогнала Западная Германия, а в 1969 г. и Япония. Англия оказалась на четвертом месте по производству промышленной продукции в капиталистическом мире.
Для английской экономики характерен затяжной кризис платежного баланса, так как страна расходует за границей больше, чем получает доходов. Из страны-кредитора, которой Англия была в свое время, она превратилась в одного из крупных получателей международных займов. В результате в 1969 г. сумма внешнего долга более чем втрое превышала ее запасы золота и обратимой валюты.
После второй мировой войны Англия превратилась в младшего партнера США. Англо-американское сотрудничество, сложившееся еще в годы войны, вылилось после ее окончания в агрессивный альянс, в котором Англия довольствуется подчиненной ролью. Антисоциалистическая направленность - главная суть этого союза.
Правительства Англии, приходившие на смену одно другому в 50-60-е годы, являлись союзниками США в проведении политики «холодной войны» против социалистических государств, сколачивании и поддержании военных блоков, разжигании военной истерии, гонки вооружений, подавлении национально-освободительного движения.
1,200 руб.
1. Ален Джеймс. Международные монополии и мир. М.: Гос. изд-во иност. лит., 1948
2. Буланов А.И., Крылова И.А. Соотношение политики и ядерной войны. Аналитический обзор литературы: 1955-1987 // Вопросы философии. 1988.
3. Внешняя политика России: Источники и историография. М., 1991
4. Внешняя политика Советского Союза и международные отношения, 1961 г.: Сб. документов. М., 1999.
5. Всемирная история / Гл. ред. : Е. М. Жуков (гл. ред.) и др. Т. ХI / Под ред. А. О. Чубарьяна (отв. ред.) и др. - М.: Мысль, 1977.
6. Деборин Г.А. Советская внешняя политика и ее фальсификаторы. М., 1960
7. Дипломатия периода второй мировой войны. Международные конференции 1941-1945 годов. / С. Боратынский/ ред. Н. А. Захарченко. - М.: Издательство иностранной литературы, 1959.
8. Дэвид Рейнольдс. Внешняя политика Британии и «упадок» Британии в двадцатом веке // Британия и Россия. М.: ИВИ РАН, 1997.
9. Иоффе А.Е. Разработка истории внешней политики СССР // Очерки истории исторической науки в СССР. М., 1966. Т. IV.
10. Иоффе А.Е., Сиполс В.Я. Разработка истории внешней политики СССР // Очерки истории исторической науки в СССР. М., 1985. Т. V.
11. Итоги и задачи изучения внешней политики России: Советская историография. М., 1981
12. Корниенко Г. М. Холодная война: свидетельство её участника, М.: Межд. отношения, 1994.
13. Кубышкин А.И. Проблемы историографии международных отношений в новое и новейшее время. Саратов, 1990
14. Международные отношения в Центральной и Восточной Европе и их историография. М., 2004
15. Наринский М.М. История международных отношений. 1945-1975 гг.: Учебное пособие. - М.: "Российскаяполитическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2004
16. Новейшая история зарубежных стран. Европа и Америка. 1939-1975.
17. Поздеева Л. В. Политики и секреты, www.tellur.ru/~historia/ index.htm
18. Страны мира. Краткий полит.-экон. справочник. - М.: Политиздат, 1984.
19. Трухановский В. Г. // Британия и Россия. М.: ИВИ РАН, 1997.
20. Уинстон Черчилль. Вторая мировая война. М.: Терра, 1998. Т. 6.
21. Учеб. пособие для студентов ист. фак. пед. ин-тов. / Под ред. Стецкевича. Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1978.
22. Филитов А.М. "Холодная война": Историографическая дискуссия на Западе. М., 1991
23. Хижняк В.П. Внешняя политика КПСС и несостоятельность буржуазных критиков. М.,1997
1,200 руб.