Введение
Содержание
Литература
2.14. Какие методы используются при нормировании труда и изучении затрат рабочего времени?
В ходе изучения трудового процесса и его нормирования решаются две задачи: определение фактических затрат времени на выполнение операции и ее элементов; определение структуры затрат времени на протяжении смены (или ее части).
Методы изучения затрат рабочего времени реализуется путем непосредственных замеров и моментных наблюдений.
Метод непосредственных замеров заключается в непрерывном наблюдении за трудовым процессом, операцией или ее частями и фиксации показаний текущего времени либо продолжительности выполнения отдельных элементов операции.
Различают несколько разновидностей метода непосредственных замеров.
Сплошные замеры (по текущему времени) ведутся путем непрерывной регистрации всех элементов работы в их временной последовательности, в записи фиксируется календарное (текущее) время окончания каждого элемента. Продолжительность элементов операции определяется путем дополнительных расчетов.
Выборочные замеры применяются для изучения отдельных элементов работы, операции независимо от их последовательности во времени. В ходе наблюдения фиксируется и в записи сразу отражается продолжительность каждого изучаемого элемента.
Цикловые замеры используются для изучения элементов операции (действий, движений) небольшой продолжительности.
Метод моментных наблюдений состоит в регистрации и учете количества одноименных затрат рабочего времени в случайно выбранные моменты (в некоторых случаях — через равные промежутки времени). В основе этого метода лежит закон больших чисел, в соответствии с которым «взаимные отклонения частей совокупности поглощаются всей совокупностью, и с достаточно высокой вероятностью по отдельной части можно судить о совокупности в целом».
При применении данного метода структура затрат времени устанавливается по удельному весу моментов, в которые отмечались те или иные состояния (подготовительно-заключительные действия, простой, оперативная работа и т.п.) в общем количестве учтенных моментов за весь период наблюдения.
В зависимости от цели изучения затрат рабочего времени выделяют следующие виды наблюдений.
Хронометраж — изучение периодически повторяющихся элементов операции, подготовительно-заключительной работы, действий по обслуживанию рабочего места.
Фотография рабочего времени — изучение рабочего времени исполнителя, времени использования оборудования в течение смены или ее части путем измерения всех видов затрат времени (работы, перерывов), их содержания, последовательности, продолжительности.
Фотохронометраж — сочетание изучения структуры затрат рабочего времени на протяжении смены с помощью фотографии рабочего времени и хронометража отдельных элементов работы.
В зависимости от количества одновременно наблюдаемых объектов различают индивидуальные, групповые (бригадные), массовые
750 руб.
I. Дайте развернутый ответ на предложенные теоретические вопросы.
1.13. Какие критерии и показатели применяются для определения эффективности научной организации труда?
2.14. Какие методы используются при нормировании труда и изучении затрат рабочего времени?
3.12. Различия и взаимосвязь производительности труда и интенсивности труда.
4.12. В чем суть редукции труда?
5.13. Как обеспечить гуманизацию условий труда на предприятиях?
6.11. Стимулирование труда, виды стимулов и их классификация.
7.14. Норма труда как мера соотношения затрат и результатов. Виды норм труда.
8.16. Что такое качество жизни и каковы его компоненты?
9.13. Организация рабочего места и ее влияние на результаты труда.
10. 15. Какие системы сдельной заработной платы Вам известны?
П. Упражнения и задачи.
11.12. Разработайте практическую программу управления производительностью труда для любого вида предприятия, к которому Вы имеете доступ.
12.14. Разработайте методику расчета фонда рабочего времени и проведите такой расчет для одного работника на 2002 г., определив календарный фонд рабочего времени, номинальный фонд рабочего времени, полезный фонд рабочего времени и эффективный фонд рабочего времени.
13.13. Проведите самофотографию рабочего дня. Определите резервы рабочего времени и рассчитайте коэффициент уплотнения рабочего дня.
14.14. Составьте график динамики трудоспособности в зависимости от продолжительности работы на протяжении рабочего дня.
15.12. Бригада из 5 человек произвела за месяц 1500 ед. продукции затратив 880 трудовых единиц (5 человек х 8 часов х 22 дня), т.е. человеко-часов.
В следующем месяце продукция составила 1800 д.е. при затрате 800 трудовых единиц (5 чел. х 8 ч. х 20 дней). Определите динамику производительности труда.
Ш. Выберите правильный ответ и объясните свой выбор.
16.13. Что не раскрывает содержание организации труда?
а) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия автономных частей целого обусловленных его строением;
б) объединение людей, совместно реализующих программу и действующих на основе определенных правил:
в) совокупность структур, занимающихся организационными вопросами.
17.14. Что не относится к методам определения выработки на предприятиях?
а) натуральный; б) стоимостной и трудовой;
в) системный.
18.14. Для каких целей в нормировании труда применяется хронометраж?
а) для установления продолжительности оперативного времени и получения нормативных документов для расчета технически обоснованных норм;
б) для выяснения коэффициента устойчивости хроноряда;
в) для ряда устранение колебаний.
19.13. Что не относится к характеристике комфортных условий труда?
а) обеспечивается соблюдение техники безопасности, охраны труда;
б) степень эстетических критериев соответствует современным требованиям;
в) производственная среда имеет отклонения по социально-гигиеническим критериям.
20.15. Какая из перечисленных форм зарплаты отражает действительный уровень потребления?
а) номинальная; б) сдельная; в) реальная.
750 руб.
1.13. Какие критерии и показатели применяются для определения эффективности научной организации труда?
Для точного определения эффективности мероприятий НОУТ нуж¬ны оценки не только отдельных усовершенствований, но и всей рацио¬нализаторской работы как комплекса взаимосвязанных действий, при¬водящих к определенным результатам. Одностороннее и тенденциозное рассмотрение фактов и явлений может ввести в заблуждение. Напри¬мер, повышение эффективности управления, как правило, связано со снижением затрат на управление. Нередко, впрочем, увеличение ука¬занных затрат вполне оправдано, если оно вызывает экономический и социальный эффект. Улучшение управленческой деятельности может быть достигнуто и при неизменных затратах.
Эффективность мероприятий НОУТ нельзя связывать исключитель¬но со снижением затрат финансовых, материальных и людских ресур¬сов. Не¬которые из них, в частности в области здравоохранения и культуры, мо¬гут причинять определенный экономический «ущерб», что, однако, не дает оснований для вывода об их неэффективности. Гуманистическая направленность, планомерность развития общества позволяют синхронизировать экономически прибыльные и убыточные сферы.
Экономическая эффективность управленческих мероприятий опре¬деляется в количественных единицах, тогда как социальная эффектив¬ность далеко не всегда поддается такой оценке (улучшение условий труда и жизни, расширение творческого начала в труде, увеличение продолжительности жизни, повышение культурного и общеобразова¬тельного уровня). Разумеется, методы оценки эффективности труда слу¬жащих специфичны по сравнению с методами определения эффектив¬ности труда рабочих. В ряде случаев труд служащих (в отличие от тру¬да рабочих) нельзя оценивать стоимостью непосредственно произведенных ими материальных ценностей или услуг. В связи с этим результаты труда ряда работников аппарата управления (за исключением части технических исполнителей и специалистов) можно оценивать не по ко¬личеству административно-организационных и административно-право¬вых действий, а по тому, как они влияют на деятельность организации, учреждения, предприятия.5 Это не означает, что отношение к труду, старательность, методы достижения цеди не должны учитываться. Но главное — конечный результат.
Следовательно, комплексный характер деятельности государствен¬ного органа, предприятия, учреждения, организации предполагает оцен¬ку как экономических, так и социальных сторон его функционирования с учетом материальных, финансовых, технических, географических, кли¬матических и других факторов, влияющих на управление.
Важен вопрос о соотношении количественной и качественной ха¬рактеристик эффективности. Определение количественной характери¬стики труда работника аппарата управления — важнейший показатель эффективности. Каждое общественное явление, бесспорно, имеет коли¬чественную сторону, но современное общество пока не располагает точ¬ными методами математического анализа всех сфер социальной дея¬тельности. Количественные характеристики некоторых общественных явлений остаются неизвестными, их раскрытие — вопрос будущего.
Однако переоценка количественных показателей не менее опасна, чем их недооценка. Возможности формализации оценок в управлении ограничены, поскольку управленческая деятельность тесно связана с неформализуемыми явлениями. Одними количественными характери¬стиками обойтись нельзя — важно выяснить причины тех или иных из¬менений. Деятельность по осуществлению государственного управления и ее последствия богаты по содержанию, и математизация оценок мо¬жет охарактеризовать явление лишь частично, с известной долей аб¬стракции. Например, человеческий фактор (внутренние социальные установки личности, эмоции, степень удовлетворенности и т. п.) вообще вряд ли может быть адекватно выражен в цифрах. Здесь необходим, в первую очередь, качественный анализ.
Для общественных явлений важна и количественная, и качествен¬ная их характеристика. Математика сама по себе, без специальных об¬щественных знаний не способна дать исчерпывающую характеристику социальных явлений. Это, конечно, ни в коей мере не умаляет значение математических формул и оценок, без которых понятия о явлениях слишком субъективны и расплывчаты. Математизация наших представ¬лений помогает уточнять смысл понятий: хорошо, плохо, успешно, по¬средственно, лучше, хуже и т. д. Математизация общественной науки — естественный процесс, свидетельствующий об углублении человеческих знаний об обществе.
Показатели экономической и социальной эффективности НОУТ должны обладать количественной и качественной определенностью, ба¬зироваться на системном подходе, предполагающем использование ма¬тематического аппарата, логических умозаключений, экономических и политических оценок. Количественная и качественная стороны критерия эффективности дополняют друг друга, они существуют в неразрывном единстве.
750 руб.