В 2006 - 2008 годах в РФ необходимо решить следующие задачи развития финансового рынка:
обеспечение существенного снижения на финансовом рынке транзакционных издержек привлечения капитала путем развития конкурентоспособных институтов инфраструктуры фондового рынка;
обеспечение снижения уровня нерыночного инвестиционного риска на финансовом рынке путем обеспечения защиты прав и законных интересов инвесторов;
содействие формированию российских розничных инвесторов путем развития коллективных форм сбережений и обеспечения должных принципов их инвестирования;
осуществление реформы правового регулирования финансирования, направленной на ликвидацию экономически не обоснованных регулятивных препятствий в сфере развития рынка и создание условий для учета интересов профессиональных участников рынка, инвесторов и эмитентов при формировании политики регулирования финансового рынка.
Важнейшим условием достижения поставленной цели является формирование благоприятного инвестиционного климата в Российской Федерации, включая установление стабильных правил ведения бизнеса и предсказуемость нормативного регулирования и правоприменения. Создание благоприятного инвестиционного климата является комплекснойзадачей, в решении которой должны участвовать все органы государственной власти.
Финансовый рынок в результате реализации мероприятий, претерпит качественные изменения.
Доступ к рынку капитала получат большинство российских компаний, ведущих цивилизованный бизнес. Значительно увеличится количество первичных размещений акций этих компаний на финансовом рынке.
Существенно расширится ассортимент инструментов финансового рынка и услуг, предоставляемых финансовыми организациями гражданам и нефинансовым предприятиям.
Будут обеспечены конкурентные условия для проведения сделок с ценными бумагами и их надежный учет и хранение. Торговля основной долей российских активов будет осуществляться в Российской Федерации.
Предусматривается ускорение развития институтов коллективных инвестиций. Среди инвесторов на финансовом рынке существенно вырастет доля консервативных фондов, настроенных на долгосрочные вложения.
Значительно сократятся совокупные потери инвесторов, возникающие в связи с нарушением их прав и законных интересов.
Предполагается, что предусмотренные настоящей Стратегией мероприятия позволят обеспечить условия для опережающего развития финансового рынка по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта. Повышение уровня развития финансового рынка в 2006 -2008 годах будет характеризоваться следующими показателями:
отношение стоимости имущества, составляющего совокупные чистые активы инвестиционных фондов, а также пенсионных накоплений и пенсионных резервов, к валовому внутреннему продукту удвоится и по итогам 2008 года составит 6 процентов;
стоимость корпоративных облигаций в обращении по отношению к валовому внутреннему продукту также удвоится (с 2,2 процента в 2005 году до 4,5 процента в 2008 году);
соотношение страховых премий и валового внутреннего продукта повысится (с 3 процентов в 2005 году до 5 процентов в 2008 году);
капитализация рынка акций по отношению к валовому внутреннему продукту достигнет к началу 2009 года 70 процентов;
доля операций с российскими акциями на российских торговых площадках составит в 2008 году не менее 70 процентов.
Ожидается, что в 2008 году привлечение финансовых средств посредством размещения российскими компаниями акций и облигаций на внутреннем финансовом рынке составит не менее 20 процентов инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий. С учетом привлечения кредитов и займов у российских банков и на международном рынке капитала этот показатель достигнет 35-40 процентов.
Главными направлениями государственной политики по развитию финансового рынка в среднесрочной перспективе являются:
создание необходимых предпосылок для формирования конкурентоспособных институтов финансового рынка;
снижение регулятивных барьеров для обеспечения выхода российских компаний на рынок капитала и создание правовых основ формирования новых инструментов финансового рынка;
укрепление законодательной базы в сфере защиты прав инвесторов и снижение нерыночного инвестиционного риска на финансовом рынке;
реформа системы регулирования на финансовом рынке.
Создание конкурентоспособных институтов финансового рынка предполагает реализацию следующих мероприятий:
совершенствование учетно-расчетной инфраструктуры фондового рынка, внедрение новых технологий;
повышение конкурентоспособности бирж и торговых систем;
внедрение систем управления рисками профессиональных участников рынка;
развитие накопительных пенсионных систем и институтов коллективных инвестиций;
развитие страховых институтов.
Снижение регулятивных барьеров для обеспечения выхода российских компаний на рынок капитала и создание правовых основ формирования новых инструментов финансового рынка предполагают реализацию следующих мероприятий:
развитие рынка производных финансовых инструментов;
развитие инструментов секьюритизации финансовых активов и рынка ипотечных ценных бумаг;
ликвидация излишних правовых барьеров для снижения транзакционных издержек выхода российских компаний на национальный рынок капитала.
Укрепление законодательной базы в сфере защиты прав инвесторов и снижение нерыночного инвестиционного риска на финансовом рынке предполагают реализацию следующих мероприятий:
повышение эффективности системы раскрытия информации о фактах, существенно влияющих на рыночную стоимость инвестиционных продуктов, предлагаемых на финансовом рынке;
решение проблемы использования инсайдерской информации и инсайдерской торговли;
защита прав акционеров при присоединениях, слияниях и иных формах реорганизации акционерных обществ;
совершенствование корпоративного законодательства и развитие принципов корпоративного управления;
развитие компенсационных механизмов на финансовом рынке[11,12].
2 ИДЕАЛЬНЫЕ И ЭФФЕКТИВНЫЕ РЫНКИ КАПИТАЛА
2.1 Концепция идеальных рынков капитала
Большинство ранних теорий финансов основано на допущении существования идеальных рынков капитала (perfect capital markets).
Идеальный рынок капитала – это рынок, на котором не существует никаких затруднений, вследствие чего обмен ценных бумаг и денег совершается легко и не сопряжен с какими-либо затратами.
Идеальный рынок капитала имеет следующие характеристики:
• отсутствуют трансакционные затраты;
• отсутствуют налоги;
• имеется большое количество покупателей и продавцов, и ни один из них не может повлиять на рыночную цену финансовых активов;
• существует равный доступ на рынок для всех инвесторов;
• все субъекты рынка имеют одинаковый объем информации;
• все субъекты рынка имеют одинаковые ожидания;
• отсутствуют затраты, связанные с финансовыми затруднениями (угроза банкротства).
2.2 Гипотеза эффективности рынка
Эффективный рынок, это рынок на котором, цены определяются из равенства минимально эффективной нормы доходности для всех производителей и накопителей. На распределено эффективном рынке, скудные накопления оптимально размещаются в производственные инвестиции с выгодой для каждого.
750 руб.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ, ИХ МЕСТО В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 5
1.1 Структура финансового рынка 5
1.2 Особенности Российского финансового рынка 7
2 ИДЕАЛЬНЫЕ И ЭФФЕКТИВНЫЕ РЫНКИ КАПИТАЛА 19
2.1 Концепция идеальных рынков капитала 19
2.2 Гипотеза эффективности рынка 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
ЛИТЕРАТУРА 25
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Характерными особенностями современной экономики являются взаимозависимости экономических систем разных стран, распространение интграционных процессов на макро- и микроуровнях, интенсивный переход большинства стран от закрытых национальных хозяйств к экономике открытого типа. Вместе с тем, структурно-экономические преобразования расширяют возможности консолидации финансового капитала как в мировом хозяйстве в общем, так и с учетом роста роли финансовой системы в условиях структурно-инновационного развития экономики России. Достижение макрофинансового равновесия для эффективной реализации программ институционного и инвестиционного развития страны нуждается в повышении уровня концентрации финансового капитала через привлечение средств участников рынка, капитализацию их прибыли, слияние и макроинтеграцию капиталов. Именно поэтому функционирования рынка финансового капитала в России следует рассматривать как единое целое с указанием того, что важный методологический принцип при исследовании упомянутого рынка - это изучение его как целостной системы финансовых отношений, основными особенностями которой является специфический способ взаимосвязи и взаимодействия ее составных элементов.
Разнообразным аспектам сложной и многоплановой проблемы финансового рынка посвящены работы ведущих отечественных и зарубежных экономистов и финансистов: Ч. Вульфена, Дж. Гелбрейта, З. Боди, М. Энга, Р. Мертона, Ф. Мишкина, Э. Рида, П. Роуза, Дж. Сакса, В. Барда, А. Грязновой, Л. Красавиной, Д. Молякова, М. Песселя, П. Солюса.
Вместе с тем в работах отечественных и зарубежных ученых рассмотренны только отдельные аспекты функционирования финансового рынка.
При таких обстоятельствах комплексное, всестороннее исследование финансового рынка в экономической системе государства приобретает особый вес и актуальность, которая и обусловило выбор темы работы.
Цель и задачи исследования. Целью работы является разработка теоретических основ формирования и функционирование финансового рынка и обоснование предложений относительно повышения сбалансированности взаимодействия всех его участников с учетом влияния государственных регулятивных мероприятий и макроэкономических структурных изменений в экономической системе.
Поставленная цель обусловила решение таких основных задач:
- раскрыть экономическую сущность финансового рынка и определить его место в экономической системе;
- рассмотреть особенности идеального и эффективного рынка капиталов.
1 ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ, ИХ МЕСТО В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1 Структура финансового рынка
Финансовый рынок (рынок ссудных капиталов) — это механизм перераспределения капитала между кредиторами и заемщиками при помощи посредников на основе спроса и предложения на капитал. На практике представляет совокупность кредитно-финансовых институтов, направляющих поток денежных средств от собственников к заемщикам и обратно. Главная функция финансового рынка (рынка ссудных капиталов) состоит в трансформации бездействующих денежных средств в ссудный капитал [2,с.23].
Финансовый рынок разделяется на денежный рынок и рынок капиталов (рис. 1).
Рис. 1 Структура финансового рынка
Под денежным рынком понимается рынок краткосрочных кредитных операций (до одного года). В свою очередь денежный рынок подразделяется обычно на учетный, межбанковский и валютный рынки.
К учетному рынку относят тот, на котором основными инструментами являются казначейские и коммерческие векселя, другие виды краткосрочных обязательств (ценные бумаги). Таким образом, на учетном рынке обращается огромная масса краткосрочных ценных бумаг, главная характеристика которых — высокая ликвидность и мобильность.
Межбанковский рынок — часть рынка ссудных капиталов, где временно свободные денежные ресурсы кредитных учреждений привлекаются и размещаются банками между собой, преимущественно в форме межбанковских депозитов на короткие сроки. Наиболее распространенные сроки депозитов — 1, 3 и 6 месяцев, предельные сроки — от 1 дня до 2 лет (иногда 5 лет). Средства межбанковского рынка используются банками не только для краткосрочных, но и для средне- и долгосрочных активных операций, регулирования балансов, выполнения требований государственных регулирующих органов.
Валютные рынки обслуживают международный платежный оборот, связанный с оплатой денежных обязательств юридических и физических лиц разных стран. Специфика международных расчетов заключается в отсутствии общепринятого для всех стран платежного средства. Поэтому необходимым условием расчетов по внешней торговле, услугам, инвестициям, межгосударственным платежам является обмен одной валюты на другую в форме покупки или продажи иностранной валюты плательщиком или получателем. Валютные рынки — официальные центры, где совершается купля-продажа валют на основе спроса и предложения.
Рынок капиталов охватывает средне- и долгосрочные кредиты, а также акции и облигации. Он подразделяется на рынок ценных бумаг (средне- и долгосрочных) и рынок средне- и долгосрочных банковских кредитов. Рынок капиталов служит важнейшим источником инвестиционных ресурсов для правительства, корпораций и банков. Если денежный рынок предоставляет высоко ликвидные средства в основном для удовлетворения краткосрочных потребностей, то рынок капиталов обеспечивает долгосрочные потребности в ресурсах.
1.2 Особенности Российского финансового рынка
Финансовый рынок можно рассматривать и как совокупность первичного и вторичного рынков, а также делить на национальный и международный [3,с.154].
Первичный рынок возникает в момент эмиссии ценных бумаг, на нем мобилизуются финансовые ресурсы.
На вторичном рынке эти ресурсы перераспределяются, и даже не один раз. В свою очередь, вторичный рынок делится на биржевой и внебиржевой. На последнем происходит купля-продажа ценных бумаг, по каким-либо причинам не котирующихся на бирже (например, через банки).
Финансовый рынок это специфическая сфера экономических отношений, которая характерна только для развитой рыночной экономики. Этот рынок формируется на основе средств предприятий, организаций и населения и обслуживает оборот платежных средств, кредитов и ценных бумаг.
В условиях командно – административной системы финансовый ранок, как таковой не существовал. С переходом экономики РФ к рыночным отношениям, у предприятий и различных предпринимательских структур появилась объективная необходимость в свободных денежных средствах. Однако финансовый рынок не может появиться мгновенно. На формирование его структуры понадобится определенное время. Можно сказать что, в настоящее время финансовый рынок уже прошел первый этап своего формирования. Рассматривая механизм функционирования финансового рынка нельзя не рассмотреть его взаимоотношения с государством. Эти отношения очень многоплановы. Государство выступает кредитором и заемщиком, устанавливает общие правила функционирования рынка и осуществляет повседневный контроль за ним, проводит через рынок официальную денежно кредитную политику и даже более широкие экономические мероприятия. Государство может также поощрять и защищать развитие финансового рынка, от состояния которого в значительной мере зависит устойчивое функционирование национальной экономики. В первую очередь такая политика проводится через придание рынку и его составляющим организационной завершенности, стандартизацию операций и жесткий контроль.
Основные показатели рынка государственных ценных бумаг приведены в табл.1. и на рис.1.1 и 1.2.
Таблица 1 Основные показатели рынка государственных ценных бумаг [12].
(миллиардов рублей; 1995 г. - трлн. Руб.)
1995 20002) 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Объем эмиссии 171,0 19,5 89,0 152,0 185,0 172,3 160,0 186,0
Объем размещения и доразмещения по номиналу 159,5 20,5 60,4 142,6 134,8 169,2 169,1 186,0
Объем выручки, полученной в результате размещения и доразмещения 122,3 20,3 56,4 133,9 136,0 184,5 171,6 192,2
Объем погашения/купонной выплаты 95538,1 93,3 111,6 108,0 138,3 108,6 118,1 113,7
Перечислено средств в бюджет3) 26,8 -73,0 -55,2 25,9 -2,4 75,9 53,5 78,5
1)По данным Банка России. Без учета нерыночных выпусков.
2) Объем эмиссии меньше объема размещения, так как проводилась новация ценных бумаг и осуществлялось доразмещение государственных ценных бумаг, предложенных Минфином России к выпуску в обращение в предыдущие годы.
3) Знак (-) означает изъятие средств из бюджета на погашение выпусков ценных бумаг и выплату купонных доходов.
Одной из проблем российского фондового рынка является относительно низкая ликвидность российского рынка.
Большинство эмитентов предпочитают размещаться на иностранных площадках - в первую очередь на Лондонской бирже . [12].
Рисунок 1.1 – Объем эмиссии государственных ценных бумаг
Рисунок 1.2 – Объем размещения и доразмещения по номиналу государственных ценных бумаг
Для повышения 'привлекательности' отечественных площадок Федеральная служба по финансовому рынку (ФСФР) в начале прошлого года обязала российские компании, выходящие на IPO (первое публичное размещение), 30% выпущенных акций размещать в России, одновременно с этим упростив саму процедуру IPO. Данное ограничение было анонсировано как временное - не исключено, что уже через три года оно будет отменено.
Тем не менее, в конце 2006 года ФСФР рассматривала возможность еще более ужесточить ограничение - снизить максимальную долю разрешенных для размещения акций на западных торговых площадках с 70% до 50%, мотивирую это тем, что организаторам размещения удавалось обходить предыдущее ограничение - андеррайтеры в ходе IPO выкупали на себя существенную часть 'российской' квоты, после чего выпускали GDR (глобальные депозитарные расписки). В настоящий момент ФСФР пересмотрела свою позицию по данному вопросу, было принято решение не ужесточать ограничение (в 70%), вместо этого ограничить возможности андеррайтеров - запретить организаторам выпуска ценных бумаг приобретать на себя более 20% эмиссии (как акций, так и облигаций). Предполагается, что данный запрет вступит в силу до конца 2007 года.
750 руб.
.Бурцев В.В. Инфраструктура финансового рынка . — М.: Изд.-торговая корп. «Дашков и Ко», 2007. – 496 с.
2.Герин П.О. Общая теория финансов, 2000. – 342 с.
3. Финансы, денежное обращение и кредитУчебник / Ред. Сенчагов В. К., Архипов А. И.; РАН; Рос. акад. естеств. наук. - М.: Проспект, 2000. - 488 c.
4.Финансы/ Ред. Родионова В. М. - М.: Финансы и статистика, 2003. – 431 c.
5.Финансы Учеб. пособие / Ред. Ковалева А. М. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 384 c.
6.Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Дробозина Л. А., Окунева Л. П., Андросова Л. Д.; Ред. Дробозина Л. А. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002. - 477 c.
7. Крамаровский Л.М. Финансовый рынок. – М.: Финансы и статистика, 1988. – 299 с.
8. Кутуров Г.А. Финансы. – М.: Госфиниздат, 2007 – 63 с.
9. Лукашин С.А. Финансы – М., 2006.-425с.
10.http://www.fcsm.ru Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на 2006 - 2008 годы
11.http://www.ippnou.ru/docs/frr_itogi.pdf Финансовый рынок России: итоги года
12. http://www.gks.ru/ Сайт Статистики
750 руб.