ГлавнаяГотовые работы Интуитивизм Н.О.Лосского

Готовый реферат

на тему:

«Интуитивизм Н.О.Лосского»









Цена: 750 руб.

Номер: V9335

Предмет: Философия

Год: 2008

Тип: рефераты

Отзывы

Айжамал 26.08.2020
Вас беспокоит автор статьи Айжамал из Кыргызстана,  моя статья опубликована, и в этом ваша заслуга. Огромная благодарность Вам за оказанные услуги.
Татьяна М. 12.06.2020
Спасибо Вам за сотрудничество! Я ВКР защитила на 5 (пять). Огромное спасибо Вам и Вашей команде Курсовой проект.
Юлианна В. 09.04.2018
Мы стали Магистрами)))
Николай А. 01.03.2018
Мария,добрый день! Спасибо большое. Защитился на 4!всего доброго
Инна М. 14.03.2018
Добрый день,хочу выразить слова благодарности Вашей и организации и тайному исполнителю моей работы.Я сегодня защитилась на 4!!!! Отзыв на сайт обязательно прикреплю,друзьям и знакомым  буду Вас рекомендовать. Успехов Вам!!!
Ольга С. 09.02.2018
Курсовая на "5"! Спасибо огромное!!!
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Ксения 16.01.2018
Спасибо большое!!! Очень приятно с Вами сотрудничать!
Ольга 14.01.2018
Светлана, добрый день! Хочу сказать Вам и Вашим сотрудникам огромное спасибо за курсовую работу!!! оценили на \5\!))
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Вера 07.03.18
Защита прошла на отлично. Спасибо большое :)
Яна 06.10.2017
Большое спасибо Вам и автору!!! Это именно то, что нужно!!!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!

Поделиться

Введение
Содержание
Литература
Значение аналитических истин, аналитической необходимости, как справедливо указывал Лосский, до сих пор распространена в логике как некий верховный критерий истины. Не разделяя это утверждение, русский мыслитель полагал, что роль «первых истин» «принадлежит аксиомам (и постулатам), определениям и суждениям прямого восприятия. Но тогда возникает закономерный вопрос: как это возможно? Логические законы (тождества, противоречия, исключенного третьего) бессильны разрешить этот вопрос.

Интуитивизм Лосского предлагает новое решение. Чтобы познать предмет, нужно иметь его в сознании, чтобы он стал имманентным сознанию. Это осознание не есть причинное воздействие предмета на тело субъекта познания и его душевную жизнь. Отношение между субъектом и объектом можно обозначить гносеологической координацией. Но простое «имение в виду», созерцание предмета не есть знание о нем. Это знание появляется, как полагает Лосский, в сравнении. Тогда, всякое знание состоит в том, что я, во-первых, созерцаю предмет в его неприкосновенной подлинности и, во-вторых, анализирую созерцаемый мир, вскрывая в нем то, что необходимо связано с предметом. Согласно учению русского философа, познаваемый предмет существует как нечто сложное и существует «сам по себе». Следовательно, любой предмет и весь познаваемый мир есть целое (или момент целого), в котором можно различать стороны (Коген, Риккерт, Бергсон).

Введение понятия «субстанциальный деятель» является для Лосского важным. Оно не только конкретизирует его онтологию и естественным образом связывает онтологическое учение с гносеологическим и другими частями, составляющими его философское учение. Следует отметить ту мысль русского философа, которую он стремился обосновать еще в работе «Мир как органическое целое» – это творческая деятельность субстанциального деятеля. В самом деле, субъект (я) есть субстанция, и притом субстанция не только познающая, но и живущая, т. е. творящая новое бытие.

Лосский полагал, что мир единое целое и в основании его должна лежать одна субстанция. Но ведь мир – это множество вещей и событий и тогда непонятно, как объяснить эту множественность; следует ли полагать множественность субстанциальных деятелей? Это взаимоисключение имеет сверхпространственный и сверхвременной характер; такая противоположность является идеальною. Эти противоположности Лосский назвал противоборствующими. А поскольку в мире есть противоборствующие противоположности, он содержит в себе царство вражды; а там, где их нет - царство гармонии. Налицо диалектика, отличная, например, от диалектики Гегеля .

Тогда закономерно возникает вопрос: что представляет собой Высший субстанциальный деятель, сверхмировое начало или Абсолютное? Высшая субстанция не есть первооснова мира, а остальные субстанции не порождаются ею. Обсуждая специфику Абсолютного, Лосский обращает внимание на два аспекта: что означает, во-первых, существование «само по себе» и, во-вторых, его значения для мира. В рамках первого аспекта, русский философ указывает, что положительные определения Абсолютного невозможны. Абсолютное – это сверхсистемное начало, оно стоит выше законов формальной логики, которые придают определенность сущему (об этом писали С. Л. Франк, С.Н. Булгаков, которые восходили к истокам неоплатонизма). Н.О. Лосский справедливо подметил, что многие философы, исследовавшие Абсолютное (точнее идею Бога) и его отношение к миру, пришли к убеждению, что для решения этих проблем нужны особые категории.

Абсолютное фактически выполняет одну из деятельностей: упорядочивает деятельности всех других субстанций как общее идеально – отвлеченное единство. В результате, понятия субстанции и Абсолютного совпали; Абсолютное и есть единственная мировая субстанция. И мы пришли к пантеизму, развитому Спинозой и повторенному в своеобразной форме современником Лосского Э. фон Гартманом. А отсюда главный вывод: это не отвлеченное, идеальное единство. Это царствие гармонии есть Царство Божие». Исследователи справедливо отмечают, что тематика конкретности является одной из основных в творчестве Лосского, что и позволило ему называть свое учение конкретным идеал-реализмом. Конечно, самое главное влияние на него оказала «Монадология» Лейбница. Здесь следует также иметь в виду, что Лосский сам себя относил к традиции русской философии, которая обозначается как «конкретная метафизика», ярким представителем которой был его современник П. А. Флоренский. Речь идет не о познании Абсолюта, а о его созерцании.

Соотношение Абсолютного и Царства Духа не прояснено до конца Лосским. Абсолютное относится к миру как творец к своему творению. Важной является проблема отношения между психическими и телесными явлениями. Она решалась на протяжении всей истории философии, практически в каждом значительном философском учении. В Новое время популярность получил психофизический параллелизм, который фактически отрицал взаимодействие между психической и физической жизнью.

Лосский четко определил свою интерпретацию интуитивизма, как учения «о том, что познаваемый предмет, даже в случае знания о внешнем мире, вступает в сознание познающего индивидуума в подлиннике самолично и потому познается так, как он существует независимо от акта познавания». Термином интуиция русский философ обозначает непосредственное видение, непосредственное созерцание предмета познающим субъектом.

В русской философии идеи о непосредственном постижении действительности были выдвинуты славянофилами И. Киреевским и А. Хомяковым. В качестве своих последователей в России Лосский называет Б. Бабынина, Ф. Бережкова, А. Огнева, которые напечатали сборник статей, называя свое направление интуитивистическим реализмом. Учение интуитивизма развивалось в рамках англо-американского неореализма (С. Александер, Дж. Лэрд), а также авторами сборника «Новый реализм». Во Франции интуитивзм развивал А. Бергсон, в Германии этой проблематикой занимались Ремке и М. Шелер, который развивал феноменологию Э. Гуссерля.

Лосский считал, что идеи интуитивизма идут от Аристотеля, через средневековую философию до современной неосхоластики. Русский философ полагал, что в составе сознания наличествуют: 1)сознающий субъект – я; 2)сознаваемый объект; 3)отношение между субъектом и объектом. Это различие, приводит к разделению на внешний и внутренний мир, которое не имеет пространственного значения. И еще одна идея – идея субстанциального деятеля. Он писал, что я есть творческий источник и носитель различных своих проявлений во времени; я есть субстанция, а все остальные «проявления» есть акциденции.

Эти идеи составили базис интуитивизма Лосского. В сознании, как, он полагал, существует двустороннее целое: субъективный акт и нечто объективное, т.е. предмет. Эта мысль, хотя и в иной интерпретации ранее была выдвинута Э. Гуссерлем в его различении ноэмы и ноэзиса. У Лосского она приобрела различие между двумя сторонами интенционального целого. Главная мысль здесь состоит в том, что связь субъекта (его духовного, психического мира) с предметом внешнего мира – это не причинное отношение. Поэтому здесь нет субординации, а есть то, что Лосский обозначил гносеологический координацией; сверхвременна и сверхпространственна. Все наши знания о внешнем и внутреннем мире, согласно учению Лосского, суть интуитивные знания, знания, полученные в интуитивном процессе. Исходя из этого, он и изучил чувственную интеллектуальную и мистическую интуицию.

Рассматривая чувственную интуицию, русский философ отверг доводы защитников субъективности чувственных качеств. Учение Лосского сочетает в себе то, что устанавливается в чувственном восприятии физикой и физиологией и что подкрепляется гносеологией. Эта «непричинная координация» открывает возможность русскому философу для вывода о том, что даже чувственное восприятие «есть преимущественно духовный акт. Интуиции, которая была бы только чувственною, совсем не бывает. А это означает, что чувственное и интеллектуальное познание предмета, с точки зрения русского философа, неразрывно связаны; причем, связаны на основе своеобразно понимаемой им интуиции. Одна из важных идей русского философа состоит в том, что чувственное восприятие одухотворяется, в его состав входят нечувственные элементы. На наш взгляд, в конкретном переживании провести указанное различие восприятия и воспоминания достаточно сложно. Об этом свидетельствуют такие явления как иллюзии, галлюцинации, ясновидение, которые проанализировал русский философ.

В чувственном восприятии Лосский выделил следующие элементы: 1) чувственные качества; 2) пространственно-временную форму; 3) субстанциальную основу качеств и форм, благодаря которой они воспринимаются как единство; 4) нечувственные процессы – движение, активность и т.п.; 5) различные отношения вещи в ней самой и к другим вещам; 6) воспоминаемые элементы прошлого опыта. Главная новация русского философа состоит в стремлении не разделить чувственное восприятие и интеллектуальное осмысление мира, а найти их синтез. Этой идеей проникнуты все работы Лосского по гносеологии.
750 руб.

Похожие работы:

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 

Изложены основные требования, предъявляемые к разделу "Обеспече-ние производственной и экологической безопасности" ...

Поиск по базе выполненных нами работ: