Готовый реферат
на тему:«Интуитивизм Н.О.Лосского»
Цена: 750 руб.
Номер: V9335
Предмет: Философия
Год: 2008
Тип: рефераты
Отзывы
Вас беспокоит автор статьи Айжамал из Кыргызстана, моя статья опубликована, и в этом ваша заслуга. Огромная благодарность Вам за оказанные услуги.
Спасибо Вам за сотрудничество! Я ВКР защитила на 5 (пять). Огромное спасибо Вам и Вашей команде Курсовой проект.
Мы стали Магистрами)))
Мария,добрый день! Спасибо большое. Защитился на 4!всего доброго
Добрый день,хочу выразить слова благодарности Вашей и организации и тайному исполнителю моей работы.Я сегодня защитилась на 4!!!! Отзыв на сайт обязательно прикреплю,друзьям и знакомым буду Вас рекомендовать. Успехов Вам!!!
Курсовая на "5"! Спасибо огромное!!!
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Спасибо большое!!! Очень приятно с Вами сотрудничать!
Светлана, добрый день! Хочу сказать Вам и Вашим сотрудникам огромное спасибо за курсовую работу!!! оценили на \5\!))
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Защита прошла на отлично. Спасибо большое :)
Большое спасибо Вам и автору!!! Это именно то, что нужно!!!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!
Введение
Содержание
Литература
Значение аналитических истин, аналитической необходимости, как справедливо указывал Лосский, до сих пор распространена в логике как некий верховный критерий истины. Не разделяя это утверждение, русский мыслитель полагал, что роль «первых истин» «принадлежит аксиомам (и постулатам), определениям и суждениям прямого восприятия. Но тогда возникает закономерный вопрос: как это возможно? Логические законы (тождества, противоречия, исключенного третьего) бессильны разрешить этот вопрос.
Интуитивизм Лосского предлагает новое решение. Чтобы познать предмет, нужно иметь его в сознании, чтобы он стал имманентным сознанию. Это осознание не есть причинное воздействие предмета на тело субъекта познания и его душевную жизнь. Отношение между субъектом и объектом можно обозначить гносеологической координацией. Но простое «имение в виду», созерцание предмета не есть знание о нем. Это знание появляется, как полагает Лосский, в сравнении. Тогда, всякое знание состоит в том, что я, во-первых, созерцаю предмет в его неприкосновенной подлинности и, во-вторых, анализирую созерцаемый мир, вскрывая в нем то, что необходимо связано с предметом. Согласно учению русского философа, познаваемый предмет существует как нечто сложное и существует «сам по себе». Следовательно, любой предмет и весь познаваемый мир есть целое (или момент целого), в котором можно различать стороны (Коген, Риккерт, Бергсон).
Введение понятия «субстанциальный деятель» является для Лосского важным. Оно не только конкретизирует его онтологию и естественным образом связывает онтологическое учение с гносеологическим и другими частями, составляющими его философское учение. Следует отметить ту мысль русского философа, которую он стремился обосновать еще в работе «Мир как органическое целое» – это творческая деятельность субстанциального деятеля. В самом деле, субъект (я) есть субстанция, и притом субстанция не только познающая, но и живущая, т. е. творящая новое бытие.
Лосский полагал, что мир единое целое и в основании его должна лежать одна субстанция. Но ведь мир – это множество вещей и событий и тогда непонятно, как объяснить эту множественность; следует ли полагать множественность субстанциальных деятелей? Это взаимоисключение имеет сверхпространственный и сверхвременной характер; такая противоположность является идеальною. Эти противоположности Лосский назвал противоборствующими. А поскольку в мире есть противоборствующие противоположности, он содержит в себе царство вражды; а там, где их нет - царство гармонии. Налицо диалектика, отличная, например, от диалектики Гегеля .
Тогда закономерно возникает вопрос: что представляет собой Высший субстанциальный деятель, сверхмировое начало или Абсолютное? Высшая субстанция не есть первооснова мира, а остальные субстанции не порождаются ею. Обсуждая специфику Абсолютного, Лосский обращает внимание на два аспекта: что означает, во-первых, существование «само по себе» и, во-вторых, его значения для мира. В рамках первого аспекта, русский философ указывает, что положительные определения Абсолютного невозможны. Абсолютное – это сверхсистемное начало, оно стоит выше законов формальной логики, которые придают определенность сущему (об этом писали С. Л. Франк, С.Н. Булгаков, которые восходили к истокам неоплатонизма). Н.О. Лосский справедливо подметил, что многие философы, исследовавшие Абсолютное (точнее идею Бога) и его отношение к миру, пришли к убеждению, что для решения этих проблем нужны особые категории.
Абсолютное фактически выполняет одну из деятельностей: упорядочивает деятельности всех других субстанций как общее идеально – отвлеченное единство. В результате, понятия субстанции и Абсолютного совпали; Абсолютное и есть единственная мировая субстанция. И мы пришли к пантеизму, развитому Спинозой и повторенному в своеобразной форме современником Лосского Э. фон Гартманом. А отсюда главный вывод: это не отвлеченное, идеальное единство. Это царствие гармонии есть Царство Божие». Исследователи справедливо отмечают, что тематика конкретности является одной из основных в творчестве Лосского, что и позволило ему называть свое учение конкретным идеал-реализмом. Конечно, самое главное влияние на него оказала «Монадология» Лейбница. Здесь следует также иметь в виду, что Лосский сам себя относил к традиции русской философии, которая обозначается как «конкретная метафизика», ярким представителем которой был его современник П. А. Флоренский. Речь идет не о познании Абсолюта, а о его созерцании.
Соотношение Абсолютного и Царства Духа не прояснено до конца Лосским. Абсолютное относится к миру как творец к своему творению. Важной является проблема отношения между психическими и телесными явлениями. Она решалась на протяжении всей истории философии, практически в каждом значительном философском учении. В Новое время популярность получил психофизический параллелизм, который фактически отрицал взаимодействие между психической и физической жизнью.
Лосский четко определил свою интерпретацию интуитивизма, как учения «о том, что познаваемый предмет, даже в случае знания о внешнем мире, вступает в сознание познающего индивидуума в подлиннике самолично и потому познается так, как он существует независимо от акта познавания». Термином интуиция русский философ обозначает непосредственное видение, непосредственное созерцание предмета познающим субъектом.
В русской философии идеи о непосредственном постижении действительности были выдвинуты славянофилами И. Киреевским и А. Хомяковым. В качестве своих последователей в России Лосский называет Б. Бабынина, Ф. Бережкова, А. Огнева, которые напечатали сборник статей, называя свое направление интуитивистическим реализмом. Учение интуитивизма развивалось в рамках англо-американского неореализма (С. Александер, Дж. Лэрд), а также авторами сборника «Новый реализм». Во Франции интуитивзм развивал А. Бергсон, в Германии этой проблематикой занимались Ремке и М. Шелер, который развивал феноменологию Э. Гуссерля.
Лосский считал, что идеи интуитивизма идут от Аристотеля, через средневековую философию до современной неосхоластики. Русский философ полагал, что в составе сознания наличествуют: 1)сознающий субъект – я; 2)сознаваемый объект; 3)отношение между субъектом и объектом. Это различие, приводит к разделению на внешний и внутренний мир, которое не имеет пространственного значения. И еще одна идея – идея субстанциального деятеля. Он писал, что я есть творческий источник и носитель различных своих проявлений во времени; я есть субстанция, а все остальные «проявления» есть акциденции.
Эти идеи составили базис интуитивизма Лосского. В сознании, как, он полагал, существует двустороннее целое: субъективный акт и нечто объективное, т.е. предмет. Эта мысль, хотя и в иной интерпретации ранее была выдвинута Э. Гуссерлем в его различении ноэмы и ноэзиса. У Лосского она приобрела различие между двумя сторонами интенционального целого. Главная мысль здесь состоит в том, что связь субъекта (его духовного, психического мира) с предметом внешнего мира – это не причинное отношение. Поэтому здесь нет субординации, а есть то, что Лосский обозначил гносеологический координацией; сверхвременна и сверхпространственна. Все наши знания о внешнем и внутреннем мире, согласно учению Лосского, суть интуитивные знания, знания, полученные в интуитивном процессе. Исходя из этого, он и изучил чувственную интеллектуальную и мистическую интуицию.
Рассматривая чувственную интуицию, русский философ отверг доводы защитников субъективности чувственных качеств. Учение Лосского сочетает в себе то, что устанавливается в чувственном восприятии физикой и физиологией и что подкрепляется гносеологией. Эта «непричинная координация» открывает возможность русскому философу для вывода о том, что даже чувственное восприятие «есть преимущественно духовный акт. Интуиции, которая была бы только чувственною, совсем не бывает. А это означает, что чувственное и интеллектуальное познание предмета, с точки зрения русского философа, неразрывно связаны; причем, связаны на основе своеобразно понимаемой им интуиции. Одна из важных идей русского философа состоит в том, что чувственное восприятие одухотворяется, в его состав входят нечувственные элементы. На наш взгляд, в конкретном переживании провести указанное различие восприятия и воспоминания достаточно сложно. Об этом свидетельствуют такие явления как иллюзии, галлюцинации, ясновидение, которые проанализировал русский философ.
В чувственном восприятии Лосский выделил следующие элементы: 1) чувственные качества; 2) пространственно-временную форму; 3) субстанциальную основу качеств и форм, благодаря которой они воспринимаются как единство; 4) нечувственные процессы – движение, активность и т.п.; 5) различные отношения вещи в ней самой и к другим вещам; 6) воспоминаемые элементы прошлого опыта. Главная новация русского философа состоит в стремлении не разделить чувственное восприятие и интеллектуальное осмысление мира, а найти их синтез. Этой идеей проникнуты все работы Лосского по гносеологии.
Интуитивизм Лосского предлагает новое решение. Чтобы познать предмет, нужно иметь его в сознании, чтобы он стал имманентным сознанию. Это осознание не есть причинное воздействие предмета на тело субъекта познания и его душевную жизнь. Отношение между субъектом и объектом можно обозначить гносеологической координацией. Но простое «имение в виду», созерцание предмета не есть знание о нем. Это знание появляется, как полагает Лосский, в сравнении. Тогда, всякое знание состоит в том, что я, во-первых, созерцаю предмет в его неприкосновенной подлинности и, во-вторых, анализирую созерцаемый мир, вскрывая в нем то, что необходимо связано с предметом. Согласно учению русского философа, познаваемый предмет существует как нечто сложное и существует «сам по себе». Следовательно, любой предмет и весь познаваемый мир есть целое (или момент целого), в котором можно различать стороны (Коген, Риккерт, Бергсон).
Введение понятия «субстанциальный деятель» является для Лосского важным. Оно не только конкретизирует его онтологию и естественным образом связывает онтологическое учение с гносеологическим и другими частями, составляющими его философское учение. Следует отметить ту мысль русского философа, которую он стремился обосновать еще в работе «Мир как органическое целое» – это творческая деятельность субстанциального деятеля. В самом деле, субъект (я) есть субстанция, и притом субстанция не только познающая, но и живущая, т. е. творящая новое бытие.
Лосский полагал, что мир единое целое и в основании его должна лежать одна субстанция. Но ведь мир – это множество вещей и событий и тогда непонятно, как объяснить эту множественность; следует ли полагать множественность субстанциальных деятелей? Это взаимоисключение имеет сверхпространственный и сверхвременной характер; такая противоположность является идеальною. Эти противоположности Лосский назвал противоборствующими. А поскольку в мире есть противоборствующие противоположности, он содержит в себе царство вражды; а там, где их нет - царство гармонии. Налицо диалектика, отличная, например, от диалектики Гегеля .
Тогда закономерно возникает вопрос: что представляет собой Высший субстанциальный деятель, сверхмировое начало или Абсолютное? Высшая субстанция не есть первооснова мира, а остальные субстанции не порождаются ею. Обсуждая специфику Абсолютного, Лосский обращает внимание на два аспекта: что означает, во-первых, существование «само по себе» и, во-вторых, его значения для мира. В рамках первого аспекта, русский философ указывает, что положительные определения Абсолютного невозможны. Абсолютное – это сверхсистемное начало, оно стоит выше законов формальной логики, которые придают определенность сущему (об этом писали С. Л. Франк, С.Н. Булгаков, которые восходили к истокам неоплатонизма). Н.О. Лосский справедливо подметил, что многие философы, исследовавшие Абсолютное (точнее идею Бога) и его отношение к миру, пришли к убеждению, что для решения этих проблем нужны особые категории.
Абсолютное фактически выполняет одну из деятельностей: упорядочивает деятельности всех других субстанций как общее идеально – отвлеченное единство. В результате, понятия субстанции и Абсолютного совпали; Абсолютное и есть единственная мировая субстанция. И мы пришли к пантеизму, развитому Спинозой и повторенному в своеобразной форме современником Лосского Э. фон Гартманом. А отсюда главный вывод: это не отвлеченное, идеальное единство. Это царствие гармонии есть Царство Божие». Исследователи справедливо отмечают, что тематика конкретности является одной из основных в творчестве Лосского, что и позволило ему называть свое учение конкретным идеал-реализмом. Конечно, самое главное влияние на него оказала «Монадология» Лейбница. Здесь следует также иметь в виду, что Лосский сам себя относил к традиции русской философии, которая обозначается как «конкретная метафизика», ярким представителем которой был его современник П. А. Флоренский. Речь идет не о познании Абсолюта, а о его созерцании.
Соотношение Абсолютного и Царства Духа не прояснено до конца Лосским. Абсолютное относится к миру как творец к своему творению. Важной является проблема отношения между психическими и телесными явлениями. Она решалась на протяжении всей истории философии, практически в каждом значительном философском учении. В Новое время популярность получил психофизический параллелизм, который фактически отрицал взаимодействие между психической и физической жизнью.
Лосский четко определил свою интерпретацию интуитивизма, как учения «о том, что познаваемый предмет, даже в случае знания о внешнем мире, вступает в сознание познающего индивидуума в подлиннике самолично и потому познается так, как он существует независимо от акта познавания». Термином интуиция русский философ обозначает непосредственное видение, непосредственное созерцание предмета познающим субъектом.
В русской философии идеи о непосредственном постижении действительности были выдвинуты славянофилами И. Киреевским и А. Хомяковым. В качестве своих последователей в России Лосский называет Б. Бабынина, Ф. Бережкова, А. Огнева, которые напечатали сборник статей, называя свое направление интуитивистическим реализмом. Учение интуитивизма развивалось в рамках англо-американского неореализма (С. Александер, Дж. Лэрд), а также авторами сборника «Новый реализм». Во Франции интуитивзм развивал А. Бергсон, в Германии этой проблематикой занимались Ремке и М. Шелер, который развивал феноменологию Э. Гуссерля.
Лосский считал, что идеи интуитивизма идут от Аристотеля, через средневековую философию до современной неосхоластики. Русский философ полагал, что в составе сознания наличествуют: 1)сознающий субъект – я; 2)сознаваемый объект; 3)отношение между субъектом и объектом. Это различие, приводит к разделению на внешний и внутренний мир, которое не имеет пространственного значения. И еще одна идея – идея субстанциального деятеля. Он писал, что я есть творческий источник и носитель различных своих проявлений во времени; я есть субстанция, а все остальные «проявления» есть акциденции.
Эти идеи составили базис интуитивизма Лосского. В сознании, как, он полагал, существует двустороннее целое: субъективный акт и нечто объективное, т.е. предмет. Эта мысль, хотя и в иной интерпретации ранее была выдвинута Э. Гуссерлем в его различении ноэмы и ноэзиса. У Лосского она приобрела различие между двумя сторонами интенционального целого. Главная мысль здесь состоит в том, что связь субъекта (его духовного, психического мира) с предметом внешнего мира – это не причинное отношение. Поэтому здесь нет субординации, а есть то, что Лосский обозначил гносеологический координацией; сверхвременна и сверхпространственна. Все наши знания о внешнем и внутреннем мире, согласно учению Лосского, суть интуитивные знания, знания, полученные в интуитивном процессе. Исходя из этого, он и изучил чувственную интеллектуальную и мистическую интуицию.
Рассматривая чувственную интуицию, русский философ отверг доводы защитников субъективности чувственных качеств. Учение Лосского сочетает в себе то, что устанавливается в чувственном восприятии физикой и физиологией и что подкрепляется гносеологией. Эта «непричинная координация» открывает возможность русскому философу для вывода о том, что даже чувственное восприятие «есть преимущественно духовный акт. Интуиции, которая была бы только чувственною, совсем не бывает. А это означает, что чувственное и интеллектуальное познание предмета, с точки зрения русского философа, неразрывно связаны; причем, связаны на основе своеобразно понимаемой им интуиции. Одна из важных идей русского философа состоит в том, что чувственное восприятие одухотворяется, в его состав входят нечувственные элементы. На наш взгляд, в конкретном переживании провести указанное различие восприятия и воспоминания достаточно сложно. Об этом свидетельствуют такие явления как иллюзии, галлюцинации, ясновидение, которые проанализировал русский философ.
В чувственном восприятии Лосский выделил следующие элементы: 1) чувственные качества; 2) пространственно-временную форму; 3) субстанциальную основу качеств и форм, благодаря которой они воспринимаются как единство; 4) нечувственные процессы – движение, активность и т.п.; 5) различные отношения вещи в ней самой и к другим вещам; 6) воспоминаемые элементы прошлого опыта. Главная новация русского философа состоит в стремлении не разделить чувственное восприятие и интеллектуальное осмысление мира, а найти их синтез. Этой идеей проникнуты все работы Лосского по гносеологии.
750 руб.
Похожие работы:
...
Оценить опасность поражения электрическим током при разных следующих случаях его включения в цепь ➨
...
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ➨
Изложены основные требования, предъявляемые к разделу "Обеспече-ние производственной и экологической безопасности" ...
Поиск по базе выполненных нами работ:
Разделы по направлениям
Готовые дипломы по специальностям
Готовые работы по предметам