Согласно ст. 1 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительной деятельностью является «добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче конкретизированным в ст. 2 закона гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки». Включение в Закон «О благотворительной деятельности» описательного определения благотворительности соответствует традиции восточноевропейского законодательства. Так, достаточно полное определение благотворительности содержится в нормах благотворительных законов республик Молдовы и Литвы.
Что касается современного западноевропейского законодательства, то оно, как правило, не дает определения благотворительной деятельности, подменяя его простым перечислением тех юридических признаков, которые лежат в основе этого понятия. Так, например, в соответствии с нормами английского Закона «О благотворительных организациях» (1960), благотворительной считается та деятельность, которая, во-первых, служит всему обществу либо значительной его части; во-вторых, преследует установленные в законе благотворительные цели.
потерявшим кормильца при исполнении им служебных обязанностей.
Данное в ст. 1 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее — Закон о благотворительной деятельности) определение благотворительной деятельности позволяет сделать вывод о том, что современной российской благотворительности присущи те классические признаки, которые были отмечены дореволюционными исследователями конца XIX—начала XX вв. К этим признакам относятся, прежде всего, добровольность, бескорыстие и избирательный характер благодеяний. Вместе с тем, сформулированное в Законе о благотворительной деятельности правовое понятие благотворительности имеет целый ряд характерных особенностей, выходящих за рамки дореволюционных представлений о благотворительности. В частности, благотворительная деятельность согласно действующему законодательству Российской Федерации характеризуется относительным бескорыстием, поскольку закон допускает оказание нуждающимся благотворительной помощи не только безвозмездно, но и на льготных для них условиях. Так, например, в феврале 1998 г. благотворительный Детский Фонд Иркутской области, действуя в рамках благотворительной программы «Глухие дети», заключил благотворительный договор с фирмой «Отикон» на поставку слуховых аппаратов для детей на льготных для фонда условиях, со скидкой (Еженедельный информационный выпуск Агенства Социальной Информации. № 13 3—9 апреля 1998 г.). Таким образом, бескорыстие, по смыслу Закона «О благотворительной деятельности», не исчерпывается безвозмездностью совершаемых благодеяний и, в силу этого, является понятием относительным. Очевидно, что в каждом конкретном случае оказания благотворительной помощи льготные условия благотворительной деятельности подлежат дополнительной конкретизации. Думается, что оптимальным средством такой конкретизации может стать договор о благотворительности, содержащий, в отличие от безвозмездного договора пожертвования, нематериальные обязательства получателя в отношении дарителя. В настоящее время институт договора о благотворительности предусмотрен в нормах действующего законодательства некоторых восточноевропейских государств (ст. 4(3) Закона «О благотворительности и спонсорстве» Республики Молдова; ст. 1 Закона «О благотворительности и спонсорстве» Республики Литва). К сожалению, в действующем российском законодательстве специальные нормы о таком договоре отсутствуют. Однако, не установлен и запрет на его заключение, ведь согласно п. 2 ст. 421 ГК РФ стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом и иными правовыми актами.
Во-вторых, согласно действующему законодательству Российской Федерации мотивы оказания благотворительной помощи не имеют правового значения. Между тем, за рубежом, в частности, в США, предпринимаются попытки нормативного закрепления мотивационных начал благотворительности. Так, в 90-х годах XX в. правление директоров «независимого» (некоммерческого) сектора США обратилось к группе экспертов с просьбой дать рекомендации в отношении тех ценностей, которые должен отстаивать сектор добровольных организаций. В результате был создан Комитет по ценностям и этике «независимого» сектора, цель которого заключалась в изучении проблем нравственного поведения указанных обществ и поднятии их сознательности в этических вопросах. При этом Комитет разработал модель «нормативного саморегулирования» морально-этических отношений в сфере благотворительности, так что указанные отношения были подчинены «самостоятельно установленным добровольными, в том числе благотворительными, обществами законам» (или правилам)». В связи с этим были разработаны нормативные комплексы морально-этических стандартов, используемых в рамках благотворительных организаций соответствующих типов (например, «стандарты совершенства», разработанные организацией «Единый путь»). Н. Ю. Беляева называет разработанные американскими добровольными, в частности, благотворительными обществами комплексы нравственных норм «моральным кодексом», определяющим те ценности, которым соответствующие общества должны следовать (Сборник которым соответствующие общества должны следовать). Таким образом, нормативное регламентация морально-этических аспектов благотворительности в США находится на стадии «саморегулирования», которое, как думается, предшествует их законодательному закреплению.
В Российской Федерации вопрос о законодательном закреплении мотивационных основ благотворительной деятельности был поднят в связи с разработкой проекта Федерального закона «О меценатах и меценатстве». В пояснительной записке к проекту указывалось, что, в отличие от социального благотворителя, действующего из чувства сострадания, жалости, долга и т. п., меценат руководствуется исключительно эстетическими соображениями. Однако, поскольку личные мотивы благотворительной деятельности с трудом поддаются правовой регламентации, указанный критерий отличия благотворительности от меценатства вряд ли можно признать удачным.
В законе безусловно могут быть определены мотивационные начала благотворительной деятельности. В качестве примера можно привести ст.1(2) Закона Республики Молдова «О благотворительности и спонсорстве», согласно которой благотворительная деятельность представляет собой «беспристрастное» оказание помощи нуждающимся. Полагаю, что нормы закона, определяющие личные мотивы благотворительной деятельности, будут неизбежно носить декларативный характер, поскольку вряд ли возможно правовое определение таких понятий как «беспристрастность», «сострадание» и т. п. В этой связи само по себе наличие норм, определяющих мотивы благотворительной деятельности, не сможет воспрепятствовать так называемой мнимой благотворительности, осуществляемой отнюдь не в общеполезных целях. Вот почему вполне оправданной представляется позиция законодателя, хотя и отказавшегося от декларации мотивационных основ благотворительности, однако установившего ряд запретов и ограничений для мнимых благотворителей. Речь идет о нормах, запрещающих осуществление благотворительной деятельности в целях подкупа избирателей, в политических и иных целях. Так, согласно п. 2 ст. 2 Закона о благотворительной деятельности направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются.
1,200 руб.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие благотворительной деятельности
1.1 История правового регулирования благотворительной деятельности……………………………………………………………………5
1.2 Понятие благотворительной деятельности в современном российском праве……………………………………………………………….9
2. Виды и цели благотворительной деятельности по законодательству РФ……………………………………………………………………………….17
3. Проблемы законодательного регулирования благотворительной деятельности……………………………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………23
Библиографический список…………………………………………….24
Введение
Во второй половине XX века исследователи стали констатировать тот факт, что духовная культура в России переживает своего рода кризис, в то время как материальная, выражающаяся в достижениях научно-технического прогресса, набирает стремительное ускорение в своем развитии. Исследование феномена благотворительности становится в связи с этим весьма актуальным. С «банкротством» духовности стали связывать колоссальную деформацию историко-культурного сознания, не только захватившую духовную культуру, но и изменившую отношения между поколениями, структуру быта, элементарные нормы морали. К тому же, феномен благотворительности элиминирован из учебников по гуманитарным дисциплинам и не включен, таким образом, в образование и воспитание современной личности.
В этих условиях возрастает роль правового обоснования благотворительности, которая способствует укреплению отношений между различными социальными слоями общества. Без исследований такого рода проблема оптимизации человеческих отношений теряет своё фундаментальное антропологическое и социальное значение. Выход из сложившейся ситуации многие современные авторы находят в культивировании норм о благотворительности, на которую возлагается надежда на возрождение духовности.
Объектом исследования является благотворительность как гражданско-правовой институт.
Предметом исследования являются особенности правового регулирования благотворительной деятельности в РФ.
Целью исследования является раскрытие сущности и обоснование значимости норм права о благотворительной деятельности.
Достижение этой цели предполагает постановку и решение исследовании следующих задач:
1. Осуществить правовой анализ понятия «благотворительность».
2. Выявить и исследовать исторические этапы развития благотворительности.
3. Выявить виды благотворительности, закрепленные в законодательстве РФ.
1. Понятие благотворительной деятельности
1.1 История правового регулирования благотворительной деятельности
В последние годы появилось достаточно большое количество работ, посвящённых благотворительности, в том числе и диссертаций . В основном, предметом исследований являются социологические и исторические аспекты благотворительной деятельности.
А.Ф. Векслер и Г.Л. Тульчинский в своих трудах затрагивают вопросы благотворительности в сфере культуры , осуществляют классификацию видов благотворительной деятельности, выявляют причины участия представителей бизнеса в благотворительных акциях.
А.З. Свердловым проведена огромная работа по изучению и обобщению отечественного и зарубежного опыта благотворительности , даны исторический анализ и сравнительная характеристика благотворительной деятельности и социальной работы.
Мотивационная сфера благотворительности рассматривается в работах М.Н. Вандышева, Н. Дорошевой, И.А. Кусмарцевой, Л.А. Лернер, Л.Е. Петровой, П.В. Романова, Г.Л. Тульчинского и некоторых других авторов.
Б.Ш. Нуваховым , Л.Н. Войт и М.В. Фирсовым защищены докторские диссертации, посвящённые благотворительности в медицине и социальной работе.
Рассмотрим этапы развития благотворительной деятельности:
1. Нерегламентированная благотворительность античного и раннехристианских обществ: период становления государственных отношений. Благотворительность осознавалась древними обществами в Египте, Китае, Индии как одно из добродетельных качеств человека. Она рассматривалась как бескорыстие и вспомоществование нуждающимся. Благотворительность была известна древним евреям. В Талмуде благотворительность обозначается словом «цдака» (праведность или справедливость). У последователей иудаизма существовали различные формы проявления благотворительности: практика прощения долгов, расторжение долговых обязательств, благотворительные кассы, служившие для выкупа пленных и обеспечения приданного бедным невестам.
Однако как самостоятельная сфера человеческого бытия, благотворительность появляется в Древней Греции. Это было связано с тем, что греческое общество, накопив определенный духовный опыт, среди прочих сфер своего существования начинает выделять особую сферу, где появляются дружеские чувства, моральные связи и отношения. Так формируется понятие «благотворительность» (филантропия), которое означает любовь к людям, благожелательное отношение одного индивида к другому, дружественность.
Истоки благотворительности в России восходят к языческим временам, когда она не являлась организованной, а простейшие формы её заключались в кормлении и одевании нищих.
Иная трактовка благотворительности как проявления сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему появляется вместе с христианством. «Агапе», или любовь к ближнему, приходит на смену филантропии. «Агапе» принимает форму милосердия (греч. caritas). Милосердие-это понятие, характеризующее высшее проявление человеческого сострадания, объединяющее жалость и сопереживание с активной, деятельной любовью к ближнему.
Благотворительная деятельность данного этапа была направлена на оказание помощи людям, не способным в силу объективных и субъективных причин, собственными силами обеспечить условия выживания и организации жизнедеятельности. На этом этапе благотворительность прошла путь от подаяния милостыни до простейших форм филантропии.
2. Государственно-регламентированная благотворительность: XVI-XVIII вв. На данном этапе появляются законодательные подходы к регулированию бедности и нищенства в европейских государствах. Так Мартин Лютер, выступая против бесконтрольной раздачи милостыни, пришел к мысли, что помощь беднейшим слоям населения должна исходить со стороны общественного самоуправления. Гражданское общество берет на себя обязанности по оказанию помощи всем нуждающимся, идеология христианского милосердия сменяется идеями социальной инженерии. Зарождаются государственные формы призрения, предпринимаются попытки создания специализированных социальных учреждений (богадельни, приюты). В России благотворительные учреждения делились на две группы – учреждения, которые относились к министерствам и ведомствам (ведомство учреждений Императорского человеколюбивого общества), преследующим только благотворительные цели, и ведомства, не имеющие специального благотворительного назначения (министерство внутренних дел, министерство юстиции).
3. Общественная и частная благотворительность: XIX-XX вв. К XIX веку в Европе и России сложились условия, когда благотворительность представляла единый процесс государственной и частной помощи. Благотворительность на данном этапе рассматривалась как проявление внимания к людям, не способным обеспечить себя хотя бы минимальными условиями существования, оказание им посильной помощи в сохранении и организации своей жизнедеятельности, поддержание их материально и духовно. В благотворительности, с одной стороны, несомненно, усматривали большое благо и возможность спасения для людей, потерявших надежду. Но, с другой, в благотворительности видели «самообман нечистой совести». Появляются радикальные точки зрения, согласно которым благотворительность бессмысленна и безнравственна (марксизм, философский утилитаризм).
Тем не менее, на данном этапе начинается процесс превращения филантропии в подлинно общественное дело. Складывается представление о благотворительности не только как о денежных и имущественных пожертвованиях, но и как о безвозмездной, общественной деятельности. Создаются благотворительные фонды. Благотворительность направлена в сферу сохранения культурно – исторического наследия. Было начато систематическое выявление, учет, описание и публикации об историко-культурных объектах, построенных на средства филантропов-меценатов (меценатство-это добровольное пожертвование деньгами, состоянием на построение различных общественных сооружений).
В России, после Октября 1917 года, государство и общество изменили отношение к благотворительности. Благотворительность рассматривалась как явление, «свойственное лишь классовому обществу, и чуждое социальному строю СССР».
4. Возрождение благотворительности в России: вторая половина 80-х-начало XXI вв. На данном этапе происходит реабилитация благотворительности. В 1995 году в РФ принят закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», который близок к толкованию сущности благотворительной деятельности дореволюционного периода. В современном российском обществе при слабых экономических и конфессиональных институтах благотворительность стали ассоциировать со спонсорством. Спонсорство- это финансирование какого-либо мероприятия, учреждения с целью рекламы. Благотворительность по смыслу своей деятельности бескорыстна, с её помощью средства распределяются, а прибыль расточается.
1.2 Понятие благотворительной деятельности в современном российском праве.
Согласно ст. 1 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительной деятельностью является «добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче конкретизированным в ст. 2 закона гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки». Включение в Закон «О благотворительной деятельности» описательного определения благотворительности соответствует традиции восточноевропейского законодательства. Так, достаточно полное определение благотворительности содержится в нормах благотворительных законов республик Молдовы и Литвы.
Что касается современного западноевропейского законодательства, то оно, как правило, не дает определения благотворительной деятельности, подменяя его простым перечислением тех юридических признаков, которые лежат в основе этого понятия. Так, например, в соответствии с нормами английского Закона «О благотворительных организациях» (1960), благотворительной считается та деятельность, которая, во-первых, служит всему обществу либо значительной его части; во-вторых, преследует установленные в законе благотворительные цели.
потерявшим кормильца при исполнении им служебных обязанностей.
Данное в ст. 1 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее — Закон о благотворительной деятельности) определение благотворительной деятельности позволяет сделать вывод о том, что современной российской благотворительности присущи те классические признаки, которые были отмечены дореволюционными исследователями конца XIX—начала XX вв. К этим признакам относятся, прежде всего, добровольность, бескорыстие и избирательный характер благодеяний. Вместе с тем, сформулированное в Законе о благотворительной деятельности правовое понятие благотворительности имеет целый ряд характерных особенностей, выходящих за рамки дореволюционных представлений о благотворительности. В частности, благотворительная деятельность согласно действующему законодательству Российской Федерации характеризуется относительным бескорыстием, поскольку закон допускает оказание нуждающимся благотворительной помощи не только безвозмездно, но и на льготных для них условиях. Так, например, в феврале 1998 г. благотворительный Детский Фонд Иркутской области, действуя в рамках благотворительной программы «Глухие дети», заключил благотворительный договор с фирмой «Отикон» на поставку слуховых аппаратов для детей на льготных для фонда условиях, со скидкой (Еженедельный информационный выпуск Агенства Социальной Информации. № 13 3—9 апреля 1998 г.). Таким образом, бескорыстие, по смыслу Закона «О благотворительной деятельности», не исчерпывается безвозмездностью совершаемых благодеяний и, в силу этого, является понятием относительным. Очевидно, что в каждом конкретном случае оказания благотворительной помощи льготные условия благотворительной деятельности подлежат дополнительной конкретизации. Думается, что оптимальным средством такой конкретизации может стать договор о благотворительности, содержащий, в отличие от безвозмездного договора пожертвования, нематериальные обязательства получателя в отношении дарителя. В настоящее время институт договора о благотворительности предусмотрен в нормах действующего законодательства некоторых восточноевропейских государств (ст. 4(3) Закона «О благотворительности и спонсорстве» Республики Молдова; ст. 1 Закона «О благотворительности и спонсорстве» Республики Литва). К сожалению, в действующем российском законодательстве специальные нормы о таком договоре отсутствуют. Однако, не установлен и запрет на его заключение, ведь согласно п. 2 ст. 421 ГК РФ стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом и иными правовыми актами.
1,200 руб.
Нормативно-правовые акты и судебная практика
1. Гражданский кодекс РФ. М., 2008
2. Определение Верховного Суда РФ от 15.03.02.
3. Постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.02. №6609/02
Литература:
1. Максимов Е.Д. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России.- СПб., 1894.
2. Рункевич С. Приходская благотворительность в Санкт-Петербурге: Историографические очерки.- СПб., 1900.
3. Бензин В.М. Церковно-приходская благотворительность на Руси // Трудовая помощь.- СПб., 1906.- Май-декабрь.
4. БСЭ.- М., 1927. Т.6.
5. Боханов А.Н. Коллекционеры и меценаты в России.- М., 1989.
6. Щапов Я.Н. Благотворительность в дореволюционной России: национальный опыт и вклад в цивилизацию / Россия в XX в.: историки спорят.- М., 1994.
7. Аронов А.А. Золотой век русского меценатства.- М., 1995.
8. Петров Ю.А. Москва купеческая на рубеже XIX – XX веков // Отечественная история.- 1996.- № 2.- С.3-13.
9. Гавлин М. Российские Медичи. Портреты предпринимателей.- М., 1996.
10. Хорькова Е.П. История предпринимательства и меценатства в России.- М., 1998.
11. Апресян Р.Г. Дилеммы благотворительности // ОНС.- 1997.- № 6.- С. 56-67; Филантропия: милостыня или социальная инженерия? // ОНС.- 1998.- № 5.- С. 5-60.
12. Афанасьев В.Г., Соколов А.Р. Благотворительность в России: Историографические аспекты проблемы.- СПб., 1998.
13. Ульянова Г.Н. Новейшая американская историография российской благотворительности // Отечественная история.- 1995.- № 1.- С. 108-118.
14. Душацкий Л.Е. Ценностно-мотивационные доминанты российских предпринимателей // Социс.- 1999.- № 7.- С. 91-94.
15. Свердлова А.Л. Меценатство в России как социальное явление // Социс. 1999.- № 7.- С.134-137.
16. Тазьмин Ю.Н. Меценатство и благотворительность в России. К вопросу о мотивациях // Социс.- 2002.- № 2.- С. 92-97.
1,200 руб.