Взаимоотношения в рамках «АСЕАН+3»
Одной из самых успешных группировок в мире является Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН – от англ. ASEAN – The Association of Southeast Asian Nations), объединяющая 10 государств ЮВА – Сингапур, Малайзию, Индонезию, Филиппины, Таиланд, Бруней, Вьетнам, Мьянму, Лаос и Камбоджу. Сегодня страны АСЕАН имеют совокупное население численностью примерно 560 млн. человек, ВВП объемом свыше 900 млн. долл., объем общемирового торгового оборота в 841 млрд. долл. В последнее десятилетие АСЕАН предпринимает действия, так или иначе связанные со стремлением ответить на вызовы глобализации и упрочить свои позиции в мировой экономике. Важнейшая тенденция интеграционного процесса в АСЕАН – интенсификация экономического сотрудничества АСЕАН и стран Восточной Азии – Китая, Японии и Южной Кореи. Консультации между этими государствами в рамках форума «АСЕАН+3» переросли в уже ставшее реальностью сотрудничество в финансовой сфере. Продолжается работа экспертов по разработке концепции Восточноазиатской зоны свободной торговли.
Сотрудничество по формуле «АСЕАН+3» началось после кризиса 1997 г., когда страны пришли к выводу о необходимости усиления экономической устойчивости региона и его независимости от МВФ и США. В 2000 г. Китай, Япония, Южная Корея и АСЕАН заключили соглашение о валютных свопах, определяющее возможность оказания финансовой взаимопомощи в долларах США в обмен на национальную валюту на условиях кредита сроком до 6 месяцев. Для этих целей в специальном фонде было аккумулировано 100 млрд. долл. Многими наблюдателями эти действия были расценены как первый шаг в направлении создания Азиатского валютного фонда. В том же году со стороны АСЕАН прозвучало предложение о создании Восточноазиатской зоны свободной торговли (ВАЗСТ). Создание такой группировки будет означать формирование крупнейшего интеграционного блока с населением около 2 млрд. человек и суммарным ВВП, составляющим 18% от мирового ВВП.
Безусловно, формирование группировки «АСЕАН+3» обусловлено многими факторами, такими как устойчивое развитие Китая, нормализация отношений Японии с Китаем и Южной Кореей. Для АСЕАН участие в таком союзе, несомненно, выгодно и означает прежде всего значительное расширение рынков сбыта, хотя также и серьезную проверку на конкурентоспособность своей экономики на начальном этапе . Анализ отношений АСЕАН с основными торгово-экономическими партнерами и международными экономическими организациями показывает, что страны АСЕАН более глубоко и интенсивно, чем большинство развивающихся государств, включены в международное разделение труда . 60% внешней торговли АСЕАН приходится на главные экономические центры мировой экономики – США, ЕС и Японию, причем доли каждого из партнеров сравнимы друг с другом (соответственно 21,3, 19,5 и 15,9% в 2005 г.), что свидетельствует о значительном и равномерном вовлечении АСЕАН в мирохозяйственные связи.
На фоне бума иностранных инвестиций в АСЕАН в 90-е годы прошлого века последнее пятилетие характеризуется значительным сокращением притока ПИИ. Японские и американские корпорации – основные экспортеры капитала в АСЕАН – перераспределили вложения в Азии в пользу Китая и Южной Кореи . Определяющими факторами принятия решения в пользу восточноазиатских соседей являются неясные перспективы экономической и политической стабилизации в ведущих странах АСЕАН.
Крупнейший внешнеторговый партнер АСЕАН – США, традиционно занимающие первое место по объему импорта из АСЕАН.
Большой дефицит торгового баланса США в отношениях с АСЕАН лежит в основе конфликтов на двусторонних торговых переговорах. Так, страны АСЕАН добиваются снятия ограничений на импорт своих товаров, а США побуждают АСЕАН к увеличению закупок американских товаров. Вторым по значимости внешнеторговым партнером АСЕАН и наиболее крупным источником ПИИ считается Япония, придающая большое значение связям с АСЕАН.
Особое внимание в области экономического сотрудничества в рамках «АСЕАН+3» уделяется созданию зоны свободной торговли. По прогнозам экспертов, формирование открытого рынка с населением более 2 млрд. человек позволит региону к 2010 г. конкурировать с Европой и США. В 2005 г. Между Китаем и АСЕАН был подписан договор, согласно которому в течение 5 лет большинство тарифных барьеров будут устранены. Это позволит Пекину подорвать экономическое влияние США в регионе. Однако вступление Китая в ВТО означает ужесточение конкуренции для экспортеров стран-участниц АСЕАН со стороны зарубежных поставщиков и главное – опасность еще большего отвлечения потоков ПИИ от АСЕАН в Китай .
750 руб.
:
Введение 3
Общая характеристика Азиатско-Тихоокеанского региона 4
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) 5
Взаимоотношения в рамках «АСЕАН+3» 6
АСЕМ: диалог стран региона и ЕС 8
Заключение 11
Список литератур 12
Введение
«Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема данной работы актуальна потому, что усиление экономической взаимозависимости стран вследствие международного регионального интегрирования и глобализации внешнеэкономических связей придает мощный импульс развитию экономических систем на национальном, региональном и мировом уровнях.
За последние десятилетия, в том числе под влиянием глобализации мировой экономики, практика международной экономической интеграции обогатилась новым опытом, изучение которого представляется актуальным, поскольку позволяет уточнить, расширить и углубить традиционные научные представления об этом процессе. В условиях активизации интеграционных процессов в современном мире на всех континентах происходит обновление старых и возникновение новых интеграционных группировок, диверсификация их организационных форм, эволюция в направлении более глубокого разделения труда в формате региональных экономических связей.
В условиях глобализации современного мира важное значение имеет развитие межрегиональных отношений государств. Страны, находящиеся в географической близости друг от друга, подвержены экономической и политической интеграции. Интеграционные процессы не обошли стороной государства Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии, являющиеся основной составляющей Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Алексеева В.В., Баландина А.В., Барциц И.А., Глинкиной и др.
Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы – рассмотреть интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС);
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания об взаимоотношениях в рамках «АСЕАН+3»;
3.Рассмотреть сущность и специфику АСЕМ: диалог стран региона и ЕС;
4.Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.
5.Предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути её разрешения.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, основной части и заключения. Название параграфов отображает их содержание.
Общая характеристика Азиатско-Тихоокеанского региона
Важным элементом процесса формирования единой международной экономической системы является усиление региональной интеграции. Усиление интеграционных связей в рамках многостороннего сотрудничества может стать эффективным инструментом управления интеграционными процессами.
Экономическая региональная и субрегиональная интеграция – это реальный путь, во-первых, к политической стабильности; во-вторых, это способ более устойчивого развития; в-третьих, это возможность увеличения притока инвестиций в регион (или субрегион) и одновременно усиления рынка инвестиций в данном регионе. Региональная интеграция вовсе не означает, что создается какая-то достаточно жесткая наднациональная экономическая структура - наоборот, региональная и субрегиональная интеграция способствует развитию конкуренции на основе сравнительных и абсолютных преимуществ.
В условиях глобализации современного мира важное значение имеет развитие межрегиональных отношений государств. Страны, находящиеся в географической близости друг от друга, подвержены экономической и политической интеграции. Интеграционные процессы не обошли стороной государства Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии, являющиеся основной составляющей Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
В категорию стран Юго-Восточной Азии (ЮВА) принято относить страны, вошедшие в Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) – Индонезию, Малайзию, Таиланд, Филиппины, Сингапур, Лаос, Бруней, Мьянму, Вьетнам и Камбоджу. К Северо-Восточной Азии (СВА) относятся Япония, Китай и Южная Корея. Объединение данных государств в эту категорию происходит не только на основе географической близости, но и общности путей их экономического развития. Конечно, страны ЮВА уступают СВА по уровню экономического развития, но с точки зрения глобализации все они входят в категорию «Азия».
Азиатские экономики являются наиболее динамично развивающимися в мире за счет своей открытости для глобальной торговли и привлечения прямых иностранных инвестиций. Индустриально развитые страны и в большей степени интеграционные объединения государств, такие как Европейский союз (ЕС) или Северо-Американская зона свободной торговли (НАФТА), заинтересованы в природных и демографических ресурсах стран ЮВА и СВА.
По своим природным богатствам Азия – это неосвоенный альтернативный источник углеводородного сырья. Создание же трудоемких производств, востребованных в западных государствах, обосновывается в странах ЮВА и СВА дешевизной рабочей силы. Подобное использование факторов развитыми странами стало основой интеграционных объединений стран Азии в целях защиты экономических интересов и усиления влияния на мировой арене. В структуре функционирования АСЕАН политические принципы постепенно были вытеснены экономическими. Приоритет их защиты послужил переходом интеграционного объединения АСЕАН в рамки «АСЕАН+3» (АСЕАН + Китай, Япония, Южная Корея). Место данного экономического объединения в мировой экономике важно в контексте прогнозирования развития мировых интеграционных процессов. Так, страны- члены «АСЕАН+3» осуществляют сотрудничество сразу с двумя интеграционными блоками – ЕС и НАФТА. Экономический приоритет сотрудничества в обоих случаях – это построение зоны свободной торговли и движения капиталов. Заинтересованность стран Запада в азиатских государствах таким образом в течение последних десятилетий оформилась в институциональное сотрудничество с конкретно поставленной целью.
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)
Сотрудничество стран юго-восточной Азии (ЮВА) и северо-восточной Азии (СВА), России и Северной и Южной Америки в настоящее время в большей степени происходит в рамках Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) – организации, созданной в 1989 г. и призванной обеспечивать взаимодействие в наиболее перспективных экономических областях. Это экономическое объединение сформировано государствами, сильно различающимися между собой условиями и уровнями хозяйственного развития, структурами экономики, традициями и психологией. Но развитые и развивающиеся страны выступают как равноправные партнеры. Базисными принципами организации АТЭС являются:
– развитие региона, направленное на повышение жизненного уровня народов и рост мировой экономики;
– установление открытой многосторонней торговой системы;
– сотрудничество – прежде всего экономическое, а не политическое или стратегическое – в целях реализации общих интересов и усиления взаимосвязи на основе свободного движения товаров, услуг, капитала и технологий.
Программа действий АТЭС направлена на достижение долгосрочной цели обеспечения свободной и открытой торговли и инвестирования не позднее 2010 г. для промышленно развитых стран и 2020 г. – для развивающихся. Этот шаг – отражение реального состояния взаимоотношений партнеров по AТЭС главным образом между США, Австралией, Канадой, Новой Зеландией и странами ЮВА и СВА. Нужно отметить, что государства ЮВА и СВА с самого начала оспаривали претензии западных стран во главе с США на экономическое лидерство в AТЭС и практически не поддержали попыток Америки «открыть закрытый японский рынок». Напротив, Япония оценивалась ими в качестве идеальной модели экономического развития.
750 руб.
1. Алексеев В.В. Экономика стран Азии. Учебное пособие – 2 изд. Издательство: МГИМО, 2006. – 244 с.
2. Баландин А.В. Азиатско-Тихоокеанский регион: некоторые аспекты интернационализации экономики (Концентрация и централизация производства, стандарты и качество продукции, международное разделение труда). Издательство: \"Слог-Пресс-Спорт\", 2004. – 239 с.
3. Барциц И.А. Границы территории Азиатско-тихоокеанского региона: актуальные вопросы. // Власть, № 11. – 2004.
4. Галузин М.Ю. Дела Евросоюза и стран АТР // Международная жизнь. № 3. – 2006.
5. Галузин М.Ю. Размеренная поступь в отношениях с АТР // Международная жизнь. – № 10. – 2005.
6. Глинкина С.К. Экономика стран АТР в условиях трансформации экономической системы: Лекционный материал. – М., 2005. – 256 с.
7. Головачев А. Экономика Китая: проблемы и пути их решения // Директор. – Май 2005.
8. Грицаенко Е.А Некоторые аспекты внешней торговли регионов АТР. Издательство: ВГУ, 2005. – 126 с.
9. Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе и интересы России // Современные тенденции развития международных экономических отношений: Сборник научных работ / Под ред. Касаткиной Е.А., Демихова В.Ю. – М.: МАКС Пресс, 2005.
10. Колосов В. Укреплять, но и сотрудничать// Европа-Центр, 2005. – № 1 (7). – 30 с.
11. Современные тенденции развития региональной интеграции в мировой экономике // Сборник магистерских дипломных работ / Под ред. проф. М.Н. Осьмовой, к.э.н. Л.Г. Беловой. – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2005.
12. Страны АТР выступают за объединение своих энергосистем // Энергия России № 23-24 (24) Октябрь, 2005.
13. Трудности и перспективы европейской экономической интеграции // Новые тенденции в мировой экономике: Сборник научных работ / Под ред. Касаткиной Е.А., Градобоева К.В. – М.: МАКС Пресс, 2006.
750 руб.