2.2. Специализированное образование сотрудников правоохранительных органов в государствах Европейского Союза.
Идею общего (универсального) высшего административного обучения подхватили не только европейские страны, но и Австралия, Канада, Япония, Египет, Чили, Пуэрто-Рико, Израиль, ЮАР и др. Этот метод получил название "перемешивания" ("размешивания" представителей государственного и частного секторов) или "очной ставки" руководителей предприятий и учреждений. По мнению разработчиков, эта методика управленческой подготовки в процессе изучения общих проблем помогала сближению лиц, которые искусственно изолированы друг от друга. Подобная же ситуация складывалась и в США. Так, в 1955 г. Концерн Форда - один из крупнейших в США, предоставил в распоряжение частной организации "Brooking Institution" свыше 250 тыс. долл. на организацию практических занятий в пользу высших кадров федеральной администрации, т.е. госслужащих.
Следующим шагом в развитии теории управленческой подготовки руководящих кадров полиции явилось осознание возможности универсальности определенных элементов управленческой подготовки для гражданских администраторов и полицейских руководителей.
В настоящее время наблюдается сближение позиций ученых и практиков разных стран по вопросам профессиональной подготовки высших полицейских чинов, стремление в выработке общих, конвенционных понятий, а также терпимость к сосуществованию альтернативных научно-практических подходов.
Как показывает изучение материалов по теме, на формирование и развитие концептуальных основ профессиональной подготовки руководящих кадров полиции оказывает влияние целый ряд факторов: 1) государственная политика, идеология и социальные воззрения в той или иной стране; 2) национально-исторические традиции; 3) военная сфера деятельности государства; 4) образовательные концепции, идеи и принципы; 5) национальная правовая система; 6) назначение, организация и нормативное регулирование деятельности правоохранительных органов; 7) сложившиеся в каждой стране модели ведомственной системы профессиональной подготовки сотрудников полиции; 8) развитие таких наук, как философия полицейской деятельности, различные отрасли права, полицеистика, управление, политология, социология, этика правоохранительной деятельности, психология (политическая, социальная, юридическая, педагогическая), педагогика; 9) социально-экономические и управленческие теории из сферы государственного управления и бизнеса (предпринимательской деятельности).
Любая теория может быть подлинно научной, если она строится на системе понятий, имеющих точное и однозначное понимание и адекватных обозначаемой ими реальности. Изучение организационных и правовых основ профессиональной подготовки управленческих кадров полиции за рубежом выявляет массу несоответствий и разночтений между нашей и зарубежной терминологией в сфере юриспруденции, управления, правоохранительной деятельности, профессиональной подготовки. Причина этого не только в трудностях перевода, но и в различиях законодательных систем, правоохранительных структур, в своеобразии социокультурных традиций, особенностях национальных систем образования, многообразии теоретических подходов к проблемам профессиональной подготовки управленческих кадров полиции и иных причинах.
Особенно серьезные расхождения вызывают такие ключевые термины, как "профессиональное образование" и "профессиональная подготовка". Чтобы провести сравнительно-правовой анализ зарубежных систем профессиональной подготовки управленческих кадров полиции и при этом избежать непонимания и недоразумений, выявлены и проанализированы эти понятия, с точки зрения зарубежных и российских специалистов, в результате чего можно сделать вывод, что под профессиональной подготовкой управленческих кадров полиции понимается целенаправленный процесс подготовки кандидатов на управленческую должность к квалифицированному и профессиональному выполнению своих управленческих (руководящих, начальствующих) функций, а также совершенствование профессионализма и управленческой компетентности действующих руководителей полицейских органов с учетом международных стандартов и современных требований к правоохранительной и управленческой деятельности, и включающего реализацию всего комплекса требований к заниманию ими руководящей должности определенного уровня в полицейской иерархии.
Анализ такого ключевого понятия, как "управленческие кадры полиции", выявляет, что кадровый состав полиции представляет собой сложную внутреннюю дифференциацию - иерархию (субординацию) с конкретным разделением на уровни, категории и ранги (звания).
Различие должностных структур национальных полиций затрудняет построение единообразной схемы и выделение на этой основе руководящего ядра. Тем не менее по принятой, например, в Европейском союзе классификации полиции по рангам сотрудники подразделяются на три категории: 1) младший состав, относящийся к низшему персоналу, выполняющий работу под непосредственным и общим наблюдением и от которого не требуется принятия самостоятельных решений; 2) средний состав, служащие которого относятся к руководящему персоналу, хотя их деятельность протекает под общим административным наблюдением и руководством; 3) старший (высший) руководящий состав полиции, в обязанности которого входит руководство особо сложными и ответственными направлениями деятельности полиции. Эта верхушка администраторов приближена по своему положению к политическому руководству, которое получает возможность расставлять кадры из "высшего корпуса" по своему усмотрению.
Понятие "управленческие кадры полиции" следует в первую очередь соотносить с такими реалиями, как старший и высший руководящий состав, старший и высший начальствующий состав, старшие и высшие управленцы, старший и высший командный состав полиции и т.п., каждый раз подчеркивая, что речь идет о старшем и высшем уровне руководства в полицейской иерархии рангов, должностей, званий и т.п. В данном случае термин "управленческие кадры полиции" мы употребляем в узком смысле, распространяя его не на весь управленческий состав, только на старшее и высшее руководство. В широком смысле под управленческими кадрами можно подразумевать руководящих работников-управленцев любого уровня (среднего - старшего - высшего). Общей тенденцией для полиций высокоразвитых государств является минимальный процент старшего руководства в общей численности персонала.
Необходимо указать на главенство англо-американской терминологии в сфере профессиональной подготовки управленческих кадров полиции за рубежом, что объясняется широким распространением и доминированием английского языка во всем мире, а также влиянием авторитета США на многие вопросы деятельности правоохранительных органов.
Раскрывая характер и особенности профессиональной подготовки управленческих кадров полиции за рубежом, просматривается прямая связь между организацией профессиональной подготовки и требованиями к современному полицейскому руководителю определенного уровня.
В свою очередь, требования, предъявляемые к полицейским руководителям, напрямую зависят от назначения и сущности самой полицейской деятельности, целей и содержания управления в полиции, а также правового статуса управленцев.
Начиная с 1960-х годов главными факторами корректировки требований к руководящим сотрудниками полиции послужили, с одной стороны, новая философия полицейской службы, с другой - усложнение правоохранительной деятельности, вызванное мощным ростом организованной преступности, коррупции, терроризма, наркобизнеса, нелегальной иммиграции и других криминальных явлений.
Идея служения полиции обществу в тесном сотрудничестве с гражданами и закрепленная в законах о полиции, принятых и обновленных к началу XX в. практически во всех европейских странах, США, Канаде, Японии и некоторых др., превращает полицию в правовом государстве из карательной силовой структуры в повседневную круглосуточную сервисную службу с широким спектром социальных услуг, где "общество - это покупатель, а полицейское подразделение - это продавец своей полицейской услуги".
Такая форма осуществления полицейской деятельности требует адекватной организации полицейских сил, обеспечиваемой соответствующим изменением подхода к профессиональной подготовке управленческих кадров полиции. В осуществлении руководства персоналом полиции огромную важность приобретают управленческие, правовые и психологические знания, коммуникативные умения и навыки, риторические способности, владение информационными технологиями. Поскольку полиция рассматривается как сервисное предприятие, то, следовательно, ее руководитель должен мыслить как предприниматель, работающий в специфической сфере обслуживания населения. При этом от руководителя полиции требуются хозяйственная расчетливость, повышенный профессионализм, ориентация на интересы и потребности граждан, справедливая оценка каждого полицейского.
Вместе с тем традиционное предназначение полиции - претворение в жизнь законов, предупреждение и пресечение преступлений - диктует необходимость наличия у руководителей полиции профессиональной компетентности, что обусловливает включение в содержание профессиональной подготовки управленческих кадров полиции всех государств изучение вопросов борьбы с организованной преступностью, терроризмом, коррупцией, оборотом наркотиков, финансовыми преступлениями, нелегальной миграцией и др.
3,000 руб.
Введение……………………………………………………………………2
Глава 1 Организационные и правовые формы сотрудничества
полиции в странах Европейского Союза…………………………….22
1.1.Организационные формы сотрудничества полиции и общества
в странах Европейского Союза……………………………………...…..21
1.2. Юридический статус «Европол»………………………..….………28
Глава 2. Организационно-правовые основы подготовки
кадров полиции в Европейском союзе……………………………….30
2.1. Подготовка кадров полиции в Европейском союзе – организационные вопросы………………………………………………30
2.2. Специализированное образование сотрудников правоохранительных органов в государствах Европейского Союза.…35
2.3. Правовой статус сотрудника полиции в странах
Европейского Союза………………………………………………..……41
2.4. Практика организации борьбы с преступностью
в странах – новых членах Европейского Союза………………….……52
Глава 3. Организация полиции в
Западной Европе на международном и межрегиональном
уровнях ………………………………………………………………….63
3.1. Правовые аспекты деятельности «Европол»………………………63
3.2. Организация и принципы деятельности «Европол»……………....69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………... 70
ВВЕДЕНИЕ
К числу универсальных мер, направленных на обеспечение общесоциального, демократического характера полицейской деятельности относятся: ориентирование полиции на защиту фундаментальных принципов демократии; лишение ее организационно-правовых возможностей действовать независимо от иных государственных и общественных структур; деэтатизация полицейской деятельности; создание множественности ее субъектов и использование их для взаимного контроля и др. Причем формы реализации большинства из них в различных странах неодинаковы, что обусловлено национальной спецификой.
Вместе с тем, анализ западноевропейского опыта показывает, что существует ряд равнозначных условий эффективного функционирования полиции:
1. Наличие нормативно-правовой базы, четко регламентирующей ее
юрисдикцию.
2. Системное управление со стороны высшей государственной и
региональной администрации на основе стратегического
планирования, соответствующего реалиям и перспективам
коиминогенной обстановки.
2. Достаточное финансирование и оснащение необходимыми средствами вооружения, связи, транспорта, криминалистической техники и т.п.
Укомплектованность личным составом и наличие у него способностей, адекватных решаемым задачам.
В свете моего дипломного исследования на последнее обратим особое внимание. несомненно, что эффективное противодействие правонарушениям предполагает постоянный, активный и полномасштабный контроль за населением и территорией. Этого при кадровом некомплекте достичь, конечно, невозможно. В то же время, профессиональная некомпетентность сотрудников, даже при их многочисленности приводит в лучшем случае лишь к формальным результатам, что также недопустимо. Естественно, что недостаток в персонале, особенно в высококлассных специалистах наблюдается на полицейском поприще как и в любой области государственной деятельности. Но он не должен быть выше предела, за которым нагрузка на действующий личный состав станет чрезмерной и в итоге сделает его работу неудовлетворительной.
Власти и большинство западноевропейских теоретиков основную цель деятельности полиции видят в установления «контроля над преступностью» - то есть в «сдерживании» её в определённых пределах. Не отрицая необходимости сохранения основных процессуальных гарантий соблюдения прав личности, сторонники данной доктрины выступают, с одной стороны, за устранение из уголовного процесса «архаичного абстрактного формализма», а, с другой, за концентрацию усилий правоохранительных органов на борьбе с тяжкими посягательствами против основ государственного строя, личности и имущества. Сегодня в Западной Европе в соответствии с превалирующим в доктрине «контроля над преступностью» прагматическим подходом к задачам и юрисдикции полиции, происходит фактическое расширение се полномочий. Это выражается в первую очередь в том, что в ФРГ, Франции, Италии, Испании и ряде других стран полицейские служащие очень часто почти в полном объёме осуществляют расследование уголовных дел, поскольку судебные власти и прокуратура делегируют полиции многие свои функции. Кроме того, в последние годы значительно упростился порядок производства ряда процессуальных действий (арестов, обысков, выемок и др.), показания полицейских всё чаще стали использоваться как единственная и основная доказательственная база обвинения.
Показательно, что такая практика корреспондируется с мнением большинства населения западноевропейских стран, которое убеждено в том, что расширение компетенции блюстителей порядка полностью оправдано и полиция должна действовать сурово и именно репрессивные меры будут способствовать улучшению криминогенной обстановки. Такие взгляды особенно распространились на фоне активизации в 2001 г. международной борьбы с терроризмом.
Организационные формы и принципы управления работой полиции в Западной Европе обусловлены особенностями каждой конкретной страны, однако, имеют и немало общих черт, что объясняется единым подходом в демократическом мире к назначению данного института и определению его места и роли в системе органов власти.
Непосредственное руководство полицейской деятельностью сосредоточено в рамках центральных органов — министерствах внутренних дел (юстиции) и особых звеньях - дирекциях, департаментах, управлениях и т.п., построенных на основе отраслевой специализации. Управление подчиненными подразделениями осуществляется по территориальному и функциональному принципам.
Сегодня западноевропейские полицейские формирования — сложные управленческие структуры, обособленные от иных частей исполнительной власти, построенные на началах отраслевой специализации. Их основными компонентами являются службы: патрульная, криминальной полиции, «оперативного реагирования» (аналог отечественным подразделениям ОМОН и СОБР), политической полиции, надзора и регламентации, штабная и др. В моделях их внутренней организации находит отражение сочетание целей, которых стремится достичь полиция, и требований, предъявляемых к ней населением. Обеспечение системного характера их деятельности возлагается на центральные органы, а управление повседневной работой - на инстанции регионального уровня.
Изучение влияния полиции на состояние правонарушений показывает, что результаты ее работы в современной Западной Европе нельзя назвать оптимальными. Это касается прежде всего такого основного показателя как раскрываемость преступлений.
В исследовании М.В. Чеишвили, посвященном полиции Финляндской Республики, приводятся, например, такие данные. За период с 1980 по 1995 гг. средний уровень раскрываемости преступлений составил: в Австрии - 45%, Бельгии - 20%, Великобритании - 30%, Германии - 50%, Италии - 17%, Нидерландах - 20%, Франции - 40%, Норвегии - 20%, Швеции - 40%. Исключением являлась лишь Финляндия, где соответствующий показатель был равен 75%.
Анализ зарубежных публикаций позволяет заключить, что если для раскрытия таких «традиционных» преступлений, таких как убийства, изнасилования, грабежи, разбои, у полиции в целом достаточно навыков, но когда речь идет о компьютерном мошенничестве, продаже заведомо устаревших или неподходящих технологий, информационных махинациях и иных криминальных проявлениях, связанных с развитием научно-технического прогресса, она нередко оказывается бессильной. Как правило, неудачи постигают ее и при попытках бороться с противозаконными акциями в сфере функционирования средств массовой информации, политических партий, при проведении избирательных компаний. Тем не менее, деятельность полиции в западноевропейских странах оценивается населением весьма положительно. Регулярно проводимые исследовательскими центрами Европейского Союза опросы общественного мнения показывают, что она неизменно лидирует на шкале доверия граждан (70-75%), опережая вооруженные силы, телевидение, радио, прессу, парламент, профсоюзы, индустрию рекламы.
В отдельных странах престиж блюстителей порядка еще выше. М.В.Чеишвили отмечает, что полиция Финляндской Республики пользуется доверием 93% жителей, в то время как правительство - 92%, армия - 90%, суды - 85%, профсоюзы - 70%, органы социального обеспечения - 68%, политические партии - 50% и СМИ - 39%.
Такое отношение можно объяснить следующими причинами: традиционным уважением к праву и институтам, его охраняющим; тем, что их действия не создают впечатление карающих и могут быть обжалованы в суде; пропагандистским воздействием (вполне естественно, что правительства ЕС распространяют и поддерживают идеализированное представление о полиции и ее служащих). Но главное в том, что население положительно относится к существующей государственно-правовой системе, убеждено, что
действия полицейского аппарата направлены на защиту обще социальных интересов, подчиняются демократическим правовым нормам.
Как справедливо считает российский политолог и публицист
А. А. Зиновьев, на Западе «... люди осознают и признают
закономерность и целесообразность существующей
государственности. Деятельность последней подвергается систематической критике, но критике конкретной, не ориентирующейся на ее уничтожение. Здесь не происходит накопления антигосударственных умонастроений, переходящих в полное отрицание власти вообще...» .
В данной связи подчеркнем, что в настоящее время в мире не выработано достаточно обоснованных универсальных методик определения эффективности функционирования полиции. Большинство зарубежных исследований исходит из того, что приоритет при оценке этого должен отдаваться реакции населения. Такого же мнения придерживается и А.В. Губанов, который пишет: «можно утверждать, что отношение населения к полицейским органам — это своеобразный индикатор отношения к власти вообще. Причем весьма чувствительный и точный, учитывая, что полиция - это тот государственный институт, который повседневно, непосредственно и в самых различных сферах вступает в контакты с населением».14 Мы всецело разделяем такую точку зрения.
Основой эффективного обеспечения конституционных гарантий любым государственным институтом прежде всего является его кадровый состав. И это в полной мере осознается западноевропейскими специалистами. Так, говоря о значении кадров в полицейских формированиях, известный итальянский исследователь.
Авторитетный британский специалист в области административного права Б. Лоу, который пишет: «Важнейшим вопросом управления полицейскими органами нужно считать полноценное использование их персонала. Только он способен обеспечить успех всей правоохранительной политики».
Примеров высказываний подобного рода можно было бы привести немало. Несомненно, что именно такой подход нужно считать правильным. В этой связи необходимо прежде всего охарактеризовать кадровую политику в полиции Западной Европы.
Анализ соответствующей теории и практики позволяет прийти к выводу, что политика в отношении полицейских кадров - это комплекс правовых, организационных, воспитательных, социальных, финансовых и иных мер, направленных на обеспечение реализации совокупности официальных установок в сфере отбора, профессиональной и идеологической подготовки, социального обеспечения, правовой защиты и карьеры персонала данного государственного института. Целью ее является превращение полицейских в надежных в профессиональном и моральном плане, преданных существующему государственному строю и политическому режиму исполнителей, возложенных на них правоохранительных функций . При этом, как отмечает директор Университета прикладных полицейских наук Т. Фельтес (Германия), работа с кадрами строится, исходя из того, что они «представляют государство в повседневных ситуациях: виктимизация; преступления и правонарушения;
нарушения спокойствия и общественного порядка; дорожные происшествия и регулирование дорожного движения; чрезвычайные обстоятельства; пограничный контроль и контроль за нелегальными иммигрантами; другие ситуации».17
По мнению Т. Фельтеса, хотя в Европе существуют различные полицейские структуры и организации, задачи их одинаковы, как и принципы работы с личным составом. При их выработке учитывается то, что должностные лица полиции «в любой ситуации являются представителями государства и населения, задачи их становятся все более комплексными и сложными, что предполагает хорошую подготовку и специальную квалификацию полицейских», кроме того, они «должны быть способны общаться и сотрудничать с гражданами и быть посредниками при разрешении конфликтов».
Кадровая политика в полиции западноевропейских стран неоднократно претерпевала изменения в ходе эволюции данного государственного института. Последняя обусловливалась развитием национальной цивилизации, причем наиболее существенные реформы происходили в периоды смены того или иного политического режима. Процесс реформирования по понятным причинам касался прежде всего смены целевых установок полицейской деятельности в целом.
В период господства в отдельных странах авторитарных режимов личный состав полицейских формирований ориентировался на осуществление тотального контроля за обществом и широкомасштабное применение репрессий в отношении неугодных режиму лиц и, в первую очередь, оппозиционных элементов. Наиболее конкретную и универсальную для авторитарных вождей точку зрения
на задачи полиции высказал Адольф Гитлер: «Внимательным образом следить за асоциальными элементами и безжалостно истреблять их».
3,000 руб.
1. Маастрихтское Соглашение о Европейском Союзе от 7 февраля 1992 года.
2. Конвенциия о Европоле 1995 г.,
3. «Декларация о полиции», принята Парламентом Ассамблеи Совета Европы 8 мая 1979 г. в Страсбурге,
4. «Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка», утвержденный резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 17 декабря 1979 г.,
5. «Руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка» (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 4 декабря 1985 г.)
6. Чеишвили М. Полиция Финляндской Республики, М. 2001 г. С. IS.
7. Зиновьев А. Запад. Феномен западнизма. М., 1995. С.230.
8. Grind A. Principi di State. R., 2000. P. 206. :'' Low 3. Police Management. L., 2001. P.45.
9. Подготовка полицейских кадров: проблемы и пути развития в общеевропейском масштабе. Материалы международной научно-практической конференции (16-17 мая 2000 г.). М., 2000 г.
10. Пикер Г. Застольные разговоры Гитлера. Смоленск, 1993 г. С. 370
11. Велик В. Финансовая Гвардия Италии. М. 2001. С, 56.
12. Синченко Г.Ч. Полиция как аристократия // Полицейское право. 2005. N 1.
13. Андреева И.А. Проблема нарушения законности в деятельности полиции современных государств: теоретический аспект // Полицейское право. 2006. N 3(7). С. 108.
14. Ленартс Коэн, Десомер Марлиес. К иерархии нормативных актов в Европейском союзе. Упрощение юридических инструментов и процедур // Журнал Европейского права. 2005. N 6, N 11. С. 699 - 721.
15. Гейдар Джемаль. Предпосылки внутриевропейского конфликта // http://www.kontrudar.rumaterial.php?id=213.
16. Хубер Барбара. Полицейское и судебное сотрудничество в Европе: Краткий обзор. Фрайбург: Институт международного уголовного права им. Макса Планка // www.crime.vl.ru.2004/8/31.
17. Алексеева Т.О. Проблема создания международных стандартов в области подготовки полицейских кадров. М., 2002;
18. Антонов И.П. Полиция Германии: история и современность: Учебное пособие. М., 2000;
19. Дресвянин С.П. Подготовка полиции США. М., 2004; Некоторые сведения о системе и методах обучения полиции капиталистических стран. М.: ВНИИ МВД СССР, 1975;
20. Чарльз Майкл Тимоти. Профессиональная подготовка сотрудников полиции (милиции) США и России. СПб., 2000;
21. Преступность в разных ее проявлениях и организованная преступность / Под ред. А.И. Долговой. М., 2004;
22. Лунев В.В. Преступность XX века. Мировой криминологический анализ. М., 1999
23. Александров С.Г. Правовой механизм борьбы полиции с коррупцией: Сравнительно-правовое исследование на примере Российской Федерации и ведущих зарубежных стран: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005;
24. Алиев Я.Л. Корпоративный традиционализм полиции и режим законности: Историко-правовое и сравнительно-правовое исследование: Дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2003;
25. Васильев Д.В. Концепции организации деятельности полиции и возможности их использования в отечественной практике: По материалам США и некоторых стран Западной Европы: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005;
26. Величкина М.В. Европейско-правовое регулирование сотрудничества государств и роль полиции в противодействии экономическим преступлениям: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005;
27. Горожанин А.В. Полицеистика и идея государственности в истории правовых учений: Историко-правовой аспект: Дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2000;
28. Горшенев И.А. Полиция в механизме современного государства: Теоретико-правовые аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.
29. Губанов А.В. Полиция зарубежных стран. М., 1999; Артемьев А.М. Реализация кадровой политики МВД России в сфере подготовки кадров. М., 2003;
30. Кикоть В.Я. Организационно-правовое и информационное обеспечение реализации кадровой политики МВД России в сфере подготовки кадров: Дис. ... докт. юрид. наук. М., 2002.
31. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ // Российская газета. 2006. 11 мая.
32. The European Code of police ethics. Recommendation Rec(2001)10 adopted by the Committee of Ministers of the Council of Europe on 19 September 2001 and explanatory memorandum. Council of Europe Publishing F-67075. Strasbourg. Cedex.
33. Стратегии борьбы с преступностью: Материалы научно-практической конференции // Государство и право. 2004. N 3.
34. Информационный бюллетень Национального центрального бюро Интерпола при МВД России. Обзор деятельности за 1-е полугодие 2005 г. – М., 2005.
3,000 руб.