Введение
Содержание
Литература
НЕНАВИСТЬ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ
МЕЖДУ ЖЕНЩИНОЙ И МУЖЧИНОЙ
Если вести речь о женщинах и мужчинах вообще, как я собираюсь это делать в моем выступлении, можно оказаться в затруднительном положении. Тем не менее, существует нечто специфически женское и мужское в людях. Пол влияет на нашу психическую структуру, мышление и способ восприятия жизни. Конечно, всегда существуют индивидуальные различия, о которых следует помнить и принимать их во внимание.
Не существует любви без ненависти и ненависти без любви. Ненависть помогает сохранить любовь. Любовь и ненависть не являются противоположностями, они связаны друг с другом. Противоположностью, как любви, так и ненависти, является равнодушие. Винникотт (1960) говорил, что у человека развивается глубочайшее чувство вины, когда его ненависть сильнее любви [44, с. 183-194].
Женщина и мужчина отличаются друг от друга. Различны их тела, что обусловливает и психическую разницу. Согласно представлениям Фрейда (1923): "Эго является в первую очередь и, прежде всего, телесным Эго". Зачастую мы бессознательно воспринимаем различие как угрозу себе, поэтому различия провоцирует ненависть и подозрения. Мы защищаемся ненавистью [25, с. 174].
Равенство между женщиной и мужчиной часто понимают как их похожесть. Если мы живем и действуем сходным образом, означает ли это, что мы становимся равными и обеспечиваем друг другу равное положение в обществе. Равенство, скорее, дает возможность проявиться различиям, и, не стараясь устранить, воспринимать их с уважением.
Идентичность, как женщины или мужчины, развивается на протяжении всей жизни, хотя основа гендерной идентичности формируется в детстве. Чем слабее мы ощущаем свою идентичность, тем больше мы стараемся ее защитить, и прибегаем к ненависти, когда сталкиваемся со своим бессилием. Ненависть и агрессия, даже в своих самых жестоких формах, часто базируются на защите личного опыта. Неконтролируемая ненависть свидетельствует о слабости психологической структуры личности, указывает на остановку психического развития, вызванную множеством факторов. Полезнее не искать ответственных за нанесенный ущерб, а причины и понимание. Ответственность за то, кто мы есть, и что мы делаем, всегда лежит на нас [8, с. 82].
Мы рождаемся в крайне беспомощном состоянии и, в младенчестве, полностью зависим от нашего окружения, от матери. Этот период становится основой нашей психической структуры, несмотря на то, что его невозможно вспомнить сознательно. Беспомощность унизительна и провоцирует ненависть.
Идеализация материнства является средством защиты от ранних травм, она базируется на неосознанном понимании хрупкости ранних отношений. Идеализация, конечно, не то же самое, что уважение и можно сказать, что идеализация, по сути, обесценивает настоящее материнство, которое является очень трудной реальной задачей. Материнство может превозноситься на словах, но оно редко ценится в повседневной жизни. Люди могут думать, что неработающие матери просто отдыхают и находятся в отпуске. Вероятно, практически нет стран, где общество выплачивает им пособие. Тем не менее, труд матери, ухаживающей за ребенком, является намного более утомительным и ответственным, чем многие другие "официальные" занятия в этом мире.
Последние 2000 лет были годами мужчин в западной цивилизации. Женщина не чувствует больше, что она принадлежит мужчине в привычном для нее понимании. Женщина сейчас имеет смелость в большей степени идентифицироваться со своей матерью, без страха потери себя, своей индивидуальности. Напротив, сейчас для женщины стало возможным осознать корни своей идентичности, сходство с матерью без слияния с ней, и различие между собой и отцом.
Ядро базисной идентичности личности формируется скорее из того, что мы есть, чем из того, чего нам недостает. Часто можно видеть женщин, которые стараются эмансипироваться, становясь "крутым парнем", используя другие маскулинные способы под давлением окружения, либо из-за слабости и неприятия своей собственной идентичности. Очень важно отметить, что и мальчики, и девочки идентифицируют себя с матерью в первый период своей жизни, и что мать является первым объектом любви для обоих полов [8, с. 86].
§3.1 Одно тело. В средневековье полагали, что существует только одно человеческое более или менее развитое тело. Было принято использовать одни и те же названия для мужских и женских гениталий, поэтому женские половые органы не имели собственного названия. Вскрытие проводилось как у мужчин, так и у женщин, но видимое интерпретировали исходя из имеющихся о нем представлений. Женское тело воспринималось как неразвитый вариант мужского тела. Реальное различие между мужчинами и женщинами было невозможно осмыслить в то время, может быть невозможно это сделать и сейчас, в меньшей мере это касается физического уровня.
Только с 18 столетия положение дел начало понемногу меняться. В 1828 году была обнаружена яйцеклетка. До этого открытия женщина была только лишь раковиной, в которой развивается ребенок, но все свои качества он получает от отца. Отрицая отличие женщин, общество также могло отрицать их нужды и потребности. В 1870 известный английский психиатр Генри Модсли представил результаты своего исследования, согласно которым интеллектуальное развитие девочек подростков наносило ущерб их репродуктивным органам и мозгу. Согласно Модсли, менструации угнетают женскую активность настолько, что ее совсем не остается для других занятий [35, с. 161].
Положение женщины в обществе в западных странах радикальным образом изменилось после Второй Мировой войны. В это же время возникла потребность в пересмотре положения мужчин, и я думаю, это во многом их освободило. Джойс Мак-Дугалл (1995) указывает, что и для мужчин, и для женщин возможность быть особами только одного пола является травматичной. Быть одновременно мужчиной и женщиной, мальчиком и девочкой – обычное желание, которое каждый ребенок выражает очень ясно. Как мы его интерпретируем, будучи взрослыми, какую теорию разовьем на его основе – это совсем другой вопрос, он решается под влиянием культуры и времени, в котором мы живем, и наших бессознательных потребностей. Сегодняшние знания свидетельствуют, что все эмбрионы вначале имеют женский пол [37, с. 143].
Фрейд полагал, что в детском представлении поначалу существует только один половой орган – пенис. В своей основе это та же мысль, что и в средневековье. Теория Фрейда была названа фаллическим монизмом. Дональд Сильвер (1991) опубликовал интересную статью о личных предпосылках создания Фрейдом теории отрицания женственности как биологического факта [41. с.152].
1,200 руб.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….2
1 Понятие эдипового комплекса
в психоанализе и философии……………………………………………4
1.1 Истоки Эдипового комплекса………………………………………..4
1.2 Эдипов комплекс в философии З.Фрейда…………………………..5
2 Эмоционально-волевые процессы……………………………………..7
2.1 Понятие об эмоциях и чувствах……………………………………...7
2.2 Физиологическое обоснование эмоций и чувств………………….10
2.3 Выражение эмоций и чувств………………………………………...11
3 Ненависть во взаимоотношениях
между женщиной и мужчиной…………………………………………16
3.1 Одно тело…………………………………………………………...….18
3.2 Значение различия……………………………………………………20
3.3 Половая идентичность как ядро автономии……………………...21
3.4 Источники ненависти. Функциональные отношения…………...27
Заключение……...…………………………………………………………31
Список литературы………………………………………………………32
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного исследования состоит в том, что практика коллег и частные случаи свидетельствуют о наличии проблем в семьях, которые выходят далеко за рамки бытовых. Очень часто первопричиной является утрата контроля за поведением ребенка на раннем этапе его воспитания и применение физической силы как воспитательного акта.
Цель работы проанализировать первоистоки зарождения “Эдипового комплекса”, влияние эмоционального состояния на взаимоотношения с родителями и проявления ненависти в отношениях между мужчиной и женщиной (отец – сын, отец – дочь, мать – сын, мать – дочь).
Лишь выявив причину можна побороть комплекс и не допустить его развитие. Как результат – восстановить крепкие доверительные взаимоотношения.
Эдипов комплекс – конфигурация отношения ребенка к родителям, котрое базируеться на фантазии, возникающей обычно в процессе инфантильной генитальной стадии. Иммется ввиду идентификацию ребенка с родителями своєго пола и либидный интерес к отцу противоположного пола. Фантазия ребенка о замещении места одного из родителей, чтоб выполнять его роль по отношенню к другому из родителей, в основном сопровождается целым рядом конфликтов, потому что у ребенка возникает восхищение одним полом и преданность одному из родителей, а также страх наказания за то, что он занял не своє место – англ. Oedipus complex; нем. Edip’s Komplex; венгер. Oidipusz komplexus; рос. комплекс Эдипа.
Всего один век прошел с того времени, когда благодаря творческому гению З.Фрейда, его смелости, целенаправленности, решительности человеческий пол был легализирован. В конце викторианской эпохи про пол серьезно заговорили сначала ученые, а за ними и более широкие массы населения. Его значимость по-тихоньку начали воспринимать, осознавать. И первым на трудном пути освоения новой реальности был психоанализ. Именно Фрейд проанализировал оральный, анальный, генитальный этапы формирования личності. Именно он начал исследованияя решающего влияния полового созревания на взрослого человека, нашел истоки возникновения многих неврозов, определил пути лечения отдаленных последствий сексуальных детских травм.
И хотя теперь основателя психоанализа обвиняют в биологизаторстве и патриархальности взглядов, не следует забывать, что в начале ХХ века его взгляды были столь революционными, що вызвали ожесточительное сопротивление со стороны викторианского общества.
Глава 1
ПОНЯТИЕ ЭДИПОВОГО КОМПЛЕКСА
В ПСИХОАНАЛИЗЕ И ФИЛОСОФИИ
Эдипов комплекс – одно из основных понятий психоанализа, введенное З.Фрейдом для обозначения несознательного эротического влечения ребенка к отцу противоположного пола и связанных с ним отрицательных установок относительно родителя одного с ним пола [20, с. 56]. Эдипов комплекс вызывает у индивида чувство вины, которое приводит к конфликтам в несознательной сфере. Название комплекса связано с психоаналитическим толкованием древнегреческого мифа о царе Эдипа и одноименной трагедии Софокла [12, с. 21].
§1.1 Истоки представлений об эдиповом комплексе. Представления о данном комплексе имеют своим истоком древнегреческую трагедию Софокла «Царь Эдип», где образно повествуется о несчастной судьбе царя Эдипа, которому судьбой было предопределено убить своего отца и взять в жены мать, который делает все, чтобы избежать исполнения предсказаний оракула, и после того, как узнает, что по незнанию все таки свершил оба эти преступления, в наказание выкалывает себе глаза. Произведение аттического поэта изображает, как благодаря искусно задерживаемому и опять возбуждаемому все новыми уликами расследованию постепенно раскрывается давно современное преступление Эдипа; в этом отношении оно имеет определенное сходство с ходом психоанализа. В процессе диалога оказывается, что ослепленная мать-супруга Иокаста противится продолжению расследования, Она ссылается на то, что многим людям приходится видеть во сне, будто они имеют сношения с матерью, но на сны не стоит обращать внимания [16, с. 18–25]. Фрейд не считал сновидения маловажными, и меньше всего типичные сновидения, такие, которые сняться многим людям, и не сомневался, что упомянутое Иокастой сновидение тесно связано со странным и страшным содержанием сказания. В сущности, эта трагедия – безнравственная пьеса, она снимает с человека нравственную ответственность, показывает божественные силы как организаторов преступления и бессилие нравственных побуждений человека, сопротивляющихся преступлению [13, с. 15].
Фрейдовский постулат об «Эдиповом комплексе» опирается на идеи, ранее высказанные различными мыслителями. Другое дело, что, в отличие от своих предшественников, использовавших «Эдипову ситуацию» в качестве иллюстрации всей сложности, неопределенности и загадочности человеческих поступков, Фрейд возвел эту образную ситуацию в ранг психоаналитического концепта, с помощью которого он попытался объяснить не только деятельность человека, но и происхождение религии, нравственности, искусства, социальных институтов [11, с. 34–38].
§1.2 Эдипов комплекс в философии З.Фрейда. С психоаналитической трактовкой роли сексуальных влечений в жизни человека тесно связан фрейдовский постулат об извечно присущем «Эдиповом комплексе», согласно которому мальчик постоянно испытывает влечение к матери и видит в отце своего соперника. Представления об этом комплексе легли в основу психоаналитического учения Фрейда, предопределив его другие теоретические положения и придав психоанализу ореол скандальной известности, привлекающей к себе внимание одних исследователей и отталкивающей от нее других. «Эдипов комплекс, – как заявил один из приверженцев психоанализа – Виттельс Ф., – это тот локомотив, который промчал триумфальный поезд Фрейда вокруг земного шара». Нередко «Эдипов комплекс» рассматривается западными теоретиками как один из оригинальных вкладов основателя психоанализа в понимание природы человека [5, с. 41].
Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, "кипящий" пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать нервн жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболева- ний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом. Фрейдовская теория во многих странах прочно вошла в учебники по психологии, психотерапии, психиатрии. Она оказала воздействие на другие науки о человеке – социологию, педагогику, антропологию, этнографию, философию, а также на искусство и литературу”, а фрейдовская методология познания общественных явлений, требующая раскрытия лежащих в их основе бессознательных механизмов, подавленных желаний, широко использовалась последователями Фрейда и выросла в своеобразную философию. Психоаналитическая философия, эмпирической базой которой является психоанализ, продолжает и углубляет иррационалистические тенденции "Философии жизни", со своих позиций стремится объяснить личностные, культурные и социальные явления.
Многочисленные суждения различных авторов, чаще всего западных, о психоанализе свидетельствуют о наличии разноплановых, иногда противоположных точек зрения на существо фрейдовского учения. И хотя престиж и авторитет психоанализа в последнее время несколько упал, представляется актуальным обратиться к наследию З. Фрейда и его последователей и рассмотреть соотношение между психоанализом и отдельными направлениями современной философии [5, с. 63].
Глава 2
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ
§2.1 Понятие об эмоциях и чувствах. Деятельность человека, его поведение всегда вызывают положительное или отрицательное отношение к нему. Отношение к действительности отображается в мозге и переживается как удовольствие или неудовлетворение, радость, грусть, гнев, стыд. Такие переживания называют эмоциями, чувствами.
Эмоции и чувства осуществляют сигнальную и регулировочную функции, побуждают человека к знаниям, труду, поступков или сдерживают его.
Человеческие эмоции и чувства ярче всего выражают духовные запросы и стремления человека, ее отношения к действительности. К. Д. Ушинский писал, что ни слова, ни мысли, даже поступки наши не выражают так ясно нас самих и наше отношение к миру, как наши ощущения [18, с. 537].
Эмоции и чувства органически связаны между собой, но по своему содержанию и формой переживания они не тождественные.
Эмоция – это общая активная форма переживания организмом своей жизнедеятельности. Различают простые и сложные эмоции. Переживание удовольствия от еды, бодрости, усталости, боли – это простые эмоции. Они свойственные и людям, и животным. Простые эмоции в человеческой жизни превратились в сложные эмоции и чувства. Характерным признаком сложных эмоций является то, что они возникают в результате осознания объекта, что вызывал их, понимание их жизненного значения, например переживание удовольствия при восприятии музыки, пейзажа.
Чувство – это специфические человеческое, обобщенные переживания отношений к человеческим потребностям, удовольствие или неудовлетворение которых вызывает положительные или отрицательные эмоции – радость, любовь, гордость или грусть, гнев, стыд и тому подобное.
Эмоции и чувства характеризуются своим качеством и полярностью, активностью и интенсивностью.
В качестве чувства оказывается отношение личности к труду, событиям, другим людям, к самой себе. По качеству переживаний отличают одни эмоции и чувства от других, например радость от гнева, стыда, возмущения, любви и тому подобное.
Эмоциям и чувствам свойственная полярность. Она оказывается в том, что каждая эмоция, каждое чувство при разных обстоятельствах могут оказываться противоположно: "радость – горе ", "любовь – ненависть", "симпатия – антипатия", "удовольствие – неудовлетворение". Полярные переживания имеют явно выраженный положительный или отрицательный оттенок. Условия жизни и деятельности вызывают чувства разного уровня активности. Различают стенические эмоции и чувства – те, что усиливают активность, побуждают к деятельности, и астенические – те, что подавляют человека, ослабляют ее активность, демобилизируют.
В зависимости от индивидуальных особенностей личности, ее состояния и отношения к ситуации и объектам, которые вызывают переживание, эмоции и чувства оказываются или менее интенсивнее, бывают долговременными или кратковременными.
Характерной особенностью эмоций и чувств является то, что они захватывают личность целиком. Осуществляя почти молниеносную интеграцию, то есть объединение в единое целое всех функции организма, эмоции сигнализируют о полезных или вредных влияниях на организм, благодаря этому они имеют универсальное значение для жизни организма. Охватывая все разновидности переживаний человека – от глубоко травмирующих страданий к высоким формам радости и социального ощущения жизни, – эмоции становятся как положительным фактором в жизнедеятельности, поднося активность организма, так и отрицательным, подавляя все его функции. Установлено, что эмоции, а именно долговременные отрицательные эмоции (страх, переживание боли и тому подобное), играют решающую роль в развитии таких известных неврогенных заболеваний, считает известный физиолог П. К. Анохин [1, с. 173].
Природа эмоций и чувств органически связана с потребностями. Потребность как нужда в чем-то всегда сопровождается положительными или отрицательными переживаниями в разнообразных их вариациях. Характер их переживания предопределяется отношением личности к потребностям, обстоятельствам, которые способствуют или не способствуют их удовольствию [19, с. 10].
1,200 руб.
. Анохин. П. К. Эмоции // Психология эмоций: Тексты. – М.: ИзД-во Моск. ун-та, 1984.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
3. Вартанян Г. А., Петров Е. С. Эмоции и поведение. – Л., 1989.
4. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. – М., 1976.
5. Виттельс, Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа. — Л.: Госиздат, 1925. – 198 с.
6. Додонов Б.И. В мире эмоций. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.
7. Изард К.Е. Эмоции человека. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.
8. Лайне А. Ненависть между мужчиной и женщиной // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2005. – № 1.
9. Левитов Н. Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. – 1967. – № 6.
10. Макаренко Ю.А, Системная организация змоционального поведения. – М., 1980.
11. Мошенская Л. В. Эдипов комплекс и его деструктивные последствия. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002.
12. Немов Р. С. Психология. – М.: Просвещение, 1995.
13. Общая психология / Под ред. А.В.Петровского. – М.: Просвещение, 1977.
14. Ольшанникова А. Е. Эмоции и воспитание. – М., 1983.
15. Павлов И. П. Полное собрание сочинений. – М., 1990. – Т. 3.
16. Психология. – М.: Просвещение, 1968.
17. Симонов П. В. Потребностно-мотивационная теория эмоций // Вопросы психологии. – 1982. – № 6.
18. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. – М., 1950. – Т. 10.
19. Якобсон П. М. Психология чувств. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.
20. Янг Роберт М. Эдипов комплекс. – М.: Проспект, 2002. – 76 с.
21. Chasseguet-Smirgel, J. (1964) (1970) Feminine guilt and the Oedipus Complex. In: Chasseguet-Smirgel, J. (ed.), Female Sexuality.
22. Chasseguet-Smirgel, J. (1997) Lecture in Helsinki.
23. Diamond, M.J. (2004). The shaping of masculinity . Inte
ational Jou
al of Psychoanalysis, 85: 359-379.
24. Erikson, E.H. (1951). Sex differences in the play configurations of a representative group of pre-adolescents. American Jou
al of Orthopsychiatry. 21: 56-121.
25. Freud, S. (1923). The Ego and the Id, S. E. vol 19, London: Hogarth Press (1974).
26. Furman, E. (1982). Mothers have to be there to be left. Psychoanalytic Study of the Child, 37:15-28.
27. Furman, E. (1994). Early aspects of mothering: what makes it so hard to be there to be left. Jou
al of Child Psychotherapy, 20 (2): 149-164.
28. Furman, E. (2001). On Being and Having a Mother. Madison,CT: Inte
ational Universities Press
29. Hagglund,T-B. (1998) Ruumiillisuuden kosketus . Jyvaskyla: Gummerus
30. Ho
ey, K. (1933). The denial of vagina. Inte
ational Jou
al of Psycho-Analysis, 14: 57-70. Reprinted in: Ho
ey,K. : Feminine Psychology. (1973) New York: Norton.
31. Ikonen, P. (1998). From Oedipal Problems to Phallic Universe. Child Analysis, 9: 52-75.
32. Ikonen, P. (1998). On phallic defence. The Scandinavian Psychoanalytic Review. 21: 136-150.
33. Jones, E. (1927). The early development of female sexuality. Inte
ational Jou
al of Psycho-Analysis. 8: 459-472.
34. Klein, M. (1928). Early stages of the Oedipus conflict. Inte
ational Jou
al of Psycho-Analysis. 9: 167-180.
35. Kortelainen , A. (2003) Levoton nainen: Hysterian kulttuurihistoriaa ( Restless Woman: Culture History of Hysteria). Helsinki: Tammi
36. Matthis, Irene (1997). Den tankande kroppen ( The thinking body). Stockholm: Natur och Kultur.
37. McDougall, J. ( 1995). The Many Faces of Eros . London and New York: Norton.
38. Me
issi, F. (1994). Dreams of Trespass. Tales of a Harem Girlhood, Addison-Wesley Publishing Company.
39. New Psychoanalytic Views. pp. 133-134. Ann Arbor: Michigan University Press (reprinted London: Ka
ac, 1985).
40. Sarrel, P. (1977) Personal communication. In Kleeman , J.: Freud?s views on early female sexuality in the light of direct child observation. In: (Ed.) Blum, H.: Female Psychology. New York: Inte
ational Universities Press. Pp. 3-28.
41. Silver, D. ( 1991) Freud, Gisela, Silberstein and the Repudiation of Femininity, Psychoanalytic Inquiry, 11 (4)
42. Stoller, R. J. (1968). Sex and Gender. New York: Science House.
43. Tahka, V. (1993). Mind and Its Treatment: A Psychoanalytic Approach. Madison, CT: Inte
ational Universities Press.
44. Winnicott, D. (1986). This Feminism. In: C. Winnicott, R. Shepherd & M. Davis (Eds.) Home Is Where We Start From, pp. 183-194. New York: Norton.
1,200 руб.