Готовая контрольная работа
на тему:«Понятие формы государства и характеристика ее структурных элементов.»
Цена: 750 руб.
Номер: V9973
Предмет: Теория государства и права
Год: 2008
Тип: контрольные
Отзывы
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!
Форма государства является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова в конечном счете будет и его форма.
Исследовать государство с точки зрения его сущности означает выявить, волю и интересы каких слоев общества, групп, классов оно в первую очередь выражает и защищает. Рассмотреть государство под углом зрения содержания означает установить, как и в каких направлениях оно при этом действует. Изучить же государство с точки зрения его формы - это значит, в первую очередь, изучить его строение, его основные составные части, его внутреннюю структуру, основные методы осуществления государственной власти.
В отечественной и зарубежной научной литературе нет единого общепризнанного представления о том, что такое форма государства. Высказываются самые разные точки зрения. Имеют место самые различные подходы к определению понятия и содержания формы государства.
Целью данной работы является изучение понятия «форма государства», а также выявление ее структурных элементов на основании сложившихся точек зрения в современной научной литературе.
1. Понятие формы государства
Под формой государства понимается организация, устройство государственной власти .
Этот вопрос о форме государства исследуется юридическими и политическими науками с давних пор. Еще Аристотель на основе анализа греческих городов-государств сделал вывод о том, то существуют различные формы правления: монархия, тирания, аристократия, олигархия, полития и демократия.
История государства и права свидетельствует, что на его форму оказывают влияние различные факторы: соотношение политических сил, исторические условия (международные, внутренние), национальные традиции, политическое и правовое сознание общества, его культура, территория, национальный состав и т.д.
Все эти причины, так или иначе, делают каждое государство уникальным по форме, особенно в том, что касается его деталей.
В отечественной и зарубежной научной литературе нет единого общепризнанного представления о том, что такое форма государства. Высказываются самые разные точки зрения. Имеют место самые различные подходы к определению понятия и содержания формы государства.
Традиционным, например, для отечественного государствоведения и правоведения 60-70-х годов было представление о форме государства как об институте, складывающемся из формы правления и формы государственного устройства. В более поздний период, вплоть до настоящего времени, теория государства и права как наука об общих закономерностях возникновения, функционирования и развития государства и права определила три наиболее общих квалифицирующих элемента, характеризующих форму любого государства: форма правления, форма государственного устройства и государственно-политический режим.
Данное мнение имеет место не только в отечественной, но и в зарубежной литературе.
Каждое государство представляет собой единство именно этих трех элементов. Однако данное единство не является абсолютным, неразрывным. Каждый из трех элементов формы государства обладает относительной самостоятельностью. В то же время указанные три элемента − это не три формы государства, а три составные части, три аспекта единой формы государства. Каждый из них влияет на форму государства, в каждом конкретном государстве он своеобразен. Следует согласиться с И.А. Ильиным в том, что каждому народу должны быть свойственны «своя особая, индивидуальная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет одинаковых народов и не должно быть одинаковых форм и конституций…»
2. Форма правления как структурный элемент формы государства
Форма правления есть организация государства, определяемая системой и структурой высших органов власти государства, порядком их образования, распределением компетенции между ними, степенью участия граждан в их формировании .
При анализе формы правления рассматриваются следующие вопросы:
− какие взаимоотношения существуют в данном государстве между высшими органами власти и населением страны;
− какова организация высших органов власти (верховной власти), каков порядок их образования, т.е. как создаются высшие органы власти;
− как строятся взаимоотношения органов власти между собой, какова компетенция высших органов власти.
Основными формами правления являются монархия и республика. Они четко различаются по тому принципу, кто и как правит в государстве, т.е. кто осуществляет в нем верховную власть. Исторически эти две формы правления возникли и существуют параллельно.
Монархия характеризуется следующими признаками: главой государства является монарх, олицетворяющий верховную власть государства; власть, как правило, приобретается по наследству и сохраняется пожизненно; монарх не несет ответственности перед своими подданными.
Истории известны три основных типа монархии: абсолютная, сословно-представительная и конституционная.
На современном этапе развития общества и государства монархии бывают двух видов - дуалистические и парламентарные. Характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная - у парламента. Парламент, однако, в ряде случаев фактически подчиняется монарху.
Парламентарная монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, исполнительная - правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Примерами парламентарной монархии могут служить Англия, Голландия, Швеция и др. Парламентарную монархию нередко называют конституционной монархией.
Республика характеризуется следующими признаками: выборность, т.е. представительный характер верховной власти; сменяемость высших должностных лиц и органов власти в результате выборов; срочность полномочий высших должностных лиц и высших органов власти (президента, правительства, парламента); ответственность высших должностных лиц перед народом или парламентом за ненадлежащее исполнение своих полномочий.
Республики в настоящее время представлены в виде парламентарных (Италия, Германия, Греция и пр.) и президентских (США, Бразилия, Аргентина и пр.). Различие между ними определяется тем, какой орган (президент как единоличный глава государства или парламент как коллегиальный законодательный орган) формирует правительство страны и контролирует деятельность ключевых органов исполнительной власти. Различают также республику смешанного типа, или полупрезидентскую (Франция, Португалия, Польша и пр.), занимающую промежуточное положение между парламентарной и президентской республиками.
Следует отметить, что несмотря на указанные различия между монархической и республиканской формами правления, они сегодня в значительной мере сближены по основным параметрам. Это объясняется тем, что в любом цивилизованном государстве вне зависимости от особенностей формы правления реализуются принципы народовластия, разделения властей, верховенства права и закона над политикой и пр.
Похожие работы:
ВВЕДЕНИЕ Для изучения такого социального института, как государство в теории государства и права особое внимание ...
Понятие государства, формы государства в теориях возникновения государства и права. ➨
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В современном обществе право сопровождает человека во многих его действиях, ...
Понятие, характеристика основных элементов политической системы общества ➨
В ряду факторов, обусловивших появление государства, важное место занимает социально-классовое расслоение ...
Понятие государства, формы государства в теориях возникновения государства и права ➨
Введение
Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, ...