Методы исследования в дипломной работе
Приступая к изучению предметов и явлений, о которых будет писать, студент должен точно определить методы исследования в дипломной работе, которые он будет применять. Они представляют из себя те способы и средства, с помощью которых он будет обрабатывать теоретические и практические материалы, а затем делать выводы в заключении всей выпускной квалификационной работы (ВКР).
Методологическая основа исследования дипломной работы
Обратиться за помощьюПодготовка ВКР начинается с написания введения. Это основа научно-практической работы, в которой необходимо четко разложить по полочкам все аспекты сочинения, вооружившись которым студент выйдет на защиту. У введения есть еще одна важная функция – оно работает как подробная схема или инструкция ко всему диплому. В нем дается обоснование выбора темы ВКР, расписываются главная цель и основные задачи исследования, формулируется результат, который должен быть достигнут. Определение методов научного исследования также занимают важнейшую часть в подготовке введения.
Методы дипломной работы применяются для получения данных, их обработки, последующего построения умозаключений. Но методологическая база ВКР также поможет аттестационной комиссии оценить навыки студента. Выбор и правильное применение методов исследования в готовой дипломной работе подскажут, научился ли он использовать на практике эти научные инструменты.
Важно: Выбор методологии крайне велик, но если в дипломной работы использованы не подходящие для конкретного предмета исследования средства, весь проект окажется впустую потраченным временем.
Методы исследования в дипломной работе
Обратиться за помощьюКлассификация методов, используемых при написании дипломных работ, довольно широка. Научная литература делит их в широком смысле на:
- Теоретические
- Практические
В хороших дипломах, представляемых к защите, обычно можно найти наборы способов исследований, которые включают все разновидности методологии. Такой подход показывает, что студент хорошо ориентируется в классификации и может успешно задействовать все доступные средства для обработки информации. Рассмотрим основные приемы научной работы.
Теоретические методы исследования
Теория является первой остановкой в начале работы над дипломом. Студенту предстоит найти, систематизировать, изучить горы литературы, содержащей размышления и исследования ученых, работавших над проблемой до него. Это сложная, кропотливая работа. Без точной выработки методологии результаты бывают плачевные.
В науке принято делить теоретические приемы на две большие категории:
- Общенаучные
- Частные научные
Общенаучные методы
Это система способов изучения общего характера. Они легко могут применяться во всех специальностях и областях науки. Самые популярные общенаучные приемы:
- Анализ – изучение объекта на основе исследования его составляющих. Представьте предмет в виде системы связанных элементов или характеристик, изучите каждый из них.
- Синтез – обратная сторона анализа, изучение объекта путем установления взаимосвязей его отдельных элементов.
- Дедукция – движение от общей мысли к частным следствиям при построении умозаключений. Хорошо подходит для установления индивидуальных признаков объекта.
- Индукция – движение от частных случаев или свойств к общему выводу. Умозаключения о свойствах всей системы делаются на основе изучения конкретных характеристик в отдельных ее элементов.
- Аналогия – выявление общих черт у изучаемых объектов.
- Классификация – свойства и признаки распределяются по выбранному принципу.
Частные научные методы
В отличие от общенаучной частная методология может применяться только в тех областях науки, для которой она предназначены. В ее основе могут лежать общие приемы. Пример – большое количество методов анализа, «заточенных» под определенные области исследования. Также для каждой профессии найдется свой набор присущих только ей методов. В социальных науках появляются такие категории, как интервью и анкетирование. В экономике – метод финансовых коэффициентов.
Практические методы исследования
Обратиться за помощьюПрактические, или эмпирические, методы исследования – второй большой пласт, с которым придется познакомиться любому студенту. С помощью них дипломный проект наполняется проверенными сведениями и цифрами, взятыми при непосредственной работе с объектом. Самые известные из них:
- Наблюдение – изучение объекта через восприятие его поведения, реакций в реальных или искусственно созданных условиях.
- Сравнение – выявление общих черт и различий у объектов на основе сопоставления их свойств.
- Моделирование – изучение свойств специально созданного аналога объекта, в котором присутствуют характеристики оригинала.
- Эксперимент – тестирование теоретических предположений на практике.
Важно: Методы, выбранные для исследования в дипломной работе, нужно подробно рассмотреть не только во введении, но и в заключении. Здесь следует показать, что каждый научный прием, указанный в начале, нашел свое применение.
Примеры методов исследования в дипломных работах
Для более наглядного рассмотрения возьмем примеры ВКР по таким разным дисциплинам, как педагогика и экономика.
Методы исследования в дипломной работе по педагогике
Обратиться за помощьюВ дипломе на тему «Выявление и развитие склонности к математике у школьников младших классов» будущий педагог применил следующую методологию:
- анализ и синтез – при подготовке теоретической базы о способах выявления способностей у детей;
- классификацию сведений – для будущего самостоятельного исследования;
- анкетирование и опрос тестовой группы детей – для сбора практических сведений;
- измерение данных и индукция – для формулирования вывода о наиболее эффективном способе выявления способностей.
Методы исследования в дипломной работе по экономике
Студент-экономист пишет ВКР о причинах банкротства компании N. Среди прочего он применит:
- нормативный анализ и экономико-математическое моделирование – для оценки финансового состояния предприятия, выявления его слабых сторон;
- сравнение и аналогию – чтобы определить, в чем бизнес N отличался от конкурентов;
- классификацию собранных данных и общий анализ – для итоговых выводов.