Самая свежая информация об образовании и студенческой жизни.

НИР (научно-исследовательская работа): определение

Содержание

Любая образовательная деятельность должна содержать такие виды исследовательских работ, которые будут способствовать формированию у учащихся научных и профессиональных компетенций. Научно-исследовательская работа (далее, НИР) – это основа учебного процесса, благодаря которой вместо пассивного потребления знаний, студенты получают возможность стать субъектом научного поиска. 

Что такое НИР

НИР – это научная деятельность, включающая в себя поиск, анализ и систематизацию новых знаний, постановку и проверку гипотез, проведение исследований, экспериментов, выявление закономерностей и обоснование области применения результатов научного исследования.

Справка: Научно-исследовательская работа регламентируется двумя межгосударственными стандартами – порядок выполнения должен соответствовать ГОСТу 15.101-98, а отчет оформляется по ГОСТу 7.32-2017.

Такая деятельность подразумевает не только индивидуальную исследовательскую работу студента и преподавателя. НИР может реализовываться в рамках проведения конференций и семинаров, практикумов и лабораторных занятий, при участии студентов в кружках и объединениях. Эти и другие формы исследовательской деятельности погружают учащихся в научную среду, способствуют их творческому самовыражению и помогают увереннее себя чувствовать, осваивая новую область знаний. 


Задачи, решаемые в ходе научно-исследовательской работы

Основными задачами НИР, характерными для любой научной сферы, называют:

  • Изучение методологии научного познания.

  • Купить НИР

    Углубленное освоение учебного материала.

  • Формирование навыков проведения исследований и обработки полученных результатов.

В зависимости от области и темы НИР решает и другие частные задачи:

  • Формирование навыков работы с научной информацией с использованием современных технологий.

  • Изучение методов познания, характерных для исследуемой области знаний.

  • Создание макетов, моделей или образцов.

  • Разработка, обоснование и практическая реализация инновационной технологии.

  • Совершенствование навыков публичных выступлений и участия в дискуссиях.

Виды научно-исследовательских работ

При организации учебного процесса различные виды НИР объединяются в две основные подгруппы: учебная НИР, проводимая в рамках обучения и НИР студентов (НИРС), осуществляемая вне учебного процесса под руководством преподавателей.

Учебная научно-исследовательская работа обязательна к выполнению всеми учащимися и представлена следующими видами:

  • Написание реферата –это самостоятельная исследовательская деятельность, выполняемая в письменном виде и представляющая собой краткое изложение основных тезисов изучаемой темы.

  • Доклад – подразумевает выступление перед аудиторией, и требует наличия навыков научной дискуссии и аргументированных ответов на вопросы слушателей.

  • Лабораторные занятия, практикумы, семинары и индивидуальные задания, содержание которых представлено в соответствии с проблемным подходом.

  • Методические разработки и пособия, при составлении которых используются исследовательские методы.

  • Выпускные квалификационные работы, дипломные проекты, курсовые работы, диссертации.

Внеучебная НИРС важный, но необязательный компонент образовательного процесса, для которого прежде всего характерна добровольность и инициативность учащегося. Такой вид научно-исследовательской деятельности может реализовываться в следующих формах:

  • Научные кружки и объединения.

  • Стоимость НИР

    Проблемные студенческие группы и лаборатории. 

  • Научные и научно-практические конференции.

  • Творческая деятельность студентов.

Полезно знать: Индивидуальная научно-исследовательская задача – это вид самостоятельной исследовательской деятельности студента в рамках учебного плана, направленная на углубленное освоение изучаемого материала.

Ниже перечислены этапы реализации НИР, являющиеся общими для разных областей науки:

  • Выбор актуальной темы в соответствии с профилем обучающегося и направленностью исследовательской деятельности учебного заведения.

  • Самостоятельный анализ информационных источников.

  • Определение структуры и содержания, проблемы и цели исследования.

  • Формулирование гипотезы.

  • Постановка задач в соответствие с направлением работы.

  • Выбор методов исследования.

  • Обработка накопленных материалов, расшифровка, анализ и систематизация статистических данных.

  • Формулирование выводов исследования, оформление результатов НИР в соответствии с критериями аттестационной комиссии.


Классификация НИР

Различают три основные группы научно-исследовательских работ:

Фундаментальные НИР – категория научного познания, направленная на расширение теоретических представлений, установление закономерностей, получение новых сведений об объекте исследования, формирование нового концептуального подхода к исследуемой области.

Поисковые НИР – вид исследовательских работ, направленных на прогнозирование перспектив научного и технологического развития, а также изучающие возможности применения результатов фундаментальных НИР в исследованиях прикладного характера. 

Прикладные НИР – это исследовательская деятельность по решению практических задач как научной, так и социальной сфер.


Что такое НИР, ОКР, НИОКР и в чем их различие

Аббревиатура НИОКР расшифровывается как научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Иногда это понятие разделяют на отдельные термины – НИР и ОКР. 

Опытно-конструкторские работы – это деятельность, реализующая на практике результаты прикладных исследований.  В ходе ОКР проводятся испытания, изготавливаются опытные модели и образцы, составляется сопровождающая техническая документация.

Таким образом, НИОКР – комплекс исследовательских работ, направленных на получение теоретических знаний и использование их в создании новых технологий. 




Возврат к списку