Самая свежая информация об образовании и студенческой жизни.

Практическое занятие: виды практических занятий

Содержание

Практическое занятие – это учебная работа с профессиональными задачами. В современном образовании они являются наиболее мобильной частью, которая отвечает как за более глубокое понимание теоретического материала, полученного на лекциях, так и за появление навыков самостоятельной работы по поиску решения проблемных вопросов, взаимодействия в команде, творческого подхода к профессии.

Что такое практическое занятие

Практические занятия с теоретическими связаны очень тесно. Если теория посвящена научным разработкам, становлению и противоречиям развития концепций, то практики показывают, как наука связана с решением конкретных задач, повседневными взаимодействиями, жизненными фактами. Также практики подготавливают студента к следующему теоретическому занятию, показывая, какие нераскрытые проблемные вопросы остаются после освоения каждой подтемы. 

Какие именно задачи давать, в каком количестве и порядке определяет преподаватель. Чем выше его квалификация, тем более динамично и интересно будут проходить практики


Виды практических занятий

Среди наиболее типичных видов практических занятий можно назвать следующие:

  • Семинары. Это общегрупповая дискуссия по заранее известному списку вопросов, либо серия кратких докладов студентов с последующим обсуждением.

  • Купить дипломную работу

    Упражнения и решения задач, с применением оборудования, приборов, инструментов.

  • Лабораторные работы – проведение экспериментов, проверка известных научных постулатов.

  • Поисковые или исследовательские практикумы, где происходит проектирование, решение кейсов.

На младших курсах проходят практики более приближенные к школьным формам занятий: решение задач и упражнений, разбор тестов. 


Виды практических занятий в вузе

Занятия в вузах нацелены на получение широкого представления о поле профессиональной деятельности и овладение навыками самостоятельного исследования и планирования. Из студентов необходимо подготовить специалистов, которые способны гибко, быстро и нестандартно реагировать на постоянные изменения. Этими принципами объясняется и набор практических занятий, которые используются в высшем образовании. Среди них важны:

  • Междисциплинарный семинар. На нем студенты имитируют деятельность научных работников, обсуждая непрофильные для себя аспекты темы: психологические, юридические, экономические, научно-технические, нравственные, иногда с участием других преподавателей, практикующих специалистов, экспертов. 

  • Учебные дискуссии – одновременно развивает навыки аргументации и воспроизводства теоретических знаний в практических ситуациях.

  • Круглый стол – встречи с экспертами: учеными, деятелями искусства, политиками, руководителями или ведущими специалистами предприятий. Происходит обсуждение заранее согласованного списка тем.

Виды практических занятий в СПО

Практическое занятие в СПО может быть такой формы:

  • Урок-экскурсия вне учебной аудитории, в основе которой – показ и рассказ. Преподаватель готовит тему экскурсии и маршрут. По итогам готовят сочинения, доклады, альбомы, презентации, коллекции.

  • Урок-игра. Это репетиция общественной и деловой жизни, примерка социальных ролей. Бывают дидактическими, воспитывающими, развивающими, социализирующими.

  • Деловая игра – имитация принятия управленческих решений в различных рабочих ситуациях. Дает возможность понять и изучить материал с различных позиций.

  • Стоимость дипломной работы

    Урок-дискуссия – обмен мнениями по отдельной проблеме с конкретными правилами и процедурой. 

  • Бинарные уроки – проводятся двумя или более учителями-предметниками, чтобы раскрыть связи разных дисциплин. Очень эффективны, потому что профессиональные знания формируются в комплексе.

  • Урок-исследование основан на резервах умственного развития студента. Используется для творческих задач, решение которых известно заранее, но не ученикам, а учителю: к примеру, “открытие” теоремы или закона.

  • Урок-взаимообучение, на котором учащиеся в парах изучают учебный материал и потом проверяют друг друга. Важно, чтобы  пары стояли из равных по подготовленности студентов.


Практические занятия по профессиям

Отдельные дисциплины образовательных программ посвящены стажировкам или практикам на предприятиях. Они проходят вне учебных аудиторий под руководством отдельных преподавателей и наставников из числа сотрудников предприятия. Условно их можно назвать “профессиональные пробы”, когда студенты решают какие-то текущие задачи и отчитываются об их выполнении. Принципиальный момент: при выполнении заданий студентов оставляют одних, чтобы они могли проверить собственные способности и знания.

Цель практического занятия в вузе

  • разработка общенаучных навыков: сопоставление, наблюдение, анализ, выводы и обобщения, самостоятельный поиск информации и навыки проектирования, конструирования, исследования;

  • решение комплексных задач, способность воспринимать и обрабатывать разные точки зрения, сотрудничать;

  • формирование профессиональной этики, критического мышления;

  • умение презентовать свои разработки и знания, готовить визуальный материал – графики, таблицы, диаграммы;

  • развитие навыков индивидуальной и групповой работы;

Во время практики сразу видно уровень знаний и подготовленности студентов. То есть это своеобразный канал обратной связи для преподавателя, который может корректировать курс в соответствии со спецификой группы.


План практического занятия

В план проведения стандартного практического занятия входит введение и инструктаж от преподавателя, основная часть, и заключительное выступление, где происходит анализ выполненной работы и степень освоения умений и навыков. Организация обучения может быть: 

  • “фронтальной”, когда задание одно на всю группу; 

  • групповой – задание дается на группу из нескольких человек;

  • индивидуальной.

Помимо простых “тренировочных” типов практики, их можно проводить интерактивными способами: деловые игры, проекты, моделирование реальных производственных ситуаций. Стандартные практики должны быть разнообразными. 


Методические указания к практическим занятиям

Студенты получают на руки методические указания к практическим занятиям, так называемые “методички”, выпущенные учебным заведением. Их должен выдавать преподаватель, либо их брать самостоятельно на кафедре или в методическом кабинете. В них содержится примерная тематика практик, методические рекомендации для их выполнения, сами задания, тесты и контрольные работы. 

Методические рекомендации к занятиям по бухгалтерскому учету помогут студентам закрепить и углубить знание теории, покажут уровень освоения отдельных тем, помогут развить экономическое мышление и получить практические навыки в решении задач.

PDF_60.jpg Методические указания к практическим занятиям по бухучету.

Как подготовиться к практическим занятиям

В отличие от лекций, практические занятия требуют подготовки. Для этого недостаточно перечитать конспекты лекций по теме; понадобится познакомиться с учебниками, научной литературой, служебной документацией, в зависимости от специфики образования. 

Если будут приборы, нужно заранее ознакомиться с техникой безопасности. 

Подготовленность к практическим занятиям включает:

  • изучение конспектов лекций, учебной и специальной литературы;

  • ознакомление с наглядно-графическими материалами, решение тестовых задач;

  • подготовку устных сообщений, составление тезисов для выступления;

  • подготовку аргументации для участия в дискуссиях;

  • подготовку к различным формам контроля знаний;

  • подготовку к участию в деловых играх.

Практические занятия по прикладным специальностям часто проводятся в местах практики студентов. К примеру, практика психологов помогает решать конфликтные ситуации среди детей и подростков в школьном классе.

иконка word Практические занятия по психологии.

Как скачать отчет по практическим занятиям

Отчет по практическим занятиям в вузе сдают либо после каждого занятия, либо после блока тем или даже к концу всей дисциплины. Оценка складывается как из результатов наблюдения преподавателя за студентом, так и из качества отчета и беседы по его итогам.

Форма отчета по практическим занятиям – это бланк единого образца, который согласуется кафедрой или департаментом и публикуется в открытом доступе на сайте учебного заведения. Каждый студент должен его скачать или попросить у методиста, заполнить все позиции и сдать на проверку преподавателю. 

Так, практические занятия по психодиагностике включают в отчет информацию о психодиагностической методике, особенности ее проведения, интерпретацию результатов и оценку прогностических возможностей.

PDF_60.jpg Практические занятия по психодиагностике.




Возврат к списку