2.1. Трудоустройство работников в возрасте до 18 лет
В условиях трудодефицитной советской экономики занятость была гарантирована, а одним из приоритетов молодежной политики было создание благоприятных условий для вовлечения несовершеннолетних в производство, повышение квалификации, возможности сочетания работы с учебой. С переходом к рыночным отношениям государство отказалось от принципа патернализма, господствовавшего по отношению к несовершеннолетним, когда они рассматривались как привилегированная группа в составе трудовых ресурсов, на профессиональное формирование которой общество рассчитывало, как на основную рабочую силу в будущем.
Государство, с одной стороны, устранилось от комплексного решения вопросов регулирования занятости несовершеннолетних, с другой стороны, ограничилось преимущественно декларируемыми мерами, которые на практике зачастую не действуют (например, трудовое законодательство в последней его редакции). Без дополнительного стимулирования государством работодатели экономически не заинтересованы принимать на работу лиц, трудовой потенциал которых нуждается в значительном совершенствовании приобретенных профессиональных и коммуникативных навыков.
Специфика трудового потенциала несовершеннолетних способствует выработке определенных мер регулирования профессиональной подготовки и трудоустройства молодежи, которые закреплены в трудовом законодательстве. Правовая защита преимущественно несовершеннолетней молодежи в сфере занятости, сложившаяся еще в советский период и в значительной степени сохранившаяся в действующем трудовом законодательстве, играет противоречивую роль. Создавая дополнительные социальные льготы для молодежи в сфере занятости, государство при отсутствии профессиональной подготовки молодежи, низком уровне ее квалификации, отсутствии практических навыков резко снижает конкурентоспособность на рынке труда тех, кому эти льготы предоставляются. В результате предусмотренные трудовым законодательством ограничения в значительной мере способствуют маргинализации молодежи на рынке труда.
Нормы о содействии занятости молодежи содержатся в Федеральных законах «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В указанных законах федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ обязываются осуществлять мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации и подготовке детей, достигших возраста 14 лет.
Органы службы занятости населения обязаны при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 14 до 18 лет проводить профориентационную работу с ними и обеспечить диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья. Организациям, создающим специальные рабочие места для этих категорий несовершеннолетних, могут предоставляться налоговые льготы. Органы исполнительной власти субъектов РФ должны обеспечить профессиональную подготовку и профессиональную деятельность выпускников учреждений социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В учреждениях социального обслуживания могут создаваться специализированные рабочие места.
В целях содействия занятости выпускников общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования органами местного самоуправления осуществляется квотирование рабочих мест, т. е. устанавливается минимальное количество рабочих мест, на которые работодатель обязан трудоустроить граждан из числа молодежи, включая рабочие места, где уже работают лица этой категории.
Размер квоты и сроки ее действия определяются органами местного самоуправления с привлечением соответствующего территориального органа государственной службы занятости населения, органа по труду и общественной организации, представляющей интересы молодежи, и утверждаются на срок не менее одного календарного года.
Квотирование осуществляется как для трудоустройства выпускников общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, так и для лиц моложе 18-ти лет, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (сирот, выпускников детских домов, детей, оставшихся без попечения родителей, подростков, оставивших учебу, лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания, и др.). Отказ в приеме на работу в счет установленной квоты указанным лицам из числа молодежи запрещается и может быть обжалован ими в суд.
При обращении в органы государственной службы занятости населения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет эти органы на основании ст. 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» должны осуществлять профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивать диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья за счет средств государственного фонда занятости населения РФ.
Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают профессиональную деятельность выпускников учреждений социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В учреждении социального обслуживания могут быть созданы специализированные рабочие места.
Трудоустройство молодежи в счет установленной квоты производится работодателем по направлению территориальных органов службы занятости населения. При этом комитет по труду и занятости населения мэрии совместно с органами опеки и попечительства администраций районов города в течение трех лет работы обеспечивают контроль за адаптацией выпускников учреждений на производстве.
Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере средней заработной платы, сложившемся в области.
Органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство лиц данной категории.
Временная занятость безработной молодежи может быть обеспечена путем привлечения молодых безработных граждан к выполнению общественных работ, т. е. общедоступных видов трудовой деятельности, как правило, не требующих предварительной профессиональной подготовки работников, имеющих социально полезную направленность (благоустройство территории, восстановление памятников архитектуры, уход за престарелыми и детьми в соответствующих учреждениях и т. д.). Проведение указанных работ организуется органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости в организациях, для которых выполняются общественные работы, а при необходимости – субъектами РФ и фондом занятости.
Направление на такие работы осуществляется органами службы занятости. С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор сроком до шести месяцев. Работодатель не вправе отказывать лицам, направляемым органами службы занятости населения, в приеме на общественные работы, проведение которых финансируется за счет средств субъектов РФ или Государственного фонда занятости населения.
Лицам, занятым на общественных работах, оплата труда производится за фактически выполненный объем работ в соответствии с действующими на предприятии условиями оплаты труда или на договорной основе, но не ниже минимального уровня, установленного законодательством. Кроме того, за ним сохраняется право на получение пособия по безработице.
Вместе с тем, Трудовой кодекс РФ не закрепляет соответствующих положений в своих нормах. Так, ст. 272 ТК РФ, посвященная особенностям трудоустройства лиц в возрасте до восемнадцати лет, указывает лишь на то, что эти особенности определяются Трудовым кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашением.
Представляется, что вопросы трудоустройства лиц, не достигших возраста 18 лет, должны найти более полное отражение в трудовом законодательстве. Как известно, ранее действовавший КЗоТ РФ 1971 г, предусматривал квотирование рабочих мест для трудоустройства молодежи (ст. 181). В отличие от него, новый Трудовой кодекс РФ (ст.272) не содержит подобной нормы.
Хотелось бы, чтобы был принят специальный федеральный закон об особенностях трудоустройства молодежи, лиц до 18-летнего возраста, в котором бы закреплялось и трудоустройство выпускников вузов, средних специальных учебных заведений контрактной формой подготовки их по заявкам организаций и квотирование рабочих мест для окончивших или почему-либо не окончивших средние общеобразовательные школы и т.п.
3,000 руб.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……..……………………………………………………………...3
Глава I. Правовой статус работников в возрасте до 18 лет
1.1. Понятие правового статуса несовершеннолетних работников..........6
1.2. Международно-правовое регулирование трудовой
деятельности работников в возрасте до 18 лет.........................................14
Глава II. Трудоустройство и профессиональная
подготовка (ученичество) работников в возрасте до 18 лет
2.1. Трудоустройство работников в возрасте до 18 лет………….……..24
2.2. Профессиональная подготовка (ученичество) работников
в возрасте до 18 лет…………………………...……………………….….29
Глава III. Особенности правового статуса отдельных
категорий работников в возрасте до 18 лет
3.1. Правовой статус работников в возрасте до 14 лет…...………….…37
3.2. Правовой статус работников в возрасте до 15 лет.………………...42
3.3. Правовой статус работников в возрасте до 16 лет……...………….47
3.4. Правовой статус работников в возрасте до 18 лет…………………51
Глава IV. Возникновение, изменение и прекращение
трудовых правоотношений с работниками в возрасте до 18 лет
4.1. Возникновение и изменение трудовых правоотношений
с работниками в возрасте до 18 лет………………..…………………….55
4.2. Прекращение трудовых правоотношений с работниками
в возрасте до 18 лет……………………………………………………….59
Заключение.……………………………………………………………….63
Список использованных источников и литературы……………………68
Приложение 1……………………………………………………………..72
Введение
Актуальность темы исследования. Реформы в экономической и социальной жизни России, проводимые на рубеже XX-XXI веков, повлекли за собой глубокие изменения во всех сферах российского общества. Особенно значительные перемены произошли в характере трудовых отношений, где в результате снятия преград и запретов на предпринимательскую деятельность работодателями стали многочисленные частные физические и юридические лица, не подведомственные государству и его органам. Наряду с оживлением рынка труда, раскрепощением частной инициативы, усилилось расслоение общества, участились случаи нарушения трудовых прав граждан, особенно несовершеннолетних. Эти изменения потребовали новых подходов к нормативно-правовому регулированию их трудовых отношений.
Принятие и введение в действие с 1 февраля 2002г. нового Трудового кодекса РФ способствовало упорядочению правового регулирования труда несовершеннолетних работников, однако не решило всех проблем. Так, нуждаются в дальнейшем уточнении юридические нормы о наделении особым трудоправовым статусом молодежи, окончившей различные формы профессионального ученичества, а также не имеющей профессиональной подготовки. В современных условиях на рынке труда даже квалифицированным, опытным специалистам не всегда удается реализовать свое право на труд в соответствии с квалификацией и имеющимися знаниями. При таких обстоятельствах трудоустройство молодежи, особенно не достигшей возраста восемнадцати лет, представляет собой весьма острую проблему. Ее решение требует развития системы гарантий обеспечения их трудовых прав, совершенствования законодательного регулирования вопросов квотирования для них рабочих мест.
Вот почему разработка предложений по укреплению и развитию нормативных положений, регулирующих трудовые отношения с участием работников, не достигших возраста восемнадцати лет, является актуальной задачей науки трудового права.
Степень научной разработанности темы исследования. Проблемы трудо-правового статуса несовершеннолетних становились предметом научных исследований в трудах таких ученых, как Б.К. Бегичев, Е.Р. Брюхина, Л.Г. Клечковская, Н.И. Минкина, В.Н. Скобелкин, Л.В. Щур-Труханович, Н.Н. Яворчук и др. Вместе с тем, ряд важных аспектов проблематики, связанных с гражданско-правовым положением граждан, несмотря на их первостепенную методологическую, научную и практическую значимость, до сих пор остается мало исследованным.
Актуальность избранной темы исследования и недостаточность ее разработанности определили цели и задачи исследования.
Основная цель исследования заключается в том, чтобы на основе учета достижений науки трудового права, опыта исследования соответствующих правовых норм определить особенности правового статуса работников в возрасте до 18 лет.
Исходя из цели дипломного исследования, определены следующие его задачи:
1) изучить общетеоретические основы правового статуса работников в возрасте до 18 лет;
2) выявить порядок трудоустройства и профессиональной подготовки (ученичества) работников в возрасте до 18 лет;
3) определить особенности правового статуса отдельных категорий работников в возрасте до 18 лет;
4) установить специфику возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений с работниками в возрасте до 18 лет.
Объектом дипломной работы выступают теоретико-правовые положения и подходы к формированию правового статуса работников в возрасте до 18 лет.
Предметом исследования является комплекс правовых норм, которые устанавливают правовой статус работников в возрасте до 18 лет.
Методологической основой дипломной работы является общенаучный диалектический метод познания, позволяющий рассматривать правовое регулирование деятельности работников в возрасте до 18 лет как динамическую категорию, зависящую от экономических, правовых и социально-политических факторов в определенную историческую эпоху. Также были использованы методы анализа, синтеза, аналогии и обобщения, сравнительно-правовой и формально-логический методы.
Нормативной правовой основой исследования являются Конституция Российской Федерации 1993 г., законодательные акты Российской Федерации как общего характера (Трудовой кодекс, Гражданский кодекс, Семейный кодекс и др.), так и специального характера, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и иные подзаконные акты федерального уровня.
Структура работы обусловлена предметом исследования и состоит из введения, четырёх разделов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Глава I. Правовой статус работников в возрасте до 18 лет
1.1. Понятие правового статуса несовершеннолетних работников
Задачи по соблюдению принципа равенства при установлении государственных гарантий трудовых прав и свобод работников и по обеспечению защиты интересов работодателей и государства обусловили необходимость закрепления в законодательстве о труде наряду с общими нормами права, распространяющимися на всех работников, особых правил регулирования труда отдельных категорий работников.
Согласно ст. 251 Трудового кодекса РФ особенности регулирования труда состоят в установлении правовых норм, частично ограничивающих применение общих правил по тем же вопросам либо предусматривающих для отдельных категорий работников дополнительные правила.
В п. 3 ст. 55 Конституции РФ также подчеркивается, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц и в других целях.
Будучи закрепленными в самостоятельном разделе Трудового кодекса, нормы об особенностях регулирования труда отдельных категорий работников значительно облегчают правоприменительную деятельность в отношении указанных категорий работников. Вместе с этим многие нормативные положения этого раздела являются весьма спорными, на что будет обращено внимание при рассмотрении конкретных статей Кодекса. Здесь же необходимо отметить, что закрепленное в ст. 251 ТК определение понятия особенностей регулирования труда как норм, частично ограничивающих применение общих правил по тем же вопросам либо предусматривающих для отдельных категорий работников дополнительные правила, нельзя признать четким. Особенности регулирования труда – это не нормы, как указывается в ст. 251 ТК, а законодательное установление правовых норм, частично ограничивающих применение общих правил по тем же вопросам либо предусматривающих для отдельных категорий работников дополнительные правила.
Говоря о правовом статусе несовершеннолетних работников, следует учесть, что правовой статус – сложная, собирательная юридическая категория, отражающая весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми. Через понятие правового статуса отражаются основные стороны юридического бытия индивида: его права и обязанности, взаимоотношение с государством, социальная (в том числе – трудовая) деятельность и т.д.
Анализ понятия правового статуса показывает, что он представляет собой комплексную, интеграционную категорию, отражающую взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства. К элементам правого статуса можно, на наш взгляд, отнести: 1) основные права и обязанности граждан; 2) их правосубъектность, т.е. правоспособность и дееспособность; 3) гарантии основных прав и свобод граждан; 4) ответственность за нарушение обязанностей. Указанные элементы определяют и отраслевой правовой статус, в частности, трудоправовой статус личности, который характеризует гражданина как субъекта трудового права.
Физическое лицо может самостоятельно заключать трудовой договор по достижении определенного, указанного в законе, возраста. Этот возраст определяется ст. 63 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет. Однако, в случаях получения основного общего образования либо оставления (в соответствии с федеральным законом) общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста пятнадцати лет.
Кроме того, законодатель устанавливает, что, во-первых, с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения. Во-вторых, в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет, для участия в создании и (или) исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию.
При принятии ТК РФ законодатель использовал дифференцированный подход к возрастному критерию трудоправового статуса несовершеннолетних. Законом предусматривается четыре группы несовершеннолетних, правовое положение которых в сфере трудовых отношений различается:
1) Несовершеннолетние от 16 (и до 18) лет – обладают безусловным правом самостоятельно заключать трудовой договор (однако в соответствии со ст. 265 ТК РФ не допускается применение труда лиц моложе 18 лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию и здоровью. Кроме того, эти лица, в соответствии с федеральным законодательством, не могут быть приняты на некоторые виды работ).
2) Несовершеннолетние в возрасте от 15 до 16 лет – обладают правом самостоятельно заключать трудовой договор, но при определенных, указанных в законе, условиях.
3) Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 15 лет – не имеют права самостоятельного заключения трудового договора, но могут вступать в трудовые отношения при указанных в законе условиях с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства.
4) Несовершеннолетние в возрасте до 14 – не имеют права самостоятельного заключения трудового договора, но могут вступать в трудовые отношения в строго определенных сферах деятельности, при указанных в законе условиях и с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства.
Ныне действующий ТК РФ внес существенные изменения в регламентацию возраста, начиная с которого лицо приобретает трудовые права и обязанности. Во-первых, ТК РФ повысил возраст, по достижении которого возможно самостоятельное заключение трудового договора с 15 до 16 лет. Во-вторых, кодекс разрешил заключение трудового договора с лицам и, моложе 14 лет, не установив однако нижнюю возрастную границу.
Такое нововведение существенно влияет на момент возникновения трудовой правоспособности и становления трудоправового статуса личности. Положения ч. 4 ст. 63 ТК РФ дают основания для вывода, что трудовая правоспособность и даже частичная трудовая дееспособность возникают с довольно раннего возраста, поскольку законодатель предусматривает, что малолетний может при определенных условиях заключить трудовой договор, хотя и с согласия других лиц, но все же от своего имени, т.е. своими действиями. Однако, на наш взгляд, наделение малолетних элементами трудовой правосубъектности без указания на нижнюю границу возраста не обосновано. Исходя из указанного, необходимо восполнить указанный пробел путем законодательного установления конкретного минимального возраста, с которого гражданин может приниматься на работу в организации, указанные в ст. 351 ТК РФ.
Специфика правового статуса несовершеннолетних в сфере труда выражается в особенностях элементов, входящих в его содержание: правосубъектности, трудовых прав и обязанностей, юридической ответственности и гарантиях прав.
В трудовом праве проблеме право- и дееспособности уделяется определенное внимание, и о понятии этих явлений высказываются различные точки зрения. Б.К. Бегичев признавал правоспособность правоотношением, в содержании которого он находил права и обязанности. В более поздней литературе по трудовому праву правоспособность понимается как явление, предшествующее возникновению правоотношения, как способность к правообладанию.
Исследователи практически единодушны в том, что трудовая право- и дееспособность могут существовать только в единстве и возникают, по словам Н.Г. Александрова, одномоментно как единое свойство – праводееспособность. Это характерно не только для трудового права, но и для всех отраслей, где субъект должен реализовывать свои права лично и невозможно «одалживать» чужую дееспособность (выражение О.А. Красавчикова).
3,000 руб.
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // СПС Консультант Плюс.
2. Конвенция № 78 Международной организации труда «Относительно медицинского освидетельствования детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах» [рус., англ.] (Принята в г. Монреале 09.10.1946 на 29-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // СПС Консультант Плюс.
3. Конвенция № 90 Международной организации труда «Относительно ночного труда подростков в промышленности (пересмотренная в 1948 г.)» [рус., англ.] (Принята в г. Сан-Франциско 10.07.1948 на 31-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // СПС Консультант Плюс.
4. Конвенция № 138 Международной организации труда «О минимальном возрасте для приема на работу» [рус., англ.] (Принята в г. Женеве 26.06.1973 на 58-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // СПС Консультант Плюс.
5. Конвенция о правах ребенка [рус., англ.] (Принята 20.11.1989 Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН) // СПС Консультант Плюс.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. (ред. от 13.05.2008) // СПС Консультант Плюс.
7. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. (ред. от 21.07.2007) // СПС Консультант Плюс.
8. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. (ред. от 28.02.2008) // СПС Консультант Плюс.
9. Закон РФ от 10.07.1992 г. (ред. от 24.04.2008) «Об образовании» // СПС Консультант Плюс.
10. Федеральный Закон от 30.03.1995 г. (ред. от 18.10.2007) «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» // СПС Консультант Плюс.
11. Федеральный Закон от 21.12.1996 г. (ред. от 22.08.2004) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СПС Консультант Плюс.
12. Федеральный Закон от 24.07.1998 г. (ред. от 30.06.2007) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
13. Федеральный Закон от 16.03.2006 г. «О внесении изменений в статью 19 Закона Российской Федерации «Об образовании» // // СПС Консультант Плюс.
14. Постановление Правительства РФ от 04.09.1995 г. «Об утверждении перечня работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, которые проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров» // СПС Консультант Плюс.
15. Постановление Правительства РФ от 25.02.2000 г. (ред. от 20.06.2001) «Об утверждении Перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет» // СПС Консультант Плюс.
16. Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 г. (ред. от 20.07.2007) «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» // СПС Консультант Плюс.
17. Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 г. «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» // СПС Консультант Плюс.
18. Постановление Госкомтруда СССР, Гособразования СССР, Секретариата ВЦСПС, Секретариата ЦК ВЛКСМ от 03.06.1988 г. «Об утверждении Положения о порядке и условиях добровольного труда учащихся общеобразовательной и профессиональной школы в свободное от учебы время» // СПС Консультант Плюс.
19. Приказ Минздравмедпрома РФ от 14.03.1996 г. (ред. от 06.02.2001) «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии» // СПС Консультант Плюс.
20. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 июля 2004 г. № Ф08-2954/04-1132А (извлечение) // СПС Консультант Плюс.
21. Александров Н.Г. Трудовое правоотношение. – М.: Юридическое издательство Министерства юстиции СССР, 1948. – 211 с.
22. Бегичев Б.К. Трудовая правоспособность советских граждан. – М.: Юридическая литература, 1972. – 269 с.
23. Болдырев В.А., Сысоев В.А. Трудовое право России: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2006. – 832 с.
24. Брюхина Е.Р. Право на труд и право на образование: регулирование отношений по профессиональной переподготовке работников в России / Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – Пермь, 2007. – 21 с.
25. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. – 3-е изд., испр. и доп., учеб. – М.: Омега-Л, 2006. – 608 с.
26. Гусов К.Н. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. – 6-е изд., перераб. и доп., науч. – М.: Проспект ; ТК Велби, 2007. – 896 с.
27. Детский труд: Пункт 6 повестки дня. Международная конференция труда, 86-я сессия 1998 год. Доклад VI. – 1-е изд. – Женева: Международное бюро труда, 1998. – 225 с.
28. Доклад Консультанта статистического отдела Секретариата ООН на основе данных национальных исследований. – М., 1998. – 339 с.
29. Клечковская Л.Г. Трудоустройство молодежи в России // Актуальные проблемы государства и права на рубеже веков. Часть 1. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 1998. – С. 213-215.
30. Курс российского трудового права: В 3 т. Т.1: Общая часть / Под ред. Е.Б. Хохлова. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1996. – 672 с.
31. Маврин С.П., Филиппова М.В., Хохлов Е.Б. Трудовое право России: Учебник. – СПб: Изд. Дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2005. – 448 с.
32. Международная организация труда: Конвенции, документы, материалы: Справочное пособие / Сост. З.С. Богатыренко. – М.: Дело и сервис, 2007. – 752 с.
33. Минкина Н.И. Правовой анализ ученического договора // Трудовое право. – 2002. – № 10 (32). – С. 81-82.
34. Садина О.В. Правовой статус и правовое положение личности: Проблемы соотношения понятий // Международные юридические чтения. Часть 1. – Омск: Омский юридический институт, 2005. – С. 133-135.
35. Скобелкин В.Н. Трудовые правоотношения. – М.: Вердикт, 1999. – 296 с.
36. Школяренко Е.А. К вопросу об определении понятия правового статуса личности // Правовые проблемы укрепления Российской государственности. Часть 17. – Томск: Изд-во Томского университета, 2004. – С. 287-290.
37. Щур-Труханович Л.В. Организация трудовой деятельности несовершеннолетних работников. – М.: Финпресс, 2006. – 314 с.
38. Ювенальное право: Учебник для вузов / Под ред. А.В. Заряева, В.Д. Малкова. – М.: Юстицинформ, 2005. –320 с.
39. Яворчук Н.Н. Правовое регулирование труда молодежи в Российской Федерации в условиях рыночной экономики. Автореф. дис. … канд. юрид наук. – Санкт-Петербург, 2005. – 27 с.
3,000 руб.