§ 3. Этнометодология как направление в американской социологии
Теоретическое и методологическое направление в американской социологии, превращающее методы этнографии и социальной антропологии в общую методологию социальных наук. Основателем энтометодологии является Гарольд Гарфинкель, выпустивший в 1967 г. книгу «Исследования по этнометодологии».
Идейные истоки энтометодологии - экзистенциализм, феноменологическая социология, антропология культурная и антропология социальная. В наши дни энтометодология распалась на ряд течений: анализ разговорной речи (Г. Сакс, Дж. Дже-ферсон), этнометодологическую герменевтику (А. Блюм, П. Мак-Хью), анализ обыденной повседневной жизни (Д. Циммерман, М. Поллнер), этнографическое исследование науки и достижения консенсуса в диалогах ученых (К. Д. Кнорр-Цетина, Б. Латур, С. Вулгар и др.).
Энтометодология пытается превратить методы исследования антропологами примитивных культур и общин в процедуры изучения социальных и культурных явлений. Тем самым энтометодология универсализирует методы этнографии и способы организации повседневной жизнедеятельности людей в примитивных культурах, пытается увидеть в них основание социологического анализа современной социальной жизни.
Предмет энтометодологии - процедуры интерпретаций, скрытые, неосознаваемые, нерефлексированные механизмы социальной коммуникации между людьми. Все формы социальной коммуникации сводятся энтометодологией к речевой коммуникации, к повседневной речи. Подчеркивая уникальность каждой ситуации повседневного общения, энтометодология отводит большое место механизмам рефлексии в работе познавательного аппарата: рефлексия, по сути дела, формирует когнитивные структуры различного уровня - и повседневные представления о социальной реальности, и социологической теории, вырастающие на почве обыденных представлений.
Энтометодология основывается на определенных теоретических допущениях:
• на отождествлении социального взаимодействия с речевой коммуникацией;
• на отождествлении исследования с истолкованием и интерпретацией действий и речи др.- собеседника;
• на выделении двух слоев в интерпретации - понимания и разговора;
• на отождествлении структурной организации разговора с синтаксисом повседневной речи.
Энтометодология не приемлет принципиального разрыва между субъектом и объектом описания, полагая, что подобное противопоставление характерно для позитивистской модели научного исследования. Согласно энтометодологии, необходимо построить социологическое исследование на взаимосопряженности исследователя и исследуемого. Поэтому энтометодология принимает методы организации речи и жизнедеятельности, характерные для примитивных культур, не только в качестве объекта, но и в качестве средства описания. Не допуская разрыва между предметом и средствами описания и анализа, между языком-объектом и метаязыком, энтометодология некритически описывает особенности общения и деятельности исследуемых культур и сообществ, принимает за рациональное то, что таковым не является, однако подчеркивая, что этнометодолог и социолог не может занять позицию отстраненного, дистанцированного наблюдателя, что он всегда включен в контекст повседневного общения и разговора. Энтометодология обращает внимание на то, что коммуникация между людьми содержит более существенную информацию, чем та, которая выражена вербально, что существует неявное, фоновое знание, подразумеваемые смыслы, молчаливо принимаемые участниками взаимодействия и объединяющие их.
Различая два уровня социального познания - повседневный опыт и социологическую теорию, энтометодология выражает это различие в различении двух типов суждений - индексных и объективных. Индексные выражения характеризуют уникальные, специфические объекты, причем в непосредственной связи с тем контекстом, в котором они возникают и используются. Их значения целиком и полностью определены этим контекстом.
Объективные выражения описывают общие свойства объектов независимо от контекста употребления. Объект в этом случае оказывается представителем некоторого типа, класса, группы явлений. С помощью различения двух видов выражений энтометодологии, пытается провести различие между языком обыденным и научным языком. Именно второй тип суждений используется наукой, их значения независимы от контекста и представляют собой формулировку общих утверждений, обладающих универсальной, а не уникальной значимостью. Это различение двух видов выражений не совпадает с общепринятой дихотомией между обыденным знанием и знанием научным.
Для представителей энтометодологии социальная реальность (а другая реальности вообще, по их мнению, не существует) не обладает объективными характеристиками. Она их приобретает благодаря тому, что в ходе речевой коммуникации мы представляем значения своих суждений в виде объективных свойств, в терминах объективных признаков, приписываемых нами реальности самой по себе. Социальная реальность конструируема в ходе речевой коммуникации, в ходе онтологизации субъективных значений и смыслов.
Социокультурная реальность рассматривается в энтометодологии как поток неповторимых, уникальных ситуаций. С помощью объективных выражений мы преодолеваем эту уникальность социальной реальности, приписываем ей те значения и смыслы, которые всплывают из нашего опыта, и тем самым унифицируем и классифицируем ее, объективируя свои описания в качествеквазиклассов и квазикатегорий. Научное знание и представляет собой, согласно энтометодологии, объективацию и онтологизацию индексных выражений, т. е. оно является производной от повседневного опыта, от повседневного общения. Отказываясь от дистанцирования субъекта и объекта исследования, отождествляя в конечном счете теоретические конструкты со здравым смыслом, энтометодология превращает социологию в некую «паранауку», «народную» мудрость, поскольку не только социология, но и вся наука в целом лишь переводит на теоретический язык представления здравого смысла, оказывается тематизацией и прояснением повседневного опыта.
1,200 руб.
Введение 3
§ 1. Философская основа феноменологической социологии 5
§ 2. Альфред Шюц как основоположник феменологической школы в социологии 7
§ 3. Этнометодология как направление в американской социологии 21
§ 4. Феноменологическая методология 25
Заключение 31
Литература 34
Введение
Феноменологическая школа - теоретико-методологическое направление в социологии XX в., разновидность понимающей социологии, рассматривающей общество как явление, созданное и постоянно воссоздаваемое в духовном взаимодействии индивидов (на языке новейших версий феноменологической социологии - в процессах межиндивидуальной коммуникации.
Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы определяют новизну данного исследования. Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, публикуемый в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы феноменологической школы в социологии. Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к данной теме, с другой ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных становлением феноменологической школы социологии носит как теоретическую, так и практическую значимость. Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы «Феноменологическая школа в социологии», круг вопросов и логическую схему ее построения.
Объектом данного исследования является анализ условий формирования и становления феноменологической школы в социологии. При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Целью исследования является стремление рассмотреть основные (общеторетические) и прикладные аспекты феноменологической школы в социологии.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены следующие задачи:
• Рассмотреть философские основы феноменологической социологии. Этапы становлении феноменологической социологии
• Изучить теоретические аспекты и выявить природу Феноменологической социологии Альфреда Шюца, как основоположника феменологической школы в социологии
• Обозначить понятие «этнометодология» как направление в американской социологии
• Привести актуальность проблемы феноменологической методологии
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 4 глав, заключение и библиографический список.
По результатам исследования был раскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме. Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.
Источниками информации для написания работы по теме работы послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях.
§ 1. Философская основа феноменологической социологии
Социология возникла в конце 30-х - начале 40-х гг. XIX в. - в переходный период от традиционного к индустриальному обществу. В это время происходил быстрый рост городов, промышленных предприятий. Общество расслаивалось: появились супербогатые и значительное число бедных и нищих, увеличилась преступность, нарастала нестабильность. В то же время происходило формирование среднего класса, выступившего за порядок и стабильность, развивалась демократия, развивался институт общественного мнения, укреплялись демократические права и свободы. Таким образом, в Европе 40-х г. были налицо не только "социальные болезни", но и те силы, которые были заинтересованы в их излечении мирным путем. Именно средний класс и выступил своеобразным "заказчиком" социологических исследований. В это время складываются два основных направления социологии - эволюционное, реформистское (О. Конт) и революционное, конфликтологическое (К. Маркс), предложившие конкретные решения проблем развития общества.
Философской основой феноменологической социологии послужили идеи феноменологической философии Гуссерля, Шелера, Мерло-Понти. Сам термин «феноменология» использовался еще Кантом и Гегелем, широкое распространение он получил благодаря Гуссерлю, который создал масштабный проект феноменологической философии. Этот проект сыграл важную роль, как для немецкой, так и для французской философии первой половины - середины 20 в.
Такие философские произведения, как «Формализм в этике и материальная этика ценности» Шелера (1913/1916), «Бытие и время» Хайдеггера (1927), «Бытие и ничто» Сартра (1943), «Феноменология восприятия» Мерло-Понти (1945) являются программными феноменологическими исследованиями.
К наиболее интересным феноменологам или феноменологически ориентированным философам можно отнести: Хайдеггера - ученика Гуссерля, использовавшего феноменологический метод как «способ подхода к тому и способ показывающего определения того, что призвано стать темой онтологии», то есть человеческому Dasein, для описания и понимания, которого феноменология должна обратиться за помощью к герменевтике («Бытия и времени»); «Геттингенскую школу феноменологии», первоначально ориентированную на феноменологическую онтологию (А. Райнах, Шелер), представители которой, совместно с «Мюнхенской школой» (М. Гайгер, А. Пфендер) и под руководством Гуссерля основали в 1913 «Ежегодник по феноменологии и феноменологическому исследованию», открытый программным произведением Гуссерля «Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии», в котором выходили уже названные произведения Шелера и Хайдеггера; энтометодологияШтайн, Л.Ландгребе и энтометодологияФинка - ассистентов Гуссерля; а также польского феноменолога эстетики Р. Ингардена, чешского феноменолога, борца за права человека Ж. Паточку, американских социологически ориентированных феноменологов Гурвича и Шюца; русских философов Шпета и Лосева.
Ситуация Германии накануне и во время Второй мировой войны исключила Гуссерля - еврея по национальности - из философских дискуссий вплоть до середины 1950-х. Первыми его читателями оказались монах-францисканец и философ Ван Бреде - основатель первого Архива Гуссерля в Левене (1939), а также Мерло-Понти, Сартр, Рикер, Левинас, Деррида. Перечисленные философы находились под сильным влиянием феноменологии, и отдельные периоды их творчества могут быть названы феноменологическими.
§ 2. Альфред Шюц как основоположник феменологической школы в социологии
Основоположником феноменологической социологии явился А.Шюц , идеи которого, получившие распространение в 60-70 гг., стали исходным пунктом множества концепций Феноменологической социологии («структурная социология» энтометодологияТириакьяна, социология знания Бергера и Лукмана, этнометодология Гарфинкеля, когнитивная социология А. Сикурела, многочисленные версии т. наз. социологии повседневности).
Основными вопросами рассмотренными в концепции инресубъективности в феноменологической социологии А.Шюц , стали:
• Проблема интерсубъективности
• Взаимозаменяемость перспектив
• Живая одновременность "мы"
• "Они-отношения" и "мы-отношения"
А.Шюц предложил собственную версию понимающей социологии, в которой проследил процессы становления человеческих представлений в социальном мире от единичных субъективных значений, формирующихся в потоке переживаний индивидуального субъекта, до высокогенерализованных конструкций социальных наук, содержащих эти значения в преобразованном, «вторичном» виде. Тем самым А. Шюц пытался решить задачу восстановления связи абстрактных научных категорий с «жизненным миром», миром повседневности, непосредственности знания и человеческой деятельности. Более подробно с данной феноменологической концепцией можно ознакомиться в учебном пособии В.И. Курбатова и Истории социологии в Западной Европе и США.
А.Шюц вводит понятия биографически детерминированной ситуации и системы релевантностей («релевантный» – уместный, относящийся к делу, имеющий значение в данном контексте). При этом А.Шюц опирается на концепцию определения ситуации У. Томаса. Определение ситуации человеком биографически детерминировано, то есть имеет свою историю, связано со всем предшествующим опытом человека. Как таковое оно уникально, дано этому человеку и никому другому. Биографически детерминированная ситуация предполагает определенные возможности будущей практической или теоретической деятельности, ее цель. Эта цель как раз и определяет элементы, которые являются релевантными по отношению к ней. Система релевантностей в свою очередь определяет элементы, которые составят основу обобщающей типизации, и черты этих элементов, которые станут характерно типичными или, наоборот, уникальными и индивидуальными.
Совокупность критериев, с помощью которых личность организует чувственный опыт в значимый мир, называется значимым контекстом. У каждого человека свой значимый контекст, на основе которого формируется собственное представление о социальном мире. Но тем не менее основные типизации, как и слова родного языка, мы усваиваем в результате первичной социализации. В частности, мы усваиваем два само собой разумеющихся (в рамках естественной установки) правила социальной жизни, позволяющих преодолеть различия индивидуальных перспектив и воспринимать мир как единый:
1) правило взаимозаменяемости точек зрения (я и любой другой человек верим, что будем одинаково воспринимать наш общий мир, если мы поменяемся местами так, чтобы мое «здесь» превратилось в его, а его «здесь», которое для меня сейчас «там» – в мое);
2) правило совпадения систем релевантностей (я и любой другой человек принимаем на веру тот факт, что, несмотря на уникальность наших биографических ситуаций, различие используемых нами систем критериев значимости несущественно с точки зрения наличных целей).
Эти, как их называет А.Шюц, идеализации ведут к формированию такого индивидуального знания об объектах и их характеристиках, которое выступает как знание каждого человека. Оно представляется объективным и анонимным, то есть отделенным и независимым от индивидуальных определений ситуации.
Нередко в адрес феноменологического направления в социальных науках высказывают упреки касательно его слабости в практических вопросах. Рассмотрим именно прикладные аспекты феноменологической социологии А.Шюца и проанализируем возможность применения данного подхода для решения практических задач. Основой для дальнейшего изложения послужили следующие работы А. Шюца, опубликованные в сборнике его трудов «Избранное: Мир, светящийся смыслом»: «Возвращающийся домой», «Равенство и смысловая структура социального мира», «Тирессий, или наше знание будущих событий», «Хорошо информированный гражданин» и «Чужак».
Итак, говоря о прикладных аспектах феноменологической социологии А. Шюца, невозможно не коснуться теоретических построений, из которых он исходит. Проанализировав ряд работ, относящихся к прикладной теории данного исследователя, можно сделать ряд обобщений, которые в дальнейшем позволят более четко понять собственно практические выводы и рекомендации А. Шюца.
Исходным пунктом рассуждений А.Шюца является идея М.Шелера о том, что любая мы-группа имеет свое относительно естественное представление о мире, которое принимается ее членами как нечто само собой разумеющееся.
А. Шюц пишет так: « социальный мир, в который человек рождается и в котором он должен обрести свои ориентиры, переживается им как плотная сеть социальных отношений, обладающих особой смысловой структурой систем знаков и символов, институционализированных форм социальной организации, систем статуса и престижа и т.д. Значение всех этих элементов социального мира во всем его многообразии и расслоении, а вместе с тем и образец (patte
) самой его текстуры принимается живущими в нем людьми как данность».
Для каждого отдельного индивида это значит то, что, совершая какое-либо воздействие на другого человека, каждый из нас ожидает получить вполне определенный ответ, что все индивиды действуют, подчиняясь одному и тому же порядку и что этот порядок относительно неизменен во времени.
1,200 руб.
1. Garfinkel H. Studies in Ethnomethodology. Englewood Cliffs; N.Y., 1967
2. Бельский В.Ю., Беляев А.А., Лощаков Д.Г. Социология: Учебник / Под ред. канд. Фил. Наук, доц. Д.Г. Лощакова. – М.: ИНФРА-М, 2002.
3. Ионин Л.Г. Понимающая социология. М., 1979
4. История социологии: Учеб.пособие/ А.Н.Еслуков, Г.Н.Соколова, Т.Г.Румянцева, А.А.Грицанов; под общ. Ред. А.Н.Еслукова и др. – 2-е изд., перераб. И доп. _ Мн.: Выш. шк., 1997. – 381 с.
5. История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. — 1376 с.
6. Кондауров В.И., Страданченков А.С. Социология: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2001.
7. Наговицын О.Н. Феноменология повседневности: Теория социального конструирования реальности: Текст лекции / О.Н.Ноговицын; ГУАП. – СПб., 2006. – 40 с.
8. Очерки по истории теоретической социологии ХХ столетия (от М.Вебера к Ю.Хабермасу, от Г.Зимеля к постмодернизму)/ Ю.Н.Давыдов, А.Б.Гофман, А.Д.Ковалев и др. – М.:Наука, 1994. – 380 с.
9. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс – М.: Юрайт-М, 2001.
10. Филмер П. Об этнометодологии Гарольда Гарфинкеля // Новые направления в социол. теории. М., 1978
11. Шюц А. Возвращающийся домой // Избранное: Мир, светящийся смыслом» - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОСПЭН), 2004. С. 550 – 557.
12. Шюц А. Равенство и смысловая структура социального мира // Избранное: Мир, светящийся смыслом» - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОСПЭН), 2004. С. 616 – 667.
13. Шюц А. Тирессий, или наше знание будущих событий // Избранное: Мир, светящийся смыслом» - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОСПЭН), 2004. С. 667 – 687.
14. Шюц А. Хорошо информированный гражданин // Избранное: Мир, светящийся смыслом» - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОСПЭН), 2004. С. 557 – 573.
15. Шюц А. Чужак // Избранное: Мир, светящийся смыслом» - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОСПЭН), 2004. С. 533 – 550.
1,200 руб.