По основным видам деятельности предприятия выделяют прибыль, полученную от операционной, инвестиционной и финансовой его деятельности.
Прибыль от операционной деятельности представля¬ет собой совокупный объем прибыли от реализации продукции и прибыли от других операций, не относящих¬ся к инвестиционной или финансовой деятельности.
Прибыль от инвестиционной деятельности характе¬ризует итоговой финансовый результат от операций по приобретению (сооружению, изготовлению) и продаже амортизируемого имущества — основных фондов, не¬материальных активов и других необоротных активов, а также краткосрочных финансовых инвестиций, которые не являются эквивалентами денежных средств. [2, c. 43]
Прибыль от финансовой деятельности характеризу¬ет финансовый результат операций, которые приводят к изменению размера и состава собственного капитала и ссуд предприятия (привлечения дополнительного ак¬ционерного или паевого капитала, эмиссии облигаций и других долговых ценных бумаг, привлечение кредита в различных его формах, погашение обязательств по основному долгу и т.п.).
По составу элементов, формирующих прибыль, различают маржинальную, валовую (балансовую) и чистую прибыль предприятия. Под этими терминами понимают обычно различную степень "очистки" полученных предприятием чистых доходов от понесенных им в процессе хозяйственной деятельности затрат. Так, маржинальная прибыль характеризует сумму чистого дохода от операционной деятельности (валового дохода предприятия от этой деятельности, уменьшенного на сумму налоговых платежей за счет него) за вычетом суммы переменных затрат. Валовая прибыль характеризует сумму чистого дохода от операционной деятельности за вычетом всех операционных расходов, как постоянных, так и пере¬менных {балансовая прибыль соответственно представляет собой разницу между всей суммой чистого дохода предпри¬ятия и всей суммой его текущих затрат). Чистая прибыль характеризует сумму балансовой (или валовой) прибыли, уменьшенную на сумму налоговых платежей за счет нее.
По характеру налогообложения прибыли выделяют налогооблагаемую и не облагаемую налогом ее части. Такое деление прибыли играет важную роль в формировании налоговой политики предприятия, так как позволяет оценивать альтернативные хозяйственные операции с позиций конечного их эффекта. Состав прибыли, не подлежащей налогообложению, регулируется соответствующим законодательством.
По характеру инфляционной "очистки" прибыли выделяют номинальный и реальный ее виды. Реальная прибыль характеризует размер номинально полученной ее суммы, скорректированный на темп инфляции в соответствующем периоде.
По достаточности уровня формирования выделяют низкую, нормальную и высокую прибыль предприятия (критерием такого деления выступает уровень нормальной прибыли). [17] Нормальная прибыль характеризует такой уровень ее формирования, когда после покрытия внешних и внутрен¬них текущих затрат (издержек), остается доход, равный минимальной ставке депозитного процента (по отноше¬нию к сумме используемого собственного капитала). Низкая и высокая прибыль характеризует уровень ее формирования, который соответственно ниже или выше уровня нормальной прибыли.
По рассматриваемому периоду формирования выделяют прибыль предшествующего периода (т.е. периода, предшествующего отчетному), прибыль отчетного периода и прибыль планового периода (планируемую прибыль). Такое деление используется в целях анализа и планирования для выявления соответствующих трендов ее динамики, построения соответствующего базиса расчетов и т.п.
По характеру использования в составе прибыли, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей (чистой прибыли), выделяют капитализируемую и потребляемую ее части. Капитализированная прибыль характеризует ту ее сумму, которая направлена на финансирование прироста активов предприятия, а пот¬ребленная прибыль — ту ее часть, которая израсходована на выплаты собственникам (акционерам), персоналу или на социальные программы предприятия.
По степени использования выделяют нераспределенную и распределенную прибыль предприятия. Первый ее вид характеризует часть сформированной прибыли предприятия, которая еще не распределена (а соответственно и не использована) на конкретные хозяйственные нужды. Второй ее вид характеризует часть сформированной прибыли, которая на рассматриваемую дату уже распределена и не использована в процессе хозяйственной деятельности.
По значению итогового результата хозяйствования различают положительную прибыль (или собственно прибыль) и отрицательную прибыль (убыток). В нашей практике эта терминология получила пока ограниченное распространение, хотя и встречается в экономических публикациях последних лет по вопросам бухгалтерского учета.
1,200 руб.
1 Прибыль как обобщающий показатель производственно – хозяйственной деятельности 3
2 Виды прибыли и порядок определения различных видов прибыли. Распределение и использование прибыли 8
Практическая часть 13
Задание 1 13
Задание 2 15
Задание 3 17
Задание 4 18
Задание 5 19
Список использованных источников 21
1 Прибыль как обобщающий показатель производственно – хозяйственной деятельности
В условиях становления и развития рыночных отношений основным по¬казателем оценки деятельности предприятий является прибыль, так как она дает прибавку к первоначально затраченному капиталу, способствует эко¬номическому и социальному их развитию. Законодательством Республики Беларусь установлено, что главной задачей предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удов¬летворения экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника предприятия. Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных показателей и рычагов управления экономикой. Прибыль является формой выражения прибыльности продукта.
Прибыль является важнейшей категорией рыночной экономики. Существует несколько трактовок понятия прибыль. Например, К. Маркс в «Капитале» определил прибыль как модифицированную, затемняющую свою сущность прибавочную стоимость. Источником прибавочной стоимости автор «Капитала» полагал эксплуатацию, неоплаченный прибавочный труд наемных рабочих. По Марксу, это внешняя форма проявления сущности буржуазного экономического строя, буржуазных производственных отношений. Таким образом, эксплуатация – это главное, что лежит в самой основе марксистской трактовке прибыли.
Рикардо стремился определить динамику доходов, получаемых тремя основными классами. С развитием производства реальная зара¬ботная плата остается неизменной (она обусловлена стоимостью средств существования). Рента растет, так как хорошие земли ограни¬чены, в производство вовлекаются все худшие земли, а цена хлеба оп¬ределяется затратами на наихудших землях. Уровень прибыли падает: «Прибыль имеет естественную тенденцию падать, потому что с про¬грессом общества и богатства требующееся добавочное количество пищи получается при затрате все большего и большего труда» [9]. По¬вышение заработной платы (номинальной) не повышает цены това¬ров, но неизменно понижает прибыль.
По теории Кларка, доход предпринимателя как владельца средств производства представляет собой процент на вложенный капитал. Прибыль же – результат предпринимательской функции владельца капитала. Она образуется в случае, когда предприниматель выступает в качестве новатора, внедряет усовершенствования, новые комбинации производства. [9]
Главной фигурой, осуществляющей новые производственные комбинации, является предприниматель, по терминологии Й. Шумпетера – «новатор». Это не обязательно собственник, но человек, способный к творчеству, риску, достижению успеха. Его основные качества – постоянный поиск, использование нововведений в производстве, хозяйственной деятельности. Стимулом для предпринимательской деятельности служит прибыль, которая возникает только при внедрении новых производственных комбинаций. В обычных условиях прибыли нет. Условием для новаторских устремлений предпринимателя служит «эффективная конкуренция». Положительную роль в этом случае может играть монополия, монопольное положение на рынке автора и организатора ново¬введений. [9]
Прибыль выполняет две функции: первая – вознаграждение за предпринимательскую деятельность и вторая – стимула к совершенствованию и росту производства.
Современная экономическая теория рассматривает прибыль как доход от использования факторов производства, т.е. труда, земли и капитала. Отрицая прибыль как результат эксплуатации, присвоения неоплаченного наемного труда, можно выделить следующие определения прибыли. Во-первых, прибыль – это плата за услуги предпринимательской деятельности. Во-вторых, прибыль – это плата за новаторство, за талант в управлении фирмой. В-третьих, прибыль – это плата за риск, за неопределенность результатов предпринимательской деятельности. Риск может быть связан с выбором того или иного управленческого, научно-технического или социального решения, с тем или иным вариантом природно-климатических условий. Риск может быть связан и с непредсказуемыми обстоятельствами – стихийные бедствия, межнациональные и межгосударственные конфликты и т.п. Результаты риска могут быть кардинально различны – большая прибыль и, наоборот, ее уменьшение или даже разорение фирмы. В-четвертых, это так называемая монопольная прибыль. Она возникает при монопольном положении производителя на рынке или при естественной монополии. Монопольная прибыль по большей части неустойчива. [9]
Таблица 1 Теории образования прибыли
Автор, школа Суть теории
Классики (Д. Рикардо) Прибыль – вычет из продукта труда рабочего. Это разность между ценой и издержками (Включая оплату труда).
Ж.-Б. Сэй В соответствии с теорией трех факторов прибыль – доход предпринимателя. Образуется как доход одного из факторов при распределении.
К. Маркс Источник прибыли – прибавочная стоимость; прибыль – незаработанный доход капиталиста.
И. Тюнен Вознаграждение за выполнение предпринимательской функции.
Й. Шумпетер Вознаграждение за нововведения, внедрение инноваций.
Ф. Найт Компенсация за риск, возможные потери в условиях рыночной неопределенности.
А. Маршалл Доход, получаемый четвертым фактором (организаторским)
Л. Вальрас В условиях свободной конкуренции прибыль отсутствует.
Современный «экономикс» Прибыль – функция предпринимательской деятельности (организации, ответственности, предвидения).
«Конъюнктурная теория» Прибыль – результат деятельности предпринимателя в условиях благоприятной конъюнктуры или монопольного положения фирмы.
В качестве прибыли в рыночной экономике понимают вознаграждение за использование специфического фактора производства – предпринимательства. Предпринимательство является специфическим фактором, так как в отличие от капитала и земли – неосязаемо и не выступает в материально-вещественной форме. Поэтому с данных позиций довольно трудно определить количественно полученную предприятием прибыль.
В микроэкономике понятие прибыль определяется как величина, определяемая как разница между общей выручкой и общими издержками, разница между доходами и расходами.
Рассматривая сущность прибыли, в свете современ¬ной экономической парадигмы, следует в первую оче¬редь отметить важные ее характеристики.
Прибыль представляет собой форму дохода предпринимателя, осуществляющего определенный вид деятельности. Эта внешностная, наиболее простая форма выражения прибыли является вместе с тем недостаточной для ее полной характеристики, так как в ряде случаев активная деятельность в какой-либо сфере может и не быть связанной с получением прибыли (например, деятельность политическая, благотворительная и т.п.).
Она является формой дохода предпринимателя, вложившего свой капитал с целью достижения определенного коммерческого успеха, вместе с тем не является гарантированным доходом предпринимателя, вложившего свой капитал в тот или иной вид бизнеса. Она является результатом только умелого и успешного осуществления этого бизнеса. Но в процессе ведения бизнеса предприниматель вследствие своих неудачных действий или объективных причин внешнего характера может не только лишиться ожидаемой прибыли, но и полностью или частично потерять вложенный капитал. Поэтому прибыль является в определенной мере и платой за риск осуществления предпринимательской деятельности. Как будет показано далее уровень прибыли и уровень предпринимательского риска находятся между собой в прямо пропорциональной зависимости.
В то же время прибыль характеризует не весь доход, полученный в процессе предпринимательской деятельности, а только ту часть дохода, которая "очищена" от понесенных затрат на осуществление этой деятельности. [2, c. 15]
С учетом рассмотренных основных характеристик прибыли ее понятие в наиболее обобщенном виде может быть сформулировано следующим образом: "Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чис¬тый доход предпринимателя на вложенный капитал, ха¬рактеризующий его вознаграждение за риск осуществле¬ния предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности".
В условиях рыночной экономики значение прибыли возрастает. Она становится главной целью пред¬принимательской деятельности. Создает базу экономического развития, удовлетворения социальных потребностей общества.
Прибыль предприятия является критерием эффективности конкретной производственной (операционной) деятельности. Индивидуальный уровень прибыли предприятия в сравнении с отраслевым характеризует степень умения (подготовленности, опыта, инициативности) менеджеров успешно осуществлять хозяйственную деятельность в условиях рыночной экономики.
В то же время основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающих его развитие и возрастания рыночной стоимости, защитным механиз¬мом, предохраняющим предприятие от угрозы банкротства, является прибыль. [2, c. 19]
Характеризуя роль прибыли в рыночной экономике, следует отметить, что по мнению многих экономистов эта роль не всегда позитивна, так как отдельные виды прибыли служат источником лишь личного обогащения отдельных категорий граждан не принося пользу обществу в целом. Это относится к таким ее видам, как прибыль, полученная от спекулятивных коммерческих операций, от неоправданно высоких цен в связи с монопольным положением на рынке, от "теневой" деятельности пред¬приятий и т.п.
1,200 руб.
1. Бернсайн Л.А. Анализ финансовой отчетности.-М.: Финансы и Статистика, , 2002.
2. Бланк И. А. Управление прибылью. – Киев: Ника-Центр, 2007. – 768 с.
3. Лихачева О. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия. – М.: Вузовский учебник, 2007. – 288 с.
4. Приходько В., Щербаков В. Краткосрочная финансовая политика. – М.: Кнорус, 2007. – 272 с.
5. Савицкая Г.В., Анализ хозяйственной деятельности предприятия, Минск, Новое знание, 2006 г
6. Селезнева Н.Н. Финансовый анализ. - М.: Юнити, 2007. – 639 с.
7. Шеремет А.Д. , Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих предприятий.- М.: Инфра-М, 2003г.
8. Шеремет А.Д., Баканов М.И. Теория экономического анализа.- М.: Финансы и Статистика, 2002г.
9. Ядгаров П. И. История экономических учений. – М., 2004.
1,200 руб.