2.1. Структура государственного управления образованием
В организационную структуру государственно-общественного управления образованием России входят:
• органы исполнительной государственной власти - Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, главы администраций субъектов РФ,
• органы законодательной государственной власти – Федеральное Собрание Российской Федерации, законодательные органы субъектов Российской Федерации,
• органы местного самоуправления,
• государственные органы управления образованием (Министерство образования РФ, органы управления образованием субъектов РФ) и местные (районные, городские) органы управления образованием,
• общественные органы управления образованием: Всероссийский съезд (конференция) участников образовательного процесса и избранный им (ею) Совет по образованию Российской Федерации; региональные съезды (конференции) участников образовательного процесса и избранные ими республиканские, краевые, областные, окружные, Московский и Санкт-Петербургский городские советы по образованию; районные и городские съезды (конференции) участников образовательного процесса и избранные ими районные и городские советы по образованию,
• руководители образовательных учреждений и советы образовательных учреждений, избранные общими собраниями (конференциями) участников образовательного процесса .
Наряду со специфическими методами деятельности органов государственного управления образованием (приказ, распоряжение, требование, утверждение, методы поощрения, наказания и ответственности) и органов общественного управления образованием (общественное поручение, общественное мнение, общественного поручительства, общественной экспертизы и др.) у них могут быть и общие методы государственно-общественного управления образованием. Среди них - методы управленческого цикла, педагогической инструментовки конкретного дела, личного примера, авансированного доверия, позитивного стимулирования, просьбы, совета, предложения и др.
В государственноом управлении образованием могут использоваться такие формы, как заседания, конференции, «круглые столы», отчеты, самоотчеты, обсуждение проектов управленческих решений и нормативно-правовых документов, и др. Очевидно, наилучшие результаты, принесет оптимальное сочетание методов и форм управленческой деятельности субъектов государственно-общественного управления, максимально учитывающих конкретные условия функционирования образовательных систем и учреждений. С учетом содержащейся в Законе РФ «Об образовании» компетенции органов государственной власти и управления образованием определяются полномочия субъектов ГУО на всех уровнях образования. Так, если к полномочиям руководителя образовательного учреждения отнести подбор, прием на работу и расстановку кадров; установление надбавок и доплат к должностным окладам работников учреждения, порядка и размеров их премирования; разработку и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся и др., то в порядке возможных полномочий совета образовательного учреждения можно предложить установление режима работы учреждения, порядка приема, перевода и выпуска учащихся из школы; утверждение Положения об оплате дополнительного труда работников учреждения; принятие решения по вопросам аренды зданий и оборудования образовательного учреждения; создание и использование в интересах образовательного учреждения фонда его развития; изучение и реализация потребностей участников образовательного учреждения;
общественный контроль за расходованием бюджетных средств; контроль за своевременным предоставлением отдельным категориям обучающихся дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных законодательством; контроль за работой подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений; разработка положений об органах школьного самоуправления, кодексов прав и обязанностей педагогов, учащихся и их родителей и вынесение их на утверждение общешкольной конференции (собрания); заслушивание информации директора школы и др.
Аналогично, если к полномочиям муниципального органа управления образованием отнести планирование, организацию, регулирование и контроль деятельности образовательных учреждений (по поручению органов местного самоуправления); обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения; назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений (если иное не предусмотрено уставом образовательного учреждения); контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности образовательными учреждениями и др., то в порядке возможных полномочий муниципального общественного совета по образованию можно предложить контроль реализации конституционных прав граждан на образование и участие в управлении образовательными учреждениями; общественная оценка рациональности использования выделяемых ресурсов на образование; организация общественного обсуждения и экспертизы готовящихся и принятых нормативно-правовых актов в области муниципального образования; разработка проектов решений для органов муниципального самоуправления по актуальным проблемам муниципального образования; участие в изыскании дополнительных средств на нужды образования; координация деятельности органов общественного управления, обучение их членов по проблемам ГУО и др.
Таким же образом осуществляется определение полномочий субъектов ГУО на региональном и федеральном уровнях:
1. если компетенция государственных органов управления региональным образованием содержатся в ст. 29 закона,
2. а федеральным образованием - в ст. 28, то к определенным выше полномочиям общественных органов добавляются организация обсуждения проектов и программ развития региональной (федеральной) образовательной системы, разработка документов, направленных на развитее общественного управления образованием и др.
Критерии оценки эффективности государственно-общественного управления образованием:
1) вклад субъектов ГУО в улучшение условий функционирования образовательного процесса (финансовое обеспечение; оснащенность нормативно-правовой базой; информационное обеспечение участников образовательного процесса),
2) вклад субъектов ГУО в улучшение состояния образовательного процесса (реализация прав участников образовательного процесса на участие в управлении образовательным учреждением; гармонизация взаимоотношений участников образовательного процесса; качество учебного процесса; качество внеурочной и внешкольной воспитательной работы),
3) вклад субъектов ГУО в улучшение результатов образовательного процесса (уровень знаний, умений и навыков учащихся; уровень гражданского воспитания учащихся; готовность учащихся к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования) .
1,200 руб.
.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы государственного управления образованием и наукой………………………………………………………….5
1.1. Понятие и сущность государственного управления образованием и наукой……………………………………………………………………….5
1.2. Актуальность проблемы становления и развития системы государственного управления образованием и наукой………………….9
Глава 2. Особенности государственного управления образованием и наукой в России…………………………………………………………………..12
2.1. Структура государственного управления образованием……………….12
2.2. Практика управления общим образованием и наукой ……………………17
Заключение………………………………………………………………………25
Список использованной литературы…………………………………………28
Введение.
Государственное управление образованием и наукой на сегодняшний день является одной из актуальнейших для рассмотрения тем, что обусловлено рядом причин, в состав которых входит глобализация роли не просто грамотного управления образованием и наукой, а управление с постоянной тенденцией развития соответствующих направлений. Все это важно для общего развития грамотности населения, и, как следствия уровня развития науки в стране, поскольку именно грамотное население способно оказать значительную роль в исследовании самых различных областей науки, помимо развития собственного менталитета. Актуальность темы подтверждается многочисленными работами ведущих ученых, политиков и иных заинтересованных в настоящем вопросе лиц, труды которых лежат в основе существующей системы управления образованием и наукой, а также процесса ее совершенствования.
Итак, целью настоящей работы является комплексная характеристика государственного управления образованием и наукой, этапов становления и развития, а также управления названным институтом. В качестве объекта исследования в работе выступает образование и наука, как неотъемлемые части человеческого прогресса, которые позволяют человеку не просто жить, но и прогрессировать в своем развитии. В качестве предмета работы выступает процесс государственного управления, формирование которого происходило на протяжении достаточно долгого исторического периода, и, совершенствуясь в своем функционировании, пришел в действующую сегодня систему управления образованием и наукой. В связи с поставленной целью представляется необходимым для полного и всестороннего раскрытия таковой определить необходимость решения следующих задач: дать характеристику сущности государственного управления в системе науки и образования, определить актуальность существующей проблемы государственного управления, раскрыть структуру, а также практику управления образованием и наукой и выделить этапы становления и развития государственного управления общим образованием и наукой в России. Для решения поставленных задач в работе предполагается использовать многочисленные труды авторов: учебники, статьи, монографии, таких авторов как: Скамницкий А.А., Казбан Е.П., Дальман С.В. и некоторые другие, чьи работы лежат не только в основе рассматриваемой теме, но становлении самого института государственного управления в целом.
Глава 1. Теоретические основы государственного управления образованием и наукой
1.1. Понятие и сущность государственного управления образованием и наукой
Если под управлением понимать целеустремленную деятельность субъектов управления всех уровней, направленную на организацию функционирования и развития системы образования, то под государственным целесообразно понимать такое управление, в котором сочетается деятельность субъектов управления государственной и общественной природы, также направленная на организацию функционирования и развития сферы образования.
Система государственного управления образованием включает в себя: всех участников образовательного процесса, их органы управления и органы государственного управления образованием; нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность субъектов государственногоуправления образованием; процедуры и механизмы их взаимодействия .
Признаками государственного управления образованием и наукой являются:
1. наличие государственной структуры управления образованием и наукой, в которой каждый субъект управления наделен конкретными полномочиями и ответственностью;
2. наличие общественной структуры управления образованием, все субъекты которой наделены реальными полномочиями и вытекающей из них ответственностью;
3. согласованное и взаимно принятое распределение полномочий и ответственности между государственными и общественными субъектами управления образованием на всех его уровнях;
4. принятая органами государственного и общественного управления образованием система разрешения возникающих между ними противоречий и конфликтов .
Важную роль в процессе становления и развития государственного управления образованием призваны сыграть принципы ГУО, под которыми понимаются те его основания, которые определяют не только главные направления, всю систему деятельности, цели, задачи, содержание, оргструктуру, формы и методы (субъектов управления, но и отношения, складывающиеся между его участниками. К основным принципам государственного управления общим образованием можно отнести следующие принципы:
1. независимости и паритетности органов государственного и общественного управления образованием;
2. законности, предполагающей неукоснительное следование органов управления Конституции России, ее законам, другим нормативным правовым актам;
3. комплексного использования экономических, кадровых, организационных, информационных и иных ресурсов государства и общества субъектами ГУО;
4. целевой направленности деятельности субъектов ГУО на реализацию потребностей и интересов участников образовательного процесса, общества и государства;
5. правовой обоснованности притязаний участников образовательной деятельности на участие в государственно-общественном управлении сферой общего образования, как на уровне общеобразовательного учреждения, так и на муниципальном, региональном и федеральном уровнях;
6. открытости и гласности, в соответствии с которым деятельность субъектов ГУО открыта для всех участников образовательного процесса и обеспечивается получение ими необходимой информации; свободы и самодеятельности, означающих возможность каждого субъекта ГУО свободно выбирать методы и средства осуществления управленческой деятельности и проявлять при этом активность и самодеятельность;
7. согласованного распределения полномочий и сфер ответственности между государственными и общественными органами управления образованием на каждом его уровне и этапе функционирования и развития; наделения полномочиями органов управления образованием в государственной вертикали сверху вниз, в общественной - снизу вверх;
8. цивилизованного разрешения конфликтов и противоречий между государственными и общественными органами управления на каждом уровне образования через общепринятые согласительные механизмы и процедуры .
Цель государственного управления - оптимальное сочетание государственных и общественных начал в управлении образованием в интересах человека, общества и государства. Задачи государственного управления: реализация определенных Законом РФ «Об образовании» прав работников образовательного учреждения, обучающихся и их родителей на участие в управлении образовательным учреждением; повышение эффективности государственной политики в области образования; удовлетворение образовательных потребностей и интересов всех категорий участников образовательного процесса.
Наряду со специфической деятельностью государственных и общественных органов управления у них может быть общее содержание государственного управления образованием. К нему относится:
1) деятельность по обеспечению функционирования образовательной сферы: участие в подготовке, принятие и реализации нормативно-правовой базы образования; определении направлений расходования дополнительных материальных и финансовых средств; оценка рациональности использования выделяемых государством ресурсов; организация обсуждения готовящихся и принятых законодательных и нормативно-правовых актов в сфере образования; обеспечение контроля за соблюдением действующего законодательства в области образования, полнотой реализации прав обучающихся, родителей и работников образовательных учреждений; содействие гуманизации и гармонизации взаимоотношений участников образовательного процесса; привлечение в систему образования сил и средств юридических и физических лиц; представление и защита интересов сферы образования и др.,
2) содействие совершенствованию деятельности и развитию сферы образования: разработка и реализация соответствующих проектов, программ, в том числе направленных на его модернизацию и демократизацию; совершенствование содержания, организационной структуры, форм и методов образовательной деятельности и управления ею (изучение интересов и потребностей участников образовательного процесса, общества и государства; проведение экспертных оценок проектов и идей реформирования и модернизации сферы образования; выявление резервов улучшения качества образования и приведение их в действие и др.); разработка, принятие и реализация мер стимулирования труда педагогов, учебной, трудовой и общественно полезной деятельности обучающихся, деятельности родителей в интересах сферы образования; изыскание материальных и финансовых ресурсов для реализации проектов модернизации образовательных систем и учреждений и др.
1.2. Актуальность проблемы становления и развития системы государственного управления образованием и наукой
Словосочетание «государственное управление» как общезначимая категория педагогики в нашей стране получила свое признание в 1988 году, после февральского Пленума ЦК КПСС, указавшего на целесообразность создания в школах и ПТУ общественных советов из числа педагогических работников, учащихся, их родителей, представителей производственных коллективов общественности . Приняв в основном Концепцию общего среднего образования и Положение о средней школе, Всесоюзный съезд работников народного образования (декабрь 1988г.) отметил, что первоочередным направлением перестройки образования становится создание государственно системы управления учебными заведениями.
1,200 руб.
1. Атаманчук, Теория государственного управления, Омега-Л, 2004
2. Дальман С.В., Развитие системы управления образованием в России, Нестор- История СПБ, 2007
3. Коротков Э.М., Управление качеством образования, Академический проект, 2007
4. Казбан Е.П., История государственного управления в России: Учебник, Гардарики, 2007
5. Оверчук Т.И., Качество образования: состояние, проблемы, перспективы, Гном и Д, 2004
6. Скамницкий А.А., Система государственного управления: Учебное пособие, Гардарики, 2006
7. Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и муниципальное управление. — М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство «ЭКМОС», 2006
8. Шамхалов Ф., Основы теории государственного управления, Экономика, 2003
1,200 руб.