Введение
Содержание
Литература
2.1. Развитие системы дошкольного и общего среднего образования Украины
Важное место в системе непрерывного образования принадлежит в Украине дошкольному и общему среднему образованию. В стране исторически сложилась стройная система дошкольного образования, которая включает в себя разнообразные по типам и видам дошкольные учебные заведения, научные и методические учреждения, органы управления образованием.
Вопросы функционирования дошкольных учебных заведений и организации учебно-воспитательного процесса урегулированы Законом Украины «О дошкольном образовании». Как свидетельствует статистика, в последнее время в стране растет популярность общественного дошкольного воспитания, интерес общественности к качеству образовательного процесса в дошкольном учебном заведении. Невзирая на неблагоприятную демографическую ситуацию и сокращение в связи с этим количества заведений дошкольного образования, количество детей в них постепенно увеличивается .
В 2004 году в Украине функционировало 15 тыс. дошкольных учебных заведений разных форм собственности (в городах – 6,7 тыс., в селах – 8,3 тыс.). Эти заведения посещали 977 тыс. детей (в городах – 807 тыс., в селах – 170 тыс.), что составляет 48% от общего количества детей дошкольного возраста (в городах – 64%, в селах – 21%).
Контингент воспитанников в дошкольных заведениях за последние три года увеличился на 9 тыс., соответственно показатель охвата детей общественным дошкольным воспитанием вырос на 7% (с 41 до 48%).
В связи с увеличением занятости женщин в трудовом секторе, изменением демографической ситуации в последние годы особенное внимание в Украине уделяется формированию сети заведений для работы с детьми раннего возраста (до 3-х лет). Из общего количества детей, посещающих дошкольные заведения, почти 16% составляют дети раннего возраста и наблюдается позитивная динамика роста такого контингента детей.
Дошкольные учебные заведения посещают свыше 14% детей в возрасте до двух лет; 70% – трех-четырехлетних, 54,5% – пятилетних, 20,3% – шестилетних.
В Украине развиваются дошкольные учебные заведения разных типов. На сегодня реальностью является их вариативность в зависимости от форм собственности, контингента детей, режима их пребывания, применения тех или иных педагогических подходов к содержанию и методам воспитания. Например, группы кратковременного пребывания посещают свыше 10 тыс. дошкольников.
Расширяется сеть дошкольных учебных заведений (групп) компенсирующего типа, в которых бесплатно воспитываются и проходят лечение больные дети и дети с недостатками психофизического развития. Так, более чем 2 тыс. дошкольных учебных заведениях свыше 98 тыс. детей – это дети больные и те, которые нуждаются в коррекции физического и (или) умственного развития. Одновременно с получением дошкольного образования они проходят комплекс лечебно-реабилитационных мероприятий. То есть, 10 процентов малышей находятся в особенных условиях государственной заботы и поддержки.
Наблюдается тенденция к увеличению количества учебно-воспитательных комплексов «дошкольное учебное заведение – общеобразовательное учебное заведение», которых в Украине функционирует свыше 1,6 тыс., где обучается 211 тыс. учеников и работает около 11 тыс. учителей. Деятельность таких заведений дает возможность успешно решать проблемы обеспечения непрерывного дошкольного и общего среднего образования, безболезненной адаптации дошкольников к обучению в школе .
Особенное внимание уделяется в Украине образованию тех старших дошкольников, которые не посещают детские садики.
В тех населенных пунктах сельской местности, где нет детских садиков, эта функция реализуется через создание при общеобразовательных учебных заведениях дошкольных групп, количество которых постоянно увеличивается; в стране свыше 72 тыс. детей посещают более чем 6 тыс. таких групп.
В системе общего среднего образования начали 2004/2005 учебный год в 21 722 общеобразовательных учебных заведениях 573 1365 учеников и 54 6525 педагогов.
Согласно национальному законодательству, в Украине дети могут поступать в школу с 6 лет. С каждым годом количество детей шестилетнего возраста, охваченных обучением, растет: в 2001/2002 учебном году охват обучением детей этого возраста составлял 66% от общего количества детей 6-летнего возраста, а в 2004/2005 – 74,6%. Родительская общественность осознала целесообразность и эффективность раннего системного обучения детей, которым обеспечивается всестороннее развитие, ранняя социализация ребенка. 23% украинских первоклассников учится на базе дошкольных учебных заведений (почти 94 тыс. учеников), где создаются надлежащие условия для обучения учащихся, организации питания и отдыха детей 6-летнего возраста.
В таких заведениях создаются оптимальные условия для организации учебно-воспитательного процесса, оздоровительно-профилактической работы учеников начальных классов.
В случае отсутствия возможности посещать учебное заведение (болезнь, коррекционная и упреждающая работа, демографическая ситуация и тому подобное) для детей на общих основаниях в общеобразовательных учебных заведениях организуется индивидуальное обучение.
Количество учеников, находящихся на индивидуальном обучении, с каждым годом растет: в 2001/2002 учебном году индивидуальной формой обучения было охвачено 6,6 тыс. учеников начальных классов, а в 2004/2005 учебном году на индивидуальном обучении находятся свыше 8,4 тыс. учеников.
На индивидуальном обучении находятся также дети:
– имеющие высокий учебный потенциал и имеющие способности ускоренно окончить курс обучения;
– ученики, проживающие в сельской местности (если в населенном пункте менее 5 детей соответствующего возраста);
– дети, нуждающиеся в коррекции физического или (также) умственного развития, при условии, что родители отказались направлять ребенка в соответствующую специальную общеобразовательную школу.
Также в стране увеличивается количество учеников, посещающих группы продленного дня. По сравнению с 2001/2002 учебным годом их число увеличилось до 32 тыс. Всего в группах продленного дня учится и воспитывается свыше 394 тыс. учеников 1–4 классов. На начало 2004/2005 учебного года насчитывается 4,4 тыс. заведений, где работают 11 тыс. групп продленного дня за счет государственных средств и 545 групп продленного дня – за счет средств родителей.
Действующее законодательство в сфере общего среднего образования приоритетными направлениями государственной политики определяет личностную ориентацию образования, формирование национальных и общечеловеческих ценностей, обеспечение равных возможностей в получении образования, постоянное улучшение качества образования путем обновления его содержания и форм организации учебно-воспитательного процесса, сохранение и укрепление здоровья участников учебного процесса, обеспечение экономических и социальных гарантий педагогических работников, повышение их социального статуса, особенное внимание сельской школе.
Реализация этих приоритетных направлений, а также приведение национального законодательства в сфере образования в соответствие с общественными потребностями и нормами международного права концептуально создало почву для обеспечения равного доступа граждан к качественному образованию, утверждению высоких его стандартов.
На сегодня этапы трансформации среднего образования в Украине законодательно достаточно четко определены. В целях реализации Закона Украины «Об общем среднем образовании» Кабинет Министров Украины 16 ноября 2000 г. принял постановление «О переходе общеобразовательных учебных заведений Украины на новое содержание, структуру и 12-летний срок обучения», которым определены этапы и технология изменений. В частности, была принята новая структура среднего образования: четырехлетняя начальная школа, пятилетняя основная школа и трехлетняя, как правило, профильная, старшая школа .
Постепенный переход к 12-летнему обучению начался в 2001 году. До этого была проведена организационная и научно-методическая работа по подготовке управленческих структур, методических служб, общественного мнения к переходу общего среднего образования на новое содержание и формы обучения.
Основными целями внедрения нового содержания образования являются:
– повышение уровня образованности и культуры учеников для обеспечения экономического и социального развития нашего государства;
– приведение учебной нагрузки учеников к нормам, которые отвечают физиологическим, психологическим особенностям школьников;
3,000 руб.
Введение 3
1. Историческое развитие системы образования 7
1.1. Особенности формирования системы советского образования 7
1.2. Предмет и задачи советской педагогики 20
1.3. Влияние советской педагогической науки и теоретических воззрений на задачи педагогического образования 25
2. Реформы и изменения системы образования в Украине на современном этапе 39
2. Реформы и изменения системы образования в Украине на современном этапе 39
2.1. Развитие системы дошкольного и общего среднего образования Украины 39
2.2. Развитие системы профессионально-технического образования Украины 55
2.3. Развитие системы высшего образования Украины 65
2.3.1. Государственная политика в области высшего образования 66
2.3.2. Ступенчатое образование в Украине 79
2.3.3. Управление отраслью высшего образования 87
2.3.4. Виды и количество учреждений в системе высшего образования 96
2.3.5. Доступ к высшему образованию 109
2.3.6. Международное сотрудничество и мобильность 114
2.4. Развитие системы последипломного образования Украины 119
3. Традиция и инновация в условиях социальных перемен 124
3.1. Сравнительный анализ системы образования в СССР и в Украине 124
3.2. Преимущества и недостатки трансформации системы образования в Украине 130
3.3. Итоги и перспективы развития системы образования в Украине 137
Заключение 145
Список использованной литературы: 147
Введение
Актуальность исследования. В современном мире, который вошел в третье тысячелетие, развитие Украины определяется в контексте европейской интеграции с ориентацией на фундаментальные ценности западной культуры: парламентаризм, права человека, права национальных меньшинств, либерализацию, свободу передвижения, ограничение роли государства в обществе и другие составляющие – неотделимые атрибуты гражданского общества.
На протяжении первых десятилетий достижения государственной независимости Украина осуществляет исторически неминуемый и необратимый переход к таким основам общественного развития. В социально-политической сфере – это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике – от административно-командной системы планового хозяйства к социально ориентированной рыночной экономике, в жизни каждого человека – это переход от потребительских, созерцательных позиций к функциям самодавлеющего субъекта хозяйственной деятельности. Такие изменения в обществе, экономике, жизненном устройстве требуют обновления социальных приоритетов личности.
На смену индустриальному обществу приходит общество информационное, предопределяющее определенные социальные, производственные, экономические и политические сдвиги. Вектор развития экономики направляется на качество, обновление и расширение номенклатуры продукции и услуг. Соответственно потребностям экономического развития общества формируется рынок труда. Возрастает численность работников информационной сферы, развиваются высокие технологии, увеличивается число занятых в непроизводственной сфере услуг.
Ускорение научно-технического прогресса предопределяет повышенные требования к качественному потенциалу рабочей силы, занимающейся генерированием, разработкой и внедрением новых технологических идей. При условиях трансформации украинского общества особую значимость приобретают вопросы формирования новых жизненных стратегий, компетентности, усиление гибкости и мобильности социального поведения. Чем мощнее жизненный потенциал человека, тем легче ему преодолеть кризисные ситуации, овладеть конструктивно-преобразующей позицией. Все это, бесспорно, предъявляет новые требования к интеллектуальному уровню общества, к его совершенствованию через образованность, профессионализм, многосторонность, коммуникабельность.
В этих условиях для Украины особую актуальность приобретает учет факторов социально-экономического развития, среди которых значительная роль отведена человеческому фактору. Особое значение при этом приобретает система образования.
Высокий уровень образованности нации способствует большей восприимчивости и действенности экономических и социальных реформ, формированию правовой и экологической культуры при осуществлении социальной и технологической деятельности, создает условия для прогрессивной индивидуальной активности личности в обществе.
В новых социально-экономических условиях образование получает высокий статус, поскольку именно оно будет оказывать содействие переходу к информационному обществу и формированию приоритетов развития государства. Высокообразованная молодежь – главный стратегический резерв социально-экономических реформ в Украине, без которого невозможно дальнейшее развитие общества.
Важность темы - в возможности и необходимости извлечения из исторического опыта уроков, которые могут быть полезными для современной Украины. Советская школа в ходе революционных преобразований болезненно расставалась с капиталистическим прошлым, быстрыми темпами преодолевая технико-экономическую и образовательную отсталость. В условиях реконструкции всего хозяйства коренным образом изменились сущность, методы и темпы образования, была кардинально модернизирована общеобразовательная и высшая школа.
Цель исследования: во-первых, ретроспективно изучить характер государственной политики в сфере системы образования по становлению и развитию системы советской школы, установить основные приоритеты этой стратегии. Во-вторых, раскрыть комплекс практических мер по модернизации образования в Украине, выделить сильные стороны образовательной политики и ее принципиальные недостатки.
Поставленные цели предусматривали решение целого ряда задач, к числу последних были отнесены следующие:
- провести теоретико-методологический, историографический и источниковедческий анализ по теме работы;
- рассмотреть фундаментальные основы, которые изначально закладывались советским государством в содержание и концепцию системы образования, обеспечивающую его органическое вхождение в социальную структуру социалистического государства;
- проследить процесс становления советской школы и педагогики, выявить основные противоречия в ее развитии;
- рассмотреть в динамике состояние образовательных учреждений в Украине, дать им количественную и качественную характеристику;
- обосновать факторы, способствовавшие принятию основных направлений перестройки системы образования, а затем кардинальному пересмотру принятых решений и изменению содержания реформы современной школы в Украине;
- на основе исследованного опыта и выявленных уроков сделать обобщающие выводы и некоторые рекомендации для современной практики.
Объектом исследования выступает отечественная система образования, подвергавшаяся неоднократному реформированию со стороны государства под прямым руководством коммунистической партии.
Предметом исследования определяется комплекс практических мер и деятельность государственных структур, общественных объединений и организаций по строительству адекватной социальному заказу системы образования, процесс реализации принятых решений.
Методология исследования. Методологические основы и методические принципы исследования базировались на традиционных для историографии принципах историзма и научной объективности. Методология исследования включает в себя формационный и цивилизационный подходы, принцип системного анализа, а также научные методы — исторический, проблемно-хронологический, сравнительный, метод периодизации.
Практическая значимость. Выполненная работа восполняет пробел в знаниях истории системы советского образования, сделанные выводы и обобщения могут быть востребованы при подготовке научных разработок по проблемам современной политики в сфере системы образования в Украине. Изложенный материал, результаты анализа и предложенные рекомендации могут быть включены в базу данных такого направления отечественной историографии, как история политики государства в сфере системы образования и история украинской школы.
1. Историческое развитие системы образования
1.1. Особенности формирования системы советского образования
Школьная система, принятая в 1918 году, подвергалась некоторым изменениям уже в годы гражданской войны и иностранной интервенции. Были созданы рабочие факультеты, школы-клубы для рабочих-подростков, двухлетние школы для переростков и др. Переход на мирную работу потребовал существенных изменений в системе народного образования, особенно в системе профессионального образования. Для всестороннего обсуждения назревших вопросов школьного строительства Центральный Комитет партии созвал первое Всероссийское партийное совещание по народному образованию (31 декабря 1920 года - 4 января 1921 года). Совещание признало необходимым установить вместо девятилетней школы с двумя ступенями в качестве основного типа семилетнюю школу с двумя концентрами: первый - 4 года, второй - 3 года. Основной формой профессионального образования юношества совещание признало техникум (индустриальный, сельскохозяйственный, экономический, педагогический и др.) с четырехлетним сроком обучения .
К 1922 году сложилась более гибкая школьная система по сравнению с принятой в 1918 году: начальная школа (4 года обучения), основная семилетняя общеобразовательная школа и старшая ступень общеобразовательной школы, всего 9-10 лет обучения. Положительной стороной этой школьной системы было то, что каждый концентр, представляя ступень, ведущую вверх по общеобразовательной школьной лестнице, являлся в то же время и основанием для дальнейшего профессионально-технического образования. Школа I ступени являлась базой для школ низшего профессионального образования: профшкол, фабзавуча, учебнопроизводственных мастерских и т. п.; семилетняя школа - для средних и профессионально-технических учебных заведений: индустриальных, сельскохозяйственных, педагогических и других техникумов; девяти-, десятилетняя школы служили основой для дальнейшего, высшего образования.
В 1925 году создаются первые фабрично-заводские семилетки (ФЗС), получившие широкое распространение к концу 1929 года и ставшие основными общеобразовательными школами в период 1930-1934 годов. Это была попытка приблизить для детей рабочих школу к производству, создать условия для ее политехнизации и для получения детьми рабочих повышенного образования.
В 1921 году Наркомпрос РСФСР принял постановление «О реорганизации школы II ступени» (VII-IX классы), возложив на нее задачу подготовки работников массовой квалификации в определенной отрасли труда (учителей, счетоводов, политпросветработников и т. д.), обеспечив общее образование этих учащихся в объеме девятилетки, чтобы открыть им доступ в высшую школу и в то же время подготовить к выполнению определенных профессиональных обязанностей в сфере культуры, образования, обслуживания.
Значительно увеличилось в это время количество рабочих факультетов, игравших важнейшую роль в подготовке рабоче-крестьянской молодежи к поступлению в высшие учебные заведения, к изменению социального состава вузов.
В этот период возникали (1921) и бурно развивались школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Они имели своей задачей подготовку из молодежи высококвалифицированных рабочих для промышленности и транспорта. Они имели четырехлетний срок обучения и наряду с профессиональной подготовкой обеспечивали и общее образование в объеме семилетней школы .
В результате в РСФСР сложилась следующая система школьного образования:
• начальная школа (I ступень) с четырехлетним сроком обучения;
• семилетняя школа как фундамент всей школьной системы;
• школа II ступени (девятилетняя средняя школа) с профессионализированным вторым концентром (в ряде школ);
• фабрично-заводские семилетки (ФЗС) - разновидность семилетней школы в промышленных центрах и районах;
• школа крестьянской молодежи (ШКМ), являющаяся продолжением школы I ступени для сельской молодежи;
• школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) преимущественно для рабочих-подростков с профессиональной установкой, но с сохранением общеобразовательных знаний в объеме семилетней школы;
• рабочий факультет, дававший среднее образование рабоче-крестьянской молодежи, поступающей затем в своем большинстве в высшие учебные заведения.
Укрепление материальной базы и рост школьной сети. Тяжелое экономическое положение страны в 1921-1922 годах крайне отрицательно отразилось на состоянии школы. Размах школьного дела, порожденный энтузиазмом трудящихся масс в первые послеоктябрьские годы, превосходил возможности молодой республики. Но уже в марте 1922 года XI съезд Коммунистической партии, подведя первые итоги новой экономической политики и отметив серьезные успехи на хозяйственном фронте страны, предложил принять немедленные меры для подъема культуры и школы .
С 1923 года укрепляется бюджет народного образования и улучшается материальное положение учителей, в первую очередь сельских. Начался медленный, а затем все более быстрый рост сети общеобразовательных школ.
К концу 20-х годов сеть школ и число учащихся было значительно выше, чем в 1914 году. Еще важнее было то, что росла сеть не только начальных школ, но и семилетних и средних. С 1922 по 1926 год число учащихся в семилетних школах выросло более чем в 3 раза - с 180 тыс. до 635 тыс. человек.
Большие изменения произошли в социальном составе учащихся. Основным контингентом советской школы стали дети трудящихся, резко увеличилось число учащихся из среды рабочих и крестьян во всех учебных заведениях.
Значительно улучшается материально-техническая база школы. Возрастают ассигнования на учебники, учебные и наглядные пособия, на ремонт и строительство школьных зданий. Советское государство выделяет бесплатно письменные принадлежности, учебные и наглядные пособия в количестве, достаточном для обеспечения нуждающихся в первую очередь сельских школьников.
3,000 руб.
1. Аврус А.И. Проблемы школьного историко-обществоведческого образования на рубеже XX – XXI вв. – М., 2003
2. Аврус А.И. История украинских университетов: курс лекций. Саратов, 2005
3. Автухов И.Г., Огородников И.Т., Хаит И.А. Организация и методика работы в высшей школе. М.,1964.
4. Ахизиер.А.С. Методология социокультурных исследований переходных процессов (на материале Украины): Автореф. дис. д-ра ист. наук / Российский институт культурологии. М., 2004
5. Бердяев Н.А. Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы. Париж, 1969
6. Бойцов Б.В., Системная целостность качества жизни // Стандарты и качество. — 1999. — № 5.
7. Будник Г.А. Высшая школа и интеллигенция: советский воспитательный и образовательный эксперимент 1945-1985 годы. Иваново, 2003
8. Власов Ю.Н. Феномен реформаторства в переломные эпохи: Культурологический анализ. М., 1998
9. Возможное и действительное и проблемы альтернативности в историческом развитии. // История СССР. 2006
10. Галкин К.Т. Высшее образование и подготовка научных кадров. М., 1998
11. Гличев А.В. Концептуальные подходы к решению проблем качества в современных условиях // Стандарты и качество. — 1996. — № 12.
12. Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Кн. 2. Математика. Естественно-научные дисциплины / Под ред. В.С. Леднева, Н.Д. Никандрова, М.Н. Лазутовой. — М.: Прометей, 1998.
13. Данилов А.А. История отечества. В 2 вып. М., 1992
14. Жуков В.И. Высшая школа Украины: исторические и современные сюжеты. М., 2000
15. Зак Л.М. История изучения советской культуры. М., 1981
16. Зиновьев С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. М., 1978.
17. Иванова Л.В. У истоков советской исторической науки. М., 1988
18. Ильинский И.М. Образовательная революция. М., 2002.
19. Ильина Т.А. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. Институтов - М., «Просвещение», 1968.
20. Историческая наука и некоторые проблемы современности: Статьи и обсуждения // Под.ред. Гефтера М.Я. и др. М. 2004
21. Инновационные методы преподавания истории в средней школе: модульные технологии. // Краснодар, 2000
22. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики "Просвещение", М., 1982
23. Корнилова И.М. Становление и развитие высшего образования в Украине (1920-1999 гг.) Автореф. …канд. ист. наук. Элиста, 2000
24. Королев Ф. Ф., Очерки по истории советской школы и педагогики. 1917—1920, М., 1958
25. Крянев Ю.В., Отечественная история как школьный предмет XXI века., 2002
26. Култаева М. Пострадянські та західні етичні норми освіти: комплементарність чи конфлікт інтерпретацій// Покликання університету, К., 2005
27. Кузнецов В.А. Предпосылки и тенденции содержания образования в Украине // Львов, 2002
28. Луначарский А.В. О народном образовании. М.,1958
29. Маркс К. и Энгельс Ф., О воспитании и образовании, М., 1957
30. Матвеева И.В. Качество жизни и духовность / Заметки с научно-практической конференции // Стандарты и качество. — 1999. — № 5.
31. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История Украины. М., 2000.
32. Общие основы педагогики. Под ред. Ф. Ф. Королева, В. Е. Гмурмана, М., 1977
33. Овсянников К. Классовая борьба в высшей школе и задачи комсомола. М., 1991
34. Парфенов И.Д. Методология исторической науки: Курс лекций. Саратов, 2001.
35. Пистрак М. М., Педагогика, М., 1936
36. Педагогика. Под ред. П. Н. Груздева, М., 1990
37. Педагогика. Под ред. И. А. Каирова, 2 изд., М., 1998
38. Плюсин-Кронин Б.А. Новый этап. Новая система народного образования в РСФСР и новые программы ГУСа. М., 1986
39. Равкин З. И., Корнейчик Т. Д., Очерки по истории советской школы и педагогики. 1921—1931. М., 1961
40. Реформирование образовательной системы в Украине // Региональные исследования по отечественной истории и культуре. Вып. 2. Киев, 2005
41. Реформы в России: 1985-1995; Волобуев О., Кулешов С. Очищение. История и перестройка. М., 1989
42. Сафразьян Н.Л. Борьба КПСС за строительство советской высшей школы. М., 1977.
43. Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии. М., 2000
44. Синецкий А.Н. Профессорско-преподавательские кадры высшей школы в СССР. М., 1950
45. Соколов А.К. Лекции по советской истории. 1917-1940. М., 1995
46. Фролкин П.П. Развитие вузовской науки и кадрового потенциала высшей школы (середина 80-х – 90-е годы). Саратов, 2000
47. Чехов Н.К. К вопросу о практике студентов в школах // Народное просвещение. 1998
48. Чуткерашвили Е.В. Развитие высшего образования в СССР. М., 1961
49. Шарапов Ю.П. Формирование школьной системы образования в контексте реформирования общества.- М., 2003
50. Школьные реформы 60-х годов XIX века. Школа в период реакции 70-80-х годов Эволюция школьного исторического образования конец // Советская культура глазами молодых ученых. – М., 2001
51. Штамм С.И. Управление народным образованием в СССР: историко-правовое исследование (1917-1936). М., 1985.
52. Юдин П.Ф. Марксизм-ленинизм о культуре и культурной революции. М.,1998
53. Ясперс К.Смысл и назначение истории: Пер. с нем. 2-е изд. М., 1994. С.245.
54. Яковлева В.Н. Общее положение профессионального образования в РСФСР. М., 1972
3,000 руб.