РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
1.1. Научные подходы к определению понятия «психосоматическое заболевание».
Термин «психосоматика» впервые был применен в начале XIX века Дж.Хаинрот. Позже, в XX веке, психоаналитик Г. Гроддек использовал психоанализ в своем санатории в Баден-Бадене при лечении главным образом соматических заболеваний.
К числу научных концепций, оказавших существенное влияние на развитие психо¬соматической психологии, относятся теория нервизма И.М.Сеченова, психофизиологи¬ческое учение И.П. Павлова, теория стресса Г.Селье (1999), а также психосоматическая теория 3.Фрейда. В частности, конверсион¬ная модель 3.Фрейда описывает смещение психического конфликта (конверсию) и по¬пытку разрешить его через тело — сомати¬ческие, моторные (например, параличи) или чувственные (например, утрата чувствитель¬ности или локализованная боль) проявле¬ния. Происходят «отделение либидо» от бессознательных, вытесненных представле¬ний и преобразование этой либидонозной энергии в энергию соматическую [3].
Прогресс исследований в области пси¬хосоматической теории связан с именами Ф. Александера, последовательно развивав¬шего представления о роли психических факторов в генезе соматической патологии.
СОМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ («сомы» от греч. тело) — процессы, связанные с состоянием тела; они влияют на психику, могут быть и влияния обратного рода, когда слово влияет на телесные процессы (сло¬во «ранит»). Острота вопроса о соотношении психики и теле¬сности становится более заметной, если либо тело, либо психика претерпевает нарушения, приходит в болезненное состояние. Например, телесное хрони¬ческое заболевание кожи, выражающееся в появле¬нии пигментации, высыпании мелких узелков, чешуек, требует не только изменения поведения, образа жизни (соблюдение определенной диеты, при¬ема лекарств), но и порождает мучительные душев¬ные переживания (чувство стыда, неудобство при общении с окружающими, кожный зуд и др.). Воз¬никает ограничение контактов с людьми, пересмотр жизненных планов.
В учебных коллективах могут найтись люди злоб¬ные и соматические недостатки они могут делать пред¬метом осмеяния, оскорбительных прозвищ.
Стремление человека «встать выше» своего физи¬ческого недостатка и максимально использовать и развивать имеющиеся возможности позволяет ему найти подходящую, доступную деятельность и быть в ней успешным [2;13, 52-53 стр.].
В истории психологии можно оты¬скать многочисленные попытки интегративной оценки психосома¬тических заболеваний. Проблема соотношения «психического» и «со¬матического» с давних времен явля¬ется одним из ключевых вопросов психологической науки. Этапным мо¬ментом в становлении психосоматического (психовисцерального) на¬правления стало введение Воттег (1894) понятия «психогения». Стремительное изменение жизненного уклада, характерное для XX века, поставило психогении в ранг важнейших социальных проблем [2;15].
Ис¬торически проблему тропности патологиче¬ских психовегетативных влияний связывают с представлениями 3. Фрейда (1885) об ис¬терической конверсии. Его концепция пере¬вода вытесненных в бессознательное аффе¬ктов на окольные пути их реализации, но уже в символической форме в виде соот¬ветствующих клинических синдромов, полу¬чила широкое признание в психосоматиче¬ской медицине. Принцип «конверсии на ор¬ган» приобрел значение основного закона психосоматической медицины, определяю¬щего формирование не только функцио¬нальных, но и органических изменений со стороны внутренних органов.
В своей концепции специфичности Ф. Александер (1953) отказывался от симво¬лической интерпретации органической вис¬церальной патологии. Развивающийся при конфликтных ситуациях вегетативный нев¬роз он расценивает как физиологический ответ органа на хронически повторяющееся эмоциональное состояние и предполагает, что аффекты, преимущественно реализую¬щиеся через симпатическую иннервацию, ведут к развитию гипертонической болезни, гипертиреоза, сахарного диабета, артритов, тогда как реализующиеся через парасимпа¬тическую иннервацию — к язвенной болез¬ни и бронхиальной астме. Л. Чертог (1982) рассматривал два механизма вмешательст¬ва психики в соматику: истерическую кон¬версию и собственно соматизацию. Он считает, что психосоматический симптом яв¬ляется асимволическим и что его специфи¬ческая направленность определяется не психическими, а иммунологическими и ней-роэндокринными механизмами. Но ни одна из многочисленных теорий, пытающихся объяснить этиологию и патогенез психосо¬матических заболеваний, не смогла дать ис¬черпывающего объяснения психосоматиче¬ским расстройствам. Поэтому в последнее время стали говорить об их мультифактор-ном генезе, где каждая из предложенных теорий объясняет одно из звеньев патоге¬неза [12].
1,200 руб.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ _____________________________________________________ 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ_______________________________________
6
1.1. Научные подходы к определению понятия «психосоматическое заболевание»_________________________
6
1.2. Этиология психосоматических заболеваний ________________ 15
1.3. Симптомы психосоматических заболеваний _______________ 17
Выводы к разделу 1.____________________________________ 25
РАЗДЕЛ 2. ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ТЕЧЕНИЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ______
27
2.1. Психические особенности и психосоматические расстройства в период раннего детства и у детей дошкольного и младшего школьного возраста_____________________________________
27
2.2. Формирование и развитие психосоматических заболеваний у детей_________________________________________________
36
2.3. Роль семьи при возникновении и протекании психосоматических заболеваний у детей___________________
41
ВЫВОДЫ _______________________________________________________ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ______________________ 48
ДОПОЛНЕНИЯ__________________________________________________ 49
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Одной из наиболее актуальных проблем сегодняшнего дня есть проблема роста психосоматических заболеваний у детей и подростков. Это связано, в первую очередь, с общей социальной напряженностью, психологической неуравновешенностью всего общества. Поляризация доходов, сложное экономическое положение большинства семей, отсутствие уверенности, в завтрашнем дне ведут к росту тревожности, раздраженности, и, как следствие, к росту психосоматических заболеваний у взрослых и детей.
Частота психосоматичес¬кой патологии в структуре общей заболева¬емости в последнее время настолько увели¬чилась, что некоторые исследователи стали называть современное общество «психосо¬матически ориентированным». Трудно на¬звать соматическое заболевание, при кото¬ром на том или ином этапе не возникали бы психосоматические реакции или расстрой¬ства, утяжеляющие его течение и способст¬вующие хронификации.
Причины психосоматических заболеваний в ребенка возникают в результате неблагополучных семейно бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, избыточной занятости родителей и частых разводов.
Среди детей и подростков распространенность заболеваний со сложными взаимосвязанными психическими и соматичес¬кими проявлениями значительна и имеет устойчивую тенденцию к росту. До 40 % детей, наблюдаемых педиатрами, не имеют диагностически верифицированных заболеваний, хотя и предъявляют множест¬во соматических жалоб. Удельный вес таких детей в разных популяциях имеет значи¬тельные вариации в зависимости от этнокультуральных особенностей, социального окружения, семейной инфраструктуры, вос¬стания (Любан-Плоцца Б. и др., 1977) [9].
Развитие науки и техники растет в геометрической прогрессии. Радио, телевидение, сотовая связь, персональные компьютеры, новые технические и химические технологии создают постоянные психологические и физические перегрузки на человека, снижают способность его организма к социальной и биологической адаптации.
Экологические условия жизни на Земле ухудшаются, усиливается воздействие вредных факторов на здоровье людей, меняются генные структуры человека. Рождаются много детей с выраженными патологиями, с ослабленным здоровьем. Многие психосоматические заболевания детей закладываются в детстве. Нерешенные психосоматические проблемы родителей и воспитателей проецируются на ребенка, повторяются у него в усугубленном виде.
В современном обществе прослеживается кризис семьи, которая оказывается не только в социально-экономической плоскости. Недостаточным также психолого-педагогический и социально педагогический ровные подготовки взрослых к семейной жизни. Актуальными проблемами является отсутствие единственной стратегии, последовательности воспитания детей, в семьи, непонимания самой ценности и уникальности каждого ребенка, неспособность родителей прогнозировать последствия воспитания [11, с. 46].
В специальных исследованиях и публикациях констатируются факты ослабления роли современной семьи с одной стороны, и укрепление семьи с повышением уровня ее педагогической культуры – из другого. Анализ современного общества и семьи в нем, проведенный учеными, свидетельствует, что семья часто неспособна создать условия для социализации ребенка. Это приводит к возникновению разнообразных психологических проблем и, как следствие, заболеваний [4, c. 31].
На сегодняшний день психологической литературы об психосоматических заболеваниях достаточно много. Однако по причине отсутствия фундаментальных исследований в этой области уровень и глубина представлений о детской психосоматике остаются старыми, что отображают лишь внешние аспекты этого феномена.
Проблема психосоматических заболеваний у детей актуальна в первую очередь с точки зрения дифференциации норм и отклонений в развитии, и разработки программ психолого-педагогической поддержки (профилактики, коррекции, развития, лечения, и т.д.) ребенка, соответственно этой дифференциации.
Цель исследования: Определить особенности влияния семьи на возникновение и протекание психосоматических заболеваний у детей.
Задание исследования:
- на основе изучения медицинской и психологической литературы определить возникновение и протекание психосоматических заболеваний;
- на основе изученных данных определить особенности влияния семьи на возникновение и протекание психосоматических заболеваний у детей;
- определить наличие данной проблемы и пути ее решения.
Объект исследования: психосоматические заболевания у детей.
Предмет исследования: влияние семьи на возникновение и протекание психосоматических заболеваний у детей.
Гипотеза исследования: мы имеем предположение, что возникновение психосоматических заболеваний у детей могут предопределяться недостатками семейного воспитания.
1,200 руб.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антропов Ю.Ф., Бельмер С.В. Соматизация психических расстройств в детском возрасте. - М., 2005.
2. Арина Г.А. Психосоматический симптом как феномен культуры. // Телесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1991.
3. Астапов, В. М. Тревожность у детей. - М.: ПЕР СЭ, 2001.
4. Варга А.Я. «Системная семейная психотерапия»
5. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб: Изд-во «Союз», 2004. – 448 с.
6. Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей: руководство для врачей. – СПб: Изд-во «Питер», 2000.
7. Крейслер Л. Психосоматика в психопатологии младенчества. // Мать, дитя, клиницист. М., 1994.
8. Николаева В.В., Арина Г.А. Тяжело больной ребенок: штрихи к психологическому портрету // Школа здоровья №2 1995г.
9. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб: Изд-во «Речь», 2001.
10. Николаева В.В., Арина Г.А. Клинико-психологические проблемы психологии телесности // Психологический журнал 2003 N1 т.24, стр.119-126.
11. Николаева В.В., Арина Г.А. Принципы синдромного анализа в психологическом изучении телесности. // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. М., 1998.
12. Психология телесности: между душой и телом. Под ред. Зинченко, Леви Т.С. М., 2005. Стр. 222-235, 253-269.
13. Телесность человека: междисциплинарные исследования (Под ред. В.В. Николаевой, П.Д.Тищенко). М.,1991.
14. Тревога и тревожность / Под ред. Астапова В.М. – СПб.: Питер, 2001.
15. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных личностных расстройствах и соматических заболеваниях. – М. 1995.
16. Холмогорова А.Б. Биопсихосоциальная модель как методологическая основа изучения психических расстройств // Социальная и клиническая психиатрия №3 2002.
17. Холмогорова А.Б. Научные основания и практические задачи семейной психотерапии // Московский психотерапевтический журнал №2 2002.
18. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М.: Педагогика, 1989.
19. Черников А.В. Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики. – М., 1997.
20.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи.
СПб.: Питер, 2007.
1,200 руб.