ГлавнаяГотовые работы Самосознание

Готовый реферат

на тему:

«Самосознание»









Цена: 750 руб.

Номер: V11038

Предмет: Философия

Год: 2008

Тип: рефераты

Отзывы

Айжамал 26.08.2020
Вас беспокоит автор статьи Айжамал из Кыргызстана,  моя статья опубликована, и в этом ваша заслуга. Огромная благодарность Вам за оказанные услуги.
Татьяна М. 12.06.2020
Спасибо Вам за сотрудничество! Я ВКР защитила на 5 (пять). Огромное спасибо Вам и Вашей команде Курсовой проект.
Юлианна В. 09.04.2018
Мы стали Магистрами)))
Николай А. 01.03.2018
Мария,добрый день! Спасибо большое. Защитился на 4!всего доброго
Инна М. 14.03.2018
Добрый день,хочу выразить слова благодарности Вашей и организации и тайному исполнителю моей работы.Я сегодня защитилась на 4!!!! Отзыв на сайт обязательно прикреплю,друзьям и знакомым  буду Вас рекомендовать. Успехов Вам!!!
Ольга С. 09.02.2018
Курсовая на "5"! Спасибо огромное!!!
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Ксения 16.01.2018
Спасибо большое!!! Очень приятно с Вами сотрудничать!
Ольга 14.01.2018
Светлана, добрый день! Хочу сказать Вам и Вашим сотрудникам огромное спасибо за курсовую работу!!! оценили на \5\!))
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Вера 07.03.18
Защита прошла на отлично. Спасибо большое :)
Яна 06.10.2017
Большое спасибо Вам и автору!!! Это именно то, что нужно!!!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!

Поделиться

Введение
Содержание
Литература
4. Сознание и самосознание по Гегелю



Сознание не толь¬ко на всех этапах связано с самосознанием — оно в какой-то мере выступает формой становления последнего. Философ отмечает, что самосознание есть истина сознания, его основание, «всякое сознание другого предмета есть самосоз¬нание. Из этих рассуждений вытекает, что нет сознания без самосознания, и, наоборот, не существует самосознание без сознания. Сознание и самосознание, по Гегелю, есть две стороны одного феномена — Духа. На всех этапах духовного развития это духовное развитие выступает как сознание и как самосознание.

Полагая глубокую, необходимую взаимосвязь сознания и самосознания, Гегель указывает и на их специфику, различие. Оно особенно четко проявляется на уровне абстракт¬но самосознания. «В сознании мы видим громадное различие «я» — этого совершенно простого, с одной стороны, и бесконечного многообразия мира, с другой», — пишет Гегель. Самосознание же предстает как совершенно абстрактное тождество с самим собой. Самосознание и сознание в отношении друг друга представляют пока две разные вещи.

Сознание выражает идею различия «я» и мира. Оно выделяет предмет как отличный от меня, а затем противоположный мне, существующий независимо от меня, как нечто «самостоятельно противостоящее» мне. В то же время сознание не может иметь другой своей стороной отделение «я» от мира, что выражается, по крайней мере, в ощущении этой отдельности, то есть является самосознанием. Од¬нако осознание отдельности не выражает полностью содер¬жание самосознания. Самосознание включает в себя момент осознания ограниченности этой отдельности, отрицания ее, стремление к внешнему объекту. Другими словами, в самосознании запечатлевается не только отличие, но и един¬ство «я» и мира.

Уже содержание «вожделеющего» самосознания, выс¬тупающего первой формой самосознания, отнесено Гегелем к внешнему объекту. Вожделеющее самосознание отража¬ет внутреннее противоречие «я», выражающее самые осно¬вы жизни: существование «я» невозможно без отношения к внешнему предмету, поэтому «я» = «я» включает в себя этот предмет, уничтожая его самостоятельность, снимая его, восстанавливая единство отношения «я» к самому себе. Са¬мосознание здесь есть отражение внутреннего противоречия (мне для моего бытия не хватает необходимого предмета), которое проявляется, как «влечение снять это противоре¬чие».

Говоря о наличии влечения как признака самосознания, Гегель, по сути, указывает на природные предпосылки са¬мосознания, поскольку все одушевленное и дух необходи¬мо имеют влечение. Одним из первейших и фундаменталь¬ных признаков самосознания является свобода. «Природный человек, определяемый лишь своими влечениями, не пребывает у самого себя. Как бы он ни был своенравен, содержание его хотения и мнения все же не есть его собственное, и его свобода есть лишь формальная свобода» .

Природный человек, определяемый только своими вле¬чениями, не свободен, поскольку содержание его хотения зависит не от него, а полностью от внешних предметов. По¬этому если и можно говорить о свободе, то только лишь о нормальной. Вначале она выражается в наличии отноше¬ния души и тела. У животных чувство самого себя погруже¬но в простые ощущения, вожделения. У человека наличе¬ствует самостоятельность души по отношению к простым ощущениям, равно как и вожделениям, влечениям, страс¬тям и их удовлетворениям. Душа как бы «освобождается» от полного диктата тела. Это освобождение имеет разные формы. Оно может проявиться как отрицание того или ино¬го ощущения, закаленность, например, по отношению к внешним ощущениям (мороз, жара, утомление), равно как и закаленность души против несчастья. Освобождение при¬нимает форму равнодушия к удовлетворению вожделения, влечения. Оно выражается в привычке как умелости.

Один из важных признаков свободы души Гегель видит в привычке. Это признак наличия общего в отношении души и тела. В привычке, отмечает философ, человек имеет отно¬шение не к «случайному, единичному ощущению, представ¬лению, вожделению и т.д., но к себе самому, к некоторому составляющему его индивидуальность, им самим положен¬ному, им освоенному всеобщему способу действия, — и именно потому является свободным».67 Она возвышает душу человека над ограниченным содержанием ощущения, в от¬личие от животного, остающегося погруженным в единич¬ность.

Привычка суть механизм чувства самого себя, освоенный, всеобщий способ действия. С одной стороны, этот способ снимает ограниченность ощущений, вожделений, которые перестают быть внешними по отношению друг к другу и становятся простыми свойствами, моментами всеобщего. Другой — он означает овладение телесностью, превращение душой тела в свое достояние, «в свое постоянно пригодное к употреблению орудие, так что в результате этого возникает некоторое магическое отношение, непосредственное воздействие духа на тело». Овладение телесностью составляет условие процесса освобождения души, достижения адекватного сознания этого процесса. Когда выработана привычка, внимание освобождается и, свободное, устремляется на дальнейшее овладение предметным миром. В привычке «наше «я», — пишет Гегель, — в такой же мере присваивает себе вещь, как и наоборот, отсутствует в ней равнодушно, к ней... «Наша душа», с одной стороны, полностью внедряется в свои обнаружения, а с другой, покидает их, придавая им тем самым форму чего-то механического, какого-то голого действия природы». Гегель прямо гово¬рит о взаимосвязи процессов формирования привычки и самосознания. «Только благодаря привычке я существую как мыслящее существо для себя».

Важной стороной дела является то, что формирование привычки — процесс социальный. Ведь привычка — это ос¬военный «всеобщий способ действия, правило». Наличие у людей правила как всеобщего способа действия говорит о наличии в самосознании индивида опосредствующего мо¬мента всеобщности. «Мир, находящийся вне человека, име¬ет свои нити в нем, так что человек действительно есть для себя, состоит из них; так что если эти внешние моменты ис¬чезают, отмирает и сам человек...». Связи (нити) внеш¬него мира образуют внутренние связи человека. Гегель при¬водит в пример самоубийство Катона после гибели Римской республики, смерть людей после гибели любимых родствен¬ников и т.д. Реальность мысли здесь в том, что, овладевая всеобщим способом действия (правилами), человек овладе¬вает общественными отношениями, «входит в плоть» обще¬ственных связей, состоит из них. Причем правило для ин¬дивида составляет объективный, социальный момент. Про¬цесс формирования привычки соответственно правилу оз¬начает у Гегеля выход человека в объективное и всеобщее, а также присвоение этого всеобщего. На основе данного про¬цесса формируется самосознание.
750 руб.

Похожие работы:

Самосознание личности 

Актуальность исследования Самосознание — осознанное человека своего общественного статуса и своих жизненно ...

Самосознание личности и уровни его развития 

Психика - функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе ...

Поиск по базе выполненных нами работ: