Введение
Содержание
Заключение
Литература
Психика - функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма. Изучением мозга занимаются различные науки. Его строение исследует анатомия, а его сложную деятельность с различных сторон изучают нейрофизиология, медицина, биофизика, биохимия, нейрокибернетика.
Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.
Экспериментальные данные различных наук, таких как психофизиология, физиология высшей нервной деятельности и др., неопровержимо свидетельствуют о том, что сознание неотделимо от мозга: нельзя отделить мысль от материи, которая мыслит. Мозг с его сложными биохимическими, физиологическими, нервными процессами является материальным субстратом сознания. Сознание всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами и не существует помимо них. Но не они составляют сущность сознания
Сознание выражает бытие индивида. Каждый индивид, и человек в том числе, связан с окружающим его миром и нуждается в нем. Эта реальная, материальная, практическая связь человека и любого живого существа с миром выражается в многообразной системе сил, динамических тенденций. Их порождает в индивиде то, что оказывается значимым для него в мире. Значимое для человека, для личности как общественного индивида не сводится к одному лишь личностному, только партикулярно-личностно значимому, оно включает и общественно значимое, всеобщее, которое, становясь значимым для личности и в этом смысле личностно значимым, не перестает оставаться общественно значимым.
Человек, обладающий сознанием и находящийся в каком-либо состоянии сознания, может не сознавать только то, что не составляет актуального содержания сознания, но такое бессознательное содержание могло или может быть доступно сознанию в другие моменты времени (в прошлом или в будущем относительно \"здесь и сейчас \")
Н.Бор полагал, что проблема бессознательного не должна сводиться к проблеме измерения и описания того, что находится под порогом сознания. Это, прежде всего, проблема создания условий для нового сознательного опыта. Об этом же со всей определенностью высказывался Ф.В.Бассин: \"То, что в какой-то момент времени выступает в форме ясно осознаваемого психического феномена, – отмечал Ф.В.Бассин, – может затем, утратив качество осознания, проявиться в форме неосознаваемого процесса, ... чтобы затем вновь выступить в своем первом психологическом обличье и т.д \" [5,с.126-129]
Проблемы самосознания рассматриваются в работах В.С. Мерлина[19], И.С. Кона[13], В.В. Столина[28] и других авторов.
В.С. Мерлин определил самосознание как “свойство человека осознавать, что он является субъектом деятельности, притом субъектом со специфической психологической и социально-нравственной характеристикой”[19,с.82].
Важнейшей стороной самосознания наряду с “осознанием своих психических свойств” он выделяет “социально-нравственную самооценку” личности.
В исследованиях Кона И.С. значимыми для нас является введение в структуру самосознания такого компонента, как самоуважение: положительное отношение человека к себе. то, что Р.Берне называет позитивной “Я-концепцией”
Самосознание личности проявляется в восприятии собственных черт и способностей; в восприятии и понимании себя в отношении с другими людьми; в выбираемых ценностях (целях, идеалах, установках), в потребности в позитивной оценке со стороны других.
Психологической основой образовательных проектов и программ профессионального развития личности является принцип саморазвития, интегрирующий систему фундаментальных принципов развития личности сформулированных в культурно-исторической теории происхождения и формирования психики и сознания Л.С.Выготского [9], психологической теории личности и деятельности А.Н.Леонтьева [15] и С.Л. Рубинштейна [23], теории развития личности ребенка Л.И.Божович [7], В.В.Давыдова [11], Д.Б.Эльконина [32] и других.
Таким образом, целью нашей работы стало изучение вопроса о самосознании личности и уровней его развития.
В работе были поставлены следующие задачи:
1.Проанализировать научную психолого-педагогическую и философскую литературу по изучаемому вопросу;
2.определить основные понятия: психика, сознание, самосознание, уровни самосознания и др.;
3.рассмотреть происхождение и структуру сознания и самосознания и определить взаимосвязь самосознания и самооценки личности, саморегуляции;
5. выделить пути формирования и уровни развития самосознания личности.
Предметом нашей работы стал вопрос о понятиях: сознание и самосознании, уровни развития самосознания.
Объект работы: психолого-педагогическая литература таких авторов, как Рубинштейн С.Л., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Спиркин А.Г., Ясперс К. и др.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование вопроса самосознания
личности 6
1.1 Сознание как высшая форма психики человека 6
1.2Самосознание в психической организации жизни человека 12
1.3Связь самосознания и самооценки личности 17
1.4 Пути формирования и уровни развития самосознания личности 20
Выводы по главе 1 29
Глава 2. Принципы и методы диагностики самосознания 30
Выводы по главе 2 32
Заключение 33
Список литературы 35
1,200 руб.
Самосознание человека, отражая реальное бытие личности, делает это – как и сознание вообще – не пассивно, не зеркально. Представление человека о самом себе, даже о собственных психических свойствах и качествах, далеко не всегда адекватно их отражает; мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед самим собой свое поведение, даже когда он стремится верно осознать свои побуждения и субъективно вполне искренен, далеко не всегда объективно отражают его побуждения, реально определяющие его действия. Самосознание человека не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний. Оно может быть более или менее адекватно. Самосознание, включая и то или иное отношение к себе, тесно связано и с самооценкой. Самооценка человека существенно обусловлена мировоззрением, определяющим нормы оценки.
Сознательность человека неразрывно связана с действительностью, а действенность – с сознательностью. Лишь благодаря тому, что человек, движимый своими потребностями и интересами, объективно предметно порождает все новые и все более совершенные продукты своего труда, в которых он себя объективирует, у него формируются и развиваются все новые области, все высшие уровни сознания. Через продукты своего труда и своего творчества, которые всегда являются продуктами общественного труда и общественного творчества, поскольку сам человек является общественным существом, развивается сознательная личность, ширится и крепится ее сознательная жизнь. Это в свернутом виде также цельная психологическая концепция
Самосознанию личности присуща специфичность, которая определяется особенностями инвариантной культурной среды, где осуществляется жизнедеятельность человека. К числу этих особенностей относятся количество и качество информации, которую данная среда предоставляет своим субъектам. Адаптация в окружающем мире и определение своего места в нем, выбор культурных ценностей, ориентиров и моделей поведения, формирование нравственного облика, идеалов, интересов, когнитивные, креативные, сублимационные и другие процессы самосознания личности неразрывно связаны с генерацией, трансляцией и апперцепцией разнообразной информации.
В нашем исследовании была проанализирована научная психолого-педагогическая и философская литература известнейших ученых, занимающихся исследование вопроса сознания и самосознания после чего мы определили основные понятия: психика, сознание, самосознание, уровни самосознания и др., рассмотрели происхождение и структуру сознания и самосознания, выявили взаимосвязь самосознания и самооценки личности, саморегуляции и выделили пути формирования и уровни развития самосознания личности. Тем самым, нами были решены все теоретические задачи, поставленные в начале исследования
1,200 руб.
1.Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995. С. 137
2.Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. Экспериментальная психологика. Т.1. СПб., 2000.
3.Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.,1977.
4.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
5.Бассин Ф.В. Сознание и \"бессознательное\" / Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии. М., 1963.
6.Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание.М: Прогресс.1986.
7.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
8.Брунер Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации. М., 1977.
9.Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982 — 1984
10.Грэйс Крайг. Психология развития. –С.-П.: Питер, 2000. 696 с.
11.Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
12.Клинический аспект самосознания при психических заболеваниях в связи с вопросами диагностики, лечения и реабилитации. - Куйбышев: Издательство Куйбышевского мед. института, 1982 год.
13.Кон И.С.Психология ранней юности.-М:Просвещение,1978.
14.Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. Прага: Авиценум, 1983. - 405 с.
15.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
16.Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб, 1997, -430с.
17.Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы М.: «Смысл», 1999. – 425с.
18.Маслоу А. Психология бытия М.: 1997, -300с
19.Мерлин В.С.Структура личности: характер. способности, самосознание. -Пермь,1990.
20.Пантилеев С.Р.Методика исследования самоотношения. - М: “Смысл”.1993.
21.Проблемы профессиональной социализации личности: Коллективная монография / Под ред. Л.М. Митиной. Кемерово, 1996.
22.Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М.: Мир, 1970. - 215 с.
23.Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности: К философским основам временной педагогики // Вопр. психол. 1986. № 4. С. 101 — 109
24.Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии». Составители, авторы комментариев и послесловия А.В.Брушлинский, К.А.Абульханова-Славская, СПб: Издательство \"Питер\", 2000
25.Савонько Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и на оценку другими людьми. – М.: Просвещение,1978
26.Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М.: Издательство МГУ 1989 год.
27. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.
28.Столин В.В.. Самосознание личности. М., 1983 г., 284 с.
29 Франкл В. Человек в поисках смысла, М-1990.- 366с.
30.Чеснокова И.И. Самосознание личности // Теоретические проблемы психологии личности / Под. Ред. В.В. Шорохова. –М.: Наука, 1974. 209 с.
31.Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М.: 1995.
32.Эльконин Д.Б. Психология игры. М.,1978.
33.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.
1,200 руб.