1. Андреева И.А. и др. Основы государства и права. М., Изд. Юрист, 2002.
2. Батлер У., Нерсесянс В.С. История права: Англия и Россия. М., Изд, Норма, 2003.
3. Аметистов Э.М., Карташкин В.А. Права человека. Основные международные документы. М., Международные отношения, 2000.
4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., Норма-Инфра-М, 2001.
5. Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. М., Бек, 2002.
6. Бекназар-Юзбашев Т.Б. Права человека и международное право. М., ЦИНО общества Знание» России, 2003.
7. Бойцова В.В. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт. М., БЕК, 2000.
8. Большая российская юридическая энциклопедия /Отв. ред. А.Я. Сухарев. М., Инфра-М, 2000.
9. Бота Л. История, философия, принципы и методы правозащитной деятельности. М., Изд-во «ИНТУ», 1995.
10. Бутенко А.П. Власть народа посредством самого народа. М., Изд. Норма, 2004.
11. Гаджизменов Б.А. Уголовно-правовые и криминологические проблемы похищения человека. Автореф. дне, канд. юрид наук. М., 2000.
12. Гаврилов В.В. ООН и права человека. Механизмы создания и осуществления нормативных актов. Владивосток, Изд-во ДВГУ, 2002.
13. Глотов С.А. Россия и Совет Европы: политико-правовые проблемы взаимодействия. Краснодар: «Советская Кубань», 2007.
14. Государственное право Российской Федерации. /Под ред. О.Е. Кутафина М., Изд. Юридическая литература, 2005.
15. Жарков Б.Н. Права человека в современном мире: проблемы и решения. М.: Изд-во «Знание», 2002.
16. Кашанина Т.В. Кашанин А.В. Основы российского права. М., Юрист, 2001.
17. Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., Институт государства и права РАН, 2001.
1,200 руб.
Введение 2
І. Характеристика основных прав человека 4
1.1.История идей прав человека 4
1.2 Характеристика основных прав и свобод человека 10
1.3.Система основных прав человека 13
ІІ.Защита прав человека 20
2.1. Правовой механизм защиты прав человека 20
2.2. Международная защита прав человека. 22
Заключение 25
Список литературы 26
Введение
Права человека – это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями её жизни, её взаимоотношений с обществом, государство, другими индивидами.
Права человека неотчуждаемы. Никто не может лишить человека его естественных прирожденных прав – на жизнь, на личную неприкосновенность, свободный выбор способов своей жизнедеятельности, свободу совести, мнений, убеждений, автономии в сфера частной жизни и других прав. Современный мир невозможно представить без прав человека, которые основаны на принципах свободы, равенства, справедливости и носят универсальный характер.
В теории прав человека необходимо исследовать их развитие обогащение и появление новых «поколений» прав человека и причины, обусловившие такой процесс. Важно раскрыть структуру прав человека, определяемую спецификой сферы его деятельности: личной (гражданской) политической, социальной, экономической и культурной. Это вытекает непосредственно из понятия правового статуса человека ( с учетом его расширения), взаимосвязи прав и обязанностей в данной структуре, равно из предпосылок, определяющих известные различия в правовом статусе в зависимости от того, выступает ли индивид в качестве человека или в качестве гражданина.
Знание о правах человека, дают представление о важнейшем элементе современной, и в частности в правовой культуры. Они ставят целью не только воспитывать людей, формировать правильные представления о правах человека, как необходимом условии его свободы и равенства, но и создавать правовое общество, в котором права человека являются священными и неотъемлемыми, а уважение и защита прав человека - важнейшим свойством всего уклада государственной и общественной жизни.
Исходя из этого, тема курсовой работы является весьма актуальной.
Цель курсовой работы – исследование теории прав человека.
В связи с указанной целью поставлены следующие задачи курсовой работы:
1. Изучение основных интерпретаций понятия прав человека
2. Изучение прав и свобод человека и гражданина. Юридические обязанности.
3. Изучение гарантий прав и свобод человека и гражданина.
І. Характеристика основных прав человека
1.1.История идей прав человека
История идеи прав человека берет свои истоки в древности. Уже в Библии содержатся положения о ценности и неприкосновенности человеческой жизни, равенства людей. В античных государствах и странах Древнего Востока обосновывалось равенство людей одинаковыми естественными условиями их происхождения из Космоса, «неба». И хотя во времена рабовладения и феодализма властвовала идея о правах «свободных» людей (Аристотель, Платон и др.), ее развитие оказывало содействие накоплению интеллектуального материала для дальнейшего (буржуазного) прыжка в этом направлении - признания равенства всех людей перед законом.
Активность в развитии идеи о правах человека приходится на эпоху Возрождения и Просвещения. В XVII-XVIII ст. эта идея отражается в теории естественного (прирожденного) права, которая разрешила оценивать из позиций справедливости действующее в государстве положительное право, проводить его превращение в направлении гуманизма и свободы. Ґ. Гроций, Дж. Локк, Б. Спиноза, Ж.-Ж. Руссо, Ш.. Монтескье, Т. Джефферсон, И. Кант и др., утверждают права человека (на жизнь, свободу, собственность и др.) как священные императивы и закладывают основы современного понимания прав человека. Каждый народ внес свою лепту в развитие идеи о правах человека, решая эту проблему в зависимости от исторических обстоятельств своего бытия.
Идея прав человека, основанная на теории естественного (прирожденного) права, находит воплощение в нормативных актах государств Европы и мира. Американская Декларация независимости 1776 г. выразила фундаментальный принцип, на котором основана демократическая форма правления: «Мы считаем самоочевидной истиной, что все люди созданы равными, что они наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, среди которых право на жизнь, свободу и стремление к счастью».
Отечественная юридическая мысль придерживается точки зрения о существовании прав человека, прав наций (народа), прав человечества неотчуждаемы и священны права человека»: личная свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению; неограниченность сферы проявления свободы человека и ограниченность сферы действия государственной власти; привлечение к уголовной ответственности лишь на основании закона (нет преступления, не указанного в законе; нет наказания, не указанного в законе), презумпция невиновности, свобода взглядов, мысли, слова и прессы, которая защищается «угрозой ответственности за злоупотребление этой свободой», и др. Названные документы США и Франции стали своего рода моделью (эталоном, образцом) для законодательного закрепления личных (гражданских) и политических прав человека.
Процессу развития идеи прав человека присущи как количественные, так и качественные изменения. Количественные изменения знаний о правах человека (их умножение, уточнение и конкретизация, увеличение объема и др.) происходят в целом с позиций и в пределах того или другого понятия права. Качественные изменения идеи прав человека связаны с переходом от предыдущего к новому понятию права. Новое понятие права означает концептуальный подход к изучению, пониманию, толкованию как, государства и права, так и уже накопленных теоретических знаний о них. Безусловно, каждое новое понимание прав человека является качественным прыжком в юридическом познании. История развития идеи о правах человека - это прежде всего история новых понятий права и тех новых юридических теорий, которые формируются на основе этих понятий (социологическая, марксистско-ленинская, современная теория естественного права и др.).
В середине XX ст. идея прав человека высветилась новыми красками благодаря поднятию ее на конституционный уровень. Правда, не все конституции в странах мира основывались на теории естественного права. Многие из них создавались на основе позитивистского подхода к пониманию права, которое приводило к отождествлению права и закона, или на основе марксистско-ленинской теории (СССР), согласно которой права человека «дарятся» государством. Естественно-правовой подход к пониманию прав человека как естественных и неотчуждаемых, данных от рождения, приобрел закрепление в конституциях США, Франции, Италии, Испании.
Во второй половине XX столетия под влиянием международных документов о правах человека состоялось смягчение исторического противостояния естественно-правового и позитивистского (которое отождествляет право и закон) подходов к праву, даже их сближение, которое отразилось в конституционной и судебной практике государств. Позитивистский подход к природе прав человека, взаимоотношений государства и личности, которые содержится в конституциях Австрии, ФРГ, преодолел разрыв с моральными, личными, социальными ценностями и пошел путем положительного закрепления естественных прав и принципов, их охраны и защиты.
И это понятно. Принадлежность человеку прав от рождения предусматривает защиту и обеспечение их государством, которое нуждается в законодательном формулировании. Ограничение власти государства правами человека не преуменьшает его роль. Права человека, не закрепленные в положительном праве (законодательных актах), усложняют осуществление государством функции их охраны и защиты.
В результате научной систематизации прав человека в историческом обзоре появилась теория трех поколений прав человека.
Первое поколение прав человека - неотчуждаемые личные (гражданские) и политические права. Это - право гражданина на свободу мысли, совести и религии, на участие в осуществление государственных дел, на равенство перед законом, право на жизнь, свободу и безопасность человека, право на свободу от произвольного ареста, задержание или изгнание, право на гласное рассмотрение дела независимым и непредубежденным судом и др. Личные и политические права приобрели юридическую форму сначала в актах конституционного национального права, а в скором времени и в актах международного права.
Первое поколение прав человека является основой индивидуальной свободы и квалифицируется как система отрицательных прав, которые обязывают государство содержаться от вмешательства у сферы, урегулированные этими правами.
Первые акты английского конституционализма, которые закрепляют права человека, - Петиция о правах (1628), Habeas Corpus Act (Закон о неприкосновенности личности) (1679) и Билль о правах (1689). К первому поколению прав человека принадлежат также американские декларации, а именно: Декларация прав Вирджинии (1776), Декларация независимости США (1776), Конституция США (1787), Билль о правах (1791), а также французская Декларация прав человека и гражданина (1789) и др.
Некоторые ученые относят к первому поколению прав человека Большую хартию вольностей (1215), где, в частности, говорится: «Ни один свободный человек не будет арестован, или заключен в тюрьму, или лишен владения, или в любой (другой) способ обездолен... иначе как по законному приговору равных ему и по закону страны». На таких же основаниях к первому поколению прав человека можно отнести и Литовские Уставы (1529, 1566, 1588 гг.) - юридический памятник литовского, белорусского и украинского народов. В них были провозглашены идеи равенства свободных людей перед законом, личной неприкосновенности, юридической защиты прав свободной (благородной) особы, личной ответственности перед законом и др. Тем не менее средневековое законодательство строилось согласно феодальной, сословной структуре общества, когда отсутствовало равенство граждан.
Отсчет первого поколения прав человека можно вести с периода установления юридического равенства, когда разрушились становые рамки средневекового общества. На этот период приходятся развитие буржуазных отношений и утверждение буржуазного общества с его законодательными актами. Лишь тогда равноправие из идеальной категории начало воплощаться в реальную действительность, приобретать конституционное или другое законодательное оформление. Принцип юридического равенства, который стал основанием универсальности прав человека, прибавил им в самом деле демократического характера.
После Второй мировой войны необходимость обеспечения основных прав человека была признана в большинстве развитых стран.
Второе поколение прав человека - углубление личных (гражданских) и развитие социально-экономических и культурных прав (право на работу, отдых, социальное обеспечение, медпомощь и др.) - сформировалось в процессе борьбы народов за улучшение своего экономического положения и повышение культурного статуса. Эти требования возникли после Первой мировой войны, а повлияли на демократизацию и социализацию конституционного права стран мира и международное право после Второй мировой войны, когда благодаря бушующему развитию производства сложились реальные предпосылки для удовлетворения социальных потребностей граждан.
Второе поколение прав человека называют еще системой положительных прав. Они не могут реализоваться без организационной, координирующей и других форм деятельности государства, направленных на их обеспечение.
Каталог естественных и гражданских прав и свобод человека пополнился социально-экономическими и социально-культурными правами и свободами в ряде конституций XX ст. (Мексиканские Соединенные штаты, 5 февраля 1917 г.; Итальянская Республика, 2 декабря 1947 г. и др.), во внесенных дополнениях и поправках в старых конституциях. Социальные, экономические и культурные права нашли нормативное выражение в Общей декларации прав человека. 1948 г. и особенно Международном пакте об экономических, социальные и культурные права 1966 г.
Третье поколение прав человека можно назвать солидарными (коллективными), т.е. правами всего человечества - правами человека и правами народов. Это право на мир, безопасность, независимость, на здоровую окружающую среду, на социальное и экономическое развитие как человека, так и человечества в целом. Речь идет о тех права человека, которые не связаны с его личным статусом, а диктуются принадлежностью к какой-то общности (ассоциации), т.е. являются солидарными (коллективными), в которых правам человека отведено главное место (право на солидарность, право на международное общение и др.).
1,200 руб.
1. Андреева И.А. и др. Основы государства и права. М., Изд. Юрист, 2002.
2. Батлер У., Нерсесянс В.С. История права: Англия и Россия. М., Изд, Норма, 2003.
3. Аметистов Э.М., Карташкин В.А. Права человека. Основные международные документы. М., Международные отношения, 2000.
4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., Норма-Инфра-М, 2001.
5. Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. М., Бек, 2002.
6. Бекназар-Юзбашев Т.Б. Права человека и международное право. М., ЦИНО общества Знание» России, 2003.
7. Бойцова В.В. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт. М., БЕК, 2000.
8. Большая российская юридическая энциклопедия /Отв. ред. А.Я. Сухарев. М., Инфра-М, 2000.
9. Бота Л. История, философия, принципы и методы правозащитной деятельности. М., Изд-во «ИНТУ», 1995.
10. Бутенко А.П. Власть народа посредством самого народа. М., Изд. Норма, 2004.
11. Гаджизменов Б.А. Уголовно-правовые и криминологические проблемы похищения человека. Автореф. дне, канд. юрид наук. М., 2000.
12. Гаврилов В.В. ООН и права человека. Механизмы создания и осуществления нормативных актов. Владивосток, Изд-во ДВГУ, 2002.
13. Глотов С.А. Россия и Совет Европы: политико-правовые проблемы взаимодействия. Краснодар: «Советская Кубань», 2007.
14. Государственное право Российской Федерации. /Под ред. О.Е. Кутафина М., Изд. Юридическая литература, 2005.
15. Жарков Б.Н. Права человека в современном мире: проблемы и решения. М.: Изд-во «Знание», 2002.
16. Кашанина Т.В. Кашанин А.В. Основы российского права. М., Юрист, 2001.
17. Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., Институт государства и права РАН, 2001.
1,200 руб.