Введение
Содержание
Литература
При любом из двух возможных объектов налогооб¬ложения организации и индивидуальные предпринима¬тели должны определять размер полученного ими до¬хода, учитывая следующие полученные ими доходы:
— от реализации товаров, работ и услуг, от реализа¬ции имущества и имущественных прав. Эти виды доходов определяются в порядке, установленном На¬логовым кодексом для расчета дохода от реализации по налогу на прибыль организаций;
— внереализационные доходы, которые также опреде¬ляются в порядке, установленном по налогу на при¬быль организаций.
Необходимо подчеркнуть, что при определении при¬нимаемых в качестве объекта налогообложения дохо¬дов они должны быть уменьшены на суммы доходов, не учитываемых при определении доходов по налогу на прибыль организаций.
При определении размера доходов индивидуаль¬ными предпринимателями должны учитываться все до¬ходы, полученные от предпринимательской деятель¬ности.
Если выбрана вторая форма объекта обложения на¬логом, то возникает потребность учета произведенных налогоплательщиком расходов. В этом случае при оп¬ределении объекта налогообложения налогоплательщик имеет право уменьшить полученные доходы на следу¬ющие виды расходов.
В первую очередь — это расходы на приобретение и ремонт основных средств, на приобретение нематери¬альных активов, на оплату труда, а также расходы на обязательное страхование работников и имущества.
Налогоплательщик вправе также уменьшить дохо¬ды на сумму арендных (лизинговых) платежей за арен¬дуемое или принятое в лизинг имущество и на сумму материальных расходов.
Полученные доходы уменьшаются, кроме того, на следующие суммы: НДС по приобретаемым товарам, работам, услугам и других налогов, процентов, упла¬чиваемых по кредитам и займам, а также расходов, свя¬занных с оплатой услуг кредитных организаций.
Исключаются из дохода также суммы таможенных платежей, уплаченных при ввозе товаров на россий¬скую таможенную территорию, которые согласно таможенному законодательству не подлежат возврату нало¬гоплательщику.
Расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика и на услуги по охране его имуще¬ства также могут быть вычтены из полученных налого¬плательщиком доходов.
Налогоплательщик имеет право вычесть из доходов расходы на командировки (проезд, наем жилого поме¬щения, суточные в пределах утвержденных норм, оформ¬ление виз, паспортов, приглашений и других аналогич¬ных документов, консульские, аэродромные и другие аналогичные платежи и сборы).
В вычитаемые из доходов расходы включаются пла¬тежи за нотариальное оформление документов (в пре¬делах утвержденных тарифов), расходы на аудитор¬ские услуги, на публикацию бухгалтерской отчетности, хозяйственные расходы (на приобретение канцелярских товаров, на оплату почтовых, телефонных, телеграф¬ных услуг, услуг связи и других подобных услуг), а также суммы расходов на рекламу и подготовку и осво¬ение новых производств, цехов и агрегатов.
При этом Налоговым кодексом установлено, что при определении сумм большинства видов расходов, принимаемых к вычету из полученных доходов, нало¬гоплательщик обязан руководствоваться порядком, пре¬дусмотренным для исчисления налога на прибыль организаций соответствующими статьями Налогового ко¬декса.
Кроме того, для определения суммы расходов на приобретение основных средств Кодексом установле¬ны дополнительные правила.
В частности, расходы по основным средствам, при¬обретенным в период применения налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения, принимаются в полной сумме в момент ввода этих основных средств в эксплуатацию.
Если же основные средства приобретены налогопла¬тельщиком до перехода на упрощенную систему нало¬гообложения, то стоимость основных средств включа¬ется в расходы на приобретение основных средств в другом порядке.
Расходы по основным средствам со сроком полез¬ного использования до трех лет включительно должны включаться в расходы налогоплательщика в течение одного года применения упрощенной системы налого¬обложения.
Что касается основных средств со сроком полезного использования от трех до 15 лет включительно, то рас¬ходы на их приобретение включаются в расходы, под¬лежащие вычету из доходов, в течение первого года применения упрощенной системы налогообложения в размере 50% стоимости, в течение второго года — 30% и третьего года — 20%.
Расходы на приобретение основных средств со сро¬ком полезного использования свыше 15 лет включают¬ся в сумму расходов в течение 10 лет применения упро¬щенной системы налогообложения равными долями от стоимости основных средств.
Во всех случаях стоимость основных средств долж¬на приниматься равной остаточной стоимости этого имущества на момент перехода на упрощенную систе¬му налогообложения.
Следует иметь в виду, что сроки полезного исполь¬зования основных средств установлены утвержденной
Правительством РФ Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы. Для тех же видов основных средств, которые не указаны в данной Классификации, сроки их полезного использования могут применяться налогоплательщиками в соответствии с техническими условиями и рекомендациями органи¬заций-изготовителей .
Для расчета сумм единого налога при упрощенной системе налогообложения важно знать порядок призна¬ния доходов и расходов.
В соответствии с положениями Кодекса в части уп¬рощенной системы налогообложения датой получения доходов считается день поступления средств на счета в банках или в кассу, получения другого имущества, ра¬бот и услуг или имущественных прав, т. е. кассовый метод.
Расходами налогоплательщиков признаются затра¬ты после их фактической оплаты.
При этом указанные организации и индивидуаль¬ные предприниматели обязаны соблюдать порядок ве¬дения кассовых операций и порядок представления ста¬тистической отчетности.
На них возложена также обязанность ведения нало¬гового учета показателей своей деятельности, которые необходимы для исчисления налоговой базы и суммы налога. Налоговый учет ведется на основании книги учета доходов и расходов, форма которой и порядок отражения в ней хозяйственных операций утверждены МНС России по согласованию с Минфином России.
Таким образом, переход на упрощенную систему на¬логообложения, если и несколько облегчает для налого¬плательщиков ведение бухгалтерского учета, но не осво¬бождает их от необходимости иметь в своем штате, по крайней мере, одного двух квалифицированных бухгал¬теров для ведения сложного налогового учета расходов практически в том же объеме, что и не переведенные на упрощенную систему организации. Это необходимо еще и потому, что в соответствующей главе Кодекса, посвященной упрощенной системе, много отсылочных норм к другим статьям Кодекса. Все это не соотносится с одним из важнейших принципов построения оптимальной сис¬темы налогообложения малого бизнеса.
Налоговая база зависит от того, какой объект нало¬гообложения выбран налогоплательщиком.
Если объектом налогообложения установлены до¬ходы организации или индивидуального предпринима¬теля, то налоговой базой считается денежное выраже¬ние их доходов.
750 руб.
Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Система налогообложения малого предпринимательства……………... 4
2. Упрощенная система налогообложения……………………………….. 10
Заключение……………………………………………………………………… 24
Список литературы…………………………………………………………….. 25
Введение
Характерной особенностью налоговой системы Рос¬сии является наличие специальных налоговых режимов, представляющих собой особый установленный Налого¬вым кодексом порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени и при¬меняемый в оговоренных Кодексом случаях.
Указанные налоговые режимы нацелены на созда¬ние более благоприятных экономических и финансо¬вых условий функционирования организаций, относя¬щихся к сфере малого предпринимательства, а также индивидуальных предпринимателей.
К моменту завершения формирования в 2002 г. си¬стемы специальных налоговых режимов для представителей малого бизнеса на территории РФ было официально зарегистрировано около 850 тыс. предпри¬ятий, подпадающих под категорию малого предприни¬мательства. Кроме того, к этому времени в России ра¬ботало более 4 млн. индивидуальных предпринимате¬лей без образования юридического лица. Таким обра¬зом, в сферу налогообложения малого бизнеса подпадало около 5 млн. налогоплательщиков. В то же время, по оценке Госкомстата России, около 30% представителей этого бизнеса занимались предпринимательской деятель¬ностью, не представляя никаких данных о своей дея¬тельности в налоговые и статистические органы, 25— 30% — представляли "нулевые" балансы и 3—5%, заре¬гистрировавших свою деятельность, — не вставали на учет в налоговых органах.
При этом сфера малого бизнеса не играла к тому времени существенной роли в формировании доходов бюджетов всех уровней. В бюджетную систему Россий¬ской Федерации от деятельности указанных предпри¬нимателей поступало менее 1% от общей суммы дохо¬дов консолидированного бюджета .
Предметом исследования моей работы выступает – упрощенная система налогообложения на предприятиях малого бизнеса.
Цель работы – исследование, анализ, упрощенной системы налогообложения
Согласно цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1) Выявить сущность системы налогообложения малого предпринимательства.
2) Проанализировать упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Методологической базой выполненной работы являются нормативно правовые акты Российской Федерации, специальная литература, исследования отечественных ученых, статистическая информация по теме исследования.
1. Система налогообложения малого предпринимательства
.Учет особенностей деятельности малого бизнеса в виде отдельных законов был сформирован в Россий¬ской Федерации только спустя несколько лет после со¬здания налоговой системы страны в двух формах. Пер¬вая — на упрощенном порядке определения налоговой базы и ведения отчетности, вторая — на оценке потен¬циального дохода налогоплательщиков и установлении фиксированного размера платежей в бюджет.
Первая форма налогообложения, которая была вве¬дена в действие с 1 января 1996 г. принятием Феде¬рального закона об упрощенной системе налогообло¬жения, учета и отчетности, не получила в Российской Федерации достаточного развития: ее применяли к кон¬цу 2002 г. всего лишь около 50 тыс. организаций и чуть более 100 тыс. индивидуальных предпринимателей .
Это обусловлено в первую очередь тем, что пере¬ход на упрощенную систему налогообложения был связан с достаточно жесткими ограничениями для пред¬приятий по численности работающих (до 15 человек) и по совокупному годовому объему валовой выручки (до 10 млн. руб.). Кроме того, у перешедших на упро¬щенную систему налогообложения организаций ослож¬нялись финансовые отношения с покупателями их про¬дукции, поскольку при реализации продукции через оптовую сеть покупателям-оптовикам не осуществля¬лось возмещение "входного" НДС. Поэтому упрощен¬ная система налогообложения нашла применение в ос¬новном в сфере розничной торговли и оказания услуг за наличный расчет.
Вторая форма налогообложения малого бизнеса была введена в Российской Федерации в 1999 г. с принятием в июле 1998 г. Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятель¬ности". При ее введении преследовалась цель заставить платить налоги и вывести из "теневой" сферы сложно поддающийся учету налично-денежный оборот субъек¬тов малого бизнеса, занимающихся такими видами дея¬тельности, как розничная торговля, оказание бытовых, автотранспортных услуг и ряд других.
Дело в том, что упрощенная система налогообложе¬ния, учета и отчетности не обеспечивала в должной мере решение задачи наиболее полного учета объектов обло¬жения индивидуальных предпринимателей и малых предприятий, поскольку особенности их деятельности (работа с наличными деньгами, без кассовых аппара¬тов и др.) не позволяли налоговым органам их контро¬лировать в необходимой степени. Вследствие этого не были ликвидированы условия для ухода от уплаты на¬логов и развития теневого бизнеса. В связи с этим и было принято решение о введении особого режима на¬логообложения отдельных организаций и предприни¬мателей путем установления вмененного дохода. Это решение, таким образом, имело целью увеличение на¬логовых поступлений в бюджетную систему страны. Механизмы, заложенные в Федеральном законе, на¬правленные в первую очередь на усложнение процесса уклонения отдельных налогоплательщиков от уплаты налогов, впервые затронули налогообложением слабо контролируемый другими налогами налично-денежный оборот. В рамках этого оборота по различным оценкам, реализовывалось в то время от 30 до 80% отражаемых в отчетах товаров и услуг предприятий малого и средне¬го бизнеса .
Одновременно с этим введение системы налогооб¬ложения по методу вмененного дохода преследовало и другую не менее важную цель — упрощение процедур расчета и сбора налогов. Эта система в решающей степени упрощала для субъектов малого предприниматель¬ства процесс ведения бухгалтерского учета и отчетнос¬ти, а также налогового учета.
Принципиальным отличием особого режима нало¬гообложения с помощью налога на вмененный доход от традиционных схем налогообложения частных предпри¬ятий является то, что база налогообложе¬ния по каждому налогоплательщику и объекту обложе¬ния определяется не по их отчетности, а на основе определенной расчетным путем доходности различных видов бизнеса в соответствующих региональных и дру¬гих условиях. При этом расчет потенциального дохода привязан к исчерпывающему перечню формальных и легко проверяемых, в первую очередь физических, по¬казателей деятельности отдельных категорий налогопла¬тельщиков.
Введение единого налога на вмененный доход по¬зволило также более полно определять налоговые поступления при утверждении бюджетов разных уровней на очередной финансовый год. Вместе с тем для зако¬нопослушных налогоплательщиков эта форма налого¬обложения создает дополнительные стимулы по разви¬тию производства и увеличению объемов реализации, поскольку размер единого налога в основном опреде¬ляется не по отчету, а по косвенным натуральным по¬казателям, характеризующим условия осуществления хозяйственной деятельности.
В отличие от упрощенной системы она с момента введения является обязательной для налогоплательщиков, занимающихся определенными видами деятельнос¬ти. Единый налог на вмененный доход к моменту введения его во всех регионах России уплачивали около 150 тыс. организаций и 1,3 млн. индивидуальных пред¬принимателей. С введением и уплатой этого налога так¬же возник ряд проблем. Во многих субъектах Федера¬ции показатели базовой доходности оказывающие вли¬яние на величину налога, были установлены для орга¬низаций в заниженных размерах, что не обеспечивало компенсацию уплачиваемых ими налогов при общей си¬стеме налогообложения. В силу ряда обстоятельств, в том числе лоббирования и отдельных просчетов, уста¬навливаемый размер базовой доходности зачастую не был экономически обоснован. В результате показатели базо¬вой доходности по одним и тем же видам деятельности в различных регионах существенно разнились. Так, раз¬мер базовой доходности на одну торговую точку состав¬лял в 2002 г. в Тамбовской области 30,2 тыс. руб., а в Нижегородской области — 1680 тыс. руб. Это связано также с тем, что на федеральном уровне не была разра¬ботана и законодательно утверждена единая методоло¬гия оценки деятельности малого бизнеса .
Сфера малого бизнеса, безусловно, нуждается в определенной поддержке государства, и до 2002 г. та¬кая поддержка оказывалась через предоставление на¬логовой льготы для малых предприятий по налогу на прибыль организаций.
Этой льготой предусматривалось, что малые пред¬приятия, осуществляющие производство и переработ¬ку сельскохозяйственной продукции, производство про¬довольственных товаров, товаров народного потребле¬ния, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назна¬чения, строительство объектов жилищного, производ¬ственного, социального и природоохранного назначе¬ния (включая ремонтно-строительные работы), в пер¬вые два года работы не уплачивают налог на прибыль — при условии, если выручка от указанных видов дея¬тельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции, работ и услуг.
750 руб.
1. Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 2 от 05.08.2000 N 117-ФЗ
2. Галанина Е.Н. Применение упрощенной системы налогообложения // Главбух №8, 2002 г.
3. Галимзянов Р.Ф. Малые предприятия в 2002 году //Налоги и платежи, № 2. 2002г.
4. Гусев В.В., Солодухина М.Л., // “Бухучет и налогообложение на малых предприятиях” № 10, 2002
5. Кольцова Т.А. Налогообложение субъектов малого предпринимательства // Финансы № 8, 2002
6. Красько В.В. Влияние упрощенной системы налогообложения на финансовое состояние малых предприятий // Бухгалтерский учет №5, 2002 г.
7. Луговой В.А. Учет и отчетность для субъектов малого предпринимательства // Бухгалтерский учет №8, 2002 г.
8. Мазурова Г.В. развитие малого предпринимательства в России в 2001 году// Вопросы статистики №5, 2002г.
9. Малые предприятия. Субъекты малого предпринимательства в РФ: правовые основы деятельности. Бухгалтерский учет. Налогообложение. Отчетность. – М., 2001 г.
10. Н.В. Миляков. Налоги и налогообложение. Москва. ИНФРА-М 2006
11. Николаев В. Основные направления совершенствования системы налогообложения субъектов малого бизнеса // Малые предприятия № 10, 2002 г.
12. Попов П.А. Сжато об упрощенном // Консультант № 4, 2003г.
13. Рублев Г.И. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для малых предприятий // Бухгалтерский учет №17, 2002г.
14. Шаталов С. Д. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации М.- МЦФЭР, 2004.
15. Шаталов С.Д. Развитие налоговой системы России: проблемы, пути решения и перспективы. М.: МЦФЭР, 2000.
16. Шулева Г.Г. Малые предприятия: переход на упрощенную систему учета и налогообложения // Бухгалтерский учет №5, 2002 г.
750 руб.