Место менеджмента в деятельности предприятия
Менеджмент играет важную роль в организации и решает многоплановые задачи.
Роль менеджмента в организации определяется предназначением и стратегической ролью, которые призвана реализовывать данная организация.
Менеджмент является координирующим началом деятельности организации. Он формирует и приводит в движение все ресурсы организации для достижения целей организации.
Ключевая роль менеджмента заключается в формировании и изменении (если на то есть необходимость) внутренней среды организации и управлении функциональными процессами, протекающими в организации. Внутренняя среда организации представляет собой совокупность таких элементов как:
организационная структура;
внутриорганизационные процессы,
технологии,
кадры,
организационная культура.
В основе организационной структуры лежит сложившееся в организации выделение отдельных подразделений, существующие связи между подразделениями и принципы объединения подразделений в единое целое.
Первым этапом формирования структуры организации является проектирование работы. В организации может быть принята система автономных работ, могут быть взяты за основу конвейерная, модульная или бригадная формы работы. От проектирования работы зависят многие процессы внутриорганизационной жизни предприятия. Именно поэтому одной из задач менеджмента в организации является контроль и корректировка спроектированной системы работ предприятия.
На втором этапе формирования организационной структуры осуществляется выделение структурных подразделений, их иерархическая увязка и построение системы производственного взаимодействия. На этом этапе менеджмент определяет организационные характеристики структурных подразделений (размеры, права, обязанности, систему взаимодействия и информационной связи). Здесь перед менеджментом ставятся задачи распределения обязанностей и функциональных ролей структурных подразделений и распределения ресурсов между ними. От эффективности решения данных задач напрямую зависит успех функционирования организации в целом.
К внутриорганизационным процессам, формируемым и направляемым менеджментом, относятся:
процесс координации,
процесс принятия решений,
процесс коммуникации.
Для организации процесса координации менеджмент формирует в организации процедуры координации, к которым можно отнести такие формы руководства действиями, как распоряжения, приказы и предложения, а также систему внутриорганизационных норм и правил.
Следующим элементом внутренней среды организации являются технологии. Они включают в себя технические средства и способы их комбинирования и использования для получения конечного продукта, создаваемого организацией. Технологии являются предметом особенно пристального внимания со стороны менеджмента. Менеджмент решает задачи совершенствования используемых в организации технологий и осуществления их наиболее эффективного использования. С развитием научно-технологического прогресса эти задачи менеджмента все более усложняются и приобретают особую значимость. Так как от их эффективного решения зависит дальнейшее развитие организации и ее перспективы.
В современных условиях менеджмент не может ограничиваться только решением проблемы повышения производительности и эффективности применения технологий. Нельзя упускать из виду степень воздействия новых технологий на внутриорганизационный климат.
Основой любой организации являются кадры.
Именно люди создают продукт организации, формируют организационную культуру, ее внутренний климат. Поэтому задача эффективного руководства кадровым потенциалом организации является для менеджмента первостепенной.
В рамках решения этой задачи менеджмент формирует систему поиска, отбора и найма сотрудников организации, устанавливает систему отношений между ними, включает их в созидательный процесс совместной работы, способствует их развитию, обучению и продвижению по работе. Менеджмент строит свое взаимодействие с персоналом таким образом, чтобы способствовать развитию положительных результатов поведения и деятельности каждого отдельного человека и стараться устранять отрицательные последствия его действий.
750 руб.
Введение 3
1. Сущность и характеристика понятия «менеджмент» 4
2. Подходы к определению роли менеджмента на предприятии 6
3. Место менеджмента в деятельности предприятия 9
Заключение 13
Список литературы 15
Введение
Менеджмент – это управление деятельностью организации, ориентированной на рынок, использующее рыночные инструменты.
Концепция менеджмента включает выявление нужд и потребностей клиентов, выбор целевых рынков, методов и времени выхода на них; формирование потребительского спроса на продукцию с помощью стимулирования сбыта, рекламы; организацию сбыта и послепродажного обслуживания потребителей; управление движением товаров; управление ценами товаров или услуг фирмы.
Менеджмент строит отношения внутри организации на балансе интересов всех групп влияния организации: акционеров, менеджеров, работников, поставщиков, клиентов, государства, общества, а также биосферы, имея в виду экологические аспекты управления.
Менеджмент играет ключевую роль в организации. Без управления всеми процессами взаимодействия с внешним миром, с членами организации существование организации невозможно.
Существует множество примеров того, как рушились империи, распадались могучие компании. Как правило, главная причина их краха – ошибки в управлении, то есть, плохой менеджмент.
И напротив, мы видим возвышение и процветание государств и компаний. Чаще всего, причина успеха – правильный менеджмент.
Поэтому правильно говорят: хороший менеджмент – путь к успеху.
1. Сущность и характеристика понятия «менеджмент»
Термин «менеджмент» происходит от английского слова manage (управлять), которое, в свою очередь, берет начало от корня латинского слова manus (рука). Сначала эти термином определялось искусство объезжать лошадей, затем умение владеть оружием и управлять колесницами; сейчас этим термином обозначают умение управлять людьми или предприятиями .
В современной экономической науке существует большое количество определений понятия менеджмент, остановимся лишь на некоторых из них.
По мнению признанного гуру в области менеджмента М.Х. Мескона, менеджмент представляет собой процесс планирования, организации, мотивации и контроля, который позволяет сформулировать и достигать целей предприятия .
Российские экономисты подразумевают под менеджментом совокупность принципов, методов, средств и форм управления производственным или торговым процессом с целью повышения его эффективности и увеличения прибыльности предприятия .
Таким образом, менеджмент можно определить как некую систему методов управления, которые предполагают ориентацию предприятия на удовлетворение существующего рыночного спроса и позволяют повышать эффективность деятельности предприятия с наименьшими затратами.
Менеджмент, как управление социально-экономическими процессами предполагает осуществление следующих функций:
1. Функция планирования. Данная функция позволяет определять цели деятельности предприятия, прогнозировать развитие предприятия, разрабатывать методы и способы достижения поставленных целей. Под планированием понимается, что предприятие определяет свое текущее положение на рынке, анализирует свои сильные и слабые стороны, анализирует состояние внешней среды и угрозы, которые она представляет и на основании данного анализа формирует план дальнейшего развития.
2. Функция организации. Выполнение данной функции призвано создать необходимые условия для реализации намеченных планов развития. Данная функция подразумевает процесс поиска и обеспечения предприятия необходимыми ресурсами для его развития (финансы, кадры, материалы и т.д.), а также процесс формирования оптимальной структуры управления данными ресурсами (организационной структуры).
3. Функция координации и мотивации. Суть данной функции состоит в постоянном изучении потребностей персонала организации и в поиске методов и способов наиболее полного удовлетворения данных потребностей для улучшения производственных результатов, а также данная функция подразумевает рациональное использование кадрового потенциала предприятия, применение методов и способов наиболее полного использования возможностей каждого сотрудника предприятия.
4. Функция контроля. Данная функция позволяет оценивать работу предприятия и определять ее эффективность. На данном этапе достигнутые показатели сравниваются с запланированными, находятся узкие места в деятельности предприятия и намечаются пути совершенствования деятельности предприятия.
Основной целью менеджмента является достижение и повышение эффективности деятельности объекта управления.
Задачами менеджмента являются использование существующих методов и способов управления предприятие для оптимальной организации его деятельности и производстве на базе имеющихся ресурсов конкурентоспособной продукции.
Любая организация (предприятие) может быть описана с помощью ряда параметров, среди которых главными являются: цели организации, ее организационная структура, внешняя и внутренняя среда, совокупность ресурсов, нормативная и правовая основа, специфика процесса функционирования, система социальных и экономических отношений и, наконец, организационная культура.
Совокупность вышеперечисленных параметров можно определить как систему менеджмента предприятия.
750 руб.
1. Вараксина М.В. Особенности организационной культуры: Учебник. – М., 2005.
2. Гавриленко Н.И., Ерощев В.Д. Менеджмент: Учебное пособие. - ОАО «Щекинская типография», 2004.
3. Галькевич Р.С. Набоков В.И. Основы менеджмента - М.: Юнити, 2003.
4. Ермаков В.В. Менеджмент организации. – М.: МПСИ, 2005.
5. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. – М.: Инфра-М, 2001.
6. Менеджмент организации: Учебное пособие / Под общей ред. В.Е. Ланкина. - Таганрог: ТРТУ, 2006.
7. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Перевод с англ. – М.: Дело, 2002.
8. Тебекин А.В., Касаев Б.С. Менеджмент организации. – М.: КноРус, 2006.
9. Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства. – М.: ИЦ «Академия», 2006.
10. Цыпкин Ю.А. ,Люкшинов А.Н., Эриашвили Н.Д. Менеджмент: Учеб. пособие для вузов/Под ред. проф. Цыпкина Ю. А.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
750 руб.