2.1. Понятие и сущность капитальных вложений
Цель использования капитальных вложений состоит в том, чтобы дос-тигнуть (после их освоения) более полного удовлетворения потребностей общества. Это основное требование, из которого следует исходить при реше-нии вопроса о целесообразности дополнительных капитальных вложений. В систему ранее использовавшихся средств производства вводят новые средст-ва производства, для формирования которых были сделаны определенные за-траты (труд, финансовые средства), и, естественно, выдвигается требование, чтобы эти затраты окупились в максимальной степени.
Капитальные вложения — это часть доходов, используемых на расши-ренное воспроизводство. В наиболее общем смысле капитальные вложения — это определенное количество общественного труда, выделенное на вос-производство основных фондов.
Капитальные вложения можно использовать по-разному. Можно на-правлять капитальные вложения на повышение плодородия земель, приобре-тение машин, оборудования, строительство зданий и пр. В зависимости от функций, выполняемых в производственном процессе, капитальные вложе-ния подразделяются на направляемые на замену живого труда; направляемые на интенсификацию производства; направляемые на улучшение условий производства и труда.
Капитальные вложения, направленные на замену живого труда, позво-ляют экономить последний. К этой группе можно отнести капитальные вло-жения на приобретение машин и оборудования. Машины заменяют живой труд, позволяют повышать производительность. В большинстве случаев объ-ем производства не увеличивается, однако такие капиталовложения могут оказывать интенсифицирующее влияние (например, в результате снижения потерь, увеличения объема продукции за счет своевременного проведения необходимых операций и пр.).
Капитальные вложения, направленные на интенсификацию производ-ства, непосредственно ведут к увеличению объема производства. Сюда мож-но отнести затраты на некоторые строительные работы, например на соору-жение теплиц, приобретение емкостей для нефтепродуктов и т.п. Эти капи-тальные вложения с точки зрения современных требований весьма необхо-димы.
В период адаптации к рыночной экономике предприятия были постав-лены в сложные условия. Централизованная плановая экономика ограничи-вала размеры обособленных фондов накопления в рамках отдельно взятого предприятия. Финансовые ресурсы перераспределялись в пользу бюджета, ассигнования из которого и служили основным источником капитальных вложений.
2.2. Порядок деятельности, функции и значение финансово-промышленных групп
Финансово-промышленная группа - это специфическое корпоративное объединение , которое может предусматривать либо объединение юридиче-ских лиц как основного и дочернего, либо консолидацию их активов на осно-вании договора в целях технологической и экономической интеграции (ст. 2 ФЗ «О финансово-промышленных группах»).
Если финансово-промышленная группа функционирует как основное и дочернее общества, договор о создании финансово-промышленной группы не заключается. Однако в данном случае заключается другой договор, кото-рый можно рассматривать как договор о совместной деятельности - договор подчинения, образующий дочернее общество (без взаимоучастия в капитале). Договор подчинения не только создает возможность влияния основного об-щества на принятие решений дочерним, но и предполагает уполномочен-ность дочернего общества на совершение действий по исполнению таких «ограниченно» принятых решений .
Если же речь идет о консолидации активов юридических лиц и подпи-сании ими договора о создании финансово-промышленной группы, то здесь появляется несколько иная организационно-правовая форма корпоративных отношений. Данный договор также является договором о совместной дея-тельности, но не порождает прямого подчинения субъектов, а создает воз-можность косвенного влияния на деятельность друг друга (одного из них) в зависимости от того, какой порядок принятия решений советом управляю-щих предусмотрен в договоре о создании финансово-промышленной группы.
Таким образом, понятие финансово-промышленной группы связано с договором о совместной деятельности и может толковаться, во-первых, как совокупность основного и дочернего обществ (ст. 105 ГК РФ), образуемая договором подчинения ; во-вторых, как совокупность юридических лиц, подписавших договор о создании финансово-промышленной группы.
Наибольший интерес с точки зрения особенностей организационно-правовой формы представляет второй случай.
ФЗ «О финансово-промышленных группах» допускает, что по всем существенным вопросам регламентация совместной деятельности участни-ков производится договором о создании финансово-промышленной группы. Сам данный Закон устанавливает лишь общие правила о порядке управления и ведения дел в ФПГ. Прежде всего, в нем содержится положение, что выс-шим органом управления ФПГ, принимающим управленческие решения, яв-ляется совет управляющих. Компетенция же, порядок образования, объем полномочий и другие условия деятельности совета управляющих определя-ются договором о создании финансово-промышленной группы.
Наличие совета управляющих корреспондирует с договорным характе-ром образования финансово-промышленной группы. Поэтому нельзя полно-стью согласиться с выводом О.А. Герасимова о нецелесообразности двух-уровневой системы управления ФПГ и о необходимости отказа от создания совета управляющих группы . Вместе с тем для финансово-промышленных групп, действующих как основное и дочернее общества, данное предложение вполне приемлемо. Здесь при таком подходе принимать управленческие ре-шения и определять их реализацию будет основное общество (центральная компания).
Решения, принимаемые советом управляющих, реализуются централь-ной компанией (исполнительно-распорядительным органом), действующей в пределах передаваемых ей полномочий . Центральная компания функциони-рует на основании устава, который должен соответствовать условиям дого-вора о создании финансово-промышленной группы. Следовательно, функ-ционирование центральной компании ФПГ практически определяется усмот-рением создателей группы, решающих также вопросы о разграничении ком-петенции между советом управляющих и центральной компанией . Процесс управления можно отразить в указанном случае следующей схемой (рис.2.1.):
Рис.2.1. Схема управления в ФПГ
Договором о создании ФПГ устанавливается также порядок объедине-ния активов. В финансово-промышленной группе присутствует объединение активов, не относящееся к общей долевой собственности (в связи с чем дого-вор о создании ФПГ не может рассматриваться как договор товарищества). Вместе с тем правовой режим имущества центральной компании (которая чаще всего является открытым акционерным обществом) существенно отли-чается и от правового режима имущества «обычных» открытых акционерных обществ (иных коммерческих юридических лиц).
В определенном смысле центральная компания ФПГ есть юридическое лицо с «усеченной» правоспособностью . Информативным фактором этого выступает наименование центральной компании, включающее в себя в обя-зательном порядке слова «центральная компания финансово-промышленной группы». Поскольку устав центральной компании должен соответствовать договору о создании ФПГ, можно сказать, что данный договор «перекрыва-ет» деятельность центральной компании, которая необходима для реализации деятельности иного корпоративного объединения - финансово-промышленной группы. Центральная компания в отношениях, связанных с созданием и функционированием ФПГ, действует от имени участников фи-нансово-промышленной группы, а не от собственного имени. Кроме того, от-ветственность центральной компании (ст. 14 ФЗ «О финансово-промышленных группах») не является полностью самостоятельной.
И если «обычное» юридическое лицо лишь с доктринальной точки зре-ния можно рассматривать уполномоченным субъектом, управляющим иму-ществом участников в производственных сферах, с точки же зрения дейст-вующего законодательства оно - самостоятельный собственник; то централь-ная компания финансово-промышленной группы - уполномоченный субъект по прямому указанию закона, в связи с чем режим имущественного обособ-ления данной компании подчинен деятельности финансово-промышленной группы.
Подобная характеристика центральной компании свидетельствует о том, что возможно существование юридических лиц, не обладающих всеми признаками юридического лица, указанными в ст. 48 ГК РФ. Следовательно, центральные компании ФПГ как юридические лица «выпадают» из обще-принятой классификации юридических лиц, предусмотренной ГК РФ, что не должно остаться незамеченным законодателем. На рис.2.2. отражен пример организационной структуры ФПГ.
Рис.2.2 Организационная структура ФПГ.
Сказанное, как представляется, свидетельствует также в пользу того, что ФЗ «О финансово-промышленных группах» нуждается в ряде концепту-альных изменений, смысл которых - в четком разграничении на законода-тельном уровне договорных ФПГ и ФПГ, действующих как основное и до-чернее общества.
Определенные особенности могут быть усмотрены в реализации кор-поративных правоотношений в банковских группах и банковских холдингах (ст. 4 ФЗ «О банках и банковской деятельности»), что отмечено на рис.2.3.
Рис.2.3. Организационная структура ФПГ с учетом распределения фи-нансовых и производственных обязанностей
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Понятие, сущность и принципы работы ФПГ 4
1.1. Понятие «финансово – промышленные группы» 4
1.2. Правовое регулирование финансово – промышленных групп 9
Глава 2. ФПГ как источник формирования средств капитальных вложений 14
2.1. Понятие и сущность капитальных вложений 14
2.2. Порядок деятельности, функции и значение финансово-промышленных групп 16
Заключение 27
Список литературы 29
Приложение……………………………………………………………….30
Введение
Актуальность настоящей курсовой работы. Современный промышлен-ный комплекс России, будучи мощным, не удовлетворяет в настоящее время в достаточной степени потребностям общества. Его состояние усугублено разрушенными хозяйственными связями, существовавшими при плановой экономике, недостаточно развитой рыночной инфраструктурой, утратой рос-сийскими товаропроизводителями значительной части внутреннего рынка, резким сокращением платежеспособного спроса, инфляцией, неудовлетвори-тельными темпами формирования эффективных финансово - кредитных ин-ститутов, остротой проблем взаимной задолженности предприятий.
Деятельность финансово - промышленных групп все в большей степе-ни выводит промышленное развитие и экономическую деятельность за на-циональные границы, повышая устойчивость глобального развития.
Формирование и деятельность финансово - промышленных групп в России при целенаправленной и взвешенной государственной политике мо-жет стать стратегическим элементом экономических реформ, направленных на становление социально - ориентированной рыночной экономики с отече-ственной спецификой на базе преобразования отношений собственности и создания адекватной рынку системы государственного регулирования разви-тия промышленности.
Цель данной работы – исследование роли финансо-промышленных групп в решении проблемы источников финансирования капитальных вло-жений.
Задачи работы:
- исследования понятия, сущности, принципов работы ФПГ;
- анализ особенностей роли ФПГ в решении проблемы источников фи-нансирования капитальных вложений.
Глава 1. Понятие, сущность и принципы работы ФПГ
1.1. Понятие «финансово – промышленные группы»
В рыночной экономике под финансово-промышленными группами по-нимают достаточно широкий круг интегрированных структур, которые су-ществуют в определенных организационно-правовых формах, включая круп-ные национальные и транснациональные корпорации. Зачастую они не име-ют четкой формы, но фактически представляют собой значительную эконо-мическую и даже политическую силу как, например, «империи» Рокфеллеров или Валленбергов, Калифорнийская группа и др.
Стабилизирующие и созидательные возможности финансово-промышленных групп проявляются как при преодолении кризисных явлений, когда многое решают мобилизация и эффективное перераспределение ресур-сов на ключевых направлениях промышленного и научно-технического раз-вития, так и при достижении перспективных целей развития национальной экономики.
Закон о ФПГ не раскрывает подробно понятие деятельности финансово - промышленной группы, ограничиваясь указанием на то, что эта деятель-ность осуществляется в соответствии с договором о создании финансово - промышленной группы и основывается на использовании обособленных ак-тивов.
Содержащееся в Законе о ФПГ понятие «активы», а также вопросы объединения активов регламентированы нечетко.
В федеральном законодательстве под активами подразумевается иму-щество организации (предприятия), в состав которого входят основные сред-ства, т.е. здания, сооружения, производственное и иное оборудование, другие долгосрочные вложения, включая нематериальные активы - так называемые ноу - хау, научно - исследовательские и опытно - конструкторские разработ-ки и т.п. В состав активов входят также оборотные средства - сырье, полу-фабрикаты и полупродукты, финансовые активы, необходимые для дальней-шей производственной и коммерческой деятельности.
Из содержания ряда статей Закона о ФПГ вытекает, что участники фи-нансово - промышленной группы изначально ориентированы на наименее эффективную форму консолидации активов в рамках центральной компании, т.е. на консолидацию финансовых активов, и прежде всего денежных взно-сов. В принципе, в рамках группы может передаваться и производственное оборудование, однако в этом случае передаваемое оборудование и иные ос-новные средства могут подпадать под налогообложение как у участника, от-дающего эти основные средства, так и у получающего их. Тем самым для предприятий, входящих в состав финансово - промышленной группы, за-трудняется возможность маневрирования ресурсами, хотя именно в такой возможности заключается одно из основных преимуществ данной организа-ционно - правовой формы интеграции в сфере производства.
Необходимо отметить еще одно обстоятельство: формулировка ряда статей Закона о ФПГ «грешит» нечеткостью. Обособление активов, предос-тавляемых в распоряжение финансово - промышленной группы ее участни-ками, осуществляется, главным образом, в рамках центральной компании, тогда как деятельность участников группы, предусмотренная договором, мо-жет осуществляться ими и с использованием тех активов, включая основные средства, которые остаются в собственности соответствующих участников группы.
Таким образом, следует разделять деятельность финансово - промыш-ленной группы как интегрированной структуры и деятельность ее централь-ной компании в интересах группы.
Деятельность финансово - промышленной группы может быть скон-центрирована на одном достаточно узком направлении. Например, некая фи-нансово - промышленная группа создана в основном с целью разработки и производства современных, конкурентоспособных автомобильных двигате-лей. В этом случае обособление предоставляемых участниками группы акти-вов может быть выражено в виде создания или модернизации соответствую-щих производств. В то же время эта деятельность может иметь широко ди-версифицированные направления - от радиоэлектроники до производства химической продукции и машиностроения и т.д. В этом случае объединяе-мые в рамках группы активы концентрируются на создание так называемых прорывных производств, обеспечивающих производство конкурентоспособ-ной продукции и возможность выхода на внешние рынки.
Тот факт, что центральная компания финансово - промышленной груп-пы является юридическим лицом, учрежденным всеми участниками договора о создании указанной группы, означает, что данная центральная компания имеет в собственности (либо в государственном ведении или оперативном управлении) обособленное имущество, самостоятельный баланс (смету). Центральная компания отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущест-венные права, нести обязанности и т.п.
Имущество центральной компании образуется из взносов ее учредите-лей - участников финансово - промышленной группы, которые имеют в от-ношении центральной компании обязательственные права.
Центральная компания финансово - промышленной группы может быть таким юридическим лицом, которое выступает в качестве основного общества по отношению к прочим участникам группы, находящимся в поло-жении дочерних обществ. Отношения по типу «основное общество (товари-щество) - дочернее общество» возникают либо в силу преобладающего уча-стия основной организации в уставном капитале дочерней организации, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо по иным осно-ваниям. В любом из перечисленных случаев основное общество (товарище-ство) имеет возможность определять решения, принимаемые дочерним об-ществом. Однако оправданно предположить, что говорить об уполномочии центральной компании - основного общества (товарищества) на ведение дел финансово - промышленной группы, состоящей из дочерних обществ, в силу закона можно лишь тогда, когда основное общество (товарищество) имеет преобладающее участие в уставных капиталах дочерних обществ - участни-ков финансово - промышленной группы. В остальных случаях уполномочие на ведение дел финансово - промышленной группы возникает у центральной компании - основного общества - в силу договора.
Регистрация вновь учрежденной центральной компании финансово - промышленной группы осуществляется на условиях и в порядке, установ-ленных гл. IV Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О госу-дарственной регистрации юридических лиц».
Закон допускает создание центральной компании в форме хозяйствен-ного общества, а также ассоциации, союза. Гражданское законодательство предусматривает такие виды хозяйственных обществ, как общество с огра-ниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, открытое и закрытое акционерные общества.
Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разде-лен на доли определенных учредительными документами размеров. Участ-ники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обяза-тельствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов (ст. 87 ГК РФ).
Общество с дополнительной ответственностью может рассматриваться как разновидность общества с ограниченной ответственностью.
В том случае, если центральная компания финансово - промышленной группы создается в организационно - правовой форме общества с ограничен-ной ответственностью, участники группы выступают в качестве вкладчиков этого общества, которые не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с его деятельностью в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Открытым акционерным обществом признается общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других ак-ционеров. Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, призна-ется закрытым акционерным обществом. Следовательно, центральная компа-ния финансово - промышленной группы является акционерным обществом, а участники финансово - промышленной группы выступают в качестве ее ак-ционеров.
Таким образом, центральная компания финансово - промышленной группы не может существовать в организационно - правовой форме хозяйст-венного товарищества, производственного кооператива, государственного или муниципального унитарного предприятия.
1.2. Правовое регулирование финансово – промышленных групп
Интенсивное формирование крупных хозяйственных структур по типу финансово-промышленных групп «снизу», на основе инвестиционных и ин-теграционных потребностей промышленных предприятий, а также осознание на государственном уровне потенциальных возможностей ФПГ в решении многих проблем реформирования экономики закономерно породили потреб-ность в формировании правовой базы создания и деятельности ФПГ. Такая нормативно-правовая база должна обеспечить заинтересованность финансо-вого и промышленного капиталов в интеграции и дать необходимые право-вые гарантии эффективного развития в первую очередь таким финансово-промышленным группам, деятельность которых имеет ключевое значение для структурной перестройки экономики и для решения иных социально-эконо¬мических задач.
Первыми правовыми актами, положившими начало юридическому оформлению создаваемых финансово-промышленных групп, явились указ Президента РФ «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации» от 5 декабря 1993 г. № 2096, а также утвержденное этим указам Положение о финансово-промышленных группах и порядке их создания. Значение этих актов и, в частности, Положения о финансово-промышленных группах заключалось в том, что впервые в российском законодательстве в них давалось определение финансово-промышленных групп (ФПГ), опреде-лялись цели и порядок их формирования, круг участников ФПГ, а также формы и методы государственной поддержки этих групп и государственного стимулирования их создания и деятельности в отраслях и сферах, опреде-ляющих научный, производственный, оборонный и экспортный потенциал Российской Федерации, а также соответствующих приоритетам государст-венной селективной политики.
В соответствии с указом и положением в качестве российских финан-сово-промышленных групп рассматривались группы предприятий, учрежде-ний, финансово-кредитных организаций и инвестиционных институтов, ка-питалы которых объединены в организационно-правовых формах и экономи-ческих размерах, определенных указом президента. Разумеется, это только одна из многих возможных форм интеграции финансового и промышленного капитала, известных в международной практике. Основными организацион-но-правовыми формами, в которых реализовывалась идея ФПГ на данном этапе, были акционерные общества открытого типа и холдинговые компании.
Следует отметить, что за рамками указа и положения о финансово-промышленных группах и порядке их создания остался ряд вопросов, нуж-давшихся в дополнительной регламентации.
1,200 руб.