1.3. Бюджетная классификация
Основным документом, определяющим составление и исполнение бюджетов всех уровней, является бюджетная классификация.
Бюджетная классификация является единой для всех бюджетов и утверждается законодательством.
В соответствии с законодательством бюджеты, как государственные, так и местные состоят из двух частей: доходной и расходной. Кроме того, обычно в рамках бюджета создаются целевые и резервные фонды, которые имеют свои источники доходов или создаются за счет общих бюджетных доходов. Они используются для строго определенных целей в зависимости от своего предназначения. Однако эти расходы и доходы входят в общий бюджет.
Между бюджетами распределяются все доходы и расходы бюджетной системы.
Распределением доходов и расходов бюджета называется определение всех возможных видов доходов и расходов, которые подлежат включению в бюджет. Все возможные доходы, предусмотренные законодательством по социально-экономическому признаку подразделяются на несколько групп:
- доходы от предприятий и других организации разных форм собственности;
- доходы от государственных имуществ и угодий;
- доходы от внешнеэкономической и другой деятельности государства;
- поступления из личных доходов граждан.
Такая классификация существует, чтобы охарактеризовать материальное содержание бюджета. Каждая из приведенных групп доходов представляет собой совокупность различных видов платежей и поступлений. Самую важную роль среди них играют налоги, взимаемые с юридических и физических лиц.
Важное значение для характеристики правового статуса субъектов бюджетного права имеет группировка доходов бюджетной системы по организационно-правовым признакам.
В зависимости от порядка зачисления денежных средств в бюджет различают два вида доходов:
- доходы закрепленные;
- доходы регулирующие.
Законодательные доходы бюджетной системы – это те доходы, которые полностью или в определенной фиксированной доле в строгом соответствии с законодательством РФ поступают в бюджет на постоянной или долговременной основе.
В свою очередь законодательство субъектов Российской Федерации закрепляет доходные источники, находящиеся в их распоряжении, за местными бюджетами, а представительные органы власти местного самоуправления – за нижестоящими местными бюджетами.
Доля закрепленных доходов в бюджете играет важную роль в определении действительной самостоятельности бюджета. В современных условиях для бюджетов нижестоящих уровней это продолжает оставаться болезненным вопросом. Устанавливается доля закрепленных доходов бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов в размере не менее 70% доходной части соответствующего минимального бюджета.
Регулирующие доходы бюджета – это те доходы, которые поступают в бюджет, чтобы сбалансировать его доходы и расходы. Это процентные отчисления от налогов и других платежей, по нормативам, которые были определены на предстоящий финансовый год.
Нормативы отчислений утверждаются ежегодно для бюджетам всех уровней соответственно вышестоящими уровнями представительной власти. Нормативы могут быть как едиными для бюджетов определенного уровня, так и дифференцированными, в зависимости от объема закрепленных за ними доходов и предстоящих расходов.
Существует также метод оказания финансовой поддержки, применяемый для регулирования бюджета. По этом методу денежные средства поступают из вышестоящего бюджета в нижестоящий в виде фиксированной суммы на безвозмездной основе. В настоящее время такой метод применяется в виде дотаций или субвенций.
Дотация – это определенная денежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета по решению соответствующего представительного органа власти в нижестоящий бюджет, не оговариваемая каким-либо целевым направлением средств.
Согласно законодательству, дотация предоставляется в тех случаях, когда закрепленных и регулирующих доходных источников явно недостаточно для формирования хотя бы минимального бюджета нижестоящего уровня.
До 1990-х годов дотации широко применялись для сбалансирования бюджетов, особенно местных. Переход к субвенциям связан с обострением необходимости более экономичного использования средств.
Субвенции в бюджетных отношениях, это денежная сумма, выделяемая на определенный срок из вышестоящего бюджета для конкретных целей в нижестоящие бюджеты для выравнивания социально-экономического развития субъектов Федерации и муниципальных образований.
Субвенции, как и дотации, могут быть предоставлены по решению соответствующего органа власти. Такое решение принимается по заявкам потенциальных получателей субвенций – органов представительной власти субъектов Федерации и муниципальных образований.
Законодательно субвенции разделены на два вида:
- текущие - это субвенции, предназначенные для финансирования текущих расходов;
- инвестиционные, предназначенные для финансирования инвестиционной и инновационной деятельности, а также других затрат, напрямую связанных с расширенным воспроизводством.
При этом установлен строгий порядок предоставления обоих видов особые субвенций.
Общие указания по предоставлению и использованию субвенций выглядят следующим: образом
- субвенции должны быть направлены на финансирование конкретных мероприятий;
- субвенционное финансирование должно осуществляться в форме долевого участия получателей субвенций в расходах соответствующих бюджетов;
- органы, предоставляющие субвенции, должны установить назначение, получателя, объем, а также порядок и условия предоставления субвенции в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации;
- органы, предоставляющие субвенции, в обязательном порядке должны контролировать их использование, а получатели должны предоставить отчет об использовании субвенций.
В зависимости от права собственности в бюджетных средствах законодательно выделены собственные и заемные средства.
750 руб.
Введение 3
Глава 1. Бюджетное устройство Российской федерации 4
1.1. Понятие бюджета и его роль в финансовой системе РФ 4
1.2. Сущность и принципы построения бюджетной системы 7
1.3. Бюджетная классификация 13
1.4. Бюджетный процесс 20
Глава 2. Бюджетная политика Российской Федерации и
бюджетная статистика 22
2.1. Приоритеты бюджетной политики 22
2.2. Структура доходов бюджетной системы 24
2.3. Структура расходов бюджетной системы 26
Заключение 29
Список использованной литературы 30
Введение
Понятие «финансовая система» неразрывно связано с понятием «финансы». Финансы выражают экономические общественные отношения. В каждом звене финансов эти отношения проявляются по-разному, имеют свою специфику. Каждое звено финансов определенным образом влияет на процесс воспроизводства в экономической системе общества, имеет свои присущие ему функции.
Каждое звено финансовой системы (государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы предприятий) представляет собой определенную сферу финансовых отношений.
Финансовая система в целом – это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых происходит создание, распределение и использование фондов денежных средств государства и субъектов хозяйствования.
Процесс непосредственной организации и регулирования финансовой системы всегда осуществляется государством в лице специально созданных, уполномоченных финансовых органов, что и определяет ключевую роль государственной финансовой системы. При этом, базовым инструментом государственного регулирования является финансовое законодательство, составляющей правовую основу финансовой системы общества.
Основным элементом в системе государственных финансов является бюджет Российской Федерации всех трех уровней. Именно бюджет отражает базовые функции финансов в целом и распределительную функцию финансов непосредственно.
Именно через бюджет происходит регулирование экономики путем перераспределения национального дохода. Стабильность бюджета и его сбалансированность определяет стабильность финансовой системы России в целом.
Глава 1. Бюджетная система Российской Федерации
1.1 Понятие бюджета и его роль в финансовой системе РФ
Бюджет является центральным звеном финансовой системы Российской Федерации. Посредством бюджета создается финансовая основа для осуществления функций всех органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также образуются денежные фонды государственных или муниципальных образований, благодаря которым обеспечивается выполнение задач общего назначения. С помощью местных бюджетов решаются задачи местного значения.
В материальном аспекте бюджет, как государственный, так и местный, в масштабах определенного образования (государственного или муниципального) - это централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. Материальное содержание бюджета очень подвижно, в нем постоянно меняются объемы концентрируемых денежных средств, направления расходов, виды поступлений. Но сущность бюджета все же проявляется только в тех общественных взаимоотношениях, которые тесно связаны с использованием и концентрацией его средств, т.е. в характеристике бюджета как экономической категории. В таком аспекте бюджет это совокупность экономических (денежных отношений), возникших в связи с образованием, использованием и распределением централизованных денежных фондов, которые предназначены для осуществления общих для государственных и муниципальных образований задач, а также выполнения функций соответствующих органов власти.
Бюджетная система концентрирует в себе наиболее крупную часть всех финансовых ресурсов Российской Федерации.
Понятие бюджета имеет также и юридический аспект. В этом смысле, бюджет является самым основным финансовым планом образования, использования и распределения основного государственного денежного фонда или денежного фонда муниципальных образований, утверждаемый соответствующими представительными органами государственной власти или органами местного самоуправления. Такой финансовый план выполняет функцию закрепления прав и обязанностей участников бюджетных отношений.
Еще одна важная роль бюджета заключается в том, что он создает финансовую базу для функционирования и развития государства и органов местного самоуправления, правоохранительных органов.
Сконцентрированные в государственном бюджете средства предназначены для обеспечения обороны и безопасности страны, осуществления социально-экономической политики. При помощи бюджета происходит реализация государственных расходов разных уровней и местных программ.
Из-за аккумуляции в бюджетной системе Российской Федерации различных крупных денежных фондов создается возможность для обеспечения более равномерного развития культуры и экономики на всей территории нашей страны, а также более целесообразного размещения в пределах страны производительных сил. Бюджет – это мощный управляющий механизм в распоряжении государства.
Значимость государственного бюджета обуславливается не только величиной концентрируемых в нем денежных средств. В непосредственной связи с бюджетом и под его воздействием функционируют также все остальные звенья финансовой системы. Он является проводником финансовой политики государства.
Наличие бюджета дает возможность для маневрирования, когда производится распределение средств на потребности общества, с обязательным учетом их приоритетности на данном отрезке времени как для страны в целом, так и для ее регионов частности. В результате этого бюджет служит реализации задач, которые наиболее значимы для общества в каждом конкретном периоде его развития.
Таким образом, в бюджетной системе РФ концентрируется часть национального дохода, которая должна быть направлена на потребности общего значения: социальные и экономические программы, обеспечение обороны и безопасности страны.
Помимо бюджета утверждаемого представительными органами власти в обычном порядке, законодательство предусматривает возможность введения чрезвычайного бюджета. Чрезвычайный бюджет – это бюджет с особым более жестким правовым режимом использования средств, основанием для установления которого, является введение чрезвычайного положения.
В настоящее время все бюджеты существуют как самостоятельные денежные фонды. Однако для управления делами каждой территории, прогнозирования ее развития важно знать, какие средства сосредотачиваются в бюджете всех уровней, функционирующих в ее рамках. Это необходимо также для формирования взаимоотношений с выше- и нижестоящими органами власти.
Поэтому законодательством предусмотрено составление консолидированных бюджетов в масштабах Российской Федерации в целом, а также субъектов Федерации и муниципальных образований.
Консолидированный бюджет – это свод бюджетов РФ, ее субъектов и муниципальных образований, используемый для расчетов и анализа. В законодательстве Российской Федерации определяется и состав бюджетов разных уровней.
Сущность государственного бюджета отражает:
- базовые функции финансов;
- текущую финансовую политику государства.
Цели и функции государственного бюджета:
- ресурсное обеспечение функций государства;
- регулирование экономических процессов внутри государства.
Общая структура государственного бюджета:
1. По направлениям:
- доходная часть;
- расходная часть.
2. По уровням управления:
- федеральный бюджет;
- бюджеты субъектов Федерации;
- местные (муниципальные) бюджеты.
1.2. Сущность и принципы построения бюджетной системы
Бюджетная система является совокупностью всех видов бюджетов страны, основанная на экономических и юридических нормах.
Каждое государство имеет свои принципы построения бюджетной системы и ее организацию – бюджетное устройство.
Бюджетное устройство страны всегда определяется ее государственным устройством. Для бюджетной системы федерального государства характерны три уровня – государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты.
В бюджетную систему России, как и в любую другую бюджетную систему федерального государства, также входят бюджеты трех уровней. Но все они являются самостоятельными частями бюджета. Первые два уровня это:
- федеральный бюджет;
- бюджеты субъектов Федерации – республиканские, краевые, областные, городские, бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, областной бюджет автономной области и окружные бюджеты автономных округов.
Третий уровень – местные бюджеты. К нему относятся бюджеты всех муниципальных образований.
Каждый из бюджетов является финансовой базой для организации деятельности соответствующих государственных и местных органов.
Бюджеты каждого уровня функционируют самостоятельно, но входят в бюджетную систему России в целом, так как законодательно России предусматривает единство бюджетной системы. Единство проявляется во взаимодействии по линии доходов бюджетов всех уровней. Это взаимодействие может быть обеспечено путем распределения различных регулирующих доходных источников между бюджетами всех уровней, создания, а также частичного перераспределения региональных целевых фондов.
Законодательством определены экономические и организационно-правовые гарантии единства бюджетной системы.
750 руб.
1. И.В. Бурханова. Бюджетная система Российской Федерации. Москва, Издательство «Эксмо», 2008 год, стр. 5-22.
2. Н.Е. Гаврилина, Е.Н. Дербенева. Основы финансов и кредита. Ростов-на–Дону, Издательство «Феникс», 2007 год, стр. 47-65.
3. Ю. Ичкитидзе. Бюджетно-налоговая политика Российской Федерации в 1999-2006 годах. Москва, Группа компаний «АБК», специальное аналитическое исследование.
4. Т.М. Ковалева, С.В. Барулин. Бюджет и бюджетная политика в РФ. Москва, Издательство «КНОРУС», 2006 год, стр. 102-118.
5. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о Бюджетной политике в 2008-20010 годах.
6. Бюджетный Кодекс Российской Федерации.
750 руб.