3.2. Основные направления работы учреждения с населением и способы их совершенствования
Исторически сложившиеся социально-экономические особенности регионов России и тенденции развития нашего общества за два последних десятилетия определили ряд особенностей сельского дома культуры и свя-занные с ними проблемы, требующие кардинальных решений. К таким про-блемам относятся: устаревшая материально-техническая база, слабое кадро-вое и недостаточное финансовое обеспечение, отсутствие или недостаточное развитие современных коммуникаций и транспортных сообщений.
Коренные изменения произошли и в современной сельской жизни. Сегодняшний сельский социум утратил «однородность» и стабильность: из-менился возрастной состав жителей села, снизилась рождаемость, молодежь уезжает в город; поменялся национальный состав; получил развитие феномен «социального сиротства». Проблемы функционирования социокультурной системы села на современном этапе очевидным образом сопряжены с корен-ными изменениями ориентиров и ценностей в экономической, социальной, культурной областях современной жизни общества.
Динамичность процессов, протекающих в современном обществе, глубинный характер экономических и социально–культурных преобразо-ваний диктует необходимость постоянной корректировки содержания и форм нашей деятельности. Необходимо разнообразие целей и задач, харак-тера и содержания клубной работы для создания комфортных условий жизни человека, изменения облика населенных пунктов. Перед нами стоит задача улучшения качества жизни сельскою населения, культуры образа жизни.
Современные проблемы развития культуры села требуют проведе-ния фундаментального реформирования и перехода к новому набору целе-вых показателей и направлений ее развития. Все это должно изменить от-ношение к клубному учреждению, повысить его рейтинг. Программная стратегия клубного учреждения поможет заглянуть в будущее, просчитать расходы и определить направления из влечения максимальной прибыли, найти дополнительные ресурсы, приобрести опыт финансирования.
Клуб сегодня необходим и востребован как экологическая ниша, центр народной инициативы, психологической и социальной компенсации и адаптации, общения с единомышленниками, самореализации и т. д.
Сельский клуб должен стать объектом особой заботы властных структур органов местного самоуправления.
На сегодняшний день существенно ухудшились «стартовые» усло-вия вступления новых поколений во взрослую жизнь, что делает сельскую молодежь одной из наиболее уязвимых категорий населения, формирует у нее ощущение социальной бесперспективности. Процесс формирования ее жизненных перспектив проходит в условиях обостренной социальной не-определенности, необходимости постоянного решения задач самовыжива-ния в условиях безработицы. Молодые люди не могут найти приложения своим силам на родной земле. Выпускники школ стремятся покинуть села и деревни. Многие сельские жители почувствовали себя ненужными обще-ству, выброшенными из жизни.
В результате свертывания социокультурной сферы закрываются жизненно важные объекты: почтовые отделения и магазины, сельские клу-бы и дома культуры, больницы и библиотеки. Растут пьянство, наркома-ния, смертность. Многие деревни практически отрезаны от внешнего мира, поскольку автобусное сообщение с ними стало нерентабельным.
В то же время с экранов ТВ на семьи, молодежь и детей обрушился заряд огромной разрушительной силы: ежедневный показ сцен жестокости и насилия, полный нравственный беспредел. Насаждается культ стяжа-тельства, наживы, сексуальной распущенности. Это является прямой пси-хологической и идеологической атакой на молодое поколение, у которого еще не выработан иммунитет на то растлевающее влияние, каковым обла-дает ТВ.
Общество начинает постепенно привыкать к детской безграмотно-сти, проституции и наркомании, безнадзорности, преступности, потому что телевидение преподносит это как нечто неизбежное, обычное. Духов-ные светлые программы сведены до минимума. На смену социальному оп-тимизму приходит социальный пессимизм и общественное уныние. В этой ситуации замалчивать плачевное положение сельской культуры мы не имеем права.
Для того чтобы значительно расширить сферу влияния клуба, нам нужно знать причины и обстоятельства, приводящие людей в клуб. Соци-альная и культурная значимость клубных занятий дает основание утвер-ждать, что для всех людей в сознательном, активном возрасте есть объек-тивная необходимость включаться в те или иные виды клубной деятельно-сти. Эта необходимость проявляется у каждого человека по–своему, как индивидуальная потребность в клубной деятельности. Индивидуальные потребности различаются по содержательному признаку (общественно–политические, нравственные, эстетические и т. д.) и по признаку функцио-нальному (познавательные, ценностно–ориентационные, творческие и пр.).
Люди не всегда осознают наличие у них подобных потребностей. Еще больше тех, кто осознает свои культурные потребности, но не связы-вает их с клубом. Это и мешает сформироваться установке на тот или иной вид клубной деятельности. Помочь человеку сформировать такую уста-новку — задача клуба.
Для выполнения своих функций необходимы новые виды социаль-но–культурной деятельности – индивидуальной и групповой, основанные на осознании социальной ценности досуга как пространства самоактуали-зации личности, не менее важной, чем профессиональная деятельность, и способствующий социальной интеграции людей .
Имея опыт работы с разной категорией населения в МУК Облив-ского РДК, хотим подчеркнуть наиболее актуальные проблемы в несколь-ких областях – в художественной культуре, сфере сохранения и использо-вания культурно–исторического наследия, духовно–нравственной сфере и области развития физической культуры молодежи. В Приложении 7. пред-ставлены все виды услуг и направления деятельности МУК Обливского РДК.
По состоянию на 1.01.2009 г. число клубных формирований соста-вило 37, в том числе для детей до 14 лет - 17 .Общее число участников в них 561 чел., в детских клубных формированиях – 261 чел.
Наблюдается общий рост количества клубных формирований, про-исходит увеличение количества участников клубных формирований, вме-сте с этим наблюдается сокращение детских клубных формирований. При-чиной сокращения является увольнение одного руководителя кружка и не-возможность найти полноценную замену. Стоит отметить и то обстоятель-ство, что среди детей и подростков интерес к традиционным клубным формированиям сокращается, а возможности создания клубных формиро-ваний востребованных направлений (технических, компьютерных и.т.д.) в настоящее время не имеется.
3,000 руб.
1. Академия рынка: маркетинг. – М.: Экономика, 1993.
2. Акимова Л. А. Социология досуга /Л.А. Акимова. – М.: МГУ-КИ, 2003.–123с
3. Актуальные проблемы социально–культурной деятельности: сб. статей. – М.:МГУК, 1995.
4. Актуальные проблемы социокультурного менеджмента: Сб. науч. трудов / Под ред. В.М. Чижикова, Г. Н. Новиковой. – М.: МГУКИ, 2002.
5. Алешина И. В. Паблик рилейшнз для менеджеров и марке-теров. М.: Гном–пресс, 1997.
6. Ариарский М. А. Прикладная культурология. – 2–е изд., испр. и доп. – СПБ.: Изд–во «ЭГО», 2001. – 288 с.
7. Аронов А. А. Творчество в контексте социализации личности /А.А. Аронов // Вестник МГУКИ. – 2004.–№2.–С.54–62.
8. Барблан И. А. Маркетинг как элемент нового мирового по-рядка в высшем образовании /И.А. Барблан // Альма–Матер. 2002. № 11.
9. Блажнов Е. Public relations. Приглашение в мир цивилизо-ванных рыночных отношений. М., 1994.
10. Блэк С. Введение в паблик рилейшнз. Ростов–на–Дону: Фе-никс, 1998.
11. Галаева Е. В. Современные тенденции в развитии социально–культурной сферы /Е.В. Галаева // Культура: управление, экономика, пра-во.–2004.–№3.–26–31.
12. Генкин Д. М. Массовые праздники: учеб. Пособие /Д.М. Ген-кин.–М.: Просвещение, 1975.–140с.
13. Гиндлер Г. Х. Стимулирующая роль оплаты труда в социаль-но–культурных отраслях. — М., 1988.
14. Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, практика и мето¬дология/ Е.П. Голубков.– М.: Финпресс, 1998.
15. Гордон Я. Маркетинг партнерских отношений /Я. Гордон /Пер. с англ. СПб.: Питер, 2001.
16. Дойль П. Маркетинг, ориентированный на стоимость /П. Дойль /Пер. с англ. СПб.: Питер, 2001.
17. Дуков Е. В. Маркетинг в филармонической деятельности /Е.В. Дуков // Справочник руководителя учреждения культуры. 2004. №11.
18. Дымникова А. И. Управление культурой в рыночной эко-номике /А.И. Дымникова.– СПб.: СПбУЭиФ, 2001.
19. Жарков А. Д. Культурно–досуговая деятельность как общест-венный феномен /А.Д. Жарков //Вестник МГУКИ.–2003.–№2.–С.72–80.
20. Жарков А. Д. Технология культурно–досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. 2–е изд. пере-раб. и доп. — М.: Изд–во МГУК, ИПО «Профиздат», 2002. — 288 с.
21. Жаркова Л. С. Деятельность учреждений культуры.– М., 2003.
22. Жданова Е. П.. Сорокин В. В. Культурологический аспект мар-кетинга // Культура: управление, экономика, право. – 2004. – №4.
23. Запесоцкий А. С. Молодежь в современном мире. СПб., 1996.–350с.
24. Здравосмыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности.– М.: Политиздат, 1986.–223с.
25. Ибрашева Л. Р. Институт маркетинга в социокультурной сфере в процессе глобализации /Л.Р. Ибрашева// Вестник КГУКИ. – 2005. – №2.
26. История менеджмента / Под ред. Валового Д. В.– М., 1997.– 256с.
27. Каминская М. А. Специфика маркетинга и менеджмента в не-столичном театре // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2005. – №11.
28. Каргин А. С. Самодеятельное художественное творчество: ис-тория, теория, практика: учеб. пособие.–М.: Высш. Школа, 1988.–271с.
29. Киселева Т. Г. Основы социально–культурной деятельности: Учеб.пособие / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников.– М.: МГУКИ, 2004.
30. Ковригина В. М. Организация труда, заработной платы и мате-риального стимулирования в учреждениях культуры. — М., 1987.
31. Конович А. А. Театрализованные праздники и обряды в СССР.– М.: Высшая школа, 1990.–208с.
32. Коньков М. А. Менеджмент некоммерческих организаций со-циально–культурной сферы // Культура: управление, экономика, право.–2005.–№ 2.– С.17–19.
33. Краткий экономический словарь. – Барнаул, 1994
34. Козлова Т. Определим свои позиции // Клуб. 2006.–№2.– С. 39.
35. Козлова Т. Как спланировать пиар–кампанию // Клуб.– 2006.– №6.–С. 30–31.
36. Колбер Ф. Маркетинг культуры и искусства. СПб.: Apт–Пpеcc. 2004.–256с.
37. Котлер Ф. Маркетинг. Менджмент: анализ, планирование, вне-дрение, контроль.–М.:Ростинтер, 1999.–887с.
38. Культурно–досуговая деятельность: Учебник /Под ред. А. Д. Жаркова, В. М. Чижикова.– М.: МГУКИ, 1998.– 461с.
39. Маркова В. Д. Маркетинг услуг /В.Д. Маркова. – М.: Финансы и статистика,1998
40. Маркетинг. Толковый терминологический словарь. – М.: Ин-кофонт, 1999.
41. Марков А. П. Маркетинговые технологии и социальная ответственность специалиста социокультурной сферы /А.П. Марков //Социально–культурная деятельность: теория, технология, практика.–Ч.1.–Челябинск, 2006.–С. 211–223.
42. Мельников и др. Новые инструменты управления: бренд–менеджмент //Менеджмент в России и за рубежом.–2008.–№3.–С. 43–47.
43. Менеджмент: учеб. пособие /Под ред. Проф. И.М. Болотнико-ва.–СПб.: СПбГУКИ, 2007.
44. Михеева Н.А. Менеджмент в социально–культурной сфере: Учеб. пособ. /Н.А. Михеева, Л.Н. Галенская.– СПб., 2000.–170с.
45. Мосалев Б. Г. Досуг: Методология и методика социологиче-ских исследований: Учеб. Пособие /Б.Г. Мосалев.–М.: МГУКИ, 1995.–96с.
46. Нагибина В.В., Клеппер Е.В., Чарная И.В. Основы экономики культурно–просветительных учреждений. — М., 1989.
47. Новаторов Э. В. Дежа–вю некоммерческого маркетинга /Э.В. Новаторов // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2003. – № 3.
48. Новаторов В. Е. Развитие маркетинговых технологий в учреж-дениях культуры //Вестнк МГУКИ.– 2004.–№4.–С.67
49. Новаторов В. Е. Интегральный маркетинг в организациях со-циально–культурной сферы: монография.– Омск, 2001.– 190с.
50. Новаторов В. Е. Маркетинговые исследования в сфере культу-ры /В.Е. Новаторов.– Иркутск, 2005.–255с.
51. Организация и методика художественно–массовой работы / Под. ред. Д.М.Генкина, А.А.Коновича, Б.Н.Петрова. – М., 1987. – 192 с.
52. Орлов Г. П. Свободное время и гармоническое развитие лично-сти.– М., 1974.–175с.
53. Питер Э. Л. Менеджмент – искусство управлять /Э.Л. Питер.– М., 1995.– 144с.
54. Подкина С. В. Особенности маркетинга и планирования в уч-реждениях культуры // Культура, экономика, право.– 2004.–№1.– С.25–28.
55. Пул Дж. X, Когда менеджмент приносит деньги. Наставление учреждениям культуры всех стран. – СПб., 2005.
56. Русанова В. С. Воспитательный потенциал центров детского досуга.– Челябинск, 2004.–150с.
57. Рябков В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (XVIII– начало XX): учеб. пособ. Челябинск, 2006.–706с.
58. Самодеятельные молодежные объединения: метод. Материа-лы.– Л., 1988.
59. Сасыхов А. В. Аудитория клубов // Клубоведение: Учебное по-собие для ин–тов культуры, искусств и фак. культ.–просвет. работы пед. ин–тов / Под ред. С.Н. Иконниковой и В.И. Чепелева. – М.: Просвещение, 1980. – С. 62–78.
60. Социально–культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии.–М.,2001.–136с.
61. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: Учебное пособие /Ю.А. Стрельцов.– М.: МГУКИ, 2003.– 296с.
62. Соколов А. Источник достойной жизни: Нужна новая социо-культурная политика /А.Соколов //Российская газета.–2004.–21дек.–С.9
63. Социально–культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии.–М.,2001.–136с.
64. Суник Б. В. Планирование материально–технического снабже-ния учреждений культуры. — М., 1987.
65. Суртаев В.Я. Основные направления самореализации моло-дежи в условиях досуговой деятельности.– СПб., 1992.–82с.
66. Суртаев В. Я. Социология молодежного досуга: учеб. пособие. СПб., 2000. 208с.
67. Суртаев В. Я. Социокультурное творчество молодежи: методо-логия, теория, практика /В.Я. Суртаев.– СПб., 2000.– 208 с.
68. Теория системного менеджмента: Учебник / Под ред. П.В. Жу-равлева.– М., 2002.– 512с.
69. Триодин В. Е. Педагогика клубной работы. – М., 1984. – 152 с.
70. Тульчинский Г. Л. Технология менеджмента в сфере культуры. – СПб., 1996. – 192 с.
71. Тульчинский Г. Л., Шекова Е. Л. Менеджмент в сфере культу-ры: учеб. пособ.– 2–е изд., испр. и доп.– СПб.: Лань, 2003.
72. Фролова Г. И. Организация и методика клубной работы с деть-ми и подростками: учеб. пособие.–Л., 1988.–79с.
73. Чаган Н. Г. Реклама в социокультурном пространстве: тради-ции и современность /Н.Г. Чаган // Маркетинг в России и за рубежом.– 2000. –№ 2
74. Чижиков В. М., Чижиков В. В. Введение в социокультурный менеджмент: Учеб. пособ. – М.: МГУКИ, 2003.
75. Чижикова Е. В.Управленческая направленность профессио-нальной структуры менеджера социально–культурной деятельности // Культура: управление, экономика, право.– 2005.–№ 2.– С.14–
76. Шекова Е. Л. Особенности маркетинга в сфере культуры // Маркетинг в России и за рубежом.– 2001.– №3.
77. Шекова Е. Л. Особенности удовлетворения спроса на ус-луги сферы культуры /Е.Л. Шекова// Экономист. – 2002. – №5.
78. Эванс Дж. М. Маркетинг / Дж. М . Эванс, Б.Берман.–М.: Эконо-мика, 1993
79. Экономика и управление культурно–просветительными учре-ждениями. — Л., 1986.
80. Экономика культуры. Проблемы теории и практики: Сб. науч. тр. — М., 1986.
81. Экономика, организация и планирование непроизводственной сферы. — М., 1987.
82. Яковлев И. Паблик Рилейшнз в организациях /И.Яковлев. –СПб.: Петрополис, 1995.
3,000 руб.