Введение
Содержание
Литература
2.1. Методы организации исследования
Выборка состоит из 40 студентов 1-2 курса факультета «Социальная работа» Московского социального университета. Возраст испытуемых от 19 до 21 года.
Для определения уровня тревожности был применен тест «шкала самооценки (Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина).
Данный тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека).
Шкала самооценки состоит из 2-х частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания номер 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания номер 21-40) тревожность.
Сначала изучался уровень реактивной тревожности студентов.
Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».
1. Я спокоен
2. Мне ничто не угрожает
3. Я нахожусь в напряжении.
4. Я испытываю сожаление
5. Я чувствую себя свободно
6. Я расстроен
7. Меня волнуют возможные неудачи
8. Я чувствую себя отдохнувшим
9. Я встревожен
10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения
11. я уверен в себе
12. я нервничаю
13. я не нахожу себе места
14. я взвинчен
15. я не чувствую скованности, напряженности
16. я доволен
17. я озабочен
18. я слишком возбужден и мне не по себе
19. мне радостно
20. мне приятно
На втором этапе испытуемые отвечали на вопросы, касающиеся личностной тревожности:
Инструкция: Прочитай внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркни соответствующую цифру справа в зависимости от того, как ты чувствуешь себя обычно. Над вопросами долго не задумывайся, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
21. Я испытываю удовольствие
22. я очень быстро устаю
23. я легко могу заплакать
24. я хотел бы быть таким же счастливым как другие
25. нередко я проигрываю от того, что недостаточно быстро принимаю решения
26. обычно я чувствую себя бодрым
27. я спокоен, хладнокровен и собран
28. ожидаемые трудности обычно очень меня тревожат
29. я слишком переживаю из-за пустяков
30. я вполне счастлив
31. я принимаю все слишком близко к сердцу
32. мне не хватает уверенности в себе
33. обычно я чувствую себя в безопасности
34. я стараюсь избегать критических переживаний и трудностей.
35. у меня бывает хандра
36. я доволен.
37. всякие пустяки отвлекают и волнуют меня
38. я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть
39. я уравновешенный человек
40. меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах
Обработка результатов тестирования: показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:
РТ= Σ 1- Σ 2 + 35
где, Σ 1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18; Σ 2 – сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1,2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20).
ЛТ= Σ 1- Σ 2 + 35
где, Σ 1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; Σ 2 – сумма остальных зачеркнутых цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.
При интерпретации результат можно оценивать так: до 30 – низкая тревожность, 31-45 – умеренная тревожность, 46 и более – высокая тревожность.
2.2. Изучение уровня тревожности испытуемых
Представим результаты тестирования в таблице (табл.2.1)
Таблица.1
Показатели уровня тревожности студентов
№ п/п Имя Возраст
(лет) Рт Лт
1. Анна 18 12 44
2. Елена 19 46 38
3. Влад 19 45 62
4. Алла 18 43 47
5. Настя 18 47 54
6. Ирина 19 54 39
7. Олег 20 49 57
8. Люда 20 36 50
9. Коля 19 49 41
10. Катя 19 37 39
11. Леня 20 37 53
12. Ольга 20 53 36
13. Анна И. 19 41 36
14. Костя 19 36 66
15. Люба. 20 45 62
16. Савелий 18 44 56
17. Алена 19 37 51
18. Арсений 20 46 45
19. Инесса 19 37 35
20. Виолетта 19 38 63
21. Евгений 20 44 55
22. Юлия 19 35 62
23. Данила 19 49 50
24. Андрей 20 51 45
25. Татьяна 20 30 54
26. Оксана 19 26 62
27. Тамара 20 28 65
28. Мария 21 54 45
29. Лиза 20 48 63
30. Яна 19 37 62
31. Виктор 20 21 35
32. Кристина 19 64 35
33. Марат 20 54 62
34. Вера 20 41 55
35. Володя 19 39 35
36. Наталья 19 53 56
37. Нина 20 36 35
38. Ольга Н. 19 25 66
39. Таня 20 32 62
40. Юлиана 20 38 50
Сгруппируем испытуемых в зависимости от уровня тревожности (табл.2.)
Таблица 2.
Показатели реактивной тревожности
Уровни
тревоги А.В. %
низкий 6 15
умеренный 20 50
высокий 14 35
всего 40 100
Примечание: А.В. – абсолютная величина,
% - процентное соотношение
Представим данные графически (рис.1)
Рис. 1. Показатели выраженности реактивной тревожности студентов
По результатам Табл. 1. и рис. 1., можно сделать вывод о том, что у большинства испытуемых (50%) умеренный уровень тревожности.
Сгруппируем испытуемых по показателям личностной тревожности (табл.3.)
Таблица 3.
Показатели личностной тревожности
Уровни
тревоги А.В. %
низкий - -
умеренный 14 35
высокий 26 65
всего 40 100
Примечание: А.В. – абсолютная величина,
% - процентное соотношение
Представим данные графически (рис.2.)
1,200 руб.
м тревожности является ощущение неопределённости и чувство беспомощности, которые характеризуются тремя основными признаками признаками: специфическим чувством неприятного, соответствующими соматическими реакциями, осознанием данного переживания [21].
Реакции тревоги проявляются одновременно на трёх уровнях: биологическом, психологическом и социально-поведенческом.
На биологическом уровне тревога проявляется в виде усиления или учащения сердцебиения, затруднения дыхания, чувства удушья, повышения артериального давления, возрастание общей возбудимости, потливости, тремора, сухости во рту, тошноты и так далее.
На психологическом уровне тревога представляет как напряжение, озабоченность, нервозность, раздражительность, невозможность принятия решения, беспокойство и беспомощность. Психологическая сфера тревожного ребёнка проявляется в снижении уровня притязаний личности, её самооценки, решительности и уверенности в себе [8].
Социальный уровень проявления тревоги включает в себя всё богатство поведенческой активности ребёнка и особенности его отношений с окружающими людьми. Специфика этих проявлений будет зависеть от того, в какой области взаимоотношений ребёнок чувствует для себя наибольшую опасность. Тревога ребёнка, связанная с отношениями с отношениями в семейной системе, выражается в его беспокойстве и неуверенности относительно того, интересен ли он своим родителям, любят ли они его, что проясняется постоянных попытках обратить на себя внимание и в преувеличенном желании добиться их любви и эмоциональной близости.
Таким образом понятием, «тревожность» психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.
Выделяют два основных вида тревожности. Первым из них — это так называемая ситуативная тревожность, т. Е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания.
Другой вид - так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают характеризуются состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма.
У детей младшего школьного возраста доминирует ситуативная тре-вожность. Среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте, по мнению Е. Савиной - это неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями.
1.2. Проявление тревожности
Тревога – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствие грозящей опасности. В отличие от страха как реакции на конкретную, реальную опасность, тревога - переживание неопределенной, диффузной, безобъективной угрозы.
Согласно другой точке зрения, страх испытывается при «витальной» угрозе (целостности и существованию человека как живого существа, человеческому организму, а тревога — при угрозе социальной (личности, представлению о себе, потребностям Я, межличностным отношениям, положению в обществе).
Различают ситуативную тревогу, характеризующую состояние субъекта в определенный момент, и тревожность как относительно устойчивое образование (Р. Кеттел, Ч. Спилбергер, Ю. Л. Ханин). В зависимости от наличия в ситуации объективной угрозы выделяется также «объективная», «реальная» тревога и тревога «неадекватная», или собственно тревога, проявляющаяся при нейтральных, не угрожающих условиях.
На физиологическом уровне реакции тревожности проявляются в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порога чувствительности.
На психологическом уровне тревожность ощущается как напряжение, озабоченность, нервозность, чувство неопределенности и грозящей неудачи, невозможность принять решение и др. По мере возрастания состояния тревоги, выражающие ее явления претерпевают ряд закономерных изменений, составляющих явления тревожного ряда. Оптимальный уровень тревожности необходим для эффективного приспособления к действительности (адаптивная тревожность.). Чрезмерно высокий уровень, как и чрезмерно низкий — дезадаптивная реакция, проявляющаяся в общей дезорганизованности поведения и деятельности. Тревожность может быть ослаблена произвольно — с помощью активной деятельности по достижению цели или специальных приемов, а также в результате действия неосознанных защитных механизмов.
Понятие «тревоги» было введено в психологию 3. Фрейдом (1925), разводившим конкретный страх и неопределенный, безотчетный страх — тревогу, носящую глубинный, иррациональный, внутренний характер. В философию подобное разграничение введено Кьеркьегором и последовательно проводится в философии экзистенциализма [1, с. 104 -215].
Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и\или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов. Вопрос о причинах тревожности открыт, в настоящее время преобладает точка зрения, согласно которой тревога, имея природную основу (свойства нервной и эндокринной систем), складывается прижизненно в результате действия социальных и личностных факторов. В дошкольном и младшем школьном возрасте главным образом тревога может порождаться внутренними конфликтами, преимущественно самооценочного характера.
Выделяется устойчивая тревога в какой-либо сфере – частная «связанная» (школьная, экзаменационная, межличностная и др.) и общая «разлитая», свободно меняющая объекты в зависимости от изменения их значимости для человека. Различается также адекватная тревога, являющаяся отражением неблагополучия человека в той или иной области, хотя конкретная ситуация может и не содержать угрозы, и тревога неадекватная, или собственно тревога в благополучных для человека областях действительности.
Тревога является показателем неблагополучия личностного развития и, в свою очередь, оказывает на него отрицательное влияние. Такое же влияние имеет и нечувствительность к реальному неблагополучию, «защищенность», возникающая под действием защитных механизмов, прежде всего вытеснения, и проявляющаяся в отсутствии тревоги даже в потенциально угрожающих ситуациях. Тревога может явиться предвестником невроза, а также его симптомом и механизмом развития. Входит в качестве одного из основных компонентов в «посттравматический синдром», т.е. комплекс переживаний, обусловленных пережитой психической и\или физической травмой. Среди других видов психических расстройств с тревогой связаны также фобии, ипохондрия, навязчивые состояния и шизофрения [14, с. 241 -300].
Тревожность, как индивидуальная психологическая особенность, переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствия грозящей опасности.
1,200 руб.
1. Астапов В. Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. // Психологический журнал, 1992. т. 13 №5.
2. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. – М.: изд. - во “Академия”, 1996
3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: изд-во “Институт практической психологии”, - Воронеж, 1995.
4. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М., 1990.
5. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. – М., 1976.
6. Дубровина И. В. Школьная психологическая служба. – М., 1997.
7. Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. – М., 1986.
8. Изард К. Эмоции человека. – М., изд-во МГУ, 1980.
9. Кочубей Б., Новикова Е. Как лечить тревожность. // Семья и школа, 1988, №8.
10. Кочубей Б, Новикова Е. Ярлыки для тревоги. // семья и школа, 1988, №8.
11. Левитов Н. Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги. // Вопросы психологии, 1969., №1.
12. Немов. Р. С. Психология. Кн. №2, - М., Просвещение Владос., 1995.
13. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты проблемы, - М., 1995.
14. Наенко. Н. И. Психическая напряженность. – М., 1975.
15. Прихожан А. Н. Причины и профилактика и преодоление тревожности. // Психологическая наука и образования, 1998., №2.
16. Психологический словарь. / Общ. Ред. А. В. Петровского. М. Г. Ярошевского, - М., 1990.
17. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1996.
18. Ремшмидт. Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М. 1994.
19. Словарь практического психолога. / Под общ. Ред. С. Ю. Головин. – Минск: Харвест., 1997.
20. Спиваковская. А. С. Профилактика детских неврозов. – М., 1997.
21. Суворова В. В. Психофизиология стресса. – М., 1975.
22. Фельдштейн. Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М., 1995.
23. Холл К., Линдсей. Г. Теории личности. – М., 1997.
24. Ханин Ю. Л. Исследование тревоги в спорте. // Вопросы психологии, 1997., №3.
25. Фрейд З. Психоанализ и детские неврозы. – С-Пб.., 1997.
1,200 руб.