Ход исторического процесса носит неравномерный, волнообразно-спиралевидный характер. В истории каждого народа и человечества в целом периоды сравнительно плавного, замедленного, инерционного, предсказуемого развития, когда значительные исторические события происходят сравнительно редко и не несут радикальных перемен, время от времени сменяются периодами кризисов и революций, учащения исторического пульса, неожиданных поворотов и изломов исторических, судеб. Такая ритмика взлетов и падений, пульсация истории носит всеобщий характер.
Под историческим циклом мы понимаем период времени от рождения новой исторической системы, которая проходит последовательные фазы в своем развитии, до следующего переворота, когда утверждается очередная система, хотя реликты отжившей свое историческое время могут просуществовать еще несколько ритмов. Исторический цикл на две фазы короче жизненного из-за совпадения во времени в переходный период конечной и начальной фаз сменяющих друг друга циклов, что определяет непрерывность исторического процесса. Ход истории можно образно представить в виде движущегося маятника, свободный конец которого описывает траекторию, подобную спирали. Никогда не оказываясь дважды в одной и той же точке, маятник совершает во многом сходные по фазам колебания, где повторяются подобные исторические ситуации, взлеты и падения, каждый раз в конкретно-неповторимой форме.
История полициклична: друг на друга накладываются, взаимодействуя, исторические циклы разной глубины и длительности.
Каждый исторический цикл имеет свою траекторию движения; но одновременно он несет на себе отпечаток циклов других временных горизонтов. Развивая образ маятника, можно представить себе систему из нескольких маятников разной размерности, каждый из которых выписывает свою траекторию волнообразно-спиралевидного движения, так что общий ход истории оказывается многослойным. На каждую фазу большего по длительности цикла накладывается несколько более коротких циклов. При этом фазы цикла высшего уровня оказывают влияние на длительность и амплитуду колебаний фаз циклов низшего уровня.
Между двумя смежными историческими циклами лежит переходный период, который характеризуется кризисом и отмиранием отживающей свой век системы, рождением в муках новой, усилением хаотичности, неупорядоченности исторического процесса.
Цикличный подход дает возможность по-новому взглянуть на историческое время, измеряемое количеством исторических событий в единицу календарного времени. Бег исторического времени неравномерен по фазам циклов. Он то замедляется в фазах зрелости и застоя, то бешено ускоряется во времена кризисов и революционных перемен, растущей неустойчивости в динамике системы, когда одного случайного события иной раз бывает достаточно, чтобы траектория движения круто изменилась.
Измерение ритма мировой истории требует определения географических эпицентров, по которым ведется отсчет исторического времени. Каждая страна имеет свое историческое время, неповторимую траекторию движения, то ускоряя, то замедляя его темп. то отставая, то приближаясь к общеисторическому хронометру, по которому ведется счет периодичности мировых цивилизаций.
Поскольку лидеры исторического прогресса периодически меняются, для каждой мировой цивилизации потребуется выделить страну, по которой ведется эталонный отсчет времени длительности цивилизации, ее фаз, переходных периодов, определяются хронологические точки. Вокруг этого эпицентра располагаются первая зона влияния, вторая зона влияния, дальняя периферия, историческое время в каждой из которых все более отстает от эталонного времени лидера, хронометр отсчитывает время давно угасших эпох.
Исследование исторических циклов было бы поверхностным и неполным без выяснения закономерностей исторической генетики, регулирующих процессы наследственности, изменчивости и отбора в развитии стран, народов, человечества.
Био-социальный генотип отдельного человека кристаллизуется в наследственном инварианте, генотипе человечества, выражающем его общественную суть и передаваемом от поколения к поколению, от цивилизации к цивилизации.
Этот генотип выражает главные черты и единство основных элементов, без которых общество существовать не может и которые отражают содержание наследственности (подобие и разнообразие индивидуумов и коллективов, определенный уровень знаний и навыков, технологический и экономический способы производства, строй социальных, национальных, государственно-правовых, политических отношений, формы духовной жизни).
Исторические циклы находятся в постоянном взаимодействии со смежными циклами и прежде всего с циклами в развитии природы. Климатические условия, природные богатства того или иного континента или региона создают внешний фон и определяют естественные условия возникновения и развития исторических циклов.
Опираясь на исторический опыт, познание закономерностей циклический динамики и генетики - вполне возможно и достижимо историческое предвидение - способность прогнозировать ход исторических циклов, смену их фаз, смягчать и сокращать длительность кризисных, переходных фаз, способствовать становлению нового общества.
Но для этого история должна перестать быть идеографической наукой, описывающей исторические факты, события, личности она должна стать подлинно номографической наукой, вооружающей людей силой научного предвидения и тем самым позволяющей им избежать многих бед и препятствий на пути исторического прогресса.
750 руб.
Оглавление
Введение 3
1. Исторические циклы 5
2. Закономерности исторического процесса 8
3. Цикличность в истории России 13
Заключение 20
Список литературы 22
Введение
Отечественная история – одна из главных национальных святынь любой страны – превратилась в России в предмет ожесточенных споров и конфликтов, нередко связанных с противоположными оценками прошлых событий, как давнишних, так и последнего двадцатилетия. Когда в напряженной атмосфере взаимной раздраженности оппонентов прибегаешь к терминам болезни, диагноза, синдрома, этиологии, то рискуешь получить обвинения в кощунстве, причем со всех сторон.
Духом цикличности пронизаны философские изыскания Аристотеля. Рассуждения о цикле, постоянном повторении, кругообороте встречаются чуть ли не во всех произведениях Стагирита. В "Метеорологике" он пишет о так называемом девкалионовом потопе, развиваемом далее в кругооборот влажности и сухости, моря и суши. "...На всей Земле, разъясняет философ свою позицию, морс и суша не остаются сами собою, но со временем одно превращается в другое".
В "Метафизике" Аристотель солидаризируется с точкой зрения, что "каждое искусство и каждое учение изобретались неоднократно и в меру возможности и снова погибали". Ту же мысль, что "чуть ли не все уже давным-давно придумано" встречаем мы и в "Политике".
Цикличность является методологическим ключом и к аристотелевской классификации основных видов государственного устройства. По Аристотелю, вид государственного устройства определяется тем, в чьих руках находится верховная власть в государстве, кто правит один ли человек, меньшинство или большинство.
В дальнейшем количественный критерий существенно уточняется целью, которая при этом преследуется. Если цель верховной власти общественная польза, перед нами правильные виды государственного устройства монархическое правление, или царская власть, аристократия и полития.
Если же, наоборот, верховная власть преследует какое-то свое, частное благо, то результатом становится неправильное, или извращенное, государственное устройство: тирания, олигархия и демократия.
Таким образом, у каждого правильного вида есть свой двойник, свое отклонение, выражающее ту или иную степень расстройства "политического общения граждан".
Согласно Стагириту, отличительной чертой различных видов государственного устройства является их неодинаковое отношение к добродетели: "один человек или немногие могут выделяться своей добродетелью, но преуспеть во всякой добродетели для большинства дело уже трудное...".
Нетрудно понять, что в данном отношении заключена одна из главных характеристик цикла, цикличности тенденция к последовательному ухудшению.
1. Исторические циклы
Идея исторических циклов не нова. Еще до начала нашей эры римский историк Полибий в 40-томной "Всеобщей истории" и китайский историк Сыма Нянь в "Исторических записках" рассматривали историю общества как круговорот, как цикличное движение. Идею больших исторических циклов выдвинул в начале нашей эры арабский историк аль Бируни; через пару веков эту идею развил Ибн Халдун из Туниса.
В эпоху Возрождения идею циклов в историческом процессе высказал французский историк Вико А немецкий философ и историк Иоганн Гердер в конце XVIII в. в работе "Идеи к философии истории человечества" подчеркивал генетические начала в истории, периодические перевороты между эпохами космического масштаба. К. Маркс и Ф. Энгельс во второй половине XIX в. обосновали идею периодической смены общественно-экономических формаций как глубинной основы исторического прогресса.
Идею о культурно-исторических типах локальных цивилизаций выдвинул еще в 1869 г. русский историк Н.Я. Данилевский; эта идея была развита в опубликованной в 1918 г. книге О. Шпенглера "Закат Европы". Наиболее полно учение о круговороте локальных цивилизаций трех поколений, их цикличной динамике изложил известный английский историк Арнольд Тойнби в12-томном "Исследовании истории".
Французская историческая школа "Анналов" во главе с Марком Блоком и Люсьеном Февром и особенно самый выдающийся ее представитель Фернан Бродель внесли весомый вклад в исследование разных видов циклов в истории общества. Идею трех волн в истории человечества - аграрной, индустриальной и постиндустриальной - обосновал американский футуролог Олвин Тоффлер. Среди российских исследователей исторических циклов следует отметить Л.Н. Гумилева и особенно современного историка И.М. Дьяконова с его концепцией восьми фаз общеисторического процесса.
Автор впервые сформулировал свой подход к историческим циклам в докладе "Становление постиндустриальной цивилизации" на дискуссии "Циклы Кондратьева и будущее: взгляд в XXI век" в рамках Международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Н.Д. Кондратьева в марте 1992 г. Более подробно эта концепция была развернута в монографиях "У истоков новой цивилизации", опубликованной на русском и английском языках в 1993 г.
"Ритм смены цивилизаций и исторические судьбы в России" в 1994 г. Это дало возможность развернуть концепцию автора в фундаментальном труде "История цивилизаций", изданном в 1995 г. и переизданном 8 доработанном виде как учебное пособие в 1997 г.
Эти взгляды в концентрированном виде выражены в докладе на II Международной научной конференции "Проблемы и перспективы становления Постиндустриальной цивилизации" и в рекомендациях конференции. Поэтому:
Во-первых, исторические циклы выступают здесь как обобщающее выражение циклично-генетических закономерностей динамики общества, как вершина пирамиды циклов; впервые раскрыта ее сложная структура, многомерная система составляющих ее видов цикличного развития отдельных элементов общества. Это новый шаг в развитии русского, да и мирового циклизма.
Во-вторых, раскрыта многогранность самих исторических циклов - смена мировых цивилизаций, эволюция локальных цивилизаций, циклов разной длительности. Впервые выдвинуто понятие исторических суперциклов, охватывающих триаду родственных цивилизаций, что позволило по-новому взглянуть на содержание современного переходного периода.
750 руб.
1. Большая советская энциклопедия (В 30 томах). Гл. ред. А.М.Прохоров. Изд. 3-е. -Переходы и катастрофы: Опыт социально-экономического развития / Под ред. Ю.М. Осипова, И.Н. Шургалиной. - М.: Изд-во МГУ, 1994.
2. Думная Н.Н. Новые теоретические подходы к анализу экономической модернизации // Российская цивилизация: особенности и пути модернизации: Материалы науч. конф. / Фианс. акад. при Правит. РФ - М., 2002.
3. Ерохина Е.А. Стадии развития национальной экономики и циклы Н.Д.Кондратьева. -Томск: Водолей, 2001.
4. Зимин АЛ. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России. М., 1980.
5. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры // Избранные сочинения / Ред.колл.Л.И.Абалкин и др.; сост. В.М.Бондаренко, В.В.Иванов, С.Л.Комлев и др. - М.: Эко¬номика, 1993.
6. Курс экономической теории. Учебное пособие под ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой. - Киров. Изд-во АСА, 1995.
7. Мельников Ю.Н. Ликвидация двора (опричнины) // Вопросы истории. 1991. № 11.
8. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли: Пер. с англ. М.: Прогресс, 2005.
9. Скрынников Р.Г. Борис Годунов. М., 1978.
10. Скрынников Р.Г. Россия накануне "Смутного времени". М., 1985.
11. Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие. -Ростов н/Д.: Изд-во Феникс, 2000.
750 руб.