Готовая контрольная работа
на тему:«Как опричнина привела к Великой Смуте. Свидетельством какой исторической закономерности были эти события русской истории.»
Цена: 750 руб.
Номер: V6651
Предмет: Всеобщая история
Год: 2007
Тип: контрольные
Отзывы
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!
• Разрыв Ивана IV с политикой реформ и его стремление к неограниченному самовластию, на пути к которому стояли традиционные нормы и органы управления, остатки удельной системы, моральный авторитет церкви, слабость государственного центрального аппарата и пр.
• Ухудшение обстановки в стране в связи с Ливонской войной, требовавшей мобилизации ресурсов тыла, увеличение налоговых поступлений. Однако система местного управления, сложившаяся после земской реформы, общая слабость центральных органов управления не позволяли обычными методами обеспечивать военные нужды.
• Стремление власти спасти свой авторитет, для чего неудачи в войне стали объясняться предательством и кознями бояр.
• Религиозные представления царя и народа, психологическая атмосфера, сложившаяся в обществе. Иван IV все более верил в свое бо-гоподобие и богоизбранность, а к населению относился как к холопам, которых он «волен жаловать или казнить».
• Личные качества царя: его крайняя мнительность, жестокость, трусость и слабоволие, сочетавшиеся с умом, начитанностью, самомнением и верой в божественную природу своей власти.
2. Начало опричнины
• Бедствия страны. Непосредственному переходу к опричнине предшествовал ряд тяжелых поражений русских войск, а также бегство князя Андрея Курбского в Литву, вызванное ожиданиями опалы (апрель 1564 г.). Кроме того, страну поразил неурожай, а Москва испытала 4 пожара. Военные неудачи и бедствия воспринимались как Божие наказание за грехи, в первую очередь, правящего слоя .
• Две грамоты. В декабре 1564г. царь неожиданно покинул столицу, забрав казну, библиотеку, символы власти и наиболее ценные иконы. В сопровождении лично преданного ему окружения он поехал в Александрову слободу, откуда в январе 1565 г. послал две грамоты. В одной он обвинил бояр, детей боярских, приказных людей в измене, казнокрадстве, насилии над народом и заявил о своем решении оставить царствование. В другой грамоте, обращенной к посадским людям, он объявлял, что зла на них не держит.
• Условия царя. Бояре, оказавшись один на один с разгневанным народом, вынуждены были послать к царю делегацию и принять все его требования. Главными условиями стали:
— разделение страны на земщину с прежней Боярской думой и приказами и опричнину со своей Думой, приказами-избами (на монастырский лад — «кельями»), войском;
— право царя полностью и бесконтрольно распоряжаться жизнью и имуществом людей, которых он «волен казнить и миловать» без суда и следствия, как в земщине, так и в опричнине;
— предоставление 100 тыс. руб. на «обустройство» опричнины.
3. «Смысл» опричнины
Основное содержание этой политики сводилось к насилию, с помощью которого опричники во главе со своим «игуменом» надеялись искоренить грех непослушания власти и даже греховную природу человека. Но в силу того, что человек в их представлении был греховен от рождения, то даже не совершив ничего противоправного, он оказывался виновным. Вот почему опричники не утруждали себя поиском каких-либо свидетельств обвинения, казнили как по подозрению, так и по наговору представителей всех сословий Притом чаще всего страдали люди честные и порядочные, имевшие собственное мнение и личное достоинство.
Таким образом, социально-политический смысл опричнины тесно переплетался с религиозными представлениями людей той эпохи власть с помощью жестокого террора, принимавшего зачастую иррациональные формы, стремилась, с одной стороны, компенсировать свою слабость и неэффективность, а с другой — парализовать волю населения к сопротивлению, вселить ужас в души людей, заставить их безропотно ей подчиняться.
4. Первый этап опричнины
На протяжении своей истории политика опричнины видоизменялась.
• Проблема разделения страны и переселения. По указу Ивана I розного «взятые в опричнину» получали земли на опричной территории
• Начало террора. Вначале он была направлен против суздальской княжеской группировки, в том числе Шуйских, которая была выселена со своих земель, что подорвало ее экономическое и политическое могущество Затем репрессии усилились. На верти московского боярства и на многих дворян обрушились казни. В 156,8 г. Опричники расправились с людьми боярина И.И.Федорова, а сам он был заколот царем. В этом же году оказался смещен со своего поста, а затем убит митрополит Филипп, осуждавший опричный террор. В 1569 г. удельного князя, двоюродного брата царя Владимира Старицкого обвинили в «заговоре с целью отравления» и стремлении самому взойти на трон. По приказу Ивана IV его заставили вместе с женой и дочерью принять яд, окружение князя подверглось казням. В целом же большинство погибших в стране составили посадские, крестьяне и холопы .
• Кульминация опричнины. В начале 1570г. царь возглавил карательную экспедицию против Новгорода, якобы изменившего царю. В июле 1570 г. страшные казни прокатились по Москве. Обвиненных, а среди них были и представители высшей приказной бюрократии, руководства опричного войска, бросали в котел с кипящей водой, сжигали на костре, рубили и резали. Убивали их жен и детей. Жертвами террора оказались и те, кто стоял у истоков опричнины — отец и сын Басмановы, князь Вяземский и др. Опричнину возглавили настоящие палачи — Малюта Скуратов (Г. Л. Вельский) и Василий Грязной, получившие чин думных дворян.
Похожие работы:
Проблемы Византийского влияния в истории русской культуры ➨
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в конце Х столетия Русь официально приняла новую веру, и с ...
Роль усадьбы в истории русской культуры ➨
Усадьба "Абрамцево" в Сергиево-Посадском районе Московской области известна с середины 18 в. как имение Головиных. ...
Цикличность в русской истории ➨
Ход исторического процесса носит неравномерный, волнообразно-спиралевидный характер. В истории каждого народа ...