Готовая дипломная работа
на тему:«Методика проведения факультативных занятий на тему 'Свойства фигур на плоскости Лобачевского' в 9 классе»
Цена: 3,000 руб.
Номер: V11393
Предмет: Педагогика
Год: 2008
Тип: дипломы
Отзывы
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!
Факультативные занятия, вводятся с целью углубления знаний по естественным и гуманитарным наукам, а также развития разносторонних интересов и способностей учащихся. Можем сказать, что факультативы по математике в 9-классах вводятся, исходя из заинтересованности детей и по желанию родителей, начать изучение предмета раньше, чем это предусмотрено в учебном плане школы.
В течение многих лет идет большая работа по определению содержания, разработке методов и лучших путей организации факультативных занятий. В результате экспериментальной работы подготовлены и опубликованы различные программы, учебные пособия для учащихся и методические руководства для учителей. Факультативы - это небольшие специальные курсы, знакомящие учащихся с некоторыми областями знаний по математике, которые не рассматриваются в учебной программе.
I. Факультативный курс представляет собой систему нескольких тем, частично связанных между собой. Каждая из них предназначена для развития основных идей школьной математики, ее понятий, методов. Следовательно, факультативные занятия важно соотносить с основным курсом математики, можно, например, отработать навыки решения задач. Для осуществления такой связи необходимо:
• систематизировать материал;
• последовательно развертывать теорию;
• рассматривать дополнительные методы для решения задач.
Факультативные занятия по математике в 5-9 классах, проводятся в форме модульных групп по предложенной учебной программе, включающей в себя целевой план действий, банк информаций, руководство по достижению цели, реализуют образовательные запросы учащихся и родителей, выполняют пропедевтическую роль подготовки к базовому изучению курса математики, а так же в школах с гуманитарным уклоном. Так и основной курс математики и ВТ служит источником тем для углубленной разработки факультативных занятий по предмету. Взаимосвязью основного и факультативного курсов необходимо воспользоваться для развития мышления школьников. И необходимо, чтобы связь эта была двусторонней.
II. Преемственность в отношении ко многим формам внеклассной и внешкольной работы по математике. Т.е., факультативы по математике, дополняют кружки, занятия заочных школ новым содержанием, новыми подходами к его раскрытию, связностью изложения, и др.
III. Факультативные занятия представляют большие возможности подготовки к конкурсам, соревнованиям и олимпиадам, занятиям проектной деятельностью, выступлениям на вечерах.
Главной целью факультативных занятий по математике является углубление и расширение знаний, развитие интереса учащихся к предмету, развитие их математических способностей, привитие школьникам интереса и вкуса к самостоятельным занятиям математикой, воспитание и развитие их инициативы и творчества.
Программа основного курса математики вместе с программой факультативных занятий по математике для средней школы составляют программу повышенного уровня по данному предмету для учащихся данного класса.
Программа факультативных занятий по математике составляется так, что все вопросы ее могут изучаться синхронно с изучением основного курса математики в школе. В тех случаях, когда в классе основной курс математики ведет один учитель, а факультативный - другой, изучение тем факультатива может проводиться независимо от основного курса программы (в этом случае изучение тем можно проводить с некоторым запозданием по отношению к основному курсу программы) .
Для того чтобы факультативные занятия по математике были эффективными, необходимо их организовать там, где есть:
1) высококвалифицированные учителя или другие специалисты, способные вести занятия на высоком научно-методическом уровне;
2) не менее 15 учащихся, желающих изучать данный факультативный курс.
Если школа имеет классы с небольшой наполняемостью (что особенно характерно для некоторых сельских школ), то группы учащихся для факультативных занятий можно комплектовать по параллелям или из учащихся смежных классов (8-9 классы, 10-11 классы и т. п.).
Запись учащихся на факультативные занятия производится на добровольных началах в соответствий с их интересами. Не следует принуждать учащихся обязательно изучать факультативные предметы. Особенно внимательно следует относиться к тем учащимся, которые встречают трудности в изучении математики или совмещают обучение в школе с другими видами занятий (спорт, музыка и т. д.). По окончании факультативного курса учащиеся сдают зачет (с оценкой), о чем делается отметка в аттестате. Учитель математики несет полную ответственность за качество факультативных занятий; факультативные занятия вносятся в расписание и оплачиваются учителю.
1.3. Основные формы и методы проведения факультативных занятий по математике
Проведение факультативных занятий по математике не означает отказа от других форм внеклассной работы (математические кружки, вечера, олимпиады и т. д.). Они должны дополнять эти формы работы с учащимися, которые интересуются математикой.
Возможность 1-2 часа в неделю дополнительно работать со школьниками, проявляющими повышенный интерес и способности к математике, представляет собой одно из проявлений новой формы обучения математике - дифференцированного обучения.
По существу факультативные занятия являются наиболее динамичной разновидностью дифференциации обучения.
В какой бы форме и какими бы методами не проводились факультативные занятия по математике, они должны строиться так, чтобы быть для учащихся интересными, увлекательными, а подчас и занимательными. Необходимо использовать естественную любознательность школьника для формирования устойчивого интереса к своему предмету. Известный французский физик Луи де Бройль писал, что современная наука - "дочь удивления и любопытства, которые всегда являются ее скрытыми движущими силами, обеспечивающими ее непрерывное развитие".
Основными формами проведения факультативных занятий по математике являются в настоящее время изложение узловых вопросов данного факультативного курса учителем (лекционным методом), семинары, собеседования (дискуссии), решение задач, рефераты учащихся (как по теоретическим вопросам, так и по решению цикла задач), математические сочинения, доклады учащихся и т. д .
Однако учителю не следует отдавать предпочтение какой-либо одной форме или методу изложения. Вместе с тем, памятуя о том, что на факультативных занятиях по математике самостоятельная работа учащихся должна занять ведущее положение, следует все же чаще применять решение задач, рефераты, доклады, семинары-дискуссии, чтение учебной и научно-популярной литературы и т. п.
Методика проведения факультативных занятий в определенной степени отработана. Основной формой теоретических занятий является учебная лекция с непременными элементами об ратной связи. Часть времени отводится (при отсутствии учебной литературы) на запись учебного материала учащимися (под диктовку), если нет другого способа размножения текста. Для контроля усвоения учебного материала необходимо проводить зачетные занятия. По отдельным вопросам программы факультатива можно готовить с учащимися семинарские занятия, на которых на основе ранее изученного материала сами учащиеся дают объяснения, например, работы некоторых технических устройств. Конечно, последние занятия требуют дополнительной работы учителя.
Методы обучения на факультативных занятиях.
При выборе методов и приемов обучения на факультативных занятиях необходимо учитывать содержание факультативного курса, уровень развития и подготовленности учащихся, их интерес к тем или иным разделам программы факультатива.
На факультативах по математике могут использоваться разнообразные формы и методы проведения занятий: лекции, практические работы, обсуждение заданий по дополнительной литературе, доклады учеников, написание рефератов, экскурсии. Часть материала может быть вычитана лекционно. При проведении лекции допустимы беседы с учащимися, обсуждение по ходу рассказа вопросов, заинтересовавших школьников.
Большую пользу приносит подготовка учениками рефератов. Выполнение такого рода работы необходимо для развития навыков самообразования, удовлетворения индивидуальных интересов учащихся. Необходимо, чтобы подготовленные рефераты заслушивались всеми и обсуждались в обязательном порядке. Для рефератов следует подбирать темы, по которым имеется легкий доступ к литературе. План реферата можно предложить составить ученику самостоятельно, но можно и помочь ему в этом. Для проведения практических работ учитель составляет рекомендации, с помощью которых определяется цель работы, задания для учащихся, порядок выполнения практической работы. Задания целесообразно подбирать дифференцированно, а при подведении итогов можно показать результаты деятельности всей группы в целом.
Одной из возможных форм ведения факультативных занятий по математике является разделение каждого занятия на две части. Первая часть посвящается изучению нового материала и самостоятельной работе учащихся по заданиям теоретического и практического характера. По окончании этой части занятия учащимся предлагается домашнее задание по изучению теории и ее приложений. Вторая часть каждого занятия посвящена решению задач повышенной трудности и обсуждению решений особенно трудных или интересных задач. Эта форма проведения факультативных занятий может способствовать успешному переходу от форм и методов обучения в школе к формам и методам обучения в высших учебных заведениях.
Похожие работы:
Методика проведения занятий по психологии с младшими школьниками ➨
Оптимальное общение учителя с учениками должно быть направлено на совместное творчество, дружеское расположение ...
Методика организации и проведения занятий по основам предпринимательской деятельности в школе ➨
Модернизация российского образования предусматривает масштабные изменения в образовательных системах различного ...
В условиях расширения внешнеторговой деятельности, особую важность приобретает таможенный контроль на железной ...
2. Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге
Адаптация Т.И. Балашовой
Опросник ...