Введение
Содержание
Литература
Глава 1. Причины кризиса.
Оформившаяся как самостоятельная наука в середине XIX в., психология по своим философским основам была наукой XVIII в.
Чем успешнее шла в психологии эмпирическая работа, резко расширявшая поле изучаемых психологией явлений, тем очевиднее становилась несостоятельность ее версий о сознании как замкнутом мире субъекта, зримом ему одному благодаря натренированной интроспекции под контролем инструкции экспериментатора. Крупные успехи новой биологии радикально меняли воззрения на все жизненные функции организма, в том числе психические.
В одной из работ былдо сказано [3, с. 211-221], что кризис в психологии в начале ХХ века появился потому, что в различных школах и научных направлениях неудовлетворенность теоретической ситуацией привела к сосредоточению анализа на одном из его блоков.
Восприятие, память, навыки, мышление, установка и чувства трактовались теперь как своего рода "инструменты", позволяющие организму эффективно "орудовать" в жизненных ситуациях. Рушилось представление о сознании как особом замкнутом мире, изолированном на острове духа. Вместе с тем новая биология направляла на изучение психики с точки зрения ее развития. Тем самым радикально расширялась зона познания объектов, недоступных для интроспективного анализа. Крах исходгных представлений о предметеи методлах психологии становился все более очевидным.
Глубокие преобразхования испытывал категориальный аппарат психологии. На заре научнеой психологии исходным элементом психики считалисьпоказания органов чувств – ощущения. Теперь же взгляд на сознание как устройство из атомов – ощущений – потерял научный кредит.
Что касается психического действия, то и его категориальный статус изменился. В прежний период оно относилось к разряду внутренних, духовных актов субьекта. Однако успехи в применении обьективного метода к изучению отношений между организмом и средой доказали, что область психики включает также внешнее телесное действие.
Еще одна сфера, открывшаяся психологии, придала сознанию взамен первичного вторичное значение. Определяющей для психики жизни была признана сфера безсознательных влечений, котрые движут поведением и определяют своеобразие сложной сложной динамики и структуры личности.
Французские исследователи сосредоточились на анализе психических отношений между людьми. В работах ряда немецких психологов центральной выступила тема включенности личности в систему ценностей культуры. Особую новаторчкую роль в истории мировой психологической мысли сыграло учение о поведении в его особом, возникшем на почве русской культуры, варианте [10, 11].
750 руб.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Введение …………………………...…………………………………. 3
Глава 1. Причины кризиса …………………………..……………. 5
Глава 2. Периоды кризиса ….……………………………………… 7
Глава 3. Основные течения………………………………………… 9
Глава 4. Последствия раскола ……………………………………… 18
Выводы………………………………………………………………… 20
Заключение…………………………………………………………… 22
Библиография...……………………………………………………… 23
Введение
Кризис (от греч. Krisis - решение, поворотный пункт, исход) -
1) резкий, крутой перелом в чем-либо, тяжелое переходное состояние (напр., духовный кризис);
2) острое затруднение с чем-либо (напр., с производством или сбытом товаров); тяжелое положение [8, с. 2].
В науке кризис характеризуется застоем или резкой ломкой традиций, но и в том и в другом случае он влечет за собой серьёзные последствия.
Кризис поразил: философию; психологию, физику, медицину, социологию, практику жизни.
Кризис принёс: тупик, бессмысленность, безысходность жизни, топтание на месте и для науки, и для отдельного человека.
О кризисе в психологии говорят постоянно, практически на протяжении всего времени ее существования.
Суть кризиса – в том, что психологии никак не удается увидеть в человеке человека – живого, реального, подлинного. Психология запуталась в разнообразных теоретических конструкциях и абстракциях на любой вкус, вязнет и утопает в бесчисленных эмпирических частностях, деталях, безостановочно продуцирует наукообразные мифы и пародии на человека и тратит огромные силы на их обсуждение и верификацию. Но при этом никак не может постичь, "поймать" нечто существенное, главное, собственно человеческое. В картине мира научной психологии не хватает чего-то очень важного, существенного [1, с. 20].
С конца XIX века признаком хорошего тона в научных (и околонаучных) кругах стало говорить о Кризисе Психологии. Каждый, кто пытался предложить какую-либо методологию, новую парадигму для психологии, обязательного начинал с описания дел на сегодняшний момент, с признания, что кризис есть.
Цель исследования: изучить особенности кризиса в психологии 10-30-х годов ХХ века.
Задачи исследования:
- проанализировать источники западных и отечественных теоретиков на предмет общих закономерностей, выявленных особенностей кризисных моментов в психологии;
- определить наличие и особенности кризиса в психологии.
Обьект исследования: явление кризиса в психологии в 10-30-х годах ХХ века.
750 руб.
Библиография
1. Братченко С. Экзистенциально-гуманистический подход Джеймса Бюджентала: уроки для психологии. / Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. – 2005 - №1 - с.99-108
2. Ждан А. Н. История психологии. – М. 1997 – 576 с.
3. История психологии (10-е - 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты / Петр Яковлевич Гальперин (ред.), Антонина Николаевна Ждан (ред.). — 3.изд. — Екатеринбург : Деловая книга, 1999. — 480с.
4. Кефели И. Ф. Наука до и после НТР // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов / Под ред. С.А. Кугеля. СПб.: Политехника, 1997.
5. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975
6. Малышева К.С. Человек между биологией и культурой \\ Естествознание 1989 - № 4
7. Петровский А. В. Введение в психологию - М., 1996
8. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. – М.: ИНФРА-М, 1998
9. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мящерякова - М., 2001.
10. Психология. Учебник для гуманитарных вузов/Под общ. ред. В. Н. Дружинина - СПб.: Питер, 2002.
11. Российское сознание: психология, феноменология, культура / Под ред. В.А. Шкуратова, Г. В. Акопова, О. М. Буранюк. Самара: Изд-во Самарского ГПИ, 1994.
12. Рыбаков В. А., Покрышкин А. Л. Совместима ли психология и естественнонаучная парадигма. – Томск: "Дельтаплан", 2005
13. Степин В.С. От классической к постнеклассической науке (изменение оснований и ценностных ориентаций) // Ценностные аспекты развития науки / Под ред. В.Ж. Келле. М.: Наука, 1990 - С. 152-166.
14. Тенденции развития психологической науки / Под. ред. Ломова Б. Ф., Анцыферовой Л. И. – М.: Наука, 1989
15. Ярошевский М. Г. История психологии: от античности до середины ХХ века. – М., 1996
23. Шубинский В.С. Проблемы междисциплинарного синтеза знаний о человеке как педагогической цели. Исследования в педагогических науках // Педагогика. 1990.
24. Эрих Фромм. Человек для себя. / Пер. с англ. Л. А.Чернышевой. Мн., 1992.
25. Юревич А.В. Системный кризис в психологии// Вопросы психологии 1999 - №2 - с. 3-11.
26. Юревич А.В., Цапенко И.П. Функциональный кризис науки // Вопр. филос. 1998 - № 1.
750 руб.