§ 2.3. Изменения в структуре соб¬ственности
В то же время значительная часть средств населения в связи с отсут¬ствием рыночного механизма во¬влечения свободных средств в обо¬рот, недоверием к финансовому сектору размещается вне банков¬ской системы, в форме наличных. Их размещение в пенсионных, стра¬ховых, инвестиционных фондах, цен¬ных бумагах корпораций - акциях, облигациях - возможно при усло¬вии развития институтов рыночной инфраструктуры, способных эф¬фективно аккумулировать и разме¬щать средства населения, превра¬щать их в инвестиционные ресурсы реального сектора.
Изменения в структуре соб¬ственности, происшедшие в процессе приватизации не внесли существенных изменений в отношения между пред¬приятиями и государством.
С одной стороны, предприятия выполняют больший объем функций, чем принято в рыночной экономике: содер¬жат объекты социальной инфра¬структуры, обеспечивают уровень занятости вопреки собственным эко¬номическим интересам. По сути это функции государства, их выполнение ухудшает и без того неустойчивое финансовое положение предприя¬тий. В то же время сокращаются возможности возбуждения процеду¬ры банкротства неэффективно рабо¬тающих, но несущих социальную нагрузку предприятий. С другой значительная часть предприятий, даже негосударственных, рассчиты¬вает на определенную поддержку бюджета или по крайней мере на получение кредитов под гарантии правительства даже в том случае, когда это экономически нецелесо¬образно.
Таким образом, состояние хро¬нического недоинвестирования предприятий как за счет внутренних, так и за счет внешних источников, усиливает спад производства, кото¬рый приводит к снижению инвести¬ционных возможностей субъектов хозяйствования и экономической системы в целом, препятствует раз¬витию рыночной экономики. Среди причин такого состояния - сложив¬шееся превалирование краткосроч¬ных временных предпочтений на всех уровнях экономической систе¬мы - от государства до домохо¬зяйств, практическое отсутствие экономических субъектов, име¬ющих долгосрочные экономические интересы, в том числе инвестици¬онного характера.
Более глубинные причины связаны с такой характер¬ной чертой инвестиционных расхо¬дов в рыночной экономике, как не¬равномерность их распределения во времени и по объему. Частные ин¬весторы, принимающие решения на основании совокупности объектив¬ных и субъективных данных, не име¬ют стимулов к равномерному рас¬пределению капитальных вложений. Именно значительные колебания объема инвестиций рассматривают¬ся в качестве основной движущей силы экономики, в том числе цик¬лов деловой активности.
Инвестиции нуждаются в стиму¬лировании со стороны госу¬дарства. Стимулировать про¬цессы инвестирования, достичь оп¬ределенного выравнивания их в экономическом пространстве и во времени государство может в рам¬ках реализации промышленной по¬литики.
Суть последней заключается в совокупно¬сти мероприятий инвестиционно-структурного характера, направлен¬ных на преобразование националь¬ной экономики на основе опреде¬ления приоритетов развития эконо¬мической системы, повышения кон¬курентоспособности, координации экономической деятельности субъек¬тов хозяйствования. Промышленная политика способна влиять непосред¬ственно на отрасли промышленно¬сти, их структуру или же оказывать опосредованное влияние через фис¬кальную, денежную, кредитную, научно-техническую, инновацион¬ную политику.
Таким образом, ожидать разви¬тия инвестиционной активности предприятий на основе преоб¬ладания в экономической системе интересов краткосрочного характе¬ра не приходится, поскольку толь¬ко долгосрочные вложения способ¬ны привести к радикальным изме¬нениям структуры экономической системы в целом и предприятий, ее составляющих, в отдельности.
Глава 3.Активизации реального и денежного сектора экономики России
§ 3.1. Активизация реального сектора экономики РФ
Одной из наиболее сложных и актуальных проблем российской экономики является вопрос активизации реального сектора, наращивания инновационно-инвестиционной активности, как одной из главных предпосылок перехода к устойчивому экономическому развитию.
Для того чтобы придать процессам инвестирования в реальный сектор экономики импульс развития требуются активные действия со стороны государства.
В первую очередь это касается разработки инвестиционно-промышленной стратегии как основы государственной экономической политики, обеспечивающей регулирование воспроизводственных процессов.
Однако разработка данной стратегии возможна лишь при наличии научно-обоснованной теоретической и методологической базы, учитывающей современные особенности взаимодействия кредитной системы с реальным сектором экономики, генетическую природу и содержательный характер этого взаимодействия, позволяющей осуществить новые подходы к его активизации.
В условиях перехода к рынку российская кредитная система, будучи фактором развития реального сектора экономики, сопряжена с высокими рисками, обусловленными тем, что встраиваясь в механизм инфляции, она функционировала за счет тотального перераспределения доходов и разрушительного истощения производственного капитала.
Причины такого положения следует искать в истории реформирования российской кредитной системы, которая началась в 1987 году и проводилась в несколько этапов: сначала была создана двухуровневая система, а затем, по инициативе «снизу» стал осуществляться активный процесс образования коммерческих банков. Создание коммерческих банков осуществлялось в основном тремя путями.
Первый путь – это когда крупные коммерческие банки создавались из бывших отделений государственных специализированных банков. В принципе такой процесс формирования кредитной системы можно отметить как самый цивилизованный и отвечающий функциональным, организованно-экономическим, правовым и историко-логическим принципам реформирования. Это те банки, которые взяли на себя основные функции кредитной системы.
Второй путь – это когда немногочисленная группа коммерческих банков была создана на базе крупных отраслей или предприятий.
Чаще такие банки создавались для того, чтобы вести расчёты двух или трёх ключевых партнеров, которые, собственно, и являлись владельцами этих банков. Их задача состояла также в том, чтобы обслуживать валютные, финансовые потоки собственников на условиях более быстрого, гибкого и непрозрачного осуществления расчётов, нередко нарушающих рекомендации по транспарентности, принятые Базельским комитетом.
Третий путь – основная масса коммерческих банков создавалась заново, на «пустом месте». Эти банки появились для обслуживания новых коммерческих структур, переживая вместе с ними все трудности роста и являющиеся в этой связи наиболее хрупкими и постоянно стагнирующими.
Встраиваясь в механизм инфляции, банки развивались за счет тотального перераспределения доходов и истощения производственного капитала. Однако после того, когда инфляция была относительно подавлена, многие банки оказались неспособными к работе в сравнительно нормальных ценовых условиях.
Искусственность банков также связана с обслуживанием в основном оборота потребительских товаров, что обусловливало их сильную зависимость от конъюнктуры данного рынка, представленного субъектами мелкопартионной и малотоннажной торговли.
Что касается оборота инвестиционных товаров, то необходимость его облуживания по причине катастрофического падения объемов и перехода на натуральный обмен отпала сама по себе. По некоторым оценкам, 9/10 оборота инвестиционных товаров обслуживалось бартером и различными эрзацами: гарантийными письмами, казначейскими налоговыми освобождениями, облигациями, векселями, акциями.
§ 3.2. Характер нынешней государственной политики
Специфической чертой российских банков является также тесная организационная связь с предприятиями-учредителями, определяющими, по сути, кредитную политику подопечных банков и перспективу их развития, в целом. Подобное положение объясняется характером государственной политики в области кредитных отношений, низкой законопослушностью, отсутствием информационной, организационно-экономической, методической и кадровой кредитной инфраструктуры.
Характер нынешней государственной политики в области кредитных отношений определяется общим состоянием экономики России, которая продолжает пребывать в положении перехода от мобилизационного типа развития, когда имеет место приоритет государства над обществом к инновационному типу, при котором государство и общество выступают как равные партнеры и при этом обеспечивается стабильное развитие и совершенствование рыночных отношений.
В этих условиях переходного периода вопрос оптимального сочетания «изменчивости» и «устойчивости», приведение данного сочетания к диалектическому принципу означает необходимость определения роли государственных и рыночных механизмов активизации хозяйственной деятельности, выявления рациональных форм, методов и, самое главное, сфер и уровня государственного вмешательства. Инновационные отношения принадлежат к числу сфер, которые обладают определенным иммунитетом к рыночному саморегулированию в силу особенностей их функционирования.
1,200 руб.
Оглавление
Введение 3
Глава 1.Особенности формирования финансов реального сектора экономики РФ 5
§ 1.1. Финансовый и реальный сектора российской экономики 5
§ 1.2. Основные направления единой государственной финансовой политики РФ 11
§ 1.3. Специфические факторы, влияющие на объемы формирования финансовых ресурсов предприятий 14
Глава 2.Инвестиционное обеспечение реального сектора экономики 16
§ 2.1. Обеспечение функционирования экономической системы 16
§ 2.2. Варианты макроэкономического прогноза 18
§ 2.3. Изменения в структуре собственности 21
Глава 3.Активизации реального и денежного сектора экономики России 23
§ 3.1. Активизация реального сектора экономики РФ 23
§ 3.2. Характер нынешней государственной политики 25
§ 3.3. Особенности рынка инвестиционных ресурсов 25
Заключение 29
Список литературы 32
Введение
Распад бывшего СССР привел к возникновению ряда серьезных отрица¬тельных факторов, повлиявших на формирование финансов макро, мезо и микроуровня. Это обусловило их отдельные особенности и специфику влияния на развитие реального сектора экономики.
Во времена централизованно регулируемой экономики были определены четкие границы государственных, отраслевых финансов и финансов отдельных предприятий, закрепленные в соответствующих законодательных актах, что позволяло регулировать взаимоотношения между ними, максимально предот¬вращать противоречия в распределении созданного чистого дохода, сочетать интересы государства, отраслевых министерств и отдельных пред¬приятий по рациональному формированию и использованию финансовых ре¬сурсов.
Это не значит, что централизованная финансовая система СССР не имела противоречий и недостатков, но, поскольку главным при орга¬низации достижения цели были общегосударственные интересы, а коллектив¬ные интересы имели подчиненный статус, в целом принципы распределения чистого дохода не могли провоцировать серьезных конфликтов между госу¬дарством, министерством и предприятием, поскольку, независимо от величи¬ны изъятого у предприятия дохода, оно в целом получало столько ресурсов, сколько было необходимо для обеспечения выполнения производственного плана.
Для этого использовались как собственные де¬нежные средства, так и средства бюджета и банковского кредита, который в ряде случаев становился, по сути, собственным ресурсом предприятия, так как был беспроцентным и через определенное время или списывался, или присоединялся к их уставному фонду.
В конечном счете, это создало существенные проблемы для Государственного банка СССР, но практически решало проблему оборотных средств большинства предприятий.
Решение практических задач эффективного развития экономики должно основываться на серьезном теоретическом фундаменте. Теоретические и методологические основы исследования взаимодействия реального и финансового секторов экономики заложили такие ученые как: Алексеев М. Ю., Бланк И. А., Гегель Г., Гильфердинг Р., Миркин ЯМ., Осипов Ю. М., Трахтенберг И., Черковец В. и др.
Одной из составляющих финансовой сферы экономики оказывающей влияние на состояние реального сектора экономики предопределяющей направленность денежных ресурсов является фондовый рынок. Большой вклад в анализ и исследование этих проблем внесли такие авторы как: Алехин Б.И., Бабич A.M., Баранова Г.М., Миловидов В.Д., Михайлов Д.М., Торкановский В. и другие.
Банковская сфера - неотъемлемая часть финансового рынка, изучение взаимодействия экономических отношений реального и финансового секторов экономики не представляется возможным без рассмотрения взаимосвязи банковской сферы с реальным сектором экономики.
Актуальность курсовой работы выражена в том, что единство финансовой сферы и элементов экономической системы являются источником структурных изменений отношений собственности, преобразования корпоративного управления, изменений направленности финансовых потоков.
Этот аспект исследования нашел отражение в трудах таких экономистов как: Бандурин А.В., Гутман Г., Игнатовский П., Ионцев М., Радыгин А., Энтов P.M.
Предметом исследования являются экономические отношения взаимодействия реального и финансового секторов экономики, особенности их проявления на современном этапе экономики России.
Объект исследования - совокупность системных взаимосвязей реального и финансового секторов экономики, с определением направлений их совершенствования.
Цели и основные задачи исследования:
В настоящей работе целью исследование является ряд особенностей взаимодействия реального и финансового секторов в современной России. В соответствии с этой целью в курсовой работе предусматривалось решение следующих задач:
a. раскрыть диалектику взаимодействия реального и финансового секторов экономики;
b. выявить и проанализировать особенности взаимодействия реального и фиктивного капитала;
c. определить противоречия реального и финансового секторов экономики;
Вынужденный переход от планово регулируемой экономики к модели стра¬ны с экономикой рыночного типа в определенной степени изменил принципы формирования финансовых ресурсов реального сектора.
Глава 1.Особенности формирования финансов реального сектора экономики РФ
§ 1.1. Финансовый и реальный сектора российской экономики
В совместной стратегии Правительства РФ и Банка России к одной из основных задач реформирования финансового сектора отнесена необходимость усиления взаимодействия банков с реальной экономикой. При этом к факторам, препятствующим развитию финансовой деятельности отнесены следующие: невысокие темпы структурных преобразований в экономике, низкая ликвидность, недокапитализация, недостаточная достоверность отчетности многих отечественных предприятий и слабая транспарентность большинства из них, отсутствие законодательной основы защиты прав кредиторов и другие. Эти же факторы можно назвать в числе факторов, сдерживающих взаимодействие банковского сектора с предприятиями реального сектора экономики.
Взаимоотношения между банками и реальным сектором экономики выражаются через экономические отношения, в которые вступают все сектора экономики (на макроуровне) и отдельные экономические субъекты (на микроуровне).
В современных условиях основные функциональные направления взаимодействия банков и реального сектора экономики таковы:
a. обслуживание расчетов между предприятиями как в денежной форме, так и с применением документарных видов операций и корпоративных пластиковых карточек;
b. обслуживание расчетов предприятий с населением – физическими лицами (работниками этих предприятий);
c. обслуживание долговых обязательств предприятий;
d. квалифицированное обеспечение интересов предприятий на финансовых рынках;
e. участие банков в управлении предприятиями через механизм владения акциями последних и процедуру банкротства, а также участие предприятий в управлении банками;
f. оказание взаимных консультационных услуг;
g. оказание банками депозитарных услуг по хранению ценностей и ценных бумаг предприятий;
h. взаимодействие в рамках процессов финансового инвестирования и кредитования.
Для анализа основного канала влияния банковского сектора на экономику – кредитования реального производства оценивается характер движения финансовых ресурсов через банковский сектор, финансовое положение всех секторов экономики (в том числе и банковского), ситуация на финансовых рынках и другие факторы влияния.
Финансовый сектор в Российской Федерации функционирует на принципах рынка. Как свидетельствуют результаты Программы оценки финансового сектора, проведенной миссией Международного валютного фонда и Всемирного банка в 2002 – 2003 гг. (FSAP), целый ряд компонентов законодательного и нормативного регулирования банковской деятельности соответствует или максимально приближен к международно признанным подходам.
В период после финансово-экономического кризиса 1998 г. банковский сектор развивается на фоне в целом позитивной макроэкономической ситуации в стране, обусловленной, в том числе, благоприятными условиями внешней торговли. Растут производство товаров и услуг, реальные доходы населения, повышается инвестиционная активность, стабильна ситуация на финансовых рынках.
Динамика основных параметров, характеризующих состояние финансового сектора в 2006 – 2007 гг., свидетельствует о закреплении тенденции развития банковского сектора. Высокими темпами увеличиваются активы и капитал кредитных организаций, расширяется их ресурсная база, особенно за счет привлечения средств населения. Рост доверия к банкам со стороны кредиторов и вкладчиков является одним из наиболее важных признаков функционирования российского банковского сектора в 2006 – 2007 гг.
Деятельность кредитных организаций в большей степени ориентируется на потребности реальной экономики. Сохраняется устойчивая тенденция роста кредитных вложений, согласно отчетности кредитных организаций качество их кредитных портфелей остается, в основном, удовлетворительным. На рынке банковских услуг отмечается определенное развитие конкурентной борьбы, особенно за вклады
Повышаются финансовые результаты деятельности кредитных организаций. За 11 месяцев 2007 г. прибыль банковского сектора составила 116,7 млрд. р., за аналогичные периоды 2002 г. и 2001 г. – соответственно 100,8 млрд. р. и 61,1 млрд. р.
В то же время потенциал развития банковского сектора не исчерпан. Правительство Российской Федерации и Банк России исходят из того, что банковский сектор может и должен играть в экономике существенно более значимую роль.
Развитие банковского сектора и рост объемов его деятельности сдерживается рядом обстоятельств, имеющих по отношению к банковскому сектору как внутреннюю, так и внешнюю природу.
К внутренним препятствиям относятся неразвитые системы управления, слабый уровень бизнес-планирования, неудовлетворительный уровень руководства некоторых банков, их ориентация на оказание сомнительных услуг и/или ведение недобросовестной коммерческой практики, фиктивный характер значительной части капитала отдельных банков.
К внешним сдерживающим факторам можно отнести высокие риски кредитования, обусловленные неэффективной структурой экономики, дефектами управления и низкой транспарентностью многих предприятий, нерешенность ряда ключевых проблем залогового законодательства, ограниченные ресурсные возможности банков, прежде всего дефицит средне- и долгосрочных пассивов, недостаточно высокий пока еще уровень доверия к финансовым посредникам, и в том числе к банкам, со стороны населения, сохранение преимуществ банков, контролируемых государством, в виде гарантий по привлеченным вкладам в полном объеме.
Помимо этого, российская экономика в целом и банковская сфера в частности имеют относительно невысокую инвестиционную привлекательность, о чем свидетельствует динамика инвестиций, а в отношении банковского сектора – и снижающаяся доля иностранного капитала. В стратегии развития банковского сектора Российской Федерации отмечено, что в период с 01.01.2005 по 01.10.2007 гг. доля нерезидентов в совокупном уставном капитале действующих кредитных организаций Российской Федерации снизилась с 10,7 до 5,1 %.
Стратегии развития банковского сектора, по-прежнему значительным является административное бремя, возложенное на банки в связи с отвлечением ресурсов на выполнение функций государственных органов, в частности, на контроль за кассовой дисциплиной клиентов. Неоправданно усложнена процедура консолидации капитала (слияний и присоединений кредитных организаций). Не решен вопрос представления банками отчетности только в электронной форме.
Наряду с перечисленными факторами банковское сообщество отмечает высокие нормы отчислений в обязательные резервы и ряд методических проблем их формирования, необходимость дальнейшего развития системы рефинансирования, в том числе расширение круга инструментов управления ликвидностью.
Внутренние проблемы банковского сектора со стороны государства решаются, главным образом, мерами банковского надзора и контроля за соблюдением кредитными организациями требований действующего законодательства при условии создания органу банковского надзора и контрольным органам надлежащих правовых возможностей.
Решение внешних проблем наряду с совершенствованием правового обеспечения требует и реализации ряда иных мер, в частности, осуществления мероприятий в сфере структурной и социально-экономической политики, участия государства в формировании инфраструктуры рынка банковских услуг.
Совершенствование структуры банковского сектора должно способствовать достижению основных целей его развития, прежде всего повышению его экономической роли, удовлетворению спроса на банковские услуги, более качественному выполнению функций по трансформации сбережений в кредиты и инвестиции и развитию конкуренции в банковском бизнесе.
Наряду с динамикой макроэкономических процессов базовое значение для финансовой стабильности национальной экономики имеет развитие ситуации на микроуровне. Результаты многих исследований мирового опыта финансовых кризисов показывают, что основные источники кризисной разбалансировки финансовых систем, как правило, формируются на уровне хозяйствующих субъектов – финансовых посредников (банков и небанковских финансовых институтов), предприятий и организаций нефинансового сектора экономики, а также сектора домашних хозяйств.
В обзоре финансовой стабильности Банка России, под нефинансовыми предприятиями и организациями понимаются коммерческие и некоммерческие предприятия и организации – резиденты, находящиеся как в государственной, так и негосударственной собственности, а также юридические лица – нерезиденты.
По мнению доктора экономических наук, профессора В. Черковца реальный сектор включает сферу материального производства, торговлю и сферу нематериальных услуг.
Ключевое значение для финансовой стабильности банковского сектора – основы финансовой системы России – имеет качество его кредитного портфеля. Основными типами заемщиков по кредитным операциям российских кредитных организаций остаются нефинансовые предприятия, финансовые учреждения и сектор домашних хозяйств. Качество обслуживания заемщиками своих обязательств по кредитным договорам определяется их финансовым состоянием, зависящим от основных тенденций развития экономики в целом.
В 2007 г. российская экономика развивалась весьма динамично, опережая прогнозные оценки по темпам прироста ВВП и промышленного производства. В частности, по данным Госкомстата, за 2007 г. выпуск продукции и услуг базовых отраслей экономики (промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт, розничная торговля) вырос по сравнению с 2002 г. на 7,1 % против 3,8 % годом ранее. Прирост производства в промышленности достиг 7,0 % против 3,7 % за 2002 г.
1,200 руб.
1. Амоша О. Инновационный путь развития России: проблемы и решение // Экономист. -2005.- №6. -
2. Балацкий Е., Конышев В. Роль государственного сектора в построении "новой экономики" // Общество и экономика.- 2004.- №2.
3. Безчасный Л. Ученые найдут оптимальное соотношение // Правительственный курьер.- 2000,- 17 февраля.
4. Вестник Банка России / Центральный банк РФ. - 16 декабря 2007. - № 70 (795)
5. Зуева Т, Мясникова Л. Экономика постмодерна// РИСК.- 2001.- ІV.
6. Кушерец В. К обществу знаний // Правительственный курьер.- 2005.- 1 сентября.
7. Майердж. Г., Олесневич Д. Международная среда бизнеса: Конкуренция и регулирование в глобальной экономике / Пер. с англ. - К.: Лебедь, 2002.
8. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет. - М.: Юрист, 2003.
9. Обзор экономических показателей / Экономическая экспертная группа. Министерство финансов РФ. - 10 сентября 2006 года
10. Обзор экономических показателей / Экономическая экспертная группа. Министерство финансов РФ. - 18 января 2008 года
11. Обзор экономических показателей / Экономическая экспертная группа. Министерство финансов РФ. - 11 октября 2007 года
12. Огурцов А., Манаев Л., Залищук В. Выход на инновационный путь развития общества // Научный мир.- 2003,- №4.
13. Россия на пути к устойчивому развитию М., МГИУ Правительства Москвы, 2003
14. Рубвальтер Д. А, Важный вклад в теорию и практику государственного управления //Политика, культура,- 2003.- №12.
15. Сажина М.А. Научные основы экономической политики государства. М., НОРМА, 2001
16. Сакс Д.. Рыночная экономика в России. М., 1995.
17. Системные проблемы России. Путь в XXI век, Экономика 1999.
18. Федулова Л., Пашута М. Развитие национальной инновационной системы России // Экономика и прогнозирование,- 2005,- №4.
19. Чухно А. Новая экономическая политика// Экономика и прогнозирование,- 2005.- №7.
20. Чухрай Н. Механизмы инновационных превращений в странах ЕС и возможности их трансформации в экономику России // Экономика и прогнозирование.- 2003.- №1.
1,200 руб.