Вопросы, связанные с взаимодействием государства рынка, актуальны на протяжении всей истории экономических отношений. Важность решения данного вопроса для общества в целом часто выводит его за рамки только экономической проблемы, и он приобретает политическую окраску. Это обусловлено тем, что опыт экономического развития наглядно продемонстрировал, что для нормального функционирования рынок требует создания адекватной институциональной базы в виде системы прав собственности, юридических институтов, политических механизмов принятия решений — всего, что принято называть «гражданским обществом» и что составляет необходимую среду для функционирования рыночных агентов. Рынки предполагают наличие четко определенных прав собственности и системы законов и правил, обеспечивающих передачу этих прав. Контрактное право создает среду рыночных сделок, в ходе которых осуществляется размещение производственных ресурсов и благ по направлениям использования. Долгое время этим и ограничивалась роль государства в экономике. Глубокий перелом в стратегии государства в рыночных экономиках наступил в начале XX века, который стал началом роста роли государства в рыночной экономике. Современное рыночное хозяйство неотделимо от целого спектра институтов, представляющих государство. Но самым тонким и одновременно жизненно важным является макроэкономическое регулирование.
Увеличение роли государства в современном мире обесславливает рост объемов государственной собственности. Приватизация и национализация в современных государствах является частью экономической политики государства, связанной с изменением величины государственной собственности и увеличением эффективности ее использования. Цель проведения данных процессов обусловлена целями и задачами государства на конкретном этапе развития.
Необходимо отметить, что если в США и европейских государствах процессы приватизации и национализации не связаны с трансформацией экономической системы в целом, то в России в ХХ веке данные процессы проходили на фоне крупных общественных потрясений, и часто имели негативные последствия.
Целью настоящей работы состоит в изучение процессов приватизации и национализации в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• дать определение понятиям приватизация и национализация;
• дать оценку результатов приватизации 90-х ХХ века;
• изучить тенденции изменения государственной собственности на современном этапе.
Объектом исследования являются теоретический и практический опыт решения проблемы в рамках экономической теории и практики.
Вопросы приватизации и национализации рассматриваются в рамках таких дисциплин как экономическая теория, государственное управление, социология, политология.
Вопросы приватизации и национализации рассматриваются в следующих периодических зданиях: «Вопросы экономики», «Экономист», «Коммерсант», «Деньги», «Власть», «Российская газета» и других изданиях.
Эмпирической базой исследования являются данные государственной статистики, публикации СМИ и интернет.
Поставленные цели и задачи определяют содержание работы. В первой главе будет рассмотрены теоретический и исторический аспект приватизации и национализации в современных экономических системах.
Во второй главе будет дана оценка результатам приватизации 90-х годов ХХ века.
В третьей главе будут рассмотрены тенденции национализации крупной собственности в России на современном этапе.
1,200 руб.
Введение 3
1. Приватизации и национализации как форма управления государственной собственностью 5
1.1. Роль государственной собственности в современных экономических системах 5
1.2. Исторический аспект приватизации и национализации в России ХХ веке 9
1.3. Политические аспекты проблемы приватизации и национализации 13
2. Анализ влияния приватизации 90-х на экономику России 16
2.1. Влияние приватизации 90-х на структуру собственности и распределение отраслей в России 16
2.2. Влияние приватизации на эффективность экономики России 20
3. Процессы национализации в экономике России на современном этапе 33
Заключение 38
Список использованной литературы 40
1,200 руб.
В результате проведенного анализа можно сделать следующие выводы.
Приватизация и национализация являются естественными формами управления государственной собственностью в современных экономических системах.
Масштабы и методы приватизации и национализации определяются конкретными особенностями экономического и политического развития государства на конкретном временном отрезке. По этому нет, и не может быть универсальной модели приватизации или национализации.
Главная цель проведения приватизации или национализации состоит в увеличение эффективности управления государственной собственностью.
Анализ истории приватизации и национализации в России в ХХ веке показал, что данные процессы были всегда связаны с трансформацией экономической системы государства. В результате приватизации, проводимой в 90-е годы прошлого века, доля частной собственной в России существенно возросла. Однако низкий уровень конкурентоспособности и слабый уровень государственной поддержки малого бизнеса привели к тому, что значительная часть созданных предприятий носит убыточный характер. Относительно высокий уровень рентабельность наблюдается в финансовой сфере, торговле, операциях с недвижимостью.
При этом финансовые показали, характеризующие деятельность предприятий добывающих отраслей (доля которых в экономике России составляет менее 2%) , значительной превосходят аналогичные показатели по предприятиям, осуществляющим другие виды деятельности. Это говорит о высоком уровне монополизации отечественной экономики и высокой уровне ее зависимости от конъюнктуры мировых финансовых рынков.
Таким образом, результаты приватизации 90-х носили отрицательное последствие для экономической системы России. Изменение формы собственности не привело к росту эффективности ее использования, а только к изменению структуры собственников. В результате чего частная собственность в России не является в полной мере легитимной и вопрос о необходимости пересмотра результатов приватизации и национализации крупной собственности является актуальным.
Анализ тенденций изменения политики государства в области управления собственность показывает, что в последнее время в России прослеживаются явные тенденции национализации крупной частной собственности. При этом модель национализации не предусматривает полного отказа от рыночных методов управления экономикой. Однако концентрация крупных предприятий в отдельных отраслях экономики России может иметь негативные последствия для условий конкуренции в них.
В заключение необходимо также отметить, что вследствие развития мирового финансового кризиса тенденции национализации наблюдается практически во всех экономически развитых странах.
1,200 руб.
1. Гражданский Кодекс
2. Федеральный Закон от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях"
3. Албегова И.М., Емцов, Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2001
4. Анохин М.Г., Матвиенко О., Нигматклин З.Х. Политические аспекты проблемы: «Приватизация-национализация» // Режим доступа: http://jou
al.orags.org/index.php?idx=6&razdel=eip
5. Бандурин В.В., Касаткин В.В., Торопов С.В. Проблемы реформирования системы управления государственной собственностью. – М.: Полиграфресурсы, 2000. – 336 с., с ил.
6. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник для студентов вузов: - М.: ИНФРА-М, 2005
7. Вечканов Г.С. Микроэкономика: Пособие для подготовки к экзамену. - : ЮНИТИ-ДАНА, 2004
8. Войтов А. Г. Экономика. Общий курс. (Фундаментальная теория экономики): Учебник. 8 е перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003..
9. Гальперин В.М. Микроэкономика: Ученик для студентов вузов – М.: ИНФРА-М, 2004
10. Грязнова А.Г. Микроэкономика:практический подход(Managerial Economics): Учеб.для студентов вузов. – М.: Фекникс, 2004
11. Грязнова А.Г. Микроэкономика: теория и российская практика. –М.: 2004.
12. Дмитриев М. В защиту национализации // Коммерсант, 30.01.06
13. Добрынин А.И. Общая экономическая теория. – М.: 2004
14. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика. – С-Пб., 2002
15. Ерзнкян Б. Постсоциалистическая приватизация и корпоративное управление в свете теоремы Коуза // Вопросы экономики, 2005, № 7
16. Ефимова Е.Г. Экономическая теория в схемах, таблицах, графиках и формулах . – С.-Пб: 2004
17. Как национализируют Россию // Журнал «Деньги», № 35(641) от 10.09.2007
18. Камаев В.Д. Экономическая теория. - М.: 2005
19. Киселева О., Скоробогатов А. Национализируй это // Политический журнал, № 3 (54) / 31 января 2005
20. Курс экономический теории / Под ред. М.Н. Чепурина. – Киров, 2003
21. Логин М. Разрушать естественные монополии не обязательно // http://www.politcom.ru/2003/mnenia48.php
22. Макконнелл, Кэмпбелл Р.Экономикс:Принципы, проблемы и политика: М.: Республика, 2004
23. Малое предпринимательство в России. 2007: Стат.сб./ Росстат. - M., 2007. – 151 с.
24. Пиндайк Р. Микроэкономика. – М.: 2002
25. Под видом национализации в России возможен новый виток передела собственности, – мнение эксперта.- Режим доступа: http://www.nr2.ru/nn/122514.html
26. Россия в цифрах. 2008: Крат.стат.сб./Росстат- M., 2008. - 510 с.
27. Селищев А.С. Микроэкономика: Анализ рынка. Теория цены. Рынок и общество: - М.: 2002
28. Сломан Дж. Экономикс: - М.: 2005
29. Современная экономика. – Ростов н/Д, 2002
30. Финансы России. 2006: Стат.сб./ Росстат - М., 2006. - 367 c.
31. Хубиев К.А. Современная экономическая теория. - М.: 2002
32. Явлинский Г. Необходимость и способы легитимации крупной частной собственности в России: постановка проблемы // Вопросы экономики, 2007, № 9
33. Официальный сайт Госкомстата РФ www.gks.ru
1,200 руб.