Готовый реферат
на тему:«Типы современных государств.»
Цена: 750 руб.
Номер: V11695
Предмет: Политология
Год: 2008
Тип: рефераты
Отзывы
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!
Сегодня, пожалуй, нет более спорного вопроса в политической науке, чем во-прос государства, его природе и роли в общественной жизни.
Государство – это, прежде всего исторически сложившаяся, сознательно организованная социальная сила, управляющая обществом. Это фактически
первая сознательно созданная обществом и планомерно функционирую-щая организация, оказывающая огромное воздействие на жизнь индивидуу-мов, социальных групп и всего общества. А из этой исходной функции управ-лять обществом – следуют другие черты государства. Управление общест-вом – управление определенной массой людей, на которой и могут быть распространены государственные управленческие функции.
Государство объединяет своей властью и защитой всех людей, насе-ляющих его территорию, независимо от их принадлежности какому-либо роду или племени. Это означает, что государство имеет свою террито-рию, определяет ее границы и защищает от нападения извне.
Постоянное население данной территории, как правило, имеет
устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами.
Государственная власть распространяется и на находящихся в стра-не иностранцев и лиц, не имеющих гражданства. Однако они имеют осо-бое правовое положение.
Для государства характерно наличие, по выражению Ф. Энгельса, особой публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны. Государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, существующим специально для выполнения этих, ставших специфически государственными, функций. Публичная власть:
- аппарат чиновников, армия, полиция, а также ее «материальные-придатки»;
- тюрьмы и другие принудительные учреждения;
- является наиболее существенным, неотъемлемым признаком государст-ва.
Традиционно отечественная теория государства и права в целях изучения направлений теории выделяет в формах государства три основных, взаи-мосвязанных блока: форму правления, форму национального и админи-стративно-территориального устройства, политический режим.
1. Понятие и теории происхождения государства
Государство является центральным, интегрирующим общество полити¬ческим институтом. Оно концентрирует высшие властные полномочия и обла-дает способностью управлять и целенаправленно регулировать социальные от-ношения. Государство – это институт, организующий совместную жизнь насе-ления на определенной территории и обеспечи¬вающий там должный социаль-ный порядок, поддержание соответствующих норм и правил человеческого об-щежития.
Долгая история формирования и развития государства сопровождалась не менее длительными и не всегда результативными попытками теоретического объяснения источников возникновения данного института, его отличительных черт, социального назначения и перспектив будущего развития. Долгое время государство практически отождествлялось с обществом, его социальной орга-низацией. И только в XVI веке благодаря трудам Н. Макиавелли, в которых впервые использовался термин stato (от лат. status – положение) для обозначе-ния особой, отличной от общества структуры власти, появился и термин «госу-дарство».
Сложность и многообразие путей формирования этого института власти, его функций и назначения отразилась и на объяснении причин его происхожде-ния. В частности, в Древней Греции в основном преобладали теории естествен-ного происхождения государства. Так, Аристотель полагал, что люди как соци-альные по своей природе су¬щества, стремящиеся к совершенству и потому по-стоянно взаимо¬действующие друг с другом, неизбежно образуют общество и его формальную организацию – государство. При этом государство слу¬жит не только проявлением естественного стремления людей к вза¬имному общению, но и средством достижения ими морального со¬вершенства. Государство состо-ит из людей, но оно неизмеримо силь¬нее любого отдельного человека или ка-ких-либо групп и объедине¬ний. Поэтому сила, мощь и превосходство государ-ства над человеком также должны рассматриваться как его важнейшие прояв-ления.
В средние века большое распространение получила теория боже¬ственного происхождения государства, творцы которой рассматрива¬ли государство как результат Божьего промысла, орудие проявления заранее предуготованного для человека божественного плана, выяв¬ление высшей воли Творца. Такое понима-ние природы государствен¬ной власти предусматривало, что именно Бог выби-рает короля и да¬рует ему абсолютные полномочия по отношению к подданным, ко¬торым надлежало подчиняться земному властителю, даже если тот был тира-ном. Соединившись с интересами института церкви, эта идея интерпретирова-лась в духе теории «двух мечей», признававшей пра¬вомерность наличия цен-тров светской и церковной власти, каждая из которых считалась дарованной Богом и обладала собственной ком¬петенцией: одна – в мирской, другая – в ду-ховной области.
Основываясь на этих идеях, приверженцы божественной интерпре¬тации государства утверждали наличие некоторых народов-избранни¬ков, которых якобы благословил Всевышний.
Собственную трактовку происхождения государства дала договор¬ная тео-рия, находившаяся в оппозиции к «божественному праву ко¬ролей» и основы-вавшаяся на идее народной власти, т.е. признания народа главным источником государственного суверенитета. Возник¬шая в XVII-XVIII вв. теория общест-венного договора в самом общем виде утверждала идею о том, что властители и подвластные имеют друг перед другом определенные обязательства, возникшие в тот период, когда суверенный народ согласился создать государство и пе¬редать правителям определенные полномочия. Таким образом, признавалось, что люди могут аннулировать правительство и государ¬ство, если они не служат их целям.
Свою лепту в обоснование источников возникновения государ¬ства внесли теоретики, настаивавшие на насильственном характере этого процесса. Еще в древние времена возникли идеи о том, что государство было создано путем за-хвата и насилия сильных над сла¬быми. Так, на протяжении тысячелетий фор-мировалась установка на отрицательное отношение к государству как социаль-ному злу, и этическое оправдание сопротивления ему и даже уничтожения его.
В противоположность такой трактовке в XIX в. в теориях Г. Гегеля и Ф. Ницше сложился иной подход, согласно которому государство, имевшее сило-вое происхождение, есть крайне положительное для общества явление. По их мнению, государство, проявляя в своей де¬ятельности заложенную при его рож-дении силу, организует власть сильных над слабыми, заявляя о себе как о самой могущественной организации в человеческом сообществе и неся благо нуж-дающимся в защите людям. Поэтому государство при¬знавалось институтом, стоящим выше ограничений обыденной мо¬рали или прав отдельной личности.
Собственную трактовку происхождения государства дала маркси¬стская теория, в которой указывались предпосылки данного процесса ( наличие обще-ственного разделения труда, возникновение частной собственности и классов) и причина создания государства (непримиримость классо¬вых взаимоотношений, где экономически господствую¬щий класс создает государство как инструмент принуждения своих конкурентов). Как писал В. И. Ленин, «государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоре-чия объективно не могут быть примирены».
2. Причины возникновения государства
Возникновение государства стало результатом усложнения обществен¬ного развития, формирования мно¬гообразной гаммы общественных интересов, не-однозначности развивавшихся связей властвующих и подвластных. Дифферен-циация ин¬тересов различных человеческих общностей и соответствующих им общественных отношений, поставив под вопрос былые формы со¬хранения це-лостности общества, в основном и предопределила воз¬никновение института, способного добиться организации совмест¬ной жизни граждан на отдельной территории. Для этого государство берет у общества часть необходимых для поддержания его жизнедея¬тельности функций, отчуждает и узурпирует их.
Как особый политический институт государство возникло в IV- III тыс. до н.э. Его структуры и особые функции складывались по мере развития родоп-леменных отношений и обособления определен¬ной группы лиц (вождей, вид-ных дружинников, служителей культа, родовой аристократии, обладателей ма-териальных богатств и их при¬ближенных), которые, трансформируя свои стату-сы и социальные привилегии во власть, постепенно концентрировали в своих руках управленческие функции, закрепляя их в виде устойчивых обществен¬ных позиций и подкрепляя их традициями, верованиями и религиоз¬ными постула-тами.
Похожие работы:
Заключение государственного контракта на поставку продукции для государственных нужд ➨
Введение Поставка товаров для государственных нужд является одной из подотраслей гражданского права. Роль ...
Понятие государства, формы государства в теориях возникновения государства и права. ➨
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В современном обществе право сопровождает человека во многих его действиях, ...
4. Внутреннее устройство государств.
Формы территориального устройства государств.
Проявление специфических ...
Понятие государства, формы государства в теориях возникновения государства и права ➨
Введение
Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, ...