4. Внутреннее устройство государств.
Формы территориального устройства государств.
Проявление специфических свойств и функций государства в действитель¬ности всегда зависит от формы орга¬низации власти и характера взаимосвязей высших органов государ¬ства, соотношения их функций, связей с населением и других мо¬ментов, свидетельствующих об устройстве данного политического института.
С точки зрения наиболее общих особенностей территориально-административного устройства государства подразделяют на унитар¬ные, феде-ративные и конфедеративные.
В унитарном государстве все административные единицы не обла¬дают ни-какими дополнительными полномочиями и представляют собой части единого целого. Органы государства – это составные части одной политической систе-мы, функционирующей на основе единой конституции и системы законов. С точки зрения степени кон¬центрации властных полномочий на высших этажах государства вы¬деляют централизованные (Великобритания, Швеция, Дания) и де¬централизованные (Франция, Испания) государства. В децентрализо¬ванных государственных образованиях в ряде случаев даже предусмотрена определен-ная автономизация отдельных областей и территорий, предполагающая нали-чие там собственных парламентов и исполнительных структур, обеспечиваю-щих им несколько более высокий уровень представительства интересов. Одна-ко такая само¬стоятельность отдельных частей страны ни в коем случае не под-ры¬вает унитарные черты государств данного типа.
Федерация как форма государственного устройства представляет собой форму свободного объединения отдельных государств (регио¬нов, субъектов федера-ции), каждое из которых обладает определен¬ной автономией и имеет особые отношения с центральной властью.
Конфедерация представляет собой союз самостоятельных госу¬дарств, ко-торые временно передают часть своих полномочий для осу¬ществления совме-стных целей (в области обороны, транспорта, свя¬зи) союзным органам. Члены конфедерации практически полностью сохраняют свой внешний и внутренний суверенитет, обладая правом свободного одностороннего выхода из состава союза.
Швейцария, официально именующаяся конфедерацией, реально по своему территориально-политическому устройству принадлежит к числу федераций. Примерами конфедерации могут быть СНГ и ЕЭС.
К разновидностям государственных объединений конфедератив¬ного типа относятся:
- кондоминимумы, представляющие собой политические союзы, осущест-вляющие общее управление двумя или большим числом вне¬шних территорий, но таким образом, что население этих государств имеет большую свободу са-моуправления (Андорра);
- ассоциированные государства, функционирующие на основе до¬говорных союзов, которые могут быть приостановлены на заранее оговоренных условиях (Острова Кука и Новая Зеландия, Маршалловы острова и США);
- договорные союзы, представляющие собой такое политическое устройст-во, при котором большее государство односторонне влияет на меньшее, не имеющее практически никакого воздействия на уп¬равление большей частью (Бутан и Индия) и др.
Как показал международный опыт, в силу полного сохранения суверените-та отдельных государств их конфедеративные союзы обладают крайней неус-тойчивостью. История дала немного примеров существования конфедераций: США в период с 1776-го по 1787 г., Швейцария до 1848 г., Германия с 1815-го по 1867 г.
Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу и другие права личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Взаимоотношения между личностью и вла-стью определяются в нем конституцией, выступающей своего рода «общест-венным договором» между народом и властью.
Конструктивным ответом на несовершенство правового государства яви-лась теория и практика социального государства. Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных ус-ловий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении про-изводством. Его деятельность направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Социальное государство сглаживает имущественное и иное социальное неравенство, помогает слабым и обездолен-ным, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника суще-ствования, о сохранении мира в обществе.
Социальные государства возникли примерно в 60-х гг. XX в.
750 руб.
.
Введение……………………………………………………………………………...2
1. Понятие и теории происхождения государства………………………………...4
2. Причины возникновения государства…………………………………………...7
3. Основные признаки государства………………………………………………....9
4. Внутреннее устройство государств
Формы территориального устройства государств…………………………….…11
5. Типы государств и их разновидности………………………………………….14
6. Политический режим…………………………………………………………....17
Заключение…………………………………………………………………………19
Список литературы………………………………………………………………...20
Введение
Сегодня, пожалуй, нет более спорного вопроса в политической науке, чем во-прос государства, его природе и роли в общественной жизни.
Государство – это, прежде всего исторически сложившаяся, сознательно организованная социальная сила, управляющая обществом. Это фактически
первая сознательно созданная обществом и планомерно функционирую-щая организация, оказывающая огромное воздействие на жизнь индивидуу-мов, социальных групп и всего общества. А из этой исходной функции управ-лять обществом – следуют другие черты государства. Управление общест-вом – управление определенной массой людей, на которой и могут быть распространены государственные управленческие функции.
Государство объединяет своей властью и защитой всех людей, насе-ляющих его территорию, независимо от их принадлежности какому-либо роду или племени. Это означает, что государство имеет свою террито-рию, определяет ее границы и защищает от нападения извне.
Постоянное население данной территории, как правило, имеет
устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами.
Государственная власть распространяется и на находящихся в стра-не иностранцев и лиц, не имеющих гражданства. Однако они имеют осо-бое правовое положение.
Для государства характерно наличие, по выражению Ф. Энгельса, особой публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны. Государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, существующим специально для выполнения этих, ставших специфически государственными, функций. Публичная власть:
- аппарат чиновников, армия, полиция, а также ее «материальные-придатки»;
- тюрьмы и другие принудительные учреждения;
- является наиболее существенным, неотъемлемым признаком государст-ва.
Традиционно отечественная теория государства и права в целях изучения направлений теории выделяет в формах государства три основных, взаи-мосвязанных блока: форму правления, форму национального и админи-стративно-территориального устройства, политический режим.
1. Понятие и теории происхождения государства
Государство является центральным, интегрирующим общество полити¬ческим институтом. Оно концентрирует высшие властные полномочия и обла-дает способностью управлять и целенаправленно регулировать социальные от-ношения. Государство – это институт, организующий совместную жизнь насе-ления на определенной территории и обеспечи¬вающий там должный социаль-ный порядок, поддержание соответствующих норм и правил человеческого об-щежития.
Долгая история формирования и развития государства сопровождалась не менее длительными и не всегда результативными попытками теоретического объяснения источников возникновения данного института, его отличительных черт, социального назначения и перспектив будущего развития. Долгое время государство практически отождествлялось с обществом, его социальной орга-низацией. И только в XVI веке благодаря трудам Н. Макиавелли, в которых впервые использовался термин stato (от лат. status – положение) для обозначе-ния особой, отличной от общества структуры власти, появился и термин «госу-дарство».
Сложность и многообразие путей формирования этого института власти, его функций и назначения отразилась и на объяснении причин его происхожде-ния. В частности, в Древней Греции в основном преобладали теории естествен-ного происхождения государства. Так, Аристотель полагал, что люди как соци-альные по своей природе су¬щества, стремящиеся к совершенству и потому по-стоянно взаимо¬действующие друг с другом, неизбежно образуют общество и его формальную организацию – государство. При этом государство слу¬жит не только проявлением естественного стремления людей к вза¬имному общению, но и средством достижения ими морального со¬вершенства. Государство состо-ит из людей, но оно неизмеримо силь¬нее любого отдельного человека или ка-ких-либо групп и объедине¬ний. Поэтому сила, мощь и превосходство государ-ства над человеком также должны рассматриваться как его важнейшие прояв-ления.
В средние века большое распространение получила теория боже¬ственного происхождения государства, творцы которой рассматрива¬ли государство как результат Божьего промысла, орудие проявления заранее предуготованного для человека божественного плана, выяв¬ление высшей воли Творца. Такое понима-ние природы государствен¬ной власти предусматривало, что именно Бог выби-рает короля и да¬рует ему абсолютные полномочия по отношению к подданным, ко¬торым надлежало подчиняться земному властителю, даже если тот был тира-ном. Соединившись с интересами института церкви, эта идея интерпретирова-лась в духе теории «двух мечей», признававшей пра¬вомерность наличия цен-тров светской и церковной власти, каждая из которых считалась дарованной Богом и обладала собственной ком¬петенцией: одна – в мирской, другая – в ду-ховной области.
Основываясь на этих идеях, приверженцы божественной интерпре¬тации государства утверждали наличие некоторых народов-избранни¬ков, которых якобы благословил Всевышний.
Собственную трактовку происхождения государства дала договор¬ная тео-рия, находившаяся в оппозиции к «божественному праву ко¬ролей» и основы-вавшаяся на идее народной власти, т.е. признания народа главным источником государственного суверенитета. Возник¬шая в XVII-XVIII вв. теория общест-венного договора в самом общем виде утверждала идею о том, что властители и подвластные имеют друг перед другом определенные обязательства, возникшие в тот период, когда суверенный народ согласился создать государство и пе¬редать правителям определенные полномочия. Таким образом, признавалось, что люди могут аннулировать правительство и государ¬ство, если они не служат их целям.
Свою лепту в обоснование источников возникновения государ¬ства внесли теоретики, настаивавшие на насильственном характере этого процесса. Еще в древние времена возникли идеи о том, что государство было создано путем за-хвата и насилия сильных над сла¬быми. Так, на протяжении тысячелетий фор-мировалась установка на отрицательное отношение к государству как социаль-ному злу, и этическое оправдание сопротивления ему и даже уничтожения его.
В противоположность такой трактовке в XIX в. в теориях Г. Гегеля и Ф. Ницше сложился иной подход, согласно которому государство, имевшее сило-вое происхождение, есть крайне положительное для общества явление. По их мнению, государство, проявляя в своей де¬ятельности заложенную при его рож-дении силу, организует власть сильных над слабыми, заявляя о себе как о самой могущественной организации в человеческом сообществе и неся благо нуж-дающимся в защите людям. Поэтому государство при¬знавалось институтом, стоящим выше ограничений обыденной мо¬рали или прав отдельной личности.
Собственную трактовку происхождения государства дала маркси¬стская теория, в которой указывались предпосылки данного процесса ( наличие обще-ственного разделения труда, возникновение частной собственности и классов) и причина создания государства (непримиримость классо¬вых взаимоотношений, где экономически господствую¬щий класс создает государство как инструмент принуждения своих конкурентов). Как писал В. И. Ленин, «государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоре-чия объективно не могут быть примирены».
2. Причины возникновения государства
Возникновение государства стало результатом усложнения обществен¬ного развития, формирования мно¬гообразной гаммы общественных интересов, не-однозначности развивавшихся связей властвующих и подвластных. Дифферен-циация ин¬тересов различных человеческих общностей и соответствующих им общественных отношений, поставив под вопрос былые формы со¬хранения це-лостности общества, в основном и предопределила воз¬никновение института, способного добиться организации совмест¬ной жизни граждан на отдельной территории. Для этого государство берет у общества часть необходимых для поддержания его жизнедея¬тельности функций, отчуждает и узурпирует их.
Как особый политический институт государство возникло в IV- III тыс. до н.э. Его структуры и особые функции складывались по мере развития родоп-леменных отношений и обособления определен¬ной группы лиц (вождей, вид-ных дружинников, служителей культа, родовой аристократии, обладателей ма-териальных богатств и их при¬ближенных), которые, трансформируя свои стату-сы и социальные привилегии во власть, постепенно концентрировали в своих руках управленческие функции, закрепляя их в виде устойчивых обществен¬ных позиций и подкрепляя их традициями, верованиями и религиоз¬ными постула-тами.
На Западе особенности развития материальной и духовной жизни связали образование этого полити¬ческого института с формированием сословного представительства граждан, возникновением института частного права, посте-пенным ограничением власти правителей законом и правом, наложившим ог-раничения на вмешательство государства в эконо¬мические процессы.
На Востоке формирование государственных структур происходило на фо-не всесилия верхов над обществом и жесткостью форм социальной консолида-ции последне¬го (в виде господства кланов, каст, общин). Такие исторические ус¬ловия, ограничили воз¬можности правовых регуляторов и потенциал граждан-ской активно¬сти населения в формировании государства.
В целом государство сформировалось как институт организации совмест-ной жизни.
750 руб.
1. Геллнэр Э. Условия свободы: гражданское общество и его исторические со-перники. – М., 1995.
2. Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. – М., 1995.
3. Купряшин Г.Л., Соловьев А.И. Государственное управление. – М., 1996.
4. Макеев А.В. Политология. – М., 2000.
5. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М., 2000.
6. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические техноло-гии. – М., 2000.
7. Аристотель. Политика. М., 1911.
8. Ленин В.И. Государство и революция. Полн. собр. соч. Т.33
9. Мамут Л.С. Сверим ориентиры: наука о государстве и праве
нуждается в радикальном обновлении. Пульс реформ., М., 2000.
10. Маркс К.; Энгельс Ф. соч. т.13
11. Лившин Р.З. Государство и право в современном обществе // «Теория
права : новые идеи», 1991г.
12. Бутенко А.П. Государство, его вчерашнее и сегодняшние трактовки //
«Государство и право» 1993г. №7
13. Геродот. История в девяти книгах. Л.,1982.
14. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993.
15. Еллинек Г. Общее учение о государстве. С.Пб., 1908.
750 руб.