Третьяковская коллекция живописи XVIII- первой половины XIX века
Русская живопись XVIII – первой половины XIX века отличается глубиной содержания и приверженностью идеалам гуманизма, своеобразием национального стиля, высоким уровнем художественного мастерства. В начале этого периода она приобретает ярко выраженный светский характер, стремясь к правдивому, точному воспроизведению реального мира. Эпоха петровских преобразований, быстрого культурного подъема России внесла в искусство новое содержание, основу которого составляла идея служения государству. Утверждались ценности человеческой личности, ум, знания и сила которой приносят пользу Отечеству. Уже не родовитость, а личные способности, восприимчивость к новому становится наиболее значимыми качествами. Именно Петровская эпоха дала мощный толчок развитию портретного жанра. В это время складываются новые черты русской портретной школы, нашедшие отражение в работах крупных мастеров как первый половины столетия – И.Н. Никитина, А. Матвеева, И.Я. Вишнякова, так и второй его половины – Ф.С. Рокотова, И.П. Аргунова, Д.Г.Левицкого, В.Л. Боровиковского, А.А.Иванова и т.д.
Культура эпохи Петра представляет собой качественно новый этап развития. Вместе с тем она является своеобразным сплавом традиций и новаторства. Исконно русского и усвоенного из опыта Западной Европы. Необычайная тяга к знаниям стала характерной чертой времени. С этим связано приглашение иностранных мастеров и Голландии, Франции, Италии, немецких земель. Но, используя чужой опыт для решения национальных задач, русское искусство не стало подражательным. Сама эпоха дала достаточно тем и идей, наполнивших литературу, изобразительное искусство и архитектуру большим внутренним содержанием. Желая ускорить процесс создания новой русской культуры, Петр посылает за границу пенсионеров учиться наукам и художествам. Среди них выделяются живописцы И.Н.Никитин и А.Матвеев и др.
Знаменитый художник XIX века А.А.Иванов. Его творчество – редкий образец последовательности творческой мысли. Около 1833 года Иванов начинает разрабатывать эскизы к будущей большой картине «Явление Христа народу». Сюжет взят из первой главы Евангелия от Иоанна, когда Иисус впервые появляется перед народом, принимающим крещение от Иоанна Крестителя. Люди в картине одновременно слушают и зрят, это зрение, опосредованное работой мысли, побужденной словом Иоанна. Изображенная ситуация, которая овеществляет евангельское писание: «Имеющий глаза – увидит, имеющий уши – услышит». Христос предстает в буквальном смысле как явленное Слово, исполнившееся пророчество.
В процессе создания картины художник написал более 600 этюдов и эскизов маслом, не считая подготовленных рисунков. Только найденная в эскизах композиция была перенесена на большой холст в 1837 году. Работа была длительной. В 1858 году художник представил ее на выставке вместе с этюдами.
Коллекция живописи второй половины XIX века
Русское искусство второй половины XIX века отмечено большими достижениями в художественном освоении жизни человека и общества, родной природы, исторического прошлого Родины. Выраженная нравственная и гражданская позиция искусства способствовала утверждению нового творческого метода – критического реализма.
Подъем общественного сознания в России в конце 1850-х - начале 1860-x годов привел к реформам и отмене крепостного права, что дало импульс для освобождения человеческого духа, раскрепощения личности.
Ориентация искусства на отражение актуальных жизненных ситуаций и обличение социальных конфликтов привели к преобладанию жанровой живописи. Наиболее ярко это проявилось в творчестве А.К.Саврасова, Н.Н.Ге, В.Г.Петрова, И.И.Шишкина.
В 1880-е – начало 1890-х годов русское искусство поднимается на высоту больших исторических и философских обобщений. В искусстве находят отражение, как судьба отдельного человека, так и судьба народа в целом.
При всей общности устремлений, единстве в идее преображения жизни через искусство, творчество каждого из художников этого времени глубоко индивидуально, В.Г.Перов, К.Д.Флавицкий, И.Н.Крамской, В.В.Верещагин, В.М.Васнецов, В.И.Суриков, И.Е.Репин, И.И.Левитан.
750 руб.
Оглавление
Введение 2
История создания Третьяковской галереи 4
Коллекция древне – русской живописи XII-XVII веков 7
Третьяковская коллекция живописи XVIII- первой половины XIX века 10
Коллекция живописи второй половины XIX века 12
Третьяковская коллекция живописи конца XIX –XX века 13
Заключение 14
Литература 15
Введение
«Для того, чтобы процветало искусство, - писал К.С. Станиславский – нужны не только художники, но и меценаты».
Русское меценатство – это явление второй половины XIX - начала XX века. Люди эти – выходцы из богатейших торговых и промышленных династий России, сыновья и внуки тех смекалистых русских мужиков, которые в пореформенную эпоху сумели нажить огромные состояния. Сами малограмотные, они стремились дать своим детям хорошее образование. И вот среди образованных второго и третьего поколений русских капиталистов оказалось немало тех, кто использовал семейный капитал не только для приумножения богатства, чем, кстати, способствовал бурному росту отечественной торговли и промышленности, но и для благотворительных целей, для развития науки и искусства.
Ф.И.Шаляпин весьма колоритно описывал традиционный путь московских купеческих семей: «…Российский мужичок, вырвавшийся из деревни смолоду, начинает сколачивать свое благополучие будущего купца или промышленника в Москве. Он торгует сбитнем на Хитровом рынке, продает пирожки на лотках, льет конопляное масло на гречишники, весело выкрикивает свой товаришко и косым глазком хитро наблюдает за стежками жизни, как и что зашито и к чему как пришито. Неказистая жизнь для него. Он сам зачастую ночует с бродягами на том же Хитровом рынке… Мерзнет, голодает, но всегда вес ел, не ропщет и надеется на будущее. …Таким образом он делается «экономистом». А там, гладь, у него уже и лавочка и заводик. …Подождите – его старший сынок первый покупает Гогенов, первый покупает Пикассо, первый везет в Москву Матисса. А мы, просвещенные, смотрим со скверно разинутыми ртами на всех непонятых еще нами Матиссов, Мане и Ренуаров и гнусно-критически говорим: «Самодур…», а самодуры тем временем потихонечку накопили чудесные сокровища искусства, создали галереи, музеи, первоклассные театры, настроили больниц и приютов на всю Москву».
Среди русских меценатов были яркие одаренные люди, которые не просто отдавали большие деньги на поддержание людей искусства, но были и безвкусные и невежественные нувориши, занимавшиеся коллекционированием в погоне за модой.
Заслуженным вниманием среди русских меценатов пользуется Павел Михайлович Третьяков. Знаток современной ему русской живописи, создатель всемирно известной галереи, подаренной родному городу.
История создания Третьяковской галереи
В настоящее время Государственная Третьяковская галерея входит в топ-рейтинг самых популярных музеев мира. Ее слава не случайна. Чтобы увидеть сокровища, хранимые галереей, огромные потоки людей приезжают ежегодно в тихий Лаврушинский переулок, который находится в древнейшем районе Москвы – в Замоскворечье.
Все коллекции Третьяковской галереи состоят исключительно из произведений национального русского искусства, авторы которых внесли весомый вклад в историю русского искусства. Истинно национальной была задумана галерея ее основателем Павлом Михайловичем Третьяковым (1832-1898), и свой национальный дух сохранила она до наших дней.
Создание Третьяковской галереи началось в 1856 году, с покупки молодым тогда еще Третьяковым первых работ современных ему русских художников. С этого момента он задался целью создать коллекцию, которая в будущем могла бы стать достоянием всего национального искусства. «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие»,- писал собиратель в 1860 г., добавляя при этом: «…я желал бы оставить национальную галерею, то есть состоящую из картин русских художников». В 1892 году Москва, а с нею и вся Россия, получили в дар от Третьякова знаменитую галерею подлинных шедевров национального искусства.
Всю свою жизнь Третьяков был достойным продолжателем торгового дела своего деда – московского купца 3-й гильдии, низшей в купеческой «табели о рангах». Но при этом являлся страстным коллекционером, который имел много преимуществ. Так он получил право на первый просмотр новых произведений непосредственно в мастерских художников или на первых выставках. Его визит в мастерскую приравнивался к высочайшей оценке, если после просмотра было сказано: «Прошу Вас картину считать за мной».
Широта кругозора Третьякова удивляет, так как не было границ, на которые бы он опирался при создании своих коллекций. Каждый год, начиная с 1856 года, в его галерею поступали десятки, а то и сотни работ. Несмотря на расчетливость и бережливость, Третьяков мог потратить крупную сумму денег, если видел перспективы произведения и талант мастера. При покупке он руководствовался только своими планами и своим художественным вкусом. Его особо не интересовала критика и цензура, которая набрасывалась на все новое и еще не понятое. Так было, например, с «Сельским крестным ходом на Пасхе» В.Г. Перов или с «Иваном Грозным» И.Е. Репина. Здесь следует упомянуть, что передвижники во многом обязаны своим успехом и влиянием именно Третьякову, который поддерживал Товарищество с помощью покупок и заказов.
Изначально коллекция Третьякова размещалась в его жилом доме, но в конце 1960-х годов картин стало так много, что размещать их в жилых комнатах стало негде. Поэтому, в 1872 году началось строительство нового здания. И весной 1874 года коллекция переехала в первое помещение Третьяковской галереи. Оно было воздвигнуто по проекту зятя Третьякова (мужа сестры) архитектора А.С.Каминского в саду замоскворецкой усадьбы Третьяковых и соединено с их жилым домом. В 1880-х годов количество залов возросло до 14. В 1892 году Третьяков подарил свой музей городу Москве. Умер П.М.Третьяков 16 декабря 1898 года.
После смерти П.М. Третьякова галереей стал распоряжаться Совет попечителей, избираемой думой. В его состав входили видные московские художники В.А.Серов, И.С.Остроухов, И.Е.Цветков, И.Э Грабарь. На протяжении 15 лет (1899-1913) бессменным членом Совета была дочь Павла Михайловича – Александра Павловна Боткина (1867-1959).
В 1899-1900 годах дом Третьяковых подвергся перестройке. Он был объединен общим фасадом с другими постройками по Лаврушинскому переулку. Проект перепланировки был разработан В.М.Васнецовым, и придал галереи архитектурное своеобразие.
В XX веке Третьяковская галерея продолжает пополняться новыми произведениями. И это выводит ее в один ряд с крупнейшими музеями не только России, но и Европы. В 1913-1918 годах экспозиции Третьяковки подвергаются реформированию по инициативе художника и историка искусства И.Э.Грабаря, бывшего в те годы попечителем Третьяковской галереи.
Новый статус Третьяковская галерея получила после национализации в 1918 году, превратившей ее из муниципальной собственности в государственную, закрепив за ней ее общенациональную значимость.
750 руб.
1. Балакина Т.И. Мировая художественная культура. Россия IX – начало XX в. Экспериментальное учебное пособие для учащихся старших классов школ гуманитарного профиля, гимназий, лицеев, колледжей, а также для студентов вузов. – М.: Издательский центр «АЗ», 1999. – 192 с.: ил.
2. Большая серия знаний. Изобразительное искусство/- М.: ООО «Мир книги», 2003. – 128 с.: ил.
3. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 448 с.: ил.
4. Третьяковская галерея.//Сборник статей. М.: изд. «Авангард», 1997. – 156 с.: ил.
5. Шедевры Государственной Третьяковской галереи.// Под редакцией В.Радионова, М.: Искусство, 1998. – 238 с.: ил.
750 руб.