2.1 Структура МВФ
Руководящим органом МВФ является Совет управляющих, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем, назначаемыми правительствами соответствующих стран. Это, как правило, министры финансов и руководители центральных банков. Совет управляющих собирается один раз в год на ежегодном заседании МВФ и решает вопросы приема новых стран-членов, пересмотра квот и выборов испол¬нительных директоров.
Аналитические материалы для Совета управляющих готовят Международный валютно-финансовый комитет и Комитет по развитию. Международный валютно-финансовый комитет состоит из 24 управляющих МВФ проводит заседания 2 раза в год и отчитывается перед Советом управляющих о работе по регулированию международной финансовой системы.
Комитет по развитию состоит из 24 управляющих МВФ и Всемирного банка, проводит заседания 2 раза в год и информирует Совет управляющих по вопросам, связанным с передачей реальных ресурсов развивающимся странам для содействия экономическому росту.
Рабочим органом является Исполнительный совет. Он состоит из 24 исполнительных директоров, пять из которых назначаются странами, име¬ющими наибольшее количество акций, три представляют Китай, Россию и Саудовскую Аравию, 16 избираются от остальных стран.
Исполнительный совет выбирает директора-распорядителя МВФ, по традиции представителя европейской страны, который осуществляет общее руководство над его деятельностью. Заседания Исполнительного совета проходят 3 раза в неделю. Этот орган отвечает за решение стратегических, административных и оперативных вопросов, включая надзор за политикой обменных курсов, предоставление финансовой помощи странам-членам, проведение комплексных исследований и консультаций по проблемам мировой экономики и международного бизнеса.
2.2 Акционерный капитал МВФ
МВФ устроен в виде акционерного общества, и поэтому возможность каждого участника оказывать воздействие на его деятельность определяется долей в капитале. В соответствии с этим в МВФ действует принцип так называемого взвешенного количества голосов: каждое государство-член имеет 250 базисных голосов (независимо от величины взноса в капитал Фонда) и дополнительно по одному голосу на каждые 100 тыс. единиц СДР его доли в этом капитале. Помимо этого, при голосовании по некоторым вопросам страны-кредиторы дополнительно получают один голос на каждые 400 тыс. долларов США займов, предоставленных ими на день голосования, за счет соответствующего уменьшения числа голосов стран-должников. Такой порядок оставляет решающее слово в управлении делами МВФ за странами, вложившими в него наиболее крупные средства.
Акционерный капитал МВФ складывается из взносов стран-членов.
Каждая страна имеет квоту, выраженную в специальных правах заимствования (СДР), которая определяет возможности использования ресурсов МВФ, сумму получаемых СДР при их распределении и количество голосов в МВФ. Размеры квоты устанавливаются на основе удельного веса страны в мировой экономике и международной торговле с учетом ВВП, состояния платежного баланса и объема золотовалютных резервов. Пр этом 25% квоты оплачивается СДР и основными мировыми валютам, 75% — национальной валютой. Пересмотр квот осуществляется не реже одного раза в 5 лет.
В 2004 г. акционерный капитал МВФ составил 212,0 млрд СДР (около 300,0 млрд дол.). Крупнейшими акционерами являлись США (17,1%), Япония (6,2%), Германия (6,0%), Франция и Великобритания (по 5,0%). Россия владела 2,8% акционерного капитала МВФ .
3 Основные механизмы кредитования
3.1 Резервная доля
Первая порция иностранной валюты, которую страна-член может приобрести в МВФ в пределах 25 % квоты, называлась до Ямайского соглашения «золотой», с 1978 г. — резервной долей (Reserve Tranche).
Резервная доля определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой, находящейся на счете Фонда национальной валюты данной страны. Если МВФ использует часть национальной валюты страны-члена для предоставления кредита другим странам, то резервная доля такой страны соответственно увеличивается. Непогашенная сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках кредитных соглашений ГСЗ и НСЗ, образует её кредитную позицию. Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют «резервную позицию» страны — члена МВФ.
1,200 руб.
Введение 3
1 Международные кредитные отношения 5
1.1 Понятие о международном кредите 5
1.2 Классификация международных кредитов 5
2 Место МВФ в международных кредитных отношениях 8
2.1 Структура МВФ 11
2.2 Акционерный капитал МВФ 12
3 Основные механизмы кредитования 14
3.1 Резервная доля 14
3.2 Кредитные доли 14
3.3 Договоренности о резервных кредитах стэнд-бай 15
3.4 Механизм расширенного кредитования 15
Заключение 17
Список литературы 18
Введение
В последние годы заметно оживились дискуссии о путях формирования мировой финансовой системы ХХ-ХХI в. Не только приход нового тысячелетия является тому причиной. Кризисные явления, на¬блюдавшиеся в мировой валютно-финансовой системе во второй половине 90-х годов, наглядно продемонстрировали, что механизм, регулирующий функционирование этой системы, перестал отвечать потребностям современного мирового хозяйства. Необходимо выра¬ботать основополагающие принципы валютных и финансовых отно¬шений, которые в дальнейшем защитили бы мировое сообщество и все страны-члены от разрушительного воздействия возможных ва¬лютных кризисов.
В современных условиях важную роль в мировой экономике играют международные финансовые организации (МФО). Их деятельность во многом способствует укреплению мирохозяйственных связей и активизации участия стран в международных валютно-кредитных отношениях. МФО являются ключевым элементом институциональной основы международной финансовой системы.
МФО создаются путем объединения капитала стран-членов для решения различных задач.
К числу основных из них можно отнести:
• операции на международных валютных и фондовых рынках с целью стабилизации и регулирования мировой экономики, поддержания и стимулирования международной торговли, а также сокращения дефицита платежный балансов; кредитование государственных программ отраслевого и регионального развития и содействия малому и среднему бизнесу;
• инвестирование международных проектов в области инфраструктуры, информационных технологий, транспорта и связи;
• финансирование международной помощи, фундаментальных научных исследований, мероприятий по охране окружающей среды .
Обладая значительным объемом финансовых ресурсов, они оказывают заметное влияние на экономическое развитие и изменяют условия организации международного бизнеса в странах и регионах мира, поэтому тема данной курсовой работы является актуальной.
Международный валютный фонд — межправительственная ор¬ганизация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансо¬вой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте .
Цель курсовой работы – определить место МВФ в международных кредитных отношениях.
1 Международные кредитные отношения
1.1 Понятие о международном кредите
Международный кредит - это предоставление денежно-материальных ресурсов одних стран другим во временное пользование в сфере Международных отношений, в т. ч. и во внешнеэкономических связях. Данные отношения осуществляются путем предоставления валютных и товарных ресурсов иностранным заемщикам на условиях возвратности и уплаты процента, главным образом в виде займов.
Средства для международного кредита сосредоточены на Международном рынке ссудных капиталов, на национальных рынках ссудного капитала, а также за счет использования ресурсов государственных, региональных и международных организаций. Все условия предоставления кредита фиксируются в кредитном соглашении (договоре) между кредитором и заемщиком.
1.2 Классификация международных кредитов
Международный кредит по срокам подразделяются на:
- краткосрочный (до 1 года),
- среднесрочный (от 1 до 10 лет),
- долгосрочный (свыше 10 лет).
По форме кредиты подразделяются на товарные и валютные.
С точки зрения того, кто является кредитором, различают частные, правительственные кредиты, кредиты международных и региональных организаций.
В зависимости от объектов кредитования, международные делятся на финансовые и коммерческие:
а) Частные кредиты - это материально-денежные средства, которые представляются частными фирмами и банками и подразделяются соответственно на фирменные и банковские (преобладают).
б) Правительственные кредиты (межправительственные, государственные займы) предоставляются правительственными кредитными учреждениями. Часто они предоставляются на более льготных условиях, чем частные: могут быть беспроцентными, на срок в несколько десятков лет с большим льготным периодом перед началом выплаты кредита, могут быть в виде субсидии (даров), то есть безвозвратными, они бывают чаще всего целевыми (на приобретение определенных видов товаров, на осуществление конкретных объектов экономического развития) или имеют связывающую оговорку, определяющую в общем виде цели кредита.
в) Кредиты международные и региональных организаций предоставляются преимущественно через МВФ, группу МБРР через региональные банки развития развивающихся стран. Европейский инвестиционный банк и другие кредитно-финансовые институты ЕС. Причем МВФ и МБРР выступают не только как крупные кредиторы, но и как координаторы международного кредита развитых стран.
Финансовые кредиты - это средства, предоставляемые в денежно-валютной форме. Одной из форм финансовых кредитов являются облигационные займы, размещаемые иностранными заемщиками на международном и национальных рынках ссудного капитала с помощью банков.
Финансовые кредиты могут представляться в валютах страны-кредитора и страны-должника, а также в третьих валютах или в нескольких валютах, как это бывает на еврорынке, когда заем размещается одновременно в нескольких странах.
Функции международного кредита:
1. Перераспределение ссудного капитала между странами для обеспечения потребностей расширенного воспроизводства. Таким образом, кредит содействует выравниванию национальной прибыли в среднюю прибыль, увеличивая ее массу.
2. Экономия издержек обращения в сфере международных расчетов путем использования кредитных средств (тратт, векселей, чеков, переводов и др.), развития и ускорения безналичных платежей.
3. Ускорение концентрации и централизации капитала благодаря использованию иностранных кредитов.
4. Регулирование экономики.
Международный кредит выступает формой «движения ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанной с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях срочности, возвратности и уплаты процентов» . То есть, являясь разновидностью категории кредит, международный кредит функционирует на тех же принципах, среди которых возвратность является признаком, отличающим кредит от финансирования; срочность обеспечивает возвратность кредита в установленные сроки; платность отражает действие закона стоимости; материальная обеспеченность проявляется в гарантии его погашения; целевой характер предусматривает определение конкретных установок по использованию полученных средств. Экономические отношения, складывающиеся между субъектами разных стран по поводу выдачи и получения ресурсов на условиях соблюдения основных принципов кредитования, образуют систему международных кредитных отношений (МКО).
2 Место МВФ в международных кредитных отношениях
Международный валютный фонд (МВФ) является специализирован¬ным учреждением ООН. Он создан в 1944 г. на Бреттон-Вудской между¬народной валютно-финансовой конференции. Штаб-квартира МВФ нахо¬дится в Вашингтоне (США). Членами МВФ являются 184 страны. Членство страны в МВФ — это предпосылка для ее вступления во Всемирный банк. Россия стала членом МВФ в 1992 г .
В соглашении о МВФ говорится, что одной из его целей является содействовать созданию многосторонней системе расчетов по текущим операциям между странами-членами и устранению валютных ограничений, которые препятствуют росту мировой торговли.
Главными направлениями деятельности МВФ являются:
— поддержание международной системы расчетов;
— надзор за состоянием международной финансовой системы;
— обеспечение финансовой помощи странам-членам и пополнение их валютных резервов;
— консультационное и техническое содействие странам-членам ни вопросам проведения финансовых операций и совершенствования на¬циональных финансовых систем;
— противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма;
— регулирование деятельности офшорных финансовых центров.
В составе фонда был учрежден специальный отдел валютных ограничений, на который были возложены следующие функции:
• собирать и систематизировать валютное законодательство стран-участниц;
• постоянно наблюдать за всеми изменениями в области валютного законодательства;
• изучать формы и методы валютных ограничений, применяе¬мых отдельными государствами;
• разрабатывать предложения Директорату Фонда и рекомендации правительствам отдельных стран о путях и средствах ликвидации валютных ограничений;
• вести переговоры со странами-членами об отмене или ослаблении тех или иных форм валютных ограничений .
МВФ создан для того, чтобы посредством частичной интерна¬ционализации золотых и валютных резервов участвующих в нем стран создать пул международных ликвидных ресурсов, который должен служить источником временного покрытия пассивного сальдо платежных балансов стран, не располагающих необходимы¬ми для этого собственными ликвидными ресурсами и не имеющих возможности получить обычный банковский кредит за границей.
Фонд предоставляет свои ресурсы участвующим в нем странам в форме продажи необходимой им иностранной валюты на нацио¬нальную валюту.
Для регулирования платежных балансов и внешней задолженности МВФ предоставляет странам-членам кредиты при условии проведения ими определенных изменений в экономической политике.
1,200 руб.
. Бударина Н.А. Международные финансы: Учебное пособие. Донецк, 2002.- 230 с.
2. Зверев Ю.М. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие / Калинингр. ун-т. – Калининград, 2000. – 82 с.
3. Маслов Д.Г. Мировая экономика. Конспект лекций. Пенза, 2004. – 153 с.
4. Мировая экономика и международный бизнес: Учебник. Под ред. Р.К. Щенина, 2007. – 688 с.
5. Моисеев Р. Международные кредитные отношения, М.: ДиС, 2003. – 576 с.
6. Смирнов Л.Н, Красавина Л.Н. Международный кредит: формы и условия. - М.: Консалт банкир, 1995. - С. 12.
7. Яблукова Р.З. Международные экономические отношения: Учебное пособие. М.: Проспект, 2006. – 287 с.
1,200 руб.