3. Диктатура пролетариата
Из этой темы я беру три основных вопроса: а) диктатура пролетариата, как орудие пролетарской революции;
б) диктатура пролетариата, как господство пролетариата над буржуазией;
в) Советская власть, как форма диктатуры пролетариата.
1) Диктатура пролетариата, как орудие пролетарской революции. Вопрос о пролога рекой диктатуре есть прежде всего вопрос об основном содержании пролетарской революции. Пролетарская революция, ее движение, ее размах, ее достижения облекаются в плоть и кровь лишь через дикта гуру пролетариата. Диктатура пролетариата есть орудие пролетарской
революции, ее орган, ее важнейший опорный пункт, вызванный к жизни для того, чтобы, во-первых, подавить сопротивление свергнутых эксплуататоров и закрепить эти достижения, во-вторых, довести до конца пролетарскую революцию, довести революцию до полной победы социализма.
Для этого необходимо выполнить по крайней мере три главные задачи, встающие перед диктатурой пролетари¬ата «на другой день» после победы:
а) сломить сопротивление свергнутых и экспроприированных революцией помещиков и капиталистов, ликвидировать все и всякие их попытки к восстановлению власти капитала;
б) организовать строительство в духе сплочения всех трудящихся вокруг пролетариата и повести эту работу в направлении, подготовляющем ликвидацию, уничтожение классов;
в) вооружить революцию, организовать армию революции для борьбы с внешними врагами, для борьбы с империализмом.
2) Диктатура пролетариата, как господство пролетари¬ата над буржуазией. Уже из сказанного видно, что диктатура пролетариата не есть простая смена лиц в правительстве, смена «кабинета» и пр., с оставлением в неприкосновенности старых экономических и политических порядков. Дикта¬тура пролетариата есть не смена правительства, а новое государство, с новыми органами власти в центре и на местах, государство пролетариата, возникшее на развалинах старого государства, государства буржуазии.
3) Советская власть, как государственная форма дикта¬туры пролетариата. Победа диктатуры пролетариата означа¬ет подавление буржуазии, слом буржуазной государственной машины, замену буржуазной демократии демократией про¬летарской.
Этой новой формой организации пролетариата являют¬ся Советы.
В чем состоит сила Советов в сравнении со старыми формами организации?
В том, что Советы являются наиболее всеобъемлющими массовыми организациями пролетариата, ибо они и только они охватывают всех без исключения рабочих.
В том, что Советы являются единственными массовыми организациями, которые объединяют всех угнетенных и экс¬плуатируемых, рабочих и крестьян, солдат и матросов, и где политическое руководство борьбой масс со стороны авангар¬да масс, со стороны пролетариата, может быть осуществлено ввиду этого наиболее легко и наиболее полно.
В том, что Советы являются наиболее мощными ор¬ганами революционной борьбы масс, политических выступ¬лений масс, восстания масс, органами, способными сломить всесилие финансового капитала и его политических при¬датков.
В том, что Советы являются непосредственными ор¬ганизациями самих масс, то есть наиболее демократическими
и, значит, наиболее авторитетными организациями масс, максимально облегчающими им участие в устройстве нового государства и в управлении последним и максимально раз¬вязывающими революционную энергию, инициативу, твор¬ческие способности масс в борьбе за разрушение старого уклада, в борьбе за новый, пролетарский уклад.
Советская власть есть объединение и оформление мест¬ных Советов в одну общую государственную организацию, в государственную организацию пролетариата, как авангар¬да угнетенных и эксплуатируемых масс и как господствующе¬го класса,— объединение в Республику Советов .
Вот почему Советская власть является новой формой государственной организации, принципиально отличной от старой, буржуазно-демократической и парламентской формы, новым типом государства, приноровленным не к за¬дачам эксплуатации и угнетения трудящихся масс, а к зада¬чам полного их освобождения от всякого гнета и эксплуата¬ции, к задачам диктатуры пролетариата.
750 руб.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
1. Официальная правовая теория эпохи Сталина………………………… 5
2. Сталин, об основах ленинизма…………………………………………. 10
3. Диктатура пролетариата……………………………………………….... 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….. 17
ВВЕДЕНИЕ
Личность Сталина находится сегодня в центре внимания, как политиков, так и обывателей, как историков, так и деятелей искусства. Это неслучайно, поскольку этот человек более 30-ти лет находился у руля управления одной из великих держав мира, пожалуй, самой загадочной и непредсказуемой. Он был у руля управления не только этой державы, но и целой группы стран, которую именовали социалистическим лагерем; он претендовал на роль вершителя судеб "Угнетенных народов и эксплуатируемых классов", как говорили в его времена во всем мире.
Сталин (Джугашвили) Иосиф Виссарионович (1879—1953). Родился в г. Гори Тифлисской губернии. В 1893 г. окончил духовное училище в Гори и поступил в тифлисскую духовную православную семинарию. С 1898 г.— член тифлисской организации российской социал-демократической рабочей партии. В 1912 г. заочно кооптирован в члены ЦК и в Русское бюро ЦК РСДРП. Неоднократно подвергался арестам и ссылкам.
После февральской революции вернул¬ся из ссылки в Петербург, введен в Бюро ЦК РСДРП (б) и в редакцию «Правды». Был одним из руководителей Октябрьской революции. На II Все¬российском съезде Советов избран членом ВЦП К и утвержден наркомом по делам национальностей (1917—1922 гг.). Одновременно с 1919 г. — нар¬ком государственного контроля, с 1920 г.— нар¬ком Рабоче-Крестьянской инспекции.
С апреля 1922 г.— Генеральный секретарь ЦК партии боль¬шевиков, а с 1925 г. — член президиума Испол¬кома Коминтерна. С 1941 г. — председатель Сов¬наркома (в 1946—1953 гг. — Совет министров).
В годы Великой Отечественной войны — председа¬тель Государственного Комитета Обороны (ГКО) и Верховный главнокомандующий вооруженными силами СССР.
В теоретических работах Сталин большое внимание уделял разработке националь¬ного вопроса, популяризации ленинизма. При этом он существенно искажал важные положения марксистского и ленинского учения, подчинял их прагматическим целям своей политики.
1. Официальная правовая теория эпохи Сталина
Относительно широкая палитра мнений в области понимания права, существовавшая в первые годы советской власти, уже к се¬редине 1930-х гг. постепенно сменяется жестким унифицирован¬ным подходом. Такая метаморфоза стала следствием завершения крайне острой внутрипартийной борьбы и развития культа лич¬ности Сталина. Юридическая наука (один из важнейших элемен¬тов советской идеологической системы) становится инструмен¬том укрепления режима личной власти, проводником догматизи¬рованного марксизма и партийных директив.
Итогом процесса формирования официальной теории права стало первое Совещание по вопросам науки советского государ¬ства и права (16—19 июля 1938 г.), непосредственным организа¬тором которого выступил Андрей Януарьевич Вышинский (1883—1954) (был Генеральным прокурором СССР, директором Института права). Подготовленные им на основе теоретических положений Сталина тезисы были утверждены в качестве «един¬ственно правильной» позиции советских ученых, что обрекло юридическую науку на косность и длительный застой. Характер¬ный для того времени разнузданный стиль Вышинского как нельзя лучше передает атмосферу, в которой «вырабатывалась» «подлинно научная» точка зрения.
Ведущей темой Совещания стало «разоблачение врагов наро¬да», «банды от теории права», «провокаторов и предателей», к числу которых Вышинский причислил Пашуканиса, Крыленко («главари банды»), Гойхбарга, Рейснера, Ильинского, Разумов¬ского, Архипова, Стучку и др. Всем им предъявили ряд обвине¬ний. Во-первых, названные юристы, по мнению Вышинского, утверждали, что с построением социализма классовая борьба не обостряется, а затухает, что капитализм мирно врастет в социа¬лизм и что, соответственно, аппарат принуждения постепенно будет утрачивать свое значение. Во-вторых, им ставилось в вину, что они отрицали возможность создания социалистического пра¬ва, видели в праве исключительно буржуазный институт. Данный тезис, по Вышинскому, привел многих советских юристов к идее о скором отмирании права, что подрывало его преобразующую роль и культивировало нигилистическое отношение к социалис¬тическому праву. В-третьих, Вышинский увидел у названных правоведов попытку свести право либо к экономике, либо к по¬литике, что искажало суть марксистского понимания права .
В центре внимания Совещания стоял вопрос о соотношении буржуазного и социалистического права. Данная проблема не была надуманной, так как действительно многие советские юри¬сты во главе с Пашуканисом полагали, что право по своей приро¬де буржуазно, при капитализме наступает его полное развитие, а в условиях социалистического общества, где товарный обмен по¬степенно исчезает, право лишается объективной основы своего существования и должно отмереть. С точки зрения Вышинского, буржуазное право соответствует капиталистической формации и обречено вместе с ней на гибель. Возникающая вслед за капита¬лизмом социалистическая формация рождает новое социалисти¬ческое право — право переходного периода от капитализма к «высшим ступеням коммунизма», когда государство и право ото¬мрут. Социалистическое право имеет черты права буржуазного в той мере, в какой труд является мерилом ценностей при капита¬лизме и социализме. Однако по мере укрепления социалистичес¬ких отношений право все более будет наполняться социалисти¬ческим содержанием. В этом смысле, делает вывод Вышинский, социалистическое право есть наиболее совершенный, высший тип права, поскольку отражает самый прогрессивный тип обще¬ственных отношений. Вышинский обосновывает идею Сталина о том, что по мере продвижения советского общества к комму¬низму государство и право будут все более укрепляться и накану¬не своего отмирания достигнут наибольшего расцвета.
На Совещании была сформулирована позиция по отношению к буржуазной правовой идеологии. Буржуазная юридическая мысль, по Вышинскому, крайне абстрактна, пытается познать правовые явления из них самих, вне связи с экономикой и клас¬совой борьбой, а потому представляет собой «путаницу и хаос». Хотя Вышинский и призывает взять у буржуазной науки все ценное, логика его рассуждений ведет к полному отрицанию немарк¬систских правовых теорий. Проведение жесткой разделительной линии между марксистской теорией государства и права («под¬линно научной») и всеми остальными («буржуазными», «ненауч¬ными») должно было привести и привело к изоляции и творче¬скому застою отечественной теории права. Использование идей немарксистских авторов, что было типично, например, для Стучки или Рейснера, рассматривалось как «буржуазный уклон».
750 руб.
1) О преодолении культа личности и его последствий. Постановление ЦК КПСС от 30 июня 1956 года. Госкомиздат. М. 1956 г.
2) О культе личности и его последствиях. Доклад Первого секретаря ЦК КПСС товарища Хрущева Н.С. ХХ съезду КПСС 25 февраля 1956 года.
3) В книге "Реабилитация. Политические процессы 30-50 -х годов М. 1991 г.
4) Реабилитирован посмертно; изд 2е М. 1989г.
5) История России 1917-1940. Хрестоматия. Под ред. проф. М.Е. Главацкого. Екатеринбург. 1993 г.
6) Ласло Белади, Тамаш Краус. Сталин. М. 1990 г.
7) Н. Верт. История Советского государства. 1900 - 1991. Издание 2е М. 1994г.
8) Эдуард Радзинский "Сталин" М. 1997 г.
9) Жарова, Мишина История отечества 1900-1940 Учебная книга для старших классов средних учебных заведений. М. "Просвещение" 1992 г.
750 руб.